ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7531
Скачиваний: 2
Однако он не имел еще агульнаэтнічнага содержанию. Существовали региональные
названия (палешукі), канфесіянізмы (русские и поляки), жители некоторых частей
Беларуси называли себя здешними.
Формированию национального самосознания содействовали публикации во второй
половине XIX - начала XX ст. фундаментальных ученых работ, посвященных
беларускому народу, его языку, куль-туры и историческому прошлому. Работы
И.И.Насовіча, М.А.Дзмітрыева, Ю.Ф.Крачкоўскага, А.М.Семянтоўскага,
М.Я.Нікіфароўскага, Я.Ф.Карского, Е.Р.Романова и других авторов объективно
засвидетельствовали факт существования самостоятельного беларуского этносу. Важная
значимость на пути пробуждения национального самосознания беларусов отыграли
работы В.Ластоўскага, в особенности его "Краткая история Беларуси", где впервые
беларуский этнос рассматривается как субъект исторического процесса.
Таким образом, во второй половине XIX - начала XX ст. продолжался и в основном
завершился процесс формирования беларуской нации как крестьянской в своей основе.
Отрицательное воздействие на этот процесс оказывали слабость национальной буржуазии,
бедность и неграмотность болыпасці беларусов, религиозный раскол и антибелорусская
направленность православной церкви и католического костела, школы, печати, дзяр-
жаўных учреждений, которые отказывали существование беларуского этносу и всех
беларусов считали либо русскими, либо поляками. В процессе формирования беларуской
нации складывание национального литературного языка целиком не завершилась.
Несмотря на нека-тори рост национального самосознания беларусов, и этот процесс также
полностью не завершился. Развитие беларуской нации про-цягвалася в следующие
десятилетия XX ст.
§ 2. Развитие образования, науки, печати
Общеобразовательная школа. Школьные реформы 60 - 80 годов. Смены в системе
школьного образования в начала XX ст. Нужды капиталистического развития, усиление
общественно-политического движения принудили царизм провести школьную реформу,
которая содействовала расширению сети начальных школ и отменяла сословные
ограничения для поступающих в высшие и средние учебные учреждения. Положением о
начальных народных училищах 1864 г. было дазво-лена общественным учреждениям и
частным лицам открывать пачат-ковыя школы "для укрепления в народе религиозных и
моральных понятий и распространения первоначальных полезных знаний". В этих школах
ребят учили письму и четырем действиям арифметики, большая уваса-придавалась закону
божескому и церковным пениям. В не-
дзельныя и праздничные дни ученики были обязанный всей школой ходить в церковь. Для
усиления административного и педагогического ребро-роль в 1869 г. вводилась
должность инспектора народных вучылішч, а в 1874 г. - директоро народных вучылішч.
Статус гимназий и прогимназий (неполная гимназия в составе 4, 5 и 6-х классов) 1864 г.
вводил усесаслоўны прынцьш, однако высокая плата за обучение фактическо закрывала
доступ к среднему образованию представителям широких колес населения. Мужские
гимназии делились на классические и реальные. Выпускники классических гимназий
могли поступать в университет без экзаменов, а выпускники реальных гимназий - по
конкурсу в высшие технические учебные уста-новый. В 1871 г. был утвержденный новый
статус гимназий, который прадуг-леджваў открытие только классических гимназий.
Термин обучения в их увеличивался из 7 к 8 годов. Реальные гимназии были
преобразованный в реальные училища, где термин обучения сокращался из 7 к 6 годов.
Право поступать в технические высшие учебные учреждения имели только те, кто
закончил седьмой (дополнительный) класс училища. По-прежнему существовали средние
учебные учреждения церковного ведомства - духовные семинарии.
В ходе реформы учебные учреждения разных ведомств перешли в большинства своей в
подчинение Министерству народ-най просвещения. В деревнях были ликвидированный
школы Министерство дзяр-жаўных маѐмасцей, удельных контор, школы помещиков,
правас-лаўнага и католического духовенства. Были закрытый дворянские павя-товыя
училища, которые существовали в западных губерниях. Начальными школами в деревне
стали народные училища. По положению 1872 г. создавались городские училища,
выпускники которых не могли поступать в средние учебные учреждения. При церковных
приходах существовали начальные прыходскія одна- и двухкласныя школы
дарэформеннага типа, а также двух-, трех- и чатырохкласныя мужские и женские училища
церковного ведомства.
Вместе из тем осуществление школьной реформы на Беларуси су-пала из проведением
жестокого курса в политике царизма после падаўлення восстания 1863 - 1864 гг. За
участие преподавателей, сту-дэнтаў и учащихся в восстания были закрытый Горы-
Горецкий земля-робчы институт, Навагрудская гимназия, Свислочская и Молодеченская
прогимназии. Были ликвидированный польские школы и почти все частные училища как
"рассадники полонизации". В школах запрещалось преподавание польского языка. Всем
преподавателям и учителям зага-дана было заботиться о том, чтобы в стенах учебных
учреждений разговорным языком была русская.
