ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7780
Скачиваний: 41
Мониторинг
ЦРТ
по
показателям
,
приведенным
в
табл
. 5,
осу
-
ществляется
как
в
целом
по
системе
ООН
,
так
и
на
уровне
отдельных
стран
один
раз
в
пять
лет
.
В
2005
г
.
был
опубликован
национальный
доклад
о
развитии
че
-
ловеческого
потенциала
для
России
,
посвященный
теме
«
Россия
в
2015
году
:
цели
и
приоритеты
развития
».
В
нем
впервые
была
пред
-
принята
попытка
показать
актуальность
проблемы
развития
челове
-
ческого
потенциала
для
реализации
государственных
приоритетов
развития
страны
при
помощи
системы
адаптированных
для
России
целей
развития
на
пороге
тысячелетия
.
В
2010
г
.
был
выпущен
четырнадцатый
доклад
о
развитии
чело
-
веческого
потенциала
в
Российской
Федерации
,
в
котором
также
проведен
мониторинг
достижения
ЦРТ
,
адаптированных
для
России
.
Как
сообщается
в
докладе
, «
ситуация
в
России
по
достижению
ЦРТ
в
целом
неоднозначна
.
С
одной
стороны
,
наблюдается
явный
прогресс
,
связанный
с
сокращением
бедности
,
обеспечением
доступности
образо
-
вания
,
снижением
детской
и
материнской
смертности
,
а
также
укре
-
плением
роли
России
как
международного
донора
.
С
другой
стороны
,
наряду
с
позитивными
тенденциями
существует
целый
ряд
проблем
,
на
которые
целесообразно
обратить
особое
внимание
.
Речь
идет
,
прежде
всего
,
о
распространении
ВИЧ
/
СПИДа
,
об
отсутствии
как
таковой
це
-
ленаправленной
политики
в
области
гендерного
равенства
,
об
ухудше
-
нии
экологической
обстановки
в
России
,
о
сохранении
существенных
межрегиональных
различий
в
развитии
человеческого
потенциала
».
Сделанные
в
докладе
выводы
,
являясь
отправной
точкой
для
обеспечения
долгосрочного
устойчивого
развития
России
,
служат
основой
для
принятия
как
на
федеральном
,
так
и
региональном
уров
-
нях
стратегических
решений
,
способствующих
развитию
человече
-
ского
потенциала
–
важнейшей
задачи
современного
общества
.
2. Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé è ôîðìèðîâàíèå
çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè â êîíòåêñòå ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè
Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè
Возрастание
роли
человеческого
капитала
как
основного
,
но
при
этом
дефицитного
фактора
инновационного
экономического
разви
-
тия
,
являющегося
отличительной
чертой
современного
общества
,
191
характерно
и
для
России
.
Обеспечение
в
долгосрочной
перспективе
устойчивого
социально
-
экономического
развития
как
страны
в
це
-
лом
,
так
и
отдельных
территорий
предполагает
,
в
первую
очередь
,
сохранение
и
воспроизводство
человеческого
потенциала
,
основой
которого
является
здоровье
.
Совершенствование
охраны
здоровья
населения
является
для
России
приоритетной
национальной
задачей
.
Реализация
данной
за
-
дачи
предполагается
,
в
первую
очередь
,
средствами
профилактики
,
пропаганды
и
формирования
здорового
образа
жизни
у
населения
Российской
Федерации
.
Данный
ориентир
закреплен
Концепцией
долгосрочного
социально
-
экономического
развития
Российской
Фе
-
дерации
на
период
до
2020
г
. (
утверждена
распоряжением
Прави
-
тельства
Российской
Федерации
от
17.11.2008
№
1662-
р
),
Основными
направлениями
деятельности
Правительства
Российской
Федерации
на
период
до
2012
г
. (
утверждены
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от
17.11.2008
№
1663-
р
),
приоритетным
на
-
циональным
проектом
«
Здоровье
» (2009-2012
гг
.),
Концепцией
демо
-
графической
политики
Российской
Федерации
на
период
до
2025
г
.
