Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7531

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Однако он не имел еще агульнаэтнічнага содержанию. Существовали региональные 
названия (палешукі), канфесіянізмы (русские и поляки), жители некоторых частей 
Беларуси называли себя здешними. 
Формированию национального самосознания содействовали публикации во второй 
половине XIX - начала XX ст. фундаментальных ученых работ, посвященных 
беларускому народу, его языку, куль-туры и историческому прошлому. Работы 
И.И.Насовіча, М.А.Дзмітрыева, Ю.Ф.Крачкоўскага, А.М.Семянтоўскага, 
М.Я.Нікіфароўскага, Я.Ф.Карского, Е.Р.Романова и других авторов объективно 
засвидетельствовали факт существования самостоятельного беларуского этносу. Важная 
значимость на пути пробуждения национального самосознания беларусов отыграли 
работы В.Ластоўскага, в особенности его "Краткая история Беларуси", где впервые 
беларуский этнос рассматривается как субъект исторического процесса. 
Таким образом, во второй половине XIX - начала XX ст. продолжался и в основном 
завершился процесс формирования беларуской нации как крестьянской в своей основе. 
Отрицательное воздействие на этот процесс оказывали слабость национальной буржуазии, 
бедность и неграмотность болыпасці беларусов, религиозный раскол и антибелорусская 
направленность православной церкви и католического костела, школы, печати, дзяр-
жаўных учреждений, которые отказывали существование беларуского этносу и всех 
беларусов считали либо русскими, либо поляками. В процессе формирования беларуской 
нации складывание национального литературного языка целиком не завершилась. 
Несмотря на нека-тори рост национального самосознания беларусов, и этот процесс также 
полностью не завершился. Развитие беларуской нации про-цягвалася в следующие 
десятилетия XX ст. 
§ 2. Развитие образования, науки, печати 
Общеобразовательная школа. Школьные реформы 60 - 80 годов. Смены в системе 
школьного образования в начала XX ст. Нужды капиталистического развития, усиление 
общественно-политического движения принудили царизм провести школьную реформу, 
которая содействовала расширению сети начальных школ и отменяла сословные 
ограничения для поступающих в высшие и средние учебные учреждения. Положением о 
начальных народных училищах 1864 г. было дазво-лена общественным учреждениям и 
частным лицам открывать пачат-ковыя школы "для укрепления в народе религиозных и 
моральных понятий и распространения первоначальных полезных знаний". В этих школах 
ребят учили письму и четырем действиям арифметики, большая уваса-придавалась закону 
божескому и церковным пениям. В не- 
дзельныя и праздничные дни ученики были обязанный всей школой ходить в церковь. Для 
усиления административного и педагогического ребро-роль в 1869 г. вводилась 
должность инспектора народных вучылішч, а в 1874 г. - директоро народных вучылішч. 
Статус гимназий и прогимназий (неполная гимназия в составе 4, 5 и 6-х классов) 1864 г. 
вводил усесаслоўны прынцьш, однако высокая плата за обучение фактическо закрывала 
доступ к среднему образованию представителям широких колес населения. Мужские 
гимназии делились на классические и реальные. Выпускники классических гимназий 
могли поступать в университет без экзаменов, а выпускники реальных гимназий - по 
конкурсу в высшие технические учебные уста-новый. В 1871 г. был утвержденный новый 
статус гимназий, который прадуг-леджваў открытие только классических гимназий. 
Термин обучения в их увеличивался из 7 к 8 годов. Реальные гимназии были 
преобразованный в реальные училища, где термин обучения сокращался из 7 к 6 годов. 
Право поступать в технические высшие учебные учреждения имели только те, кто 
закончил седьмой (дополнительный) класс училища. По-прежнему существовали средние 
учебные учреждения церковного ведомства - духовные семинарии. 
В ходе реформы учебные учреждения разных ведомств перешли в большинства своей в 
подчинение Министерству народ-най просвещения. В деревнях были ликвидированный 
школы Министерство дзяр-жаўных маѐмасцей, удельных контор, школы помещиков, 


