Файл: СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ - учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7619

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Мониторинг

 

ЦРТ

 

по

 

показателям

приведенным

 

в

 

табл

. 5, 

осу

-

ществляется

 

как

 

в

 

целом

 

по

 

системе

 

ООН

так

 

и

 

на

 

уровне

 

отдельных

 

стран

 

один

 

раз

 

в

 

пять

 

лет

.  

В

 2005 

г

был

 

опубликован

 

национальный

 

доклад

 

о

 

развитии

 

че

-

ловеческого

 

потенциала

 

для

 

России

посвященный

 

теме

  «

Россия

 

в

 2015 

году

цели

 

и

 

приоритеты

 

развития

»

В

 

нем

 

впервые

 

была

 

пред

-

принята

 

попытка

 

показать

 

актуальность

 

проблемы

 

развития

 

челове

-

ческого

 

потенциала

 

для

 

реализации

 

государственных

 

приоритетов

 

развития

 

страны

 

при

 

помощи

 

системы

 

адаптированных

 

для

 

России

 

целей

 

развития

 

на

 

пороге

 

тысячелетия

.  

В

 2010 

г

был

 

выпущен

 

четырнадцатый

 

доклад

 

о

 

развитии

 

чело

-

веческого

 

потенциала

 

в

 

Российской

 

Федерации

в

 

котором

 

также

 

проведен

 

мониторинг

 

достижения

 

ЦРТ

адаптированных

 

для

 

России

Как

 

сообщается

 

в

 

докладе

, «

ситуация

 

в

 

России

 

по

 

достижению

 

ЦРТ

 

в

 

целом

 

неоднозначна

С

 

одной

 

стороны

наблюдается

 

явный

 

прогресс

связанный

 

с

 

сокращением

 

бедности

обеспечением

 

доступности

 

образо

-

вания

снижением

 

детской

 

и

 

материнской

 

смертности

а

 

также

 

укре

-

плением

 

роли

 

России

 

как

 

международного

 

донора

С

 

другой

 

стороны

наряду

 

с

 

позитивными

 

тенденциями

 

существует

 

целый

 

ряд

 

проблем

на

 

которые

 

целесообразно

 

обратить

 

особое

 

внимание

Речь

 

идет

прежде

 

всего

о

 

распространении

 

ВИЧ

/

СПИДа

об

 

отсутствии

 

как

 

таковой

 

це

-

ленаправленной

 

политики

 

в

 

области

 

гендерного

 

равенства

об

 

ухудше

-

нии

 

экологической

 

обстановки

 

в

 

России

о

 

сохранении

 

существенных

 

межрегиональных

 

различий

 

в

 

развитии

 

человеческого

 

потенциала

». 

Сделанные

 

в

 

докладе

 

выводы

являясь

 

отправной

 

точкой

 

для

 

обеспечения

 

долгосрочного

 

устойчивого

 

развития

 

России

служат

 

основой

 

для

 

принятия

 

как

 

на

 

федеральном

так

 

и

 

региональном

 

уров

-

нях

 

стратегических

 

решений

способствующих

 

развитию

 

человече

-

ского

 

потенциала

 – 

важнейшей

 

задачи

 

современного

 

общества

.  

2. Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé è ôîðìèðîâàíèå  

çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè â êîíòåêñòå ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè  

Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè 

Возрастание

 

роли

 

человеческого

 

капитала

 

как

 

основного

но

 

при

 

этом

 

дефицитного

 

фактора

 

инновационного

 

экономического

 

разви

-

тия

являющегося

 

отличительной

 

чертой

 

современного

 

общества

191


background image

характерно

 

и

 

для

 

России

.

 

Обеспечение

 

в

 

долгосрочной

 

перспективе

 

устойчивого

 

социально

-

экономического

 

развития

 

как

 

страны

 

в

 

це

-

лом

так

 

и

 

отдельных

 

территорий

 

предполагает

в

 

первую

 

очередь

сохранение

 

и

 

воспроизводство

 

человеческого

 

потенциала

основой

 

которого

 

является

 

здоровье

.  

