Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7570

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

понимать как "родственники по крови", "кровные". Известный историк С.М.Соловьев 
утверждал, что название "кривичи" связана из характером местности, которую занимало 
это сообщество (бугристая, неровная - кривизна). Большая группа ученых (археолог 
П.М.Траццякоў, историк Б.А.Рыбаков, беларуский филолог и историк М.И.Ермаловіч) 
утверждают, что в названии "кривичи" сохранилось имя языческого первосвященника 
Криво-Крывейты. 
Таким образом, сведения археологии, языковедение, антропологии свидетельствуют о 
том, что раннесярэдневяковыя этнические сообщества дрыгавічоў, радимичей, крывічоў 
сформировались в итога змяшэння, синтеза славянских и балтских групп населения. В их 
культуры и языку переплелись славянские и балтские элементы из перевесом славянских 
черт. Именно кривичи, дреговичи, радимичи, а не следующие этнические сообщества 
удерживали в себе балтский субстрат. 
Для характеристики дрыгавічоў, радимичей, крывічоў важное зна-чэнне  выяснение типа 
этих этнических супольнасцей. Неправа-мерно называть их племенами тому, что в их 
среды уже не было социального равенства, одинакового положения всех членов 
этнического сообщества, исчез родоплеменной раздел, появилось политическое 
управление, образовались "княженья", во главе которых стояли князья. Сведения из 
археологии, письменных источников свидетельствуют, что дреговичи, кривичи и 
радимичи переступили границу абшчынна-рядового строя и вошли в па-чатковы этап 
раннякласавага общество. Это подтверждает и узро-вень развития их экономики, который 
характеризуется началом общественного раздела работы. 
Дреговичи, кривичи, радимичи являлись территориальными куль-турна-этническими 
сообществами и не сформировались в народности. Яны представляли собой не племена, 
как в раннем железном веке, а протанароднасці ("народцы") и одновременно начальные 
государственные образования, протогосударства ли. 
Дреговичи, кривичи-полочане, радимичи постепенно втягивались в процесс 
формирования беларуской народности. Причем надо отметить, что между славянами и 
балтами имели место и мирное сосуществование, и военные столкновения, и 
ассимиляционные процессы. Ассимилировали не только славяне балтов, но в шеренги 
случаев славяне были ассимилированные балтами. Имели место существенные различия 
этих процессов на востоке и западе Беларуси. На востоке были очень сильные связи 
славянской, балтской и соседней финно-угорскай культуры, какие длинно осуществлялись 
в границах широкой полосы, и продолжительность их была очень большой. В западных 
регионах Беларуси восточнославянские сообщества дрыгавічоў, волынян, крывічоў 
соседствовали и сосуществовали из восточнобалтскими (литовскими), 
западнославянскими (мазовецкими), западнобалтскими (ятвяжскими) племенами. В 
различие от балтов, которые жили на территории современной Беларуси и Смоленщины и 
были 
ассимилированный славянами, балтские племена Юго-восточной Прибалтики стали 
основой, на которой сложились народности: литовцы, латыши, тараканы, ятвяги. По языку 
балты этого региона разделялись на западных (тараканы, ятвяги) и восточных (литовцы, 
латыши, курши и др.). 
Территорию между Неманом и верховьями р.Нар обитала группа ятвяжских плямѐн - 
сосудов, дайновы, паляксянаў и собственно ятвягов. Их язык был переходной между 
балтскими и славянскими языками. Некоторые исследователи считают, что ятвяги 
занимали более широкую территорию, включая Неманско-Бугскае междуречье (У.Сядоў). 
В первой половине XIII ст. земля ятвягов была частично подчинена галичско-волынскими 
и мазовецкими князьями. Во второй половине XIII ст. после кровопролитной борьбы 
ятвяги, как и соседние родственные им тараканы, были окончательно завоеванный 
крестоносцами. Какое-то их количество переселилось в соседние земли - Литву, Полыпчу, 
Беларусь. Именно этим объясняться то, что в за-ходніх районах Беларуси появились 
названия населенных пунктов Яцвязь, Ядзьвінкі, Тараканы, Прусікі. Следы нахождения 