Несмотря на жестокий курс палітьца российского правительства в ветви просвещения, а
также материальные трудности (одна школа приходилась на 8 -10 деревень, большая часть
школ размещалась в непрыстаса-ваных для занятий крестьянских домах, парт на всех
учеников не хватала, учебных пособий было мало, тетрадей ученики сельских школ не
имели и г. д.), тяга беларуского населения к обучению ребят в школе была огромная. Как
свидетельствуют исторические документы, многие школы в Беларуси полностью
находились на удержания крестьян. На средства крестьян отдаленных деревень при
школах создавались и удерживались ученические общежития. Широко практиковался
сбор сельской граммо-дои денежных средств и зерно на строительство и удержание дзяр-
жауных народных вучылішч. Открывались домашние "школкі". Крестьяне нанимали на
несколько домой грамотного парня - "домашнего учителя", который учил ребят в
крестьянских домах поочередно. В Беларуси, где не было земских школ, материальная
поддержка населениям школьного дела являлась свидетельством его тяги к образованию,
света и знал.
3 1881 г. в России наступил период жестокой политической реакции, какая отрицательно
повлияла на систему образования. В соответствия из па-лажэннем 1884 г. о
царкоўналрыходскіх школах началось наступление на народные училища, многие из
каких были закрытый. Вместо народных вучылішч создавались церковноприходские
школы и школы грамоты, подчиненные местному православному духовенству. В 1881 -
1899 гг. количество народных вучылішч в Беларуси сократилась из 1198 к 999,
одновременно было откровенна 5814 церковноприходских школ и школ грамоты.
Были принятый меры для ограничения доступа в среднюю школу выходцам из более
низких сословий. Летом 1887 г. изданный циркуляр,
который в среды прогрессивной общественности получил название циркуляра "о
кухарчыных ребятах". Осуществление циркуляра, по задумке авторов, должна было
освободить гимназии и прогимназии от поступления в их ребят ямщиков, лакеев, павароў,
прачек, мелких торговцев и к их похожим людям, "детей конх, за нсключеннем разве
одаренных необыкновеннымн способностямн, вовсе не следует выводнть нз среды, к коей
онн прннадлежат". 3 этой целью была значительно повышена плата за обучение.
Под влиянием экономичного развития страны увеличивались коль-касць школ, которые
обеспечивали начальные знания, и контингент вуч-няў. Когда в 1881 г. на территории
Беларуси насчитывалась 1198 сельских народных школ и их отделений из 49 161
учащимся, так в 1899 г. в 6813 народных училищах, церковноприходских школах и
школах грамоты уже было 216 127 учащихся.
Средние учебные учреждения находились в крупных городах Беларуси, в их учились
преимущественно ребята представителей привилегированных сословий. В 1868 г. на
территории Беларуси работали 6 мужских и 4 женские гимназии, 2 прогимназии, 4
духовные семинарии и Полоцкий кадетский корпус. В их насчитывалась 3265 учащихся. 3
всех средних учебных учреждений только мужские классические и реальные гимназии
давали право поступления в высшие учебные уста-новый. Остальные учебные учреждения
таких прав не давали, их выпускники занимали служебные престолы. Например,
выпускницы женских гимназий обычно получали престолы учительниц в народных
училищах, а те, что наиболее успешно закончили гимназию, -звание домашней
учительницы.
В 70-я годы были откровенный реальные училища в Пинске и Минску, в 1885 г. - в
Могилеве. В 1898 г. количество средних учебных учреждений на Беларуси увеличилась к
20, в их обучалась около 5000 человек.
Однако, несмотря на расширение сети учебных учреждений и рост контингента учащихся,
уровень образования оставался еще низким. Согласно переписи 1897 г., общее число
грамотных в Беларуси скла-дал только 25, 7 %.
На начале XX ст. в системе школьного образования Беларуси произошли новые смены.
Уменьшалось количество школ церковного ведомства:
вместо церковноприходских школ открывались народные училища. В начальных школах
в 1911 г. училась только 18, 4 % ребят школьного возраста. Городские училища были
преобразованный в высшие начальные училища - чатырохкласныя агульнааду-кацыйныя
школы повышенного типа. Увеличивалось количество средних учебных учреждений
(полных и неполных): в 1914 г. их насчитывалась 88 (33 государственные и 55 частных) из
31, 5 тыс. навучэн-цаў.