Совершенствование

 

охраны

 

здоровья

 

населения

 

является

 

для

 

России

 

приоритетной

 

национальной

 

задачей

Реализация

 

данной

 

за

-

дачи

 

предполагается

в

 

первую

 

очередь

средствами

 

профилактики

пропаганды

 

и

 

формирования

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

у

 

населения

 

Российской

 

Федерации

Данный

 

ориентир

 

закреплен

 

Концепцией

 

долгосрочного

 

социально

-

экономического

 

развития

 

Российской

 

Фе

-

дерации

 

на

 

период

 

до

 2020 

г

. (

утверждена

 

распоряжением

 

Прави

-

тельства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 17.11.2008 

1662-

р

), 

Основными

 

направлениями

 

деятельности

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

период

 

до

 2012 

г

. (

утверждены

 

распоряжением

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 17.11.2008 

1663-

р

), 

приоритетным

 

на

-

циональным

 

проектом

 «

Здоровье

» (2009-2012 

гг

.), 

Концепцией

 

демо

-

графической

 

политики

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

период

 

до

 2025 

г

(

утверждена

 

Указом

 

Президента

 

РФ

 

 1351 

от

 9 

октября

 2007 

г

.).  

В

  «

Основах

 

законодательства

 

Российской

 

Федерации

 

об

 

охране

 

здоровья

 

граждан

»

1

 

признается

  «

основополагающая

 

роль

 

охраны

 

здоровья

 

граждан

 

как

 

неотъемлемого

 

условия

 

жизни

 

общества

», 

под

-

тверждается

 «

ответственность

 

государства

 

за

 

сохранение

 

и

 

укрепле

-

ние

 

здоровья

 

граждан

 

РФ

». 

В

 

этом

 

же

 

документе

 

утверждается

что

 

«

охрана

 

здоровья

 

граждан

 – 

это

 

совокупность

 

мер

 

политического

экономического

научного

медицинского

санитарно

-

гигиенического

 

и

 

противоэпидемического

 

характера

направленных

 

на

 

сохранение

 

и

 

укрепление

 

физического

 

и

 

психического

 

здоровья

 

каждого

 

челове

-

ка

поддержание

 

его

 

долголетней

 

активной

 

жизни

предоставление

 

ему

 

медицинской

 

помощи

 

в

 

случае

 

утраты

 

здоровья

», 

таким

 

образом

делается

 

существенный

 

акцент

 

на

 

принципе

 

межведомственного

 

подхода

 

к

 

вопросу

 

сохранения

 

здоровья

 

населения

признается

 

его

 

социальная

 

значимость

.  

                                                 

1

 

Основы

 

законодательства

 

Российской

 

Федерации

 

об

 

охране

 

здоровья

 

граждан

 

(

ред

от

 27.12.2009) // 

Собрание

 

законодательства

 

РФ

 1993. 

 5487-1. 

192


background image

Сегодня

 

активно

 

обсуждается

 

проект

 

федерального

 

закона

  «

Об

 

основах

 

охраны

 

здоровья

 

граждан

 

в

 

Российской

 

Федерации

». 

Статья

 

данного

 

проекта

 

закрепляет

 

приоритет

 

профилактических

 

меро

-

приятий

 

в

 

сфере

 

охраны

 

здоровья

 

граждан

: «

принцип

 

приоритета

 

профилактических

 

мероприятий

 

в

 

сфере

 

охраны

 

здоровья

 

граждан

 

реализуется

 

путем

 

разработки

 

и

 

первоочередного

 

осуществления

 

ме

-

роприятий

направленных

 

на

 

предупреждение

 

возникновения

рас

-

пространения

 

заболеваний

их

 

раннее

 

выявление

снижение

 

риска

 

развития

 

заболеваний

причин

 

и

 

условий

 

их

 

возникновения

преду

-

преждение

 

и

 

устранение

 

отрицательного

 

воздействия

 

на

 

здоровье

 

факторов

 

внутренней

 

и

 

внешней

 

среды

активное

 

формирование

 

здо

-

рового

 

образа

 

жизни

». 

В

 

Концепции

 

развития

 

здравоохранения

 

РФ

 

на

 

период

 

до

 2020 

г

здоровье

 

характеризуется

 

как

 

важный

 

фактор

 

национальной

 

безопас

-

ности

 

и

 

фактор

 

конкурентоспособности

 

в

 

экономике

В

 

этом

 

доку

-

менте

 

профилактическая

 

деятельность

 

все

 

более

 

выходит

 

за

 

пределы

 

работы

 

системы

 

здравоохранения

несмотря

 

на

 

то

что

 

документ

 

ка

-

сается

 

именно

 

этой

 

отрасли

Первостепенное

 

внимание

 

уделяется

 

формированию

 

здорового

 

образа

 

жизни

в

 

связи

 

с

 

чем

 

поставлены

 

задачи

 

по

 

созданию

 

условий

возможностей

 

и

 

мотивации

 

населения

 

для

 

ведения

 

здорового

 

образа

 

жизни

.  