background image

правас-лаўнага и католического духовенства. Были закрытый дворянские павя-товыя 
училища, которые существовали в западных губерниях. Начальными школами в деревне 
стали народные училища. По положению 1872 г. создавались городские училища, 
выпускники которых не могли поступать в средние учебные учреждения. При церковных 
приходах существовали начальные прыходскія одна- и двухкласныя школы 
дарэформеннага типа, а также двух-, трех- и чатырохкласныя мужские и женские училища 
церковного ведомства. 
Вместе из тем осуществление школьной реформы на Беларуси су-пала из проведением 
жестокого курса в политике царизма после падаўлення восстания 1863 - 1864 гг. За 
участие преподавателей, сту-дэнтаў и учащихся в восстания были закрытый Горы-
Горецкий земля-робчы институт, Навагрудская гимназия, Свислочская и Молодеченская 
прогимназии. Были ликвидированный польские школы и почти все частные училища как 
"рассадники полонизации". В школах запрещалось преподавание польского языка. Всем 
преподавателям и учителям зага-дана было заботиться о том, чтобы в стенах учебных 
учреждений разговорным языком была русская. 
Несмотря на жестокий курс палітьца российского правительства в ветви просвещения, а 
также материальные трудности (одна школа приходилась на 8 -10 деревень, большая часть 
школ размещалась в непрыстаса-ваных для занятий крестьянских домах, парт на всех 
учеников не хватала, учебных пособий было мало, тетрадей ученики сельских школ не 
имели и г. д.), тяга беларуского населения к обучению ребят в школе была огромная. Как 
свидетельствуют исторические документы, многие школы в Беларуси полностью 
находились на удержания крестьян. На средства крестьян отдаленных деревень при 
школах создавались и удерживались ученические общежития. Широко практиковался 
сбор сельской граммо-дои денежных средств и зерно на строительство и удержание дзяр-
жауных народных вучылішч. Открывались домашние "школкі". Крестьяне нанимали на 
несколько домой грамотного парня - "домашнего учителя", который учил ребят в 
крестьянских домах поочередно. В Беларуси, где не было земских школ, материальная 
поддержка населениям школьного дела являлась свидетельством его тяги к образованию, 
света и знал. 
3 1881 г. в России наступил период жестокой политической реакции, какая отрицательно 
повлияла на систему образования. В соответствия из па-лажэннем 1884 г. о 
царкоўналрыходскіх школах началось наступление на народные училища, многие из 
каких были закрытый. Вместо народных вучылішч создавались церковноприходские 
школы и школы грамоты, подчиненные местному православному духовенству. В 1881 -
1899 гг. количество народных вучылішч в Беларуси сократилась из 1198 к 999, 
одновременно было откровенна 5814 церковноприходских школ и школ грамоты. 
Были принятый меры для ограничения доступа в среднюю школу выходцам из более 
низких сословий. Летом 1887 г. изданный циркуляр, 
который в среды прогрессивной общественности получил название циркуляра "о 
кухарчыных ребятах". Осуществление циркуляра, по задумке авторов, должна было 
освободить гимназии и прогимназии от поступления в их ребят ямщиков, лакеев, павароў, 
прачек, мелких торговцев и к их похожим людям, "детей конх, за нсключеннем разве 
одаренных необыкновеннымн способностямн, вовсе не следует выводнть нз среды, к коей 
онн прннадлежат". 3 этой целью была значительно повышена плата за обучение. 
Под влиянием экономичного развития страны увеличивались коль-касць школ, которые 
обеспечивали начальные знания, и контингент вуч-няў. Когда в 1881 г. на территории 
Беларуси насчитывалась 1198 сельских народных школ и их отделений из 49 161 
учащимся, так в 1899 г. в 6813 народных училищах, церковноприходских школах и 
школах грамоты уже было 216 127 учащихся. 
Средние учебные учреждения находились в крупных городах Беларуси, в их учились 
преимущественно ребята представителей привилегированных сословий. В 1868 г. на 
территории Беларуси работали 6 мужских и 4 женские гимназии, 2 прогимназии, 4 


