Файл: СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ - учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7617

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

экономической

 

выгоды

 

от

 

продаж

 

табачных

 

изделий

 

всегда

 

будет

 

сопровождаться

 

увеличением

 

их

 

потребителей

 

и

соответственно

снижением

 

приверженности

 

здоровому

 

образу

 

жизни

Исходя

 

из

 

это

-

го

 

следует

что

 

здоровье

 

не

 

имеет

 

здесь

 

своей

 

экономической

 

значи

-

мости

а

 

значит

не

 

интересно

 

бизнесу

Неразрывно

 

связанной

 

с

 

обеспечением

 

здоровья

 

нации

 

является

 

государственная

 

политика

 

в

 

сфере

 

физической

 

культуры

 

и

 

спорта

Понятие

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

присутствует

 

в

 

законодательной

 

части

регулирующей

 

деятельность

 

в

 

области

 

физкультуры

 

и

 

спорта

Федеральный

 

закон

 «

О

 

физической

 

культуре

 

и

 

спорте

 

в

 

РФ

» 

опреде

-

ляет

 

экономические

 

и

 

организационные

 

условия

 

для

 

развития

 

как

 

спорта

 

высших

 

достижений

так

 

и

 

массового

 

спорта

вводит

 

право

 

каждого

 

на

 

свободный

 

доступ

 

к

 

физической

 

культуре

 

и

 

спорту

регу

-

лирует

 

организацию

 

занятий

 

физической

 

культуры

 

и

 

спортом

дея

-

тельность

 

по

 

совершенствованию

 

образовательного

 

и

 

медицинского

 

обеспечения

 

физической

 

культуры

 

и

 

спорта

Кроме

 

того

за

 

СМИ

 

закреплены

 

мероприятия

 

по

 

предоставлению

 

материалов

 

образова

-

тельно

-

просветительного

 

характера

формированию

 

у

 

граждан

 

по

-

требности

 

в

 

занятиях

 

физическими

 

упражнениями

повышению

 

ин

-

тереса

 

граждан

 

к

 

знаниям

 

в

 

области

 

гигиены

медицины

привлече

-

нию

 

внимания

 

государства

 

и

 

широкой

 

общественности

 

к

 

указанным

 

проблемам

В

 

соответствии

 

с

 

федеральной

 

целевой

 

программой

  «

Развитие

 

физической

 

культуры

 

и

 

спорта

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

на

 2006-

2015 

годы

» 

существенным

 

фактором

определяющим

 

состояние

 

здо

-

ровья

 

населения

является

 

поддержание

 

оптимальной

 

физической

 

активности

 

в

 

течение

 

всей

 

жизни

 

каждого

 

гражданина

Целью

 

про

-

граммы

 

является

 

создание

 

условий

 

для

 

укрепления

 

здоровья

 

населе

-

ния

 

путем

 

развития

 

инфраструктуры

 

спорта

популяризации

 

массо

-

вого

 

и

 

профессионального

 

спорта

  (

включая

 

спорт

 

высших

 

достиже

-

ний

и

 

приобщения

 

различных

 

слоев

 

общества

 

к

 

регулярным

 

заняти

-

ям

 

физической

 

культурой

 

и

 

спортом

также

 

широкое

 

информирова

-

ние

 

населения

с

 

привлечением

 

средств

 

массовой

 

информации

о

 

ценности

 

физической

 

культуры

 

и

 

здоровья

196


background image

Закон

  «

О

 

санитарно

-

эпидемиологическом

 

благополучии

 

населе

-

ния

» 

к

 

основным

 

принципам

 

формирования

 

здоровья

 

относит

 

реали

-

зацию

 

программ

 

укрепления

 

здоровья

 

и

 

профилактики

 

заболеваний

оздоровление

 

среды

 

обитания

 

человека

 

и

 

условий

 

его

 

жизнедеятель

-

ности

информирование

 

населения

 

о

 

состоянии

 

здоровья

гигиениче

-

ской

 

и

 

эпидемиологической

 

обстановке

гигиеническое

 

воспитание

 

и

 

обучение

.  