В

 2003 

г

была

 

утверждена

  «

Концепция

 

охраны

 

здоровья

 

здоро

-

вых

 

в

 

Российской

 

Федерации

». 

По

 

сути

данный

 

документ

 

стал

 

ос

-

новным

 

документом

 

социальной

 

политики

 

в

 

сфере

 

здоровьесбереже

-

ния

 

населения

направленным

 

именно

 

на

 

сохранение

 

здоровья

Одна

-

ко

 

аналогично

 «

Основам

 

законодательства

 

об

 

охране

 

здоровья

 

граж

-

дан

 

РФ

» 

документ

 

носит

 

больше

 

медицинскую

 

направленность

 

в

 

во

-

просах

 

механизмов

 

реализации

т

.

е

ограничивается

 

самое

 

необходи

-

мое

 

условие

 

успеха

 

в

 

области

 

формирования

 

здоровья

 – 

межведом

-

ственное

 

взаимодействие

Главная

 

роль

по

 

сути

отводится

 

системе

 

здравоохранения

а

 

именно

 

развитию

 

ранней

 

диагностики

 

нарушений

 

в

 

здоровье

Довольно

 

скудно

 

представлены

 

в

 

механизмах

 

реализации

 

Концепции

 

функции

 

системы

 

образования

социальной

 

защиты

 

и

 

др

(

вероятно

это

 

можно

 

связать

 

с

 

тем

что

 

документ

 

готовился

 

исклю

-

чительно

 

Минздравом

).  

193


background image

Нормативный

 

документ

 

Национального

 

проекта

  «

Здоровье

» 

(2006) 

интерпретирует

 «

профилактику

» 

в

 

основном

 

как

 

раннее

 

выяв

-

ление

 

заболеваний

 

для

 

предотвращения

 

серьезных

 

осложнений

К

 

сожалению

профилактическим

 

мероприятиям

 

и

 

формированию

 

в

 

обществе

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

придается

 

второстепенное

 

значе

-

ние

Те

 

профилактические

 

меры

которые

 

намечены

 

в

 

рамках

 

неспе

-

цифической

 

профилактики

в

 

большей

 

степени

 

относятся

 

к

 

увеличе

-

нию

 

объема

 

медицинских

 

осмотров

не

 

затрагивая

 

поведенческие

 

факторы

 

риска

вызывающие

 

заболевания

которые

 

становятся

 

ос

-

новными

 

причинами

 

инвалидизации

 

и

 

смертности

 

населения

 

в

 

со

-

временной

 

России

В

 

то

 

же

 

время

 

международный

 

опыт

 

показывает

что

 

более

 

здоровый

 

образ

 

жизни

 

и

 

профилактические

 

мероприятия

направленные

 

на

 

уменьшение

 

факторов

 

риска

могут

 

значительно

 

снизить

 

смертность

В

 

проекте

 

не

 

упоминается

 

ни

 

общественная

 

ра

-

бота

ни

 

межсекторное

 

сотрудничество

ни

 

инициатива

 

самих

 

граж

-

дан

 

в

 

отношении

 

укрепления

 

здоровья

 

и

 

профилактика

 

заболеваний

.  

В

 

рамках

 

данного

 

проекта

 

в

 

РФ

 

действует

 

ряд

 

федеральных

 

це

-

левых

 

программ

 

по

 

укреплению

 

здоровья

профилактике

 

социально

-

значимых

 

заболеваний

:  «

Предупреждение

 

и

 

борьба

 

с

 

социально

 – 

значимыми

 

заболеваниями

 (2007-2011 

годы

)» 

и

  «

Развитие

 

физиче

-

ской

 

культуры

 

и

 

спорта

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

на

 2006-2015 

го

-

ды

». 

Необходимость

 

создания

 

программ

 

была

 

вызвана

 

рядом

 

факто

-

ров

 

социально

-

экономического

 

характера

влияющих

 

на

 

снижение

 

качества

 

жизни

 

населения

в

 

том

 

числе

 

чрезмерными

 

стрессовыми

 

нагрузками

снижением

 

уровня

 

санитарно

-

гигиенической

 

культуры

а

 

также

 

высокими

 

показателями

 

заболеваемости

инвалидности

 

и

 

смертности

При

 

этом

 

в

 

качестве

 

основных

 

показателей

 

эффектив

-

ности

 

от

 

реализации

 

мероприятий

предусмотренных

 

программами

в

 

первую

 

очередь

 

определяются

 

экономические

 

эффекты

 

и

 

только

 

потом

 – 

социальные

.  