(
утверждена
Указом
Президента
РФ
№
1351
от
9
октября
2007
г
.).
В
«
Основах
законодательства
Российской
Федерации
об
охране
здоровья
граждан
»
1
признается
«
основополагающая
роль
охраны
здоровья
граждан
как
неотъемлемого
условия
жизни
общества
»,
под
-
тверждается
«
ответственность
государства
за
сохранение
и
укрепле
-
ние
здоровья
граждан
РФ
».
В
этом
же
документе
утверждается
,
что
«
охрана
здоровья
граждан
–
это
совокупность
мер
политического
,
экономического
,
научного
,
медицинского
,
санитарно
-
гигиенического
и
противоэпидемического
характера
,
направленных
на
сохранение
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
каждого
челове
-
ка
,
поддержание
его
долголетней
активной
жизни
,
предоставление
ему
медицинской
помощи
в
случае
утраты
здоровья
»,
таким
образом
,
делается
существенный
акцент
на
принципе
межведомственного
подхода
к
вопросу
сохранения
здоровья
населения
,
признается
его
социальная
значимость
.
1
Основы
законодательства
Российской
Федерации
об
охране
здоровья
граждан
(
ред
.
от
27.12.2009) //
Собрание
законодательства
РФ
1993.
№
5487-1.
192
Сегодня
активно
обсуждается
проект
федерального
закона
«
Об
основах
охраны
здоровья
граждан
в
Российской
Федерации
».
Статья
9
данного
проекта
закрепляет
приоритет
профилактических
меро
-
приятий
в
сфере
охраны
здоровья
граждан
: «
принцип
приоритета
профилактических
мероприятий
в
сфере
охраны
здоровья
граждан
реализуется
путем
разработки
и
первоочередного
осуществления
ме
-
роприятий
,
направленных
на
предупреждение
возникновения
,
рас
-
пространения
заболеваний
,
их
раннее
выявление
,
снижение
риска
развития
заболеваний
,
причин
и
условий
их
возникновения
,
преду
-
преждение
и
устранение
отрицательного
воздействия
на
здоровье
факторов
внутренней
и
внешней
среды
,
активное
формирование
здо
-
рового
образа
жизни
».
В
Концепции
развития
здравоохранения
РФ
на
период
до
2020
г
.
здоровье
характеризуется
как
важный
фактор
национальной
безопас
-
ности
и
фактор
конкурентоспособности
в
экономике
.
В
этом
доку
-
менте
профилактическая
деятельность
все
более
выходит
за
пределы
работы
системы
здравоохранения
,
несмотря
на
то
,
что
документ
ка
-
сается
именно
этой
отрасли
.
Первостепенное
внимание
уделяется
формированию
здорового
образа
жизни
,
в
связи
с
чем
поставлены
задачи
по
созданию
условий
,
возможностей
и
мотивации
населения
для
ведения
здорового
образа
жизни
.
В
2003
г
.
была
утверждена
«
Концепция
охраны
здоровья
здоро
-
вых
в
Российской
Федерации
».
По
сути
,
данный
документ
стал
ос
-
новным
документом
социальной
политики
в
сфере
здоровьесбереже
-
ния
населения
,
направленным
именно
на
сохранение
здоровья
.
Одна
-
ко
аналогично
«
Основам
законодательства
об
охране
здоровья
граж
-
дан
РФ
»
документ
носит
больше
медицинскую
направленность
в
во
-
просах
механизмов
реализации
,
т
.
е
.
ограничивается
самое
необходи
-
мое
условие
успеха
в
области
формирования
здоровья
–
межведом
-
ственное
взаимодействие
.
Главная
роль
,
по
сути
,
отводится
системе
здравоохранения
,
а
именно
развитию
ранней
диагностики
нарушений
в
здоровье
.
Довольно
скудно
представлены
в
механизмах
реализации
Концепции
функции
системы
образования
,
социальной
защиты
и
др
.
(
вероятно
,
это
можно
связать
с
тем
,
что
документ
готовился
исклю
-
чительно
Минздравом
).
