ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7777
Скачиваний: 41
экономической
выгоды
от
продаж
табачных
изделий
всегда
будет
сопровождаться
увеличением
их
потребителей
и
,
соответственно
,
снижением
приверженности
здоровому
образу
жизни
.
Исходя
из
это
-
го
следует
,
что
здоровье
не
имеет
здесь
своей
экономической
значи
-
мости
,
а
значит
,
не
интересно
бизнесу
.
Неразрывно
связанной
с
обеспечением
здоровья
нации
является
государственная
политика
в
сфере
физической
культуры
и
спорта
.
Понятие
здорового
образа
жизни
присутствует
в
законодательной
части
,
регулирующей
деятельность
в
области
физкультуры
и
спорта
.
Федеральный
закон
«
О
физической
культуре
и
спорте
в
РФ
»
опреде
-
ляет
экономические
и
организационные
условия
для
развития
как
спорта
высших
достижений
,
так
и
массового
спорта
;
вводит
право
каждого
на
свободный
доступ
к
физической
культуре
и
спорту
;
регу
-
лирует
организацию
занятий
физической
культуры
и
спортом
,
дея
-
тельность
по
совершенствованию
образовательного
и
медицинского
обеспечения
физической
культуры
и
спорта
.
Кроме
того
,
за
СМИ
закреплены
мероприятия
по
предоставлению
материалов
образова
-
тельно
-
просветительного
характера
,
формированию
у
граждан
по
-
требности
в
занятиях
физическими
упражнениями
,
повышению
ин
-
тереса
граждан
к
знаниям
в
области
гигиены
,
медицины
,
привлече
-
нию
внимания
государства
и
широкой
общественности
к
указанным
проблемам
.
В
соответствии
с
федеральной
целевой
программой
«
Развитие
физической
культуры
и
спорта
в
Российской
Федерации
на
2006-
2015
годы
»
существенным
фактором
,
определяющим
состояние
здо
-
ровья
населения
,
является
поддержание
оптимальной
физической
активности
в
течение
всей
жизни
каждого
гражданина
.
Целью
про
-
граммы
является
создание
условий
для
укрепления
здоровья
населе
-
ния
путем
развития
инфраструктуры
спорта
,
популяризации
массо
-
вого
и
профессионального
спорта
(
включая
спорт
высших
достиже
-
ний
)
и
приобщения
различных
слоев
общества
к
регулярным
заняти
-
ям
физической
культурой
и
спортом
,
также
широкое
информирова
-
ние
населения
,
с
привлечением
средств
массовой
информации
,
о
ценности
физической
культуры
и
здоровья
.
196
Закон
«
О
санитарно
-
эпидемиологическом
благополучии
населе
-
ния
»
к
основным
принципам
формирования
здоровья
относит
реали
-
зацию
программ
укрепления
здоровья
и
профилактики
заболеваний
,
оздоровление
среды
обитания
человека
и
условий
его
жизнедеятель
-
ности
,
информирование
населения
о
состоянии
здоровья
,
гигиениче
-
ской
и
эпидемиологической
обстановке
,
гигиеническое
воспитание
и
обучение
.
Совершенствование
гигиенического
воспитания
населения
,
про
-
паганда
здорового
образа
жизни
является
одним
из
основных
на
-
правлений
деятельности
Федеральной
службы
по
надзору
в
сфере
защиты
прав
потребителей
и
благополучия
человека
.
К
обязанностям
Роспотребнадзора
относятся
также
выявление
причин
и
условий
формирования
заболеваемости
населения
и
надзор
за
социальными
показателями
среды
,
которые
в
определенной
степени
оказывают
влияние
на
состояние
здоровья
населения
.
В
нормативных
докумен
-
тах
Роспотребнадзора
под
здоровым
образом
жизни
понимается
только
поведенческие
факторы
(
вредные
привычки
,
характер
пита
-
ния
,
степень
физической
активности
).
Хотя
в
комплексе
мероприя
-
тий
,
например
,
по
борьбе
с
курением
и
нежелательным
потреблением
алкоголя
,
предполагается
не
только
воздействие
на
поведение
инди
-
вида
в
отношении
здоровья
путем
санитарного
просвещения
,
но
и
усиление
государственного
санитарно
-
эпидемиологического
над
-
зора
за
производством
и
оборотом
алкогольной
продукции
,
табака
,
соблюдением
ограничений
продажи
,
рекламы
алкогольной
продук
-
ции
,
сокращением
доступа
населения
,
особенно
молодежи
к
спирт
-
ным
напиткам
.