Противоречия

 

между

 

позиционированием

 

здоровья

 

как

 

ценности

 

и

 

обоснованием

 

его

 

значимости

 

с

 

точки

 

зрения

 

экономики

  (

напри

-

мер

в

  «

Концепции

 

охраны

 

здоровья

 

здоровых

 

в

 

РФ

» 

определено

 

следующее

: «…

отношение

 

к

 

здоровью

как

 

к

 

экономическому

 

меха

-

низму

 

повышения

 

результативности

 

и

 

качества

 

труда

») 

не

 

приведут

 

194


background image

к

 

ожидаемым

 

результатам

Во

-

первых

потому

что

 

это

 

два

 

совер

-

шенно

 

разных

 

подхода

 

к

 

определению

 

здоровья

во

-

вторых

профи

-

лактические

 

мероприятия

 

направлены

прежде

 

всего

на

 

изменение

 

сознания

 (

отношения

и

 

поведения

 

в

 

отношении

 

здоровья

Вывод

 

о

 

невнимании

 

государства

 

к

 

вопросам

 

здоровьесбере

-

гающего

 

поведения

 

вытекает

 

и

 

из

 

анализа

 

состояния

 

правовой

 

базы

регулирующей

 

социальные

 

условия

тесно

 

увязанные

 

с

 

данной

 

про

-

блемой

включая

 

нормативно

-

правовой

 

документооборот

 

по

 

борьбе

 

с

 

распространением

 

психоактивных

 

веществ

алкоголизмом

 

и

 

таба

-

кокурением

На

 

период

 2005-2009 

гг

Федеральной

 

службой

 

Российской

 

Фе

-

дерации

 

по

 

контролю

 

за

 

оборотом

 

наркотиков

 

была

 

создана

 

Феде

-

ральная

 

целевая

 

программа

  «

Комплексные

 

меры

 

противодействия

 

злоупотреблению

 

наркотиками

 

и

 

их

 

незаконному

 

обороту

», 

в

 

кото

-

рой

 

обозначено

что

 

факторы

способствующие

 

распространению

 

незаконного

 

потребления

 

наркотиков

формируются

 

в

 

социальной

 

сфере

наличие

 

безработных

 

среди

 

молодежи

а

 

также

 

сравнительно

 

низкий

 

жизненный

 

уровень

 

населения

Среди

 

мероприятий

 

профи

-

лактики

 

употребления

 

психоактивных

 

веществ

 

было

 

обозначено

 

формирование

 

здорового

 

образа

однако

 

сам

 

механизм

 

его

 

воплоще

-

ния

 

был

 

прописан

 

нечетко

Отсутствие

 

целостной

научно

 

обоснованной

 

системы

 

профилак

-

тики

 

распространения

 

наркомании

в

 

первую

 

очередь

 

среди

 

подрост

-

ков

 

и

 

молодежи

не

 

позволяет

 

оказывать

 

адекватное

 

противодействие

 

таким

 

негативным

 

явлениям

Государственным

 

инструментом

 

борьбы

 

с

 

курением

 

являются

 

законы

ограничивающие

 

производство

реализацию

 

и

 

потребление

 

табачных

 

изделий

Такие

 

документы

 

существуют

 

во

 

многих

 

странах

 

мира

В

 

России

 

тоже

 

принят

 

Закон

  «

Об

 

ограничении

 

курения

 

таба

-

ка

», 

кроме

 

того

РФ

 

присоединилась

 

к

 

рамочной

 

конвенции

 

Всемир

-

ной

 

организации

 

здравоохранения

 

по

 

борьбе

 

с

 

табаком

.  

В

 

настоящий

 

момент

 

очевидно

что

 

все

 

программы

направлен

-

ные

 

на

 

профилактику

 

курения

 

табака

оказываются

 

неэффективны

-

ми

Главными

 

причинами

 

этого

наверное

могут

 

быть

 

несовпадение

 

социальных

 

и

 

экономических

 

эффектов

 

от

 

их

 

реализации

получение

 

195