background image

дайновы сохранились в топонимах Дзейнава, Дайнова, Дайноўка, какие локализованный в 
районах Воложина, Гродно, Слонима, Ивенца. Таким образом, есть все основания 
утверждать, что ятвяги были одним из компонентов в формирования беларуской 
народности. 
В западном регионе Беларуси длинно проживали отдельные балтские и смешанные 
балтско-славянские группы населения. В IX - XI вв. балтско-славянская граница 
проходила по линии Гродно - Лида - Ивье - Вилейка - Мядзель - Браслав. В XII - XIII вв. 
она отодвинулась подальше на запад и северо-запад к современной Литве и Латвии. 
Важно также отметить, что змяшэнне балтов со славянами происходила не только на 
территории Беларуси, но в какой-то степени и на территории Литвы и Латвии. О этом 
свидетельствуют следующие примеры: в XII - ХПІ вв. на территории Латвии 
существовали княжества Кукенойс и Герцыке, которые находились в зависимости от 
Полоцко; древняя часть г.Вильно была основана кривичами в XI - XII вв. Неслучайно в 
составе аукштайтов выделяется локальная группа дзукаў, в которой много общего из 
беларусами. 
В то же время средь славянского населения продолжали существовать группы балтов. О 
существовании на западной части восточнославянской этнической территории 
восточнобалтских групп литовцев свидетельствуют названия на-селеных пунктов - Литва, 
Литовцы, Литовка , которые и сегодня встречаются на Маладзечаншчыне, Слонимщине, 
Стаўбцоўшчыне и в других мяс-цовасцях. Набеги немецких рыцарей были главной 
причиной пера-сялення небольших групп западных балтов - жамойтов на восток. Это 
подтверждают названия населенных пунктов: Жамойцішкі (Воранаўскі р-н), Жамойдзі 
(Лидский р-н), Жамойск (Докшицкий р-н) и др. Под давлением Ливонского ордена в 
падзвінска-днепровский регион переселилась и часть восточнобалтского населения - 
латыголаў. На Витебщине насчитывается около 30 населенных пунктов из названием 
Латыголь, Латыголічы, Латыголава и др. Вообще балтских названий населенных пунктов 
на территории Беларуси сегодня насчитывается более чем 200. Преимущественное их 
количество находиться в западных районах. 
Кроме балтского населения на формирование беларуского этно-су оказали определенное 
влияние отдельные группы тюркского населения (татары), которые поселились на 
территории Беларуси в концы XIV - по-чатку XV ст. Однако это влияние было 
незначительный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§ 2. Возникновение Беларуси: разные подходы и концепции. Происхождение названий 
"Белая Русь", "Черная Русь" 
Одним из самых сложных в истории Беларуси является пытан-не: как и когда из раньше 
названных славянских, славяно-балтских суполь-насцей и других групп населения 
сформировалась беларуская народ-насть, как возникла Беларусь? Ответить на эти вопросы 
однозначно нельзя. Справа в том, что в науке нет единственной мысли насчет этих 
проблем. Одни исследователи утверждают, что беларусы как этнос уже существовали в 
XIII ст., а процесс формирования беларуской народности по-чаўся еще в VII - VIII вв. 
(Г.Штыхаў, М.Ермаловіч, М.Ткачев и др.). Согласно У.Сядова, беларуское этническое 