Наиболее
полно
функции
Роспотребнадзора
в
области
формиро
-
вания
здорового
образа
жизни
представлены
в
рамках
реализации
мероприятий
по
обеспечению
здорового
питания
:
создание
системы
здорового
питания
детей
в
организованных
коллективах
,
совершен
-
ствование
питания
учащихся
в
общеобразовательных
учреждениях
,
образование
и
обучение
различных
групп
населения
в
вопросах
здо
-
рового
питания
,
информационные
кампании
по
формированию
у
граждан
рациона
здорового
безопасного
питания
,
осуществление
мониторинга
состояния
питания
населения
.
197
Таким
образом
,
необходимость
формирования
здорового
образа
жизни
,
гигиенического
воспитания
населения
,
а
также
мониторинга
поведенческих
факторов
риска
не
только
регулярно
озвучивается
представителями
власти
и
декларируется
в
стратегических
и
концеп
-
туальных
документах
,
но
и
входит
в
число
функций
конкретных
служб
.
При
этом
возможности
эффективной
реализации
данных
функций
блокируются
рядом
проблем
организационного
и
норматив
-
ного
характера
.
К
организационным
проблемам
можно
отнести
: 1)
от
-
сутствие
в
России
действенной
информационно
-
пропагандист
-
ской
системы
повышения
уровня
знаний
различных
социальных
групп
о
негативном
влиянии
факторов
риска
на
здоровье
,
а
также
возможно
-
стях
его
снижения
; 2)
отсутствие
систематической
,
постоянной
дея
-
тельности
,
связанной
со
сбором
и
анализом
информации
о
степени
приверженности
населения
здоровому
образу
жизни
и
направленной
на
наблюдение
за
развитием
исследуемого
объекта
с
целью
оценки
эффективности
управленческих
действий
по
снижению
распростра
-
ненности
поведенческих
факторов
риска
здоровью
и
созданию
усло
-
вий
для
ведения
здорового
образа
жизни
; 3)
отсутствие
целостной
сис
-
темы
непрерывного
профессионального
развития
в
сфере
формирова
-
ния
здорового
образа
жизни
(
системы
повышения
квалификации
спе
-
циалистов
в
сфере
формирования
здорового
образа
жизни
,
единой
системы
стандартов
обучения
профилактике
заболеваний
как
на
пред
-,
так
и
на
последипломном
уровне
и
пр
.).
К
нормативным
проблемам
можно
отнести
: 1)
отсутствие
концепции
политики
в
области
форми
-
рования
здорового
образа
жизни
,
как
на
национальном
уровне
,
так
и
в
большинстве
регионах
РФ
; 2)
отсутствие
комплексных
программ
обеспечения
адекватных
условий
для
ведения
здорового
образа
жизни
(
как
на
уровне
России
,
так
и
на
уровне
отдельных
регионов
,
террито
-
рий
),
направленных
на
развитие
спортивной
,
оздоровительной
,
рек
-
реационной
инфраструктуры
,
повышение
ее
экономической
,
транс
-
портной
и
прочей
доступности
; 3)
отсутствие
в
большинстве
субъек
-
тах
РФ
региональных
целевых
программ
по
укреплению
здоровья
здо
-
ровых
,
профилактике
распространения
поведенческих
факторов
риска
,
формированию
здорового
образа
жизни
.
198
Последняя
проблема
заслуживает
особого
внимания
,
поскольку
создание
региональных
программ
по
формированию
здорового
об
-
раза
жизни
имеет
большую
перспективу
,
позволяя
не
только
учиты
-
вать
региональные
особенности
здоровья
,
образа
жизни
населения
,
но
и
разрабатывать
с
учетом
принципов
многоуровнего
и
межведом
-
ственного
подходов
,
четко
поставленные
цели
и
задачи
,
более
под
-
робные
механизмы
реализации
,
конкретные
ожидаемые
эффекты
от
их
реализации
.
Существенным
плюсом
таких
программ
является
их
явная
ориентированность
на
социальную
сферу
жизни
общества
.
3. Ðåãèîíàëüíûå àñïåêòû ñîõðàíåíèÿ
è óêðåïëåíèÿ çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ
Формирование
региональной
политики
на
уровне
субъектов
Рос
-
сийской
Федерации
в
условиях
трансформирующего
общества
край
-
не
редко
предполагало
учет
показателей
качества
жизни
и
уровня
развития
человеческого
капитала
региона
.