background image

духовные семинарии и Полоцкий кадетский корпус. В их насчитывалась 3265 учащихся. 3 
всех средних учебных учреждений только мужские классические и реальные гимназии 
давали право поступления в высшие учебные уста-новый. Остальные учебные учреждения 
таких прав не давали, их выпускники занимали служебные престолы. Например, 
выпускницы женских гимназий обычно получали престолы учительниц в народных 
училищах, а те, что наиболее успешно закончили гимназию, -звание домашней 
учительницы. 
В 70-я годы были откровенный реальные училища в Пинске и Минску, в 1885 г. - в 
Могилеве. В 1898 г. количество средних учебных учреждений на Беларуси увеличилась к 
20, в их обучалась около 5000 человек. 
Однако, несмотря на расширение сети учебных учреждений и рост контингента учащихся, 
уровень образования оставался еще низким. Согласно переписи 1897 г., общее число 
грамотных в Беларуси скла-дал только 25, 7 %. 
На начале XX ст. в системе школьного образования Беларуси произошли новые смены. 
Уменьшалось количество школ церковного ведомства: 
вместо церковноприходских школ открывались народные училища. В начальных школах 
в 1911 г. училась только 18, 4 % ребят школьного возраста. Городские училища были 
преобразованный в высшие начальные училища - чатырохкласныя агульнааду-кацыйныя 
школы повышенного типа. Увеличивалось количество средних учебных учреждений 
(полных и неполных): в 1914 г. их насчитывалась 88 (33 государственные и 55 частных) из 
31, 5 тыс. навучэн-цаў. 
Профессиональное образование. Развитие кашталістычных отношений в 
промышленности, сельскому хозяйству и на транспорте вызывало па- 
трэбу в квалифицированной рабочей силе. Потому именно во второй половине XIX ст. на 
территории Беларуси, как и в целом па Российской империи, наблюдалось возникновение 
и количественный рост профессионально-технических на-вучальных учреждений. 
Структура и особенности профессиональной школы на Беларуси были обусловленный 
шеренгам факторов: построением общероссийской системы профессионального 
образования, направленностью мяс-цовай производства, национальным составам 
населения беларуских губерний. 
Российская система профессионального образования имела три основные степени: 
высшую, среднюю и более низкую. Высшее техническое образование давалось в 
политехникумах и технологичных институтах и преследовала цель подготовку инженеров. 
Средние технические училища готовили техников, более низкие профессиональные 
учебные учреждения -высококвалифицированных рабочих. 
Возникновение средних и более низких технических вучылішч относиться к 60-х годов 
XIX ст. Яны принадлежали разным ведомствам, частным лицам и действовали на 
основании специальных статусов. В 1888 г. были опубликованный Основные положения о 
промышленных училищах, где излагались принципы организации специального 
образования и вызна-чалася ее место в общей системе народного просвещения 
Российской империи. В 1889 г. были выработанный статусы трех основных типов прамыс-
ловых вучылішч: средних и более низких технических вучылішч и ремесленных 
вучылішч. К разряду более низких технических вучылішч относились железнодорожные 
училища, которые преследовали цель подготовку машинистов, помощников машинистов 
и другой обслуживая персо-нал для железных дорог. 3 1893 г. возник новый тип 
промышленно-технических учебных учреждений - школа ремесленных учеников, а в 1895 
г. был выпрет-цаваны тип более низкой ремесленной школы. 
В дореволюционной России существовала развитая система сельскагаспа-дарчай 
образования. В особенности количественный рост сельскохозяйственных наву-чальных 
учреждений наблюдался после отмены крепостного права. Средние и более низкие 
сельскохозяйственные школы преследовали цель подготовку абслугоўваючага персоналу 
для помещичьих поместий, инструкторов, учителей и сельских хозяев. Более низкие 