Совершенствование

 

гигиенического

 

воспитания

 

населения

про

-

паганда

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

является

 

одним

 

из

 

основных

 

на

-

правлений

 

деятельности

 

Федеральной

 

службы

 

по

 

надзору

 

в

 

сфере

 

защиты

 

прав

 

потребителей

 

и

 

благополучия

 

человека

К

 

обязанностям

 

Роспотребнадзора

 

относятся

 

также

 

выявление

 

причин

 

и

 

условий

 

формирования

 

заболеваемости

 

населения

 

и

 

надзор

 

за

 

социальными

 

показателями

 

среды

которые

 

в

 

определенной

 

степени

 

оказывают

 

влияние

 

на

 

состояние

 

здоровья

 

населения

В

 

нормативных

 

докумен

-

тах

 

Роспотребнадзора

 

под

 

здоровым

 

образом

 

жизни

 

понимается

 

только

 

поведенческие

 

факторы

  (

вредные

 

привычки

характер

 

пита

-

ния

степень

 

физической

 

активности

). 

Хотя

 

в

 

комплексе

 

мероприя

-

тий

например

по

 

борьбе

 

с

 

курением

 

и

 

нежелательным

 

потреблением

 

алкоголя

предполагается

 

не

 

только

 

воздействие

 

на

 

поведение

 

инди

-

вида

 

в

 

отношении

 

здоровья

 

путем

 

санитарного

 

просвещения

но

 

и

 

усиление

 

государственного

 

санитарно

-

эпидемиологического

 

над

-

зора

 

за

 

производством

 

и

 

оборотом

 

алкогольной

 

продукции

табака

соблюдением

 

ограничений

 

продажи

рекламы

 

алкогольной

 

продук

-

ции

сокращением

 

доступа

 

населения

особенно

 

молодежи

 

к

 

спирт

-

ным

 

напиткам

.  

Наиболее

 

полно

 

функции

 

Роспотребнадзора

 

в

 

области

 

формиро

-

вания

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

представлены

 

в

 

рамках

 

реализации

 

мероприятий

 

по

 

обеспечению

 

здорового

 

питания

создание

 

системы

 

здорового

 

питания

 

детей

 

в

 

организованных

 

коллективах

совершен

-

ствование

 

питания

 

учащихся

 

в

 

общеобразовательных

 

учреждениях

образование

 

и

 

обучение

 

различных

 

групп

 

населения

 

в

 

вопросах

 

здо

-

рового

 

питания

информационные

 

кампании

 

по

 

формированию

 

у

 

граждан

 

рациона

 

здорового

 

безопасного

 

питания

осуществление

 

мониторинга

 

состояния

 

питания

 

населения

197


background image

Таким

 

образом

необходимость

 

формирования

 

здорового

 

образа

 

жизни

гигиенического

 

воспитания

 

населения

а

 

также

 

мониторинга

 

поведенческих

 

факторов

 

риска

 

не

 

только

 

регулярно

 

озвучивается

 

представителями

 

власти

 

и

 

декларируется

 

в

 

стратегических

 

и

 

концеп

-

туальных

 

документах

но

 

и

 

входит

 

в

 

число

 

функций

 

конкретных

 

служб

При

 

этом

 

возможности

 

эффективной

 

реализации

 

данных

 

функций

 

блокируются

 

рядом

 

проблем

 

организационного

 

и

 

норматив

-

ного

 

характера

К

 

организационным

 

проблемам

 

можно

 

отнести

: 1) 

от

-

сутствие

 

в

 

России

 

действенной

 

информационно

-

пропагандист

-

ской

 

системы

 

повышения

 

уровня

 

знаний

 

различных

 

социальных

 

групп

 

о

 

негативном

 

влиянии

 

факторов

 

риска

 

на

 

здоровье

а

 

также

 

возможно

-

стях

 

его

 

снижения

; 2) 

отсутствие

 

систематической

постоянной

 

дея

-

тельности

связанной

 

со

 

сбором

 

и

 

анализом

 

информации

 

о

 

степени

 

приверженности

 

населения

 

здоровому

 

образу

 

жизни

 

и

 

направленной

 

на

 

наблюдение

 

за

 

развитием

 

исследуемого

 

объекта

 

с

 

целью

 

оценки

 

эффективности

 

управленческих

 

действий

 

по

 

снижению

 

распростра

-

ненности

 

поведенческих

 

факторов

 

риска

 

здоровью

 

и

 

созданию

 

усло

-

вий

 

для

 

ведения

 

здорового

 

образа

 

жизни

; 3) 

отсутствие

 

целостной

 

сис

-

темы

 

непрерывного

 

профессионального

 

развития

 

в

 

сфере

 

формирова

-

ния

 

здорового

 

образа

 

жизни

 (

системы

 

повышения

 

квалификации

 

спе

-

циалистов

 

в

 

сфере

 

формирования

 

здорового

 

образа

 

жизни

единой

 

системы

 

стандартов

 

обучения

 

профилактике

 

заболеваний

 

как

 

на

 

пред

-, 

так

 

и

 

на

 

последипломном

 

уровне

 

и

 

пр

.). 