Профессиональное образование. Развитие кашталістычных отношений в
промышленности, сельскому хозяйству и на транспорте вызывало па-
трэбу в квалифицированной рабочей силе. Потому именно во второй половине XIX ст. на
территории Беларуси, как и в целом па Российской империи, наблюдалось возникновение
и количественный рост профессионально-технических на-вучальных учреждений.
Структура и особенности профессиональной школы на Беларуси были обусловленный
шеренгам факторов: построением общероссийской системы профессионального
образования, направленностью мяс-цовай производства, национальным составам
населения беларуских губерний.
Российская система профессионального образования имела три основные степени:
высшую, среднюю и более низкую. Высшее техническое образование давалось в
политехникумах и технологичных институтах и преследовала цель подготовку инженеров.
Средние технические училища готовили техников, более низкие профессиональные
учебные учреждения -высококвалифицированных рабочих.
Возникновение средних и более низких технических вучылішч относиться к 60-х годов
XIX ст. Яны принадлежали разным ведомствам, частным лицам и действовали на
основании специальных статусов. В 1888 г. были опубликованный Основные положения о
промышленных училищах, где излагались принципы организации специального
образования и вызна-чалася ее место в общей системе народного просвещения
Российской империи. В 1889 г. были выработанный статусы трех основных типов прамыс-
ловых вучылішч: средних и более низких технических вучылішч и ремесленных
вучылішч. К разряду более низких технических вучылішч относились железнодорожные
училища, которые преследовали цель подготовку машинистов, помощников машинистов
и другой обслуживая персо-нал для железных дорог. 3 1893 г. возник новый тип
промышленно-технических учебных учреждений - школа ремесленных учеников, а в 1895
г. был выпрет-цаваны тип более низкой ремесленной школы.
В дореволюционной России существовала развитая система сельскагаспа-дарчай
образования. В особенности количественный рост сельскохозяйственных наву-чальных
учреждений наблюдался после отмены крепостного права. Средние и более низкие
сельскохозяйственные школы преследовали цель подготовку абслугоўваючага персоналу
для помещичьих поместий, инструкторов, учителей и сельских хозяев. Более низкие
сельскохозяйственные школы разделялись на общие (давали знания по ведению сельского
хозяйства в целом) и специальные (излагались предметы, связанные из какой-либо одной
специальностью: садоводством, пчеловодством, молочным хозяйством и др.).
К общероссийской системе профессионального образования относились и коммерческие
учебные учреждения, которые давали теоретические и прак-тычныя знания, необходимые
для коммерческой деятельности. Существовали на-ступныя типы коммерческих учебных
учреждений: торговые классы, торговые школы, коммерческие училища, курсы
коммерческих знаний.
К профессиональным учебным учреждениям принадлежали медицинские училища,
художественные классы, вечерние профессиональные курсы, учебные
мастерские, женские профессиональные школы, музыкальные училища. 3 1865 г. начал
свое существование и такой тип профессиональной подготовки, как ремесленные классы и
отделения при общеобразовательной школе.
Эти разнообразные типы профессиональных школ подчинялись разным государственным
учреждениям. Большинство из их принадлежала Министерству народного просвещения.
Министерство земледелия контролировала сельско-хозяйственные и лесные школы,
Министерство финансов - коммерческие, художественно-промышленные учебные
учреждения, Министерство путей сообщения - технические железнодорожные училища,
Министерство юстиции - землямерныя училища.
Все отмеченные типы профессиональных школ существовали на территории Беларуси.
Одной из первых профессионально-технических учебных уста-ноу было Горецкое
ремесленное училище, открытое в 1872 г. на базе Горецкого механического заводо.
Основными специальностями были сля-сарная и кузнечная. Училище готовило также
преподавателей для более низких сельскохозяйственных школ.
Большинство промышленных профессиональных школ на Беларуси было открыта в
концы 80 - начала 90-х годов, что вызвана широким строительствам лесалільных и
кирпичных заводов, спичечных и фанерных фабрык. В 1890 г. начало действовать
Александровское ремесленное училище в Гродно для подготовки сталяроў, слесарей,
кузнецов.
В связи из развитием железнодорожного транспорту в 1878 г. открыта Гомельское
техническое железнодорожное училище. Тут готовили кузнецов, слесарей, сталяроў,
токарей. Термин обучения длился к 5 годов. Получив квалификацию, рабочие
направлялись в ремонтные мастерские Лібава-Роменской железной дороги.
Более низкие ремесленные школы работали в Ракаве, Витебска, Быха-ве, Городку,
Мозыре, Дрысе, Речицы, Нягневічах (Навагрудскі по-вет), Кричеве, Лоўжы (Полоцкий
уезд), Климовичах. В 1896 г. начала свою работу школа ремесленных учеников в Минске.
Характерной чертой профессионально-технического образования на территории Беларуси
являлся высокий удельный вес еврейских профессиональных учебных учреждений.