background image

сельскохозяйственные школы разделялись на общие (давали знания по ведению сельского 
хозяйства в целом) и специальные (излагались предметы, связанные из какой-либо одной 
специальностью: садоводством, пчеловодством, молочным хозяйством и др.). 
К общероссийской системе профессионального образования относились и коммерческие 
учебные учреждения, которые давали теоретические и прак-тычныя знания, необходимые 
для коммерческой деятельности. Существовали на-ступныя типы коммерческих учебных 
учреждений: торговые классы, торговые школы, коммерческие училища, курсы 
коммерческих знаний. 
К профессиональным учебным учреждениям принадлежали медицинские училища, 
художественные классы, вечерние профессиональные курсы, учебные 
мастерские, женские профессиональные школы, музыкальные училища. 3 1865 г. начал 
свое существование и такой тип профессиональной подготовки, как ремесленные классы и 
отделения при общеобразовательной школе. 
Эти разнообразные типы профессиональных школ подчинялись разным государственным 
учреждениям. Большинство из их принадлежала Министерству народного просвещения. 
Министерство земледелия контролировала сельско-хозяйственные и лесные школы, 
Министерство финансов - коммерческие, художественно-промышленные учебные 
учреждения, Министерство путей сообщения - технические железнодорожные училища, 
Министерство юстиции - землямерныя училища. 
Все отмеченные типы профессиональных школ существовали на территории Беларуси. 
Одной из первых профессионально-технических учебных уста-ноу было Горецкое 
ремесленное училище, открытое в 1872 г. на базе Горецкого механического заводо. 
Основными специальностями были сля-сарная и кузнечная. Училище готовило также 
преподавателей для более низких сельскохозяйственных школ. 
Большинство промышленных профессиональных школ на Беларуси было открыта в 
концы 80 - начала 90-х годов, что вызвана широким строительствам лесалільных и 
кирпичных заводов, спичечных и фанерных фабрык. В 1890 г. начало действовать 
Александровское ремесленное училище в Гродно для подготовки сталяроў, слесарей, 
кузнецов. 
В связи из развитием железнодорожного транспорту в 1878 г. открыта Гомельское 
техническое железнодорожное училище. Тут готовили кузнецов, слесарей, сталяроў, 
токарей. Термин обучения длился к 5 годов. Получив квалификацию, рабочие 
направлялись в ремонтные мастерские Лібава-Роменской железной дороги. 
Более низкие ремесленные школы работали в Ракаве, Витебска, Быха-ве, Городку, 
Мозыре, Дрысе, Речицы, Нягневічах (Навагрудскі по-вет), Кричеве, Лоўжы (Полоцкий 
уезд), Климовичах. В 1896 г. начала свою работу школа ремесленных учеников в Минске. 
Характерной чертой профессионально-технического образования на территории Беларуси 
являлся высокий удельный вес еврейских профессиональных учебных учреждений. 
Еврейское население в "черте оседлости" зай-малася ремеслами, которые развивались тут 
традиционно. Необходимость профессиональной подготовки ремесленников была 
очевидной, однако еврейские ребята почти не имели возможности заниматься в общих 
профессиональных школах, ведь виновный были исполнять определенные религиозные 
предписания и часто даже не знали русского языка. 
Вопросами профессионального образования средь евреев Беларуси занимались отделения 
общероссийских еврейских организаций: Еврейского колонизационного товарищества, 
Товарищество ремесленной работы и др. При их активной поддержке были откровенный 
еврейские училища в Могилеве, Витебска и Минску, ремесленные отделения при 
еврейских училищах в Бобруйске, Гродно, Пинску, где обучали слесарно-механическим и 
столярным специальностям в течение 3-4 годов. Целью обучения была подготовка 
специалистов для фабрично-за- 
водской промышленности и буйной ремесленного производства. Существовали женские 
еврейские профессиональные школы. 