К

 

нормативным

 

проблемам

 

можно

 

отнести

: 1) 

отсутствие

 

концепции

 

политики

 

в

 

области

 

форми

-

рования

 

здорового

 

образа

 

жизни

как

 

на

 

национальном

 

уровне

так

 

и

 

в

 

большинстве

 

регионах

 

РФ

; 2) 

отсутствие

 

комплексных

 

программ

 

обеспечения

 

адекватных

 

условий

 

для

 

ведения

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

(

как

 

на

 

уровне

 

России

так

 

и

 

на

 

уровне

 

отдельных

 

регионов

террито

-

рий

), 

направленных

 

на

 

развитие

 

спортивной

оздоровительной

рек

-

реационной

 

инфраструктуры

повышение

 

ее

 

экономической

транс

-

портной

 

и

 

прочей

 

доступности

; 3) 

отсутствие

 

в

 

большинстве

 

субъек

-

тах

 

РФ

 

региональных

 

целевых

 

программ

 

по

 

укреплению

 

здоровья

 

здо

-

ровых

профилактике

 

распространения

 

поведенческих

 

факторов

 

риска

формированию

 

здорового

 

образа

 

жизни

198


background image

Последняя

 

проблема

 

заслуживает

 

особого

 

внимания

поскольку

 

создание

 

региональных

 

программ

 

по

 

формированию

 

здорового

 

об

-

раза

 

жизни

 

имеет

 

большую

 

перспективу

позволяя

 

не

 

только

 

учиты

-

вать

 

региональные

 

особенности

 

здоровья

образа

 

жизни

 

населения

но

 

и

 

разрабатывать

 

с

 

учетом

 

принципов

 

многоуровнего

 

и

 

межведом

-

ственного

 

подходов

четко

 

поставленные

 

цели

 

и

 

задачи

более

 

под

-

робные

 

механизмы

 

реализации

конкретные

 

ожидаемые

 

эффекты

 

от

 

их

 

реализации

Существенным

 

плюсом

 

таких

 

программ

 

является

 

их

 

явная

 

ориентированность

 

на

 

социальную

 

сферу

 

жизни

 

общества

3. Ðåãèîíàëüíûå àñïåêòû ñîõðàíåíèÿ  

è óêðåïëåíèÿ çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ 

Формирование

 

региональной

 

политики

 

на

 

уровне

 

субъектов

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

 

в

 

условиях

 

трансформирующего

 

общества

 

край

-

не

 

редко

 

предполагало

 

учет

 

показателей

 

качества

 

жизни

 

и

 

уровня

 

развития

 

человеческого

 

капитала

 

региона

При

 

разработке

 

стратегий

 

устойчивого

 

развития

 

регионов

 

упор

 

делался

 

на

 

экономическое

 

раз

-

витие

 

в

 

ущерб

 

целям

 

развития

 

человеческого

 

капитала

что

 

в

 

итоге

 

оказало

 

негативное

 

воздействие

 

на

 

социально

-

экономическое

 

разви

-

тие

 

и

 

территорий

и

 

страны

 

в

 

целом

1

Однако

 

региональная

 

политика

 

в

 

целом

и

 

в

 

сфере

 

охраны

 

здоро

-

вья

в

 

частности

во

 

многом

 

зависит

 

от

 

федеральной

Повышенное

 

внимание

 

к

 

демографической

 

ситуации

 

в

 

стране

состоянию

 

здоровья

 

работающих

 

граждан

детского

 

населения

проблемам

 

репродуктив

-

ного

 

здоровья

 

со

 

стороны

 

представителей

 

федеральной

 

власти

  (

на

-

пример

 

Президента

 

и

 

Правительства

 

РФ

привело

 

к

 

повышению

 

ин

-

тереса

 

к

 

проблемам

 

управления

 

здоровьем

 

населения

 

и

 

на

 

регио

-

нальном

 

уровне

 – 

как

 

на

 

уровне

 

макрорегионов

  (

федеральных

 

окру

-

гов

), 

так

 

и

 

на

 

уровне

 

субъектов

 

федерации

Свидетельство

 

тому

 – 

постулирование

 

сохранения

 

и

 

укрепления

 

здоровья

 

граждан

 

в

 

каче

-

стве

 

ключевых

 

приоритетов

 

региональной

 

политики

закрепление

 

                                                 

1

 

См

., 

например

Савченко

 

В

.