При
разработке
стратегий
устойчивого
развития
регионов
упор
делался
на
экономическое
раз
-
витие
в
ущерб
целям
развития
человеческого
капитала
,
что
в
итоге
оказало
негативное
воздействие
на
социально
-
экономическое
разви
-
тие
и
территорий
,
и
страны
в
целом
1
.
Однако
региональная
политика
в
целом
,
и
в
сфере
охраны
здоро
-
вья
,
в
частности
,
во
многом
зависит
от
федеральной
.
Повышенное
внимание
к
демографической
ситуации
в
стране
,
состоянию
здоровья
работающих
граждан
,
детского
населения
,
проблемам
репродуктив
-
ного
здоровья
со
стороны
представителей
федеральной
власти
(
на
-
пример
Президента
и
Правительства
РФ
)
привело
к
повышению
ин
-
тереса
к
проблемам
управления
здоровьем
населения
и
на
регио
-
нальном
уровне
–
как
на
уровне
макрорегионов
(
федеральных
окру
-
гов
),
так
и
на
уровне
субъектов
федерации
.
Свидетельство
тому
–
постулирование
сохранения
и
укрепления
здоровья
граждан
в
каче
-
стве
ключевых
приоритетов
региональной
политики
,
закрепление
1
См
.,
например
:
Савченко
В
.
В
.
Проблемы
регионального
развития
и
человече
-
ский
капитал
//
Вестник
Северо
-
Кавказского
государственного
технического
уни
-
верситета
. 2009.
№
2 (19).
С
. 150-156.
199
ориентации
на
повышение
качества
человеческого
потенциала
в
час
-
ти
здоровья
в
качестве
ведущих
целей
в
стратегических
региональ
-
ных
документах
.
В
«
Стратегии
социально
-
экономического
развития
Приволжского
федерального
округа
на
период
до
2020
г
.» (
утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от
7
февраля
2011
г
.
№
165-
р
)
указывается
,
что
«
стратегической
целью
развития
Приволжского
феде
-
рального
округа
является
устойчивое
улучшение
качества
жизни
насе
-
ления
».
Реализация
поставленной
цели
предусматривает
,
в
частности
,
обеспечение
возможности
получения
качественной
медицинской
по
-
мощи
и
создание
условий
,
обеспечивающих
для
граждан
возможность
вести
здоровый
образ
жизни
.
Кроме
того
,
в
документе
оговаривается
,
что
для
улучшения
ситуации
,
связанной
с
состоянием
здоровья
граж
-
дан
, «
должен
быть
обеспечен
качественный
прорыв
в
системе
здраво
-
охранения
»,
обосновывается
необходимость
инновационных
разрабо
-
ток
в
сфере
профилактики
,
диагностики
и
лечения
заболеваний
,
эффек
-
тивной
системы
подготовки
и
переподготовки
медицинских
кадров
.
Одной
из
основных
задач
в
рамках
системы
здравоохранения
округа
обозначается
«
формирование
здорового
образа
жизни
у
населения
,
пре
-
дусматривающего
осуществление
мероприятий
,
направленных
на
со
-
кращение
потребления
алкоголя
и
табака
,
снижение
влияния
иных
вредных
факторов
на
здоровье
населения
,
в
том
числе
трудоспособного
возраста
,
пропаганду
здорового
образа
жизни
и
мотивирование
граждан
к
личной
ответственности
за
свое
здоровье
».
Одним
из
приоритетов
развития
Сибирского
федерального
окру
-
га
,
закрепленным
в
«
Стратегии
социально
-
экономического
развития
Сибири
на
период
до
2020
года
» (
утверждена
распоряжением
Прави
-
тельства
Российской
Федерации
от
5
июля
2010
г
.
№
1120-
р
),
являет
-
ся
повышение
качества
человеческого
капитала
,
предполагающее
улучшение
здоровья
населения
и
увеличение
продолжительности
жизни
.
В
«
Стратегии
…»
сделан
акцент
на
необходимости
снижения
негативного
влияния
загрязнения
окружающей
среды
на
здоровье
граждан
,
интенсификации
деятельности
по
профилактике
заболева
-
ний
и
формированию
приверженности
населения
принципам
здоро
-
вого
образа
жизни
.
200