background image

сообщество сложилось в XIII - XIV вв. М.Грынблат.считать, что формирование беларусов 
происходила в XIV - XVI вв. Есть другие мнения. 
Нет единственного взгляда и на вопросы о предках беларусов. Возникло множество 
концепций, которые узаемавыключаюць одна одну. В XIX ст. появились польская и 
велікаруская концепции, которые отказывали существование самостоятельного 
беларуского этносу на тон основанию, что в населения Беларуси вроде не было 
самостоятельного славянского языка. Сторонники польской концепции (Л.Галембоўскі, 
А.Рыпінскі и др.) считали беларуский язык диалектам польского языка, а беларусов - 
частью польского этносу. Творцы великоруской концепции (А.Сабалеўскі, И.Сразнеўскі и 
др.) утверждали, что Беларусь - часть великоруской этнической территории, а беларуский 
язык - диалект рус-кай языки. 
Ошибочность этих концепций выявлена исследованиями по бело-русскому языку. Еще в 
начала XX ст. отличный беларуский славист Я.Карский в фундаментальной работы 
"Беларусы" (Варшава; Петроград.1903 - 1922. Т.1 - 3) убедительно доказал, что 
беларуский язык является самостоятельным славянским языком, которая согласно своему 
лексическому составу, синтаксиса, фонетики и морфологии входить в группу 
восточнославянских языков наравне из великоруской и украинской. 
В начала XX ст. появилась кривицкая концепция. Ее авторами были М.Пагодзін, 
В.Ластоўскі и др. Она основана на ошибочном воображении о том, что предками 
беларусов являются кривичи. Авторы концепции отождествляли беларусов и крывічоў и 
предлагали называть беларусов кривичами, а Беларусь - Кривией. Ошибочность этой 
концепции заключается в том, что кривичи занимали только паўноч-ную и центральную 
часть территории современной Беларуси. А как же возникла паўднѐвабеларускае 
население? На этот вопрос кривицкая концепция ответа не дает. Нет в даной концепции 
толкования и того, почему на части территории, которую занимали кривичи, позже 
сформировалась велікаруская народность. Однако самая большая по-мылка кривицкой 
концепции выявляется в хронологической неадпа-веднасці исчезновения крывічоў и 
появления беларуского этносу. Кривичи исчезли к середине XII ст., а беларусы как этнос к 
этому времени еще не сформировались. 
Односторонность кривицкой концепции решили преодолеть известный беларусазнаўца 
Я.Карский, историк-славист У.Пічэта, исследователь этнической истории Беларуси 
М.Грынблат, известный историк М.Доўнар-Запольскі. Яны включили в состав предков 
беларусов не только крывічоў, но также дрыгавічоў и радимичей. Отсель и название 
концепции - кривицко-дреговичско-радзіміцкая. Однако и это канн-цэпцыя, как и 
предыдущая, не учитывает того факто, что дреговичи и радимичи, как и кривичи, исчезли 
к середине XII ст., когда агульнабеларускі этнический комплекс еще не сформировался. 
Особенную популярность приобрела балтская теория этногенеза беларусов. Согласно этой 
теории, змяшэнне славян из даславянскім населениям - балтами - привело к появлению 
беларуского этносу. Балты, таким образом, отыграли роль субстрату (подосновы) в этнаге-
незе беларусов. Автор этой теории археолог У.Сядоў делает вывод на основании того, что 
много элементов беларуской культуры и языки имеют балтское происхождение. Однако 
У.Сядоў не учел того, что эти элементы свойственный як славянам, да и балтам. Яны 
индоевропейского происхождения. Балты появились предком, субстратам не 
непосредственно бело-русов, а восточнославянских супольнасцей - крывічоў, радимичей и 
дрыгавічоў. 
Существует и финская концепция происхождения беларусов. Ее авторам является 
писатель И.Ласкоў. На основании того, что на территории Беларуси есть названия речек и 
озер финского происхождения (Двина, Свирь и др.), он считать, что предками беларусов 
могли быть и финны. Для такого вывода нет ученых оснований. Фінамоўнае население на 
территории Беларуси жило в глубокой древности и было ассимилирована не славянами, а 
древними балтами, которые расселились в Панямонні, Подвинье и Поднепровье в 


