ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 14360
Скачиваний: 24
11
Вены головы и шеи 277
Вены верхней конечности 280
Вены грудной клетки
281
Система нижней полой вены
282
Вены таза и нижней конечности
282
Вены живота 284
Система воротной вены
285
Понятие о венозных анастомозах 286
Кровообращение плода
297
Лимфатическая система (Волчкевич Д.А.) ........................................................... 300
Общие данные
300
Лимфатические узлы отдельных областей тела. Верхняя конечность
305
Лимфатические узлы головы и шеи 306
Лимфатические узлы грудной полости
306
Лимфатические узлы нижней конечности 307
Лимфатические узлы таза 307
Лимфатические узлы полости живота
307
Центральные органы иммунной системы 308
Селезенка
310
Лимфатический узел 312
Учение о нервной системе – неврология ............................................................... 315
Общие данные
315
Центральная нервная система (Щербакова М.Н.)
319
Спинной мозг
319
Оболочки спинного мозга 323
Головной мозг
324
Задний мозг. Продолговатый мозг 325
Мост 328
Мозжечок
329
Перешеек мозга
331
IV желудочек 331
Ромбовидная ямка 332
Средний мозг
334
Передний мозг. Промежуточный мозг
335
III желудочек 338
Конечный мозг. Плащ
339
12
Обонятельный мозг 343
Базальные ядра
343
Боковые желудочки 344
Белое вещество полушарий 345
Оболочки головного мозга 346
Проводящие пути нервной системы
348
Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы (Пашенко Т.П.) ...... 356
Шейное сплетение 357
Плечевое сплетение 358
Передние ветви грудных нервов
360
Поясничное сплетение
360
Крестцовое сплетение
361
Копчиковое сплетение
364
Черепные нервы (Смолко Я.Е.) ................................................................................ 365
I пара 365
II пара
365
III пара
366
IV пара
366
V пара
366
VI пара
369
VII пара
369
VIII пара
371
IX пара
371
X пара
373
XI пара
375
XII пара
376
Вегетативная нервная система (Щербакова М.Н.) ............................................. 377
Общие данные
377
Симпатический отдел вегетативной нервной системы
382
Предпозвоночные узлы и вегетативные сплетения
387
Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы
389
Вегетативная иннервация внутренних органов
392
Органы чувств (Шавель Ж.А.) ................................................................................ 394
Введение
394
Орган зрения 394
Орган слуха и равновесия 400
13
Орган обоняния
407
Орган вкуса 407
Общий покров
408
Эндокринная система (Околокулак Е.С.)
Список рекомендуемой литературы
14
Предисловие
Анатомия человека – фундаментальная медико-биологи-
ческая наука, которая закладывает основу медицинского образо-
вания, вооружает врача многочисленными фактами, объясняю-
щими положение человека в природе. Анатомия человека изучает
форму и строение человеческого организма (составляющих его
органов и систем) и исследует закономерности развития этого
строения в связи с его функцией.
Предлагаемый учебник «Анатомия человека» предназначен, в
первую очередь, для студентов факультета медицинской диагно-
стики и реабилитации и является первым в нашей стране ана-
томическим изданием подобного рода. Написанию данного учеб-
ника предшествовал выпуск ряда учебных пособий по анатомии
для указанного факультета.
С другой стороны, определенно известно, что для лиц, полу-
чающих медицинское или биологическое образование в универси-
тетах или педагогических институтах, анатомия человека – од-
на из базовых дисциплин. Поэтому появление настоящего учебни-
ка в арсенале средств обучения можно рассматривать и как
гармоничное дополнение к основным учебнику и атласу по ана-
томии, которое будет способствовать экономии учебного време-
ни студента и преподавателя, а также повышать эффектив-
ность изучения и преподавания анатомии. В связи с этим, данный
учебник может быть использован студентами и специалистами
биологического и медицинского профиля, учащимися и преподава-
телями старших классов школ и медицинских колледжей, а так-
же полезен широкому кругу читателей, интересующихся пробле-
мами биологии и медицины.
Настоящий учебник – долгий и творческий труд коллектива
кафедры анатомии человека (зав. кафедрой – профессор Около-
кулак Е.С.) Гродненского государственного медицинского универ-
ситета. Авторы будут благодарны за критические замечания,
дополнения и пожелания, высказанные в адрес книги.
Авторский коллектив
15
ВВЕДЕНИЕ
Анатомия человека – фундаментальная дисциплина медицины
В медицинском вузе анатомия – первая наука, которая приоткрывает за-
навес будущей врачебной деятельности, закладывает основы специальных ме-
дицинских знаний. Вместе с физиологией анатомия составляет основу меди-
цинского образования, так как знание форм и строения тела живого человека
является непременным условием понимания жизненных отправлений здорового
и больного человеческого организма и ясного представления о причинах болез-
ней, а, следовательно, и их профилактики и лечения. Без овладения анатомиче-
скими знаниями, без понимания строения и развития организма не может обой-
тись ни одна врачебная специальность. Так, знаменитый российский врач и
ученый Е. Мухин в начале 19-го века сказал: "Врач – не анатом не только бес-
полезен, но и вреден". Что же изучает анатомия человека? Какое содержание
вкладывается в этот термин? Название анатомия происходит от древнегрече-
ского anatemnein – рассекаю, расчленяю.
Такое определение многие века вполне соответствовало содержанию
предмета, а также методу исследования, которым это содержание выявлялось.
Первым и основным методом исследования человека был метод расчленения
трупа, поэтому старая описательная анатомия искала ответ, на вопрос как
устроен организм. Она ограничивалась лишь описанием формы и строения
мертвого тела. Бурный рост естествознания в XIX, и особенно в XX веке значи-
тельно расширил содержание анатомии как науки, она с успехом стала исполь-
зовать для своего развития достижения других наук. Это расширение и углуб-
ление содержания предмета произошло не просто от повышения любознатель-
ности ученых, а в полном соответствии с положением теории познания окру-
жающей действительности и о ведущем значении практики для развития науки.
Потребности медицины поставили перед анатомами задачи изучения строения
живого тела в связи с функцией органов, с учетом возраста и изменяющихся