ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 14344
Скачиваний: 24
21
кровеносные сосуды. Таким образом, в строении печени участвуют все основ-
ные типы тканей. Печень занимает определенное место – правое подреберье и
надчревную область брюшной полости, имеет определенную форму, строение и
выполняет определенные функции. В процессе онтогенеза число органов меня-
ется, ряд органов существует только во внутриутробном периоде развития и от-
сутствует на более поздних стадиях развития, например, жаберные дуги, кло-
ака, плацента с пуповиной и т.д.
У животных и у человека многие органы функционально дополняют друг
друга. Такие совокупности органов составляют системы органов и аппараты.
Система органов
– этo совокупность органов анатомически и топографи-
чески связанных друг с другом, имеющих сходное строение, общее происхож-
дение в фило- и онтогенезе и выполняющих общую функцию. Например, пи-
щеварительная система, состоящая из многих органов, развившихся из всех от-
делов первичной кишки, в организме осуществляет функцию пищеварения в
целом и обеспечение его питательными веществами.
В отличие от систем органов имеются группы органов, которые не объ-
еденены одинаковым строением и общим источником развития, но выполняют
одну функцию. Они составляют
аппарат.
В аппарате для выполнения сложного
акта объединяются органы нескольких систем. Например, аппарат движения
объединяет костную систему, соединения костей, мышечную систему. Голосо-
вой аппарат – хрящи, связки, мышцы, полости гортани, ротовая и носовая по-
лость.
Все органы человека можно разделить на органы вегетативной и ани-
мальной, то есть растительной и животной жизни. К первым относятся пищева-
рительная, дыхательная, мочеполовая, сердечно-сосудистая и эндокринная си-
стемы, так как они обеспечивают функции организма, присущие любому био-
логическому объекту, в том числе и растениям, в то время как опорно-
двигательный аппарат, органы чувств и нервная система имеются только у жи-
вотных. Органы животной жизни называются «сомой», внутри которой распо-
22
ложены грудная и брюшная полости, в которых находятся внутренности. От-
дельно не может существовать ни одна система органов, так как они вместе,
взаимно дополняя и обслуживая друг друга, представляют собой качественно
новое структурно-функциональное единое целое – организм. При этом в орга-
низме постоянно осуществляется регуляция работы отдельных органов и си-
стем при помощи нервной и эндокринной систем, которые совместно осу-
ществляют нервно-гуморальную регуляцию.
Организм состоит из целого ряда структур разного уровня: от субклеточ-
ных до организма как единого целого. Наука о строении организма на разных
уровнях организации составляющих его структур в связи с их функциями и
развитием называется
морфологией
(от греч
. morphos
– форма). Этот термин
ввел в естествознание в конце XVIII века великий немецкий поэт Гете. Анато-
мия – более узкое понятие, так как, в отличие от гистологии, эмбриологии и па-
тологии, является разделом морфологии, который изучает, в основном, види-
мые невооруженным глазом, то есть макроскопические объекты. К морфологии
относится и упоминавшаяся выше патологическая анатомия.
Анатомические термины и анатомическая номенклатура
При описании анатомических структур применяется анатомическая тер-
минология. Для обозначения положения анатомических структур пользуются
понятиями оси и плоскости. Их различают 3 (по отношению к стоящему чело-
веку): 1). Сагиттальная - идет спереди назад вертикально или продольно к телу,
одна из сагиттальных плоскостей, которая делит тело на правую и левую поло-
вину называется - срединной. 2). Тоже вертикально, но под прямым углом к са-
гиттальной, идет фронтальная плоскость. 3). Горизонтальная плоскость состав-
ляет прямой угол с обеими предыдущими. То, что располагается ближе к сре-
динной плоскости, называется медиальным, дальше – латеральным. В передне-
заднем направлении: передний, или вентральный и задний, или дорсальный (от
venter
– живот,
dorsum
– спина). В вертикальном направлении: верхний, или
23
краниальный, нижний, или каудальный (от
cranium
– череп,
cauda
– хвост). По
отношению к конечностям: проксимальный – ближе к туловищу, и дистальный
– дальше от него.
Анатомическая терминология может быть представлена как на нацио-
нальном языке, в данном случае, на русском, так и на международном – латин-
ском. Большинство терминов в анатомии взято из латинского, древнегреческого
и арабского языков.
Для взаимопонимания специалистов разных отраслей медицины и разных
национальностей принята единая международная анатомическая номенклатура
на латинском языке: в 1895 году - Базельская, в 1955 – Парижская. Отдельные
термины изменяются и в настоящее время.
Основные этапы онтогенеза
Во
внутриутробном (пренатальном)
развитии выделяют два периода:
эмбриональный и фетальный.
В
эмбриональном периоде
(первые 2 месяца беременности) происходит
начальное развитие зародыша (эмбриона). Оно состоит из 5 фаз:
1. Оплодотворение – образование зиготы (первые часы развития).