background image

бронзового века. Финны на территории Беларуси появились субстратом не беларусов, а 
древних балтов. 
В 50-я годы XX ст. советский этнограф С.Токарей обосновал новую концепцию. Ее суть 
заключается в следующем. 
В концы IX - начала Х ст. усилились процессы нивелировки этнокультурных асаблівасцей 
восточных славян. Это было обусловлена экономичной, политической, культурной и 
конфессиональной итеграцией. 
Началось дальнейшее развитие феодальных отношений, классов и городов, 
распространение христианства. Стала складываться общая территория восточных славян. 
Центрам собирания восточных славян было Среднее Поднепровье, где находился г.Киев, 
какой пруд столицей нового государства -Киевской Руси. В итога смешивания разных 
супольнасцей - крывічоў, дрыгавічоў, радимичей, драўлян, полян, вятичей и других - в 
Среднем Поднепровье в IX - Х вв. сформировалось новое, восточнославянское этническое 
сообщество - древнерусская народность. Во второй по-лове Х ст. утвердилась и общее 
название этой территории - Русь. Среднее Поднепровье стало называться Русской землей, 
киевские князья - русскими князьями. 'Согласна из этой концепцией, сильное Древне-
русское государство защищало восточнославянские земли от нападений иноземных 
грабителей, освободила их жителей от уплаты дани хазарам и варягам. В этом государстве 
существовала единственная культура и язык. Затем в итога политического разобщения, 
распада Киевской Руси разъединилась и древняя народность. В итога образовались три 
родственные народы: русский, беларуский и украинский. 
Однако в этой концепции появилась много оппонентов (Г.Штыхаў, М.Ермаловіч, 
М.Ткачев и др.). Яны полностью отказывают сам факт существования древнерусской 
народности и формирования на ее основе беларусов, украинцев и русских. Согласна с 
утверждениями М.Ермаловіча, никакой древнерусской народности не существовала. А 
когда это да, так и не могло быть никакого раздела несуществующей общерусской 
народности на три ветви - русскую, украинскую и беларускую. Такой вывод делается на 
том основании, что Киевская Русь, куда входили восточнославянские земли, не являлась 
та-кой государством, как ее описывают в нашей исторической и учебной литературы. Она, 
на мысль Ермаловіча, вовсе нет являлась собирателем славянских народов. При этом он 
даже ссылается на К.Маркса. Последний названий Киевскую Русь империей, которая была 
несуразной, нескладной, скараспелай, "лоскутной". Это государство, дополняет 
Ермаловіч, была искусственным и потому непрочным военно-административным 
объединением. В ей торопливо и вопреки свободы и интересам народов объединялись 
племенные земли, и потому она не имела общей экономичной базы. Главная цель 
государства - свершать военные походы на Византию. Для этого и собиралась из 
завоеванных территорий многочисленной и рознаплемянное армия. А когда это да, так, 
пишет Ермаловіч, становится проблематичным возникновение древнерусской народности 
в таком государстве, как Киевская Русь. О несуществовании древнерусской народности 
свидетельствовать и тот факт, что Киевское государство в XII ст. распалась на части, 
которые соответствовали первоначальным племенным тэрыто-рыям. 
В связи из такими рассуждениями возникает и еще один вопрос: когда не было 
общерусской народности, как тогда, на мысль авторов этой концепции, произошло 
формирование беларуского, русского и украинского этносов, а потом и соответствующих 
народнасцей. Ермаловіч полагает, что справа вся в том, на какой территории поселились 
племена и из каким коренным населением (субстратам) произошло змяшэнне. Да, русский 
этнос формировался на основе финно-угорскага субстрату, украинский - тюркского, 
беларуски - балтского. 
Ермаловіч считать, что участь балтского субстрату в формирования беларусов была 
значительно меньшая, чем угра-финского в этносе великорусов. Объясняться эта тем, что 
Беларусь ввиду ее географического положения была местам, где в особенности 
интенсивно канн-центрировался славянский элемент, потому он мог легко побеждать 