В

. 

Проблемы

 

регионального

 

развития

 

и

 

человече

-

ский

 

капитал

 // 

Вестник

 

Северо

-

Кавказского

 

государственного

 

технического

 

уни

-

верситета

. 2009. 

 2 (19). 

С

. 150-156. 

199


background image

ориентации

 

на

 

повышение

 

качества

 

человеческого

 

потенциала

 

в

 

час

-

ти

 

здоровья

 

в

 

качестве

 

ведущих

 

целей

 

в

 

стратегических

 

региональ

-

ных

 

документах

.  

В

  «

Стратегии

 

социально

-

экономического

 

развития

 

Приволжского

 

федерального

 

округа

 

на

 

период

 

до

 2020 

г

.» (

утверждена

 

распоряжением

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 7 

февраля

 2011 

г

 165-

р

указывается

что

 «

стратегической

 

целью

 

развития

 

Приволжского

 

феде

-

рального

 

округа

 

является

 

устойчивое

 

улучшение

 

качества

 

жизни

 

насе

-

ления

». 

Реализация

 

поставленной

 

цели

 

предусматривает

в

 

частности

обеспечение

 

возможности

 

получения

 

качественной

 

медицинской

 

по

-

мощи

 

и

 

создание

 

условий

обеспечивающих

 

для

 

граждан

 

возможность

 

вести

 

здоровый

 

образ

 

жизни

Кроме

 

того

в

 

документе

 

оговаривается

что

 

для

 

улучшения

 

ситуации

связанной

 

с

 

состоянием

 

здоровья

 

граж

-

дан

, «

должен

 

быть

 

обеспечен

 

качественный

 

прорыв

 

в

 

системе

 

здраво

-

охранения

», 

обосновывается

 

необходимость

 

инновационных

 

разрабо

-

ток

 

в

 

сфере

 

профилактики

диагностики

 

и

 

лечения

 

заболеваний

эффек

-

тивной

 

системы

 

подготовки

 

и

 

переподготовки

 

медицинских

 

кадров

Одной

 

из

 

основных

 

задач

 

в

 

рамках

 

системы

 

здравоохранения

 

округа

 

обозначается

 «

формирование

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

у

 

населения

пре

-

дусматривающего

 

осуществление

 

мероприятий

направленных

 

на

 

со

-

кращение

 

потребления

 

алкоголя

 

и

 

табака

снижение

 

влияния

 

иных

 

вредных

 

факторов

 

на

 

здоровье

 

населения

в

 

том

 

числе

 

трудоспособного

 

возраста

пропаганду

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

и

 

мотивирование

 

граждан

 

к

 

личной

 

ответственности

 

за

 

свое

 

здоровье

». 

Одним

 

из

 

приоритетов

 

развития

 

Сибирского

 

федерального

 

окру

-

га

закрепленным

 

в

  «

Стратегии

 

социально

-

экономического

 

развития

 

Сибири

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

» (

утверждена

 

распоряжением

 

Прави

-

тельства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 5 

июля

 2010 

г

 1120-

р

), 

являет

-

ся

 

повышение

 

качества

 

человеческого

 

капитала

предполагающее

 

улучшение

 

здоровья

 

населения

 

и

 

увеличение

 

продолжительности

 

жизни

В

  «

Стратегии

…» 

сделан

 

акцент

 

на

 

необходимости

 

снижения

 

негативного

 

влияния

 

загрязнения

 

окружающей

 

среды

 

на

 

здоровье

 

граждан

интенсификации

 

деятельности

 

по

 

профилактике

 

заболева

-

ний

 

и

 

формированию

 

приверженности

 

населения

 

принципам

 

здоро

-

вого

 

образа

 

жизни

.  

200