2. Дробление – зигота делится на клетки (бластомеры), из которых обра-
зуются эмбриобласт и трофобласт (1-2 недели).
3. Гаструляция – образование гаструлы, то есть превращение двухслойно-
го зародыша в трехслойный (наружный слой – эктодерма, внутренний – энто-
дерма, средний – мезодерма). Кроме того, в этот период возникает осевой ком-
плекс зачатков, состоящий из хорды, нервной пластинки (нервной трубки) и
мезодермы (3-я неделя).
4. Обособление тела зародыша от внезародышевых частей. В этот период
происходит преобразование зародышевых листков, особенно, среднего, кото-
рый первоначально представлен метамерно расположенными справа и слева от
хорды сомитами, связанными при помощи сегментных ножек (нефротомов) с
24
вентральными несегментированными отделами мезодермы (спланхнотомами).
Каждый сомит дифференцируется на 3 участка: дорсолатеральный (дерматом),
медиовентральный (склеротом) и промежуточный (миотом). Спланхнотомы
(боковые пластинки) подразделяются на два листка: пристеночный (париеталь-
ный) и внутренностный (висцеральный) (4-5 неделя).
5. Развитие органов (органогенез) и тканей (гистогенез) (5-8 неделя).
В
фетальном периоде
(3-9 месяц) идет дальнейшее развитие и рост орга-
нов.
Внеутробный (постнатальный) этап
развития длится от момента рожде-
ния до смерти и подразделяется на периоды: новорожденности (до 1-го
месяца),
грудной (до 1-го года), нейтрального детства (до 7 лет), отрочества, или бисек-
суального детства (до 11-12 лет, здесь и дальше первая цифра приводится для
женского пола, вторая – для мужского), подростковый (до 15-16 лет), юноше-
ский (до 20-21 года), первый зрелый возраст (до 35 лет) и второй зрелый воз-
раст (до 55-60 лет), пожилой возраст (до 75 лет), старческий (до 90 лет) и после
90 лет – долгожители. Во все эти периоды организм человека постоянно изме-
няется и имеет определенные анатомические особенности, которые являются
предметом исследования возрастной анатомии.
История развития анатомии
Еще в первобытном обществе люди знали о строении и функциях основ-
ных органов организма животных и человека, о чем свидетельствуют наскаль-
ные рисунки эпохи палеолита. Многие века медицинские знания и навыки ба-
зировались на основе анатомических знаний. В Европе первыми учеными,
оставившими после себя письменные сведения о строении человеческого орга-
низма, были Демокрит и Гиппократ из Древней Греции (5-4 век до н.э.). Обоб-
щил анатомические данные врач Древнего Рима Клавдий Гален («Канон вра-
чебной науки», 2-й век н.э.).
Начало нового, научного этапа в развитии анатомии приходится на эпоху
25
Возрождения и связано с трудами великих ученых этой эпохи: Ленардо да Вин-
чи и Андрея Везалия, которые построили фундамент научной анатомии. 16-й
век выдвинул целую плеяду выдающихся анатомов. Продолжателями Везалия
были Евстахий, Коломбо, Фаллопий, Боталло, Фабриций, Варолий, описавшие
различные органы тела человека. Анатомы 16-го века создали прочный фунда-
мент описательной анатомии.
В 19-м веке и по настоящее время развивается функциональная анатомия
– строение органов и их изменчивость в связи с их функцией (высокогорные,
подводные, космические условия), повышенные и пониженные физические
нагрузки и др. В это же время формируется новый вид анатомии – анатомиче-
ская антропология. С середины 20 века в связи с развитием генетики стало раз-
виваться новое направление в анатомии: каузально-системное, когда стали изу-
чать не только как устроен организм, но и почему он так устроен.
Научная история анатомии Беларуси берет начало со времени открытия в
1775 году Гродненской медицинской академии. Первыми профессиональными
анатомами были профессора Ж. Э. Жилибер, К. И. Вирион, В. В. Пеликан, А.
Белькевич и Л. С. Севрук.
Одним из первых антропологов Беларуси был И. Ясинский, воспитанник
Гродненской медицинской академии и Виленского университета, доктор фило-
софии, медицины и хирургии, автор книги «Антропология о физических и мо-
ральных качествах человека».
В 1725 году в Петербурге была создана Российская Академия Наук, поз-
же – Московский университет, где были организованы кафедры анатомии. Из
русских ученых-анатомов 18-го века известны А. П. Протасов, С. Г. Зыбелин,
П. М. Шумлянский, М. И. Шеин, К. И. Щепин, Н. М. Максимович-Амбодик.
Второй период, научный, в России начался в 19-м веке. Этому способ-
ствовало открытие в Петербурге Медико-хирургической академии, где П. А.
Загорским (1764-1846) основана первая научная анатомическая школа. Выдаю-