background image

балтский. Отдельные регионы Беларуси вообще не были заселенный балтами (юг 
Минщины, междуречье Вилии и Гайны, юг Полаччыны). Ермаловіч отмечает еще одну 
особенность формирования беларуского этносу. Это то, что на территории Беларуси 
происходили велыді интенсивные процессы змяшэння, зрошчваяня славянских 
этнических супольнасцей - крывічоў, радимичей, дрыгавічоў. Итогам этого было усиление 
славянского элемента, что способствовало более быстрой ассимиляции балтов. 
Такая-то концепция формирования беларуского этносу, которой придерживается 
М.Ермаловіч. Надо добавить, что она находить себе сторонников и средь других 
историков. Ее, конечно, нельзя принять целиком, но нельзя и отклонить, потому что идет 
ученый поиск и разные точки зрения имеют право на жизнь. 
Как следует из вышеозначенного, согласно теоретическому подходу канн-цэпцыі 
происхождения, беларусов можно разделить на две группы. Охаживай-шую складывают 
взгляды ученых на беларуский этногенез как на спрош-чаную эволюцию, вторую - 
взгляды исследователей, которые объясняют па-ходжанне беларуского народа 
исключительно миграцией славян на терри-торию современной Беларуси и смешиванием 
их из местным даславянскім населениям. Выразительно видимо противопоставление 
эволюции (смен) и диффузии (расширения) явлений культуры, разное толкование их роли 
в этно-генетическом процессе. Первые исследователи главным способам образования 
беларусов считают эволюцию языка и культуры, вторые - миграцию и змеш-ванне разных 
этнических групп. 
В начала 90-х годов новую концепцию возникновения беларусов разработал историк-
этнограф М.Піліпенка (Піілііпенко М.Ф. Воз-ннкновенне Белорусснн: новая концепцня. 
Мн. , 1991). Автор этой концепции отказался от воображения о беларуском этногенезе как 
спрош-чанай эволюции, а также от толкования его только большой миграцией. 
Исследователь считать, что в формирования беларуского этносу имели место как 
эволюция, да и диффузия, какие тесно взаимодействовали и дополняли одна вторую в 
этом длительном и сложном процессе. .. Піліпенка по-новому подошел к вопросу о 
предках беларусов. Иен считать, что в итога широкого расселения славян и смешивания 
их из восточными балтами образовались не беларусы, а первоначальные 
восточнославянские этнические сообщества крывічоў, дрыгавічоў и радимичей. Это 
произошло в IX - Х вв. Затем в концы Х - начала XI ст. вместе из другими 
восточнославянскими сообществами кривичи, дреговичи и радимичи консолидировались 
в новое общесловянское этническое сообщество. Для ее были характерный 
агульнаўсходнеславянская язык, общая материальная и духовная культура. 3 
трансформацией этих первоначальных этнических славянских супольнас^ цей в 
общесловянское древнее сообщество их территории стали общей этнической территорией, 
которая получила название "Русь". Именно отныне применительно к территории 
Беларуси, как и к соседним восточнославянским зямель, начало употребляться название 
"Русь", а население стало называться русами, русичами, русинами, русскими. 
3 времени своего формирования этническая территория "Русь" не была адаа-стайнай. Она 
разделялась на регионы, которые не совпадали из прежними этническими территориями 
первоначальных восточнославянских этнических сулольнасцей. Территория современной 
Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалектно-
этнографические зоны агуль-наўсходнеславянскай этнического сообщества - полесскую и 
падзвінска^-днепровскую. Кроме общего названия "Русь", за южной частью территории 
Беларуси закрепилось название "Полесье", за центральной и северной - "Белая Русь". В 
южной папрыпяцкай зоне на основе трансформации дрыгавічоў, драўлян и южной части 
радзімічаўішоў процесс складывания нового этнического сообщества - палешукоў, в 
паўноч-ным (падзвінска-днепровским) регионе в итога трансформации крывічоў, вятичей 
и северных радимичей - древних беларусов. Піліпенка считать, что именно они и стали 
непосредственными предками беларусов.