Файл: KNIGA_ANATOMIYa_ispravl_okolokulakaу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 14081

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

11 
 

Вены головы и шеи  277 

Вены верхней конечности  280 

Вены грудной клетки 

281 

Система нижней полой вены 

282 

Вены таза и нижней конечности 

282 

Вены живота 284 

Система воротной вены 

285 

Понятие о венозных анастомозах  286 

Кровообращение плода 

297 

Лимфатическая система (Волчкевич Д.А.) ........................................................... 300 

Общие данные 

300 

Лимфатические узлы отдельных областей тела. Верхняя конечность 

305 

Лимфатические узлы головы и шеи 306 

Лимфатические узлы грудной полости 

306 

Лимфатические узлы нижней конечности  307 

Лимфатические узлы таза  307 

Лимфатические узлы полости живота 

307 

Центральные органы иммунной системы  308 

Селезенка 

310 

Лимфатический узел 312 

Учение о нервной системе – неврология ............................................................... 315 

Общие данные 

315 

Центральная нервная система (Щербакова М.Н.)

  319 

Спинной мозг 

319 

Оболочки спинного мозга  323 

Головной мозг 

324 

Задний мозг. Продолговатый мозг  325 

Мост  328 

Мозжечок 

329 

Перешеек мозга 

331 

IV желудочек 331 

Ромбовидная ямка  332 

Средний мозг 

334 

Передний мозг. Промежуточный мозг 

335 

III желудочек 338 

Конечный мозг. Плащ 

339 


background image

 

 

12 
 

Обонятельный мозг  343 

Базальные ядра 

343 

Боковые желудочки 344 

Белое вещество полушарий 345 

Оболочки головного мозга  346 

Проводящие пути нервной системы 

348 

Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы  (Пашенко Т.П.) ...... 356 

Шейное сплетение  357 

Плечевое сплетение 358 

Передние ветви грудных нервов 

360 

Поясничное сплетение 

360 

Крестцовое сплетение 

361 

Копчиковое сплетение 

364 

Черепные нервы (Смолко Я.Е.) ................................................................................ 365 

I пара 365 

II пара 

365 

III пара 

366 

IV пара 

366 

V пара 

366 

VI пара 

369 

VII пара 

369 

VIII пара 

371 

IX пара 

371 

X пара 

373 

XI пара 

375 

XII пара 

376 

Вегетативная нервная система (Щербакова М.Н.) ............................................. 377 

Общие данные 

377 

Симпатический отдел вегетативной нервной системы 

382 

Предпозвоночные узлы и вегетативные сплетения 

387 

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы 

389 

Вегетативная иннервация внутренних органов 

392 

Органы чувств (Шавель Ж.А.) ................................................................................ 394 

Введение 

394 

Орган зрения 394 

Орган слуха и равновесия  400 


background image

 

 

13 
 

Орган обоняния 

407 

Орган вкуса  407 

Общий покров 

408 

Эндокринная система (Околокулак Е.С.) 

Список рекомендуемой литературы 

 


background image

 

 

14 
 

Предисловие

 

Анатомия  человека  –  фундаментальная  медико-биологи-

ческая наука, которая закладывает основу медицинского образо-
вания,  вооружает  врача  многочисленными  фактами,  объясняю-
щими положение человека в природе. Анатомия человека изучает 
форму  и  строение  человеческого  организма  (составляющих  его 
органов и систем) и исследует закономерности развития этого 
строения в связи с его функцией. 

Предлагаемый  учебник  «Анатомия  человека»  предназначен,  в 

первую очередь, для студентов факультета медицинской диагно-
стики  и  реабилитации  и  является  первым  в  нашей  стране  ана-
томическим  изданием  подобного  рода.  Написанию  данного  учеб-
ника  предшествовал  выпуск  ряда  учебных  пособий  по  анатомии 
для указанного факультета. 

С  другой  стороны,  определенно  известно,  что  для  лиц,  полу-

чающих  медицинское  или  биологическое  образование  в  универси-
тетах или педагогических институтах, анатомия человека – од-
на из базовых дисциплин. Поэтому появление настоящего учебни-
ка  в  арсенале  средств  обучения  можно  рассматривать  и  как 
гармоничное  дополнение  к  основным  учебнику  и  атласу  по  ана-
томии, которое будет способствовать экономии учебного време-
ни  студента  и  преподавателя,  а  также  повышать  эффектив-
ность изучения и преподавания анатомии. В связи с этим, данный 
учебник  может  быть  использован  студентами  и  специалистами 
биологического и медицинского профиля, учащимися и преподава-
телями старших классов школ и медицинских колледжей, а так-
же  полезен  широкому  кругу  читателей,  интересующихся  пробле-
мами биологии и медицины. 

Настоящий  учебник  –  долгий  и  творческий  труд  коллектива 

кафедры анатомии  человека (зав. кафедрой  – профессор Около-
кулак  Е.С.)  Гродненского  государственного  медицинского  универ-
ситета.  Авторы  будут  благодарны  за  критические  замечания, 
дополнения и пожелания, высказанные в адрес книги. 

 

 

Авторский коллектив 


background image

 

 

15 
 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Анатомия человека – фундаментальная дисциплина медицины

 

В медицинском вузе анатомия – первая наука, которая приоткрывает за-

навес будущей врачебной деятельности, закладывает основы специальных ме-

дицинских  знаний.  Вместе  с  физиологией  анатомия  составляет  основу  меди-

цинского  образования,  так  как  знание  форм  и  строения  тела  живого  человека 

является непременным условием понимания жизненных отправлений здорового 

и больного человеческого организма и ясного представления о причинах болез-

ней, а, следовательно, и их профилактики и лечения. Без овладения анатомиче-

скими знаниями, без понимания строения и развития организма не может обой-

тись  ни  одна  врачебная  специальность.  Так,  знаменитый  российский  врач  и 

ученый Е. Мухин в начале 19-го века сказал: "Врач – не анатом не только бес-

полезен,  но  и  вреден".  Что  же  изучает  анатомия  человека?  Какое  содержание 

вкладывается  в  этот  термин?  Название  анатомия  происходит  от  древнегрече-

ского anatemnein – рассекаю, расчленяю. 

Такое  определение  многие  века  вполне  соответствовало  содержанию 

предмета, а также методу исследования, которым это содержание выявлялось. 

Первым  и  основным  методом  исследования  человека  был  метод  расчленения 

трупа,  поэтому  старая  описательная  анатомия  искала  ответ,  на  вопрос  как 

устроен  организм.  Она  ограничивалась  лишь  описанием  формы  и  строения 

мертвого тела. Бурный рост естествознания в XIX, и особенно в XX веке значи-

тельно расширил содержание анатомии как науки, она с успехом стала исполь-

зовать для своего развития достижения других наук. Это расширение и углуб-

ление содержания предмета произошло не просто от повышения любознатель-

ности  ученых,  а  в  полном  соответствии  с  положением  теории  познания  окру-

жающей действительности и о ведущем значении практики для развития науки. 

Потребности медицины поставили перед анатомами задачи изучения строения 

живого  тела  в  связи  с  функцией  органов,  с  учетом  возраста  и  изменяющихся