background image

Динамично развивалась на Беларуси сельскохозяйственное образование, что было связана 
из успешным развитием сельского хозяйства и существованием спроса на профессионалов 
в ветви земледелия, животноводства и по другим сельскохозяйственным специальностям. 
Продолжала свою работу Горецкое земледельческое училище, среднее 
сельскохозяйственное учебное учреждение, открытая еще в 1840 г. Обучение тут 
включала общеобразовательные и специальные пред-меты, а также многочисленные 
практичные занятия по ботанике, метеорологии, геодезии, зоологии, анатомии, 
растениеводству. Училище имело свою библиотеку, опытное поле, ботанический сад, 
пасеку, животноводческую ферму. При училище действовали землямерна-таксатарскія 
классы, преобразованные в 1909 г. в средней землямерна-агрономическое училище. 
В 1878 г. была открыта Мар'інагорская казенная сельско-хозяйственная школа. Она 
относилась к общим более низким сельско-хозяйственным школам первого разряда. При 
школе имелась ферма в размеры 150 десятин земли. В животноводческом хозяйстве 
разводилось племенное животное. Одной из целей существования школы, вместе из 
подготовкой специалистов, было распространение средь крестьян передовых методов 
ведения сельского хозяйства. За участие в сельско-хозяйственной выставке, 
организованной Минским сельскохозяйственным та-варыствам, Мар'інагорская школа 
была награждена золотым медалѐм. 
На Беларуси существовала шеренга специальных сельскохозяйственных школ: 
Зіноўеўская школа садовых рабочих (Могилевский уезд), практичная школа скотнікаў в 
поместье Ляўкі (Горецкий уезд), Ждановичская женская школа молочного хозяйства 
(Чаусский уезд), Бобруйская школа садоводства, огородничество и хмелеводство, 
Полоцкая более низкая лесная школа, Малалосвідская практичная школа садоводства 
(Городоцкий уезд) и др. 
Сельскохозяйственное образование осуществлялось и путям организации курсов, классов 
и лекций для желающих приобрести нека-тория сведения по разным ветвям сельского 
хозяйства. 
В дореволюционном Минске работали следующие коммерческие на-вучальныя 
учреждения: Минское мужское сямікласнае коммерческое училище, частное женское 
коммерческое училище, частная мужская торговая школа. Коммерческие училища 
действовали также в Слуцка, Брест-Литовску, Витебска, Могилеве, Гомеле. 
На Беларуси были распространенный женские профессиональные наву-чальныя 
учреждения. Преобладали школы кройки и шитья и рукадзельныя классы. Выпускницы 
получали аттестаты, что давали право открывать частные школы и курсы швейного 
мастерства. 
Подготовка среднего медицинского персоналу осуществлялась в ветеринарно-
фельдшерских и павівальных школах. 3 70-х годов XIX ст. 
существовали Могилевская, Витебская, Гродненская павівальныя школы, Могилевская 
центральная фель-чарская школа. В начала XX ст. возникли ветеринарно-фельдшерская 
школа Минского губернского земства, фельдшерско-акушерские школы в Витебска и 
Минску, павівальная школа в Гомеле, при-ватная зубаўрачэбная школа в 
Минске. 
Во второй половине XIX ст. на Беларуси были заложенный основы педагогического 
образования. В итога проведения школьных рэформ 60-х годов увеличилась сеть по-
чатковых народных вучылішч, что вызывало нужду в педагогических кадрах. Для их 
подготовки ство-раны педагогические учебные учреждения - учительские семинарии. 
Молодеченская учительская семинария, первая на Беларуси и вообще в Российской 
империи, начала свою деятельность осенью 1864 г. 
В 1872 г. была откровенна Полоцкая учительская семшарыя, в 1о'4г. Несвижская, в 1876 г. 
- Свислочская семинарии. На начале XX ст. откровенный также Борисовская, Бобруйская, 
Гомельская, Оршанская, Рогачевская, Барунская, Мстиславская и Городоцкая настауніцкія