Еврейское население в "черте оседлости" зай-малася ремеслами, которые развивались тут
традиционно. Необходимость профессиональной подготовки ремесленников была
очевидной, однако еврейские ребята почти не имели возможности заниматься в общих
профессиональных школах, ведь виновный были исполнять определенные религиозные
предписания и часто даже не знали русского языка.
Вопросами профессионального образования средь евреев Беларуси занимались отделения
общероссийских еврейских организаций: Еврейского колонизационного товарищества,
Товарищество ремесленной работы и др. При их активной поддержке были откровенный
еврейские училища в Могилеве, Витебска и Минску, ремесленные отделения при
еврейских училищах в Бобруйске, Гродно, Пинску, где обучали слесарно-механическим и
столярным специальностям в течение 3-4 годов. Целью обучения была подготовка
специалистов для фабрично-за-
водской промышленности и буйной ремесленного производства. Существовали женские
еврейские профессиональные школы.
Динамично развивалась на Беларуси сельскохозяйственное образование, что было связана
из успешным развитием сельского хозяйства и существованием спроса на профессионалов
в ветви земледелия, животноводства и по другим сельскохозяйственным специальностям.
Продолжала свою работу Горецкое земледельческое училище, среднее
сельскохозяйственное учебное учреждение, открытая еще в 1840 г. Обучение тут
включала общеобразовательные и специальные пред-меты, а также многочисленные
практичные занятия по ботанике, метеорологии, геодезии, зоологии, анатомии,
растениеводству. Училище имело свою библиотеку, опытное поле, ботанический сад,
пасеку, животноводческую ферму. При училище действовали землямерна-таксатарскія
классы, преобразованные в 1909 г. в средней землямерна-агрономическое училище.
В 1878 г. была открыта Мар'інагорская казенная сельско-хозяйственная школа. Она
относилась к общим более низким сельско-хозяйственным школам первого разряда. При
школе имелась ферма в размеры 150 десятин земли. В животноводческом хозяйстве
разводилось племенное животное. Одной из целей существования школы, вместе из
подготовкой специалистов, было распространение средь крестьян передовых методов
ведения сельского хозяйства. За участие в сельско-хозяйственной выставке,
организованной Минским сельскохозяйственным та-варыствам, Мар'інагорская школа
была награждена золотым медалѐм.
На Беларуси существовала шеренга специальных сельскохозяйственных школ:
Зіноўеўская школа садовых рабочих (Могилевский уезд), практичная школа скотнікаў в
поместье Ляўкі (Горецкий уезд), Ждановичская женская школа молочного хозяйства
(Чаусский уезд), Бобруйская школа садоводства, огородничество и хмелеводство,
Полоцкая более низкая лесная школа, Малалосвідская практичная школа садоводства
(Городоцкий уезд) и др.
Сельскохозяйственное образование осуществлялось и путям организации курсов, классов
и лекций для желающих приобрести нека-тория сведения по разным ветвям сельского
хозяйства.
В дореволюционном Минске работали следующие коммерческие на-вучальныя
учреждения: Минское мужское сямікласнае коммерческое училище, частное женское
коммерческое училище, частная мужская торговая школа. Коммерческие училища
действовали также в Слуцка, Брест-Литовску, Витебска, Могилеве, Гомеле.
На Беларуси были распространенный женские профессиональные наву-чальныя
учреждения. Преобладали школы кройки и шитья и рукадзельныя классы. Выпускницы
получали аттестаты, что давали право открывать частные школы и курсы швейного
мастерства.
Подготовка среднего медицинского персоналу осуществлялась в ветеринарно-
фельдшерских и павівальных школах. 3 70-х годов XIX ст.
существовали Могилевская, Витебская, Гродненская павівальныя школы, Могилевская
центральная фель-чарская школа. В начала XX ст. возникли ветеринарно-фельдшерская
школа Минского губернского земства, фельдшерско-акушерские школы в Витебска и
Минску, павівальная школа в Гомеле, при-ватная зубаўрачэбная школа в
Минске.
Во второй половине XIX ст. на Беларуси были заложенный основы педагогического
образования. В итога проведения школьных рэформ 60-х годов увеличилась сеть по-
чатковых народных вучылішч, что вызывало нужду в педагогических кадрах. Для их
подготовки ство-раны педагогические учебные учреждения - учительские семинарии.
Молодеченская учительская семинария, первая на Беларуси и вообще в Российской
империи, начала свою деятельность осенью 1864 г.
В 1872 г. была откровенна Полоцкая учительская семшарыя, в 1о'4г. Несвижская, в 1876 г.
- Свислочская семинарии. На начале XX ст. откровенный также Борисовская, Бобруйская,
Гомельская, Оршанская, Рогачевская, Барунская, Мстиславская и Городоцкая настауніцкія