193
Нормативный
документ
Национального
проекта
«
Здоровье
»
(2006)
интерпретирует
«
профилактику
»
в
основном
как
раннее
выяв
-
ление
заболеваний
для
предотвращения
серьезных
осложнений
.
К
сожалению
,
профилактическим
мероприятиям
и
формированию
в
обществе
здорового
образа
жизни
придается
второстепенное
значе
-
ние
.
Те
профилактические
меры
,
которые
намечены
в
рамках
неспе
-
цифической
профилактики
,
в
большей
степени
относятся
к
увеличе
-
нию
объема
медицинских
осмотров
,
не
затрагивая
поведенческие
факторы
риска
,
вызывающие
заболевания
,
которые
становятся
ос
-
новными
причинами
инвалидизации
и
смертности
населения
в
со
-
временной
России
.
В
то
же
время
международный
опыт
показывает
,
что
более
здоровый
образ
жизни
и
профилактические
мероприятия
,
направленные
на
уменьшение
факторов
риска
,
могут
значительно
снизить
смертность
.
В
проекте
не
упоминается
ни
общественная
ра
-
бота
,
ни
межсекторное
сотрудничество
,
ни
инициатива
самих
граж
-
дан
в
отношении
укрепления
здоровья
и
профилактика
заболеваний
.
В
рамках
данного
проекта
в
РФ
действует
ряд
федеральных
це
-
левых
программ
по
укреплению
здоровья
,
профилактике
социально
-
значимых
заболеваний
: «
Предупреждение
и
борьба
с
социально
–
значимыми
заболеваниями
(2007-2011
годы
)»
и
«
Развитие
физиче
-
ской
культуры
и
спорта
в
Российской
Федерации
на
2006-2015
го
-
ды
».
Необходимость
создания
программ
была
вызвана
рядом
факто
-
ров
социально
-
экономического
характера
,
влияющих
на
снижение
качества
жизни
населения
,
в
том
числе
чрезмерными
стрессовыми
нагрузками
,
снижением
уровня
санитарно
-
гигиенической
культуры
,
а
также
высокими
показателями
заболеваемости
,
инвалидности
и
смертности
.
При
этом
в
качестве
основных
показателей
эффектив
-
ности
от
реализации
мероприятий
,
предусмотренных
программами
,
в
первую
очередь
определяются
экономические
эффекты
и
только
потом
–
социальные
.
Противоречия
между
позиционированием
здоровья
как
ценности
и
обоснованием
его
значимости
с
точки
зрения
экономики
(
напри
-
мер
,
в
«
Концепции
охраны
здоровья
здоровых
в
РФ
»
определено
следующее
: «…
отношение
к
здоровью
…
как
к
экономическому
меха
-
низму
повышения
результативности
и
качества
труда
»)
не
приведут
194
к
ожидаемым
результатам
.
Во
-
первых
,
потому
,
что
это
два
совер
-
шенно
разных
подхода
к
определению
здоровья
,
во
-
вторых
,
профи
-
лактические
мероприятия
направлены
,
прежде
всего
,
на
изменение
сознания
(
отношения
)
и
поведения
в
отношении
здоровья
.
Вывод
о
невнимании
государства
к
вопросам
здоровьесбере
-
гающего
поведения
вытекает
и
из
анализа
состояния
правовой
базы
,
регулирующей
социальные
условия
,
тесно
увязанные
с
данной
про
-
блемой
,
включая
нормативно
-
правовой
документооборот
по
борьбе
с
распространением
психоактивных
веществ
,
алкоголизмом
и
таба
-
кокурением
.
На
период
2005-2009
гг
.
Федеральной
службой
Российской
Фе
-
дерации
по
контролю
за
оборотом
наркотиков
была
создана
Феде
-
ральная
целевая
программа
«
Комплексные
меры
противодействия
злоупотреблению
наркотиками
и
их
незаконному
обороту
»,
в
кото
-
рой
обозначено
,
что
факторы
,
способствующие
распространению
незаконного
потребления
наркотиков
,
формируются
в
социальной
сфере
:
наличие
безработных
среди
молодежи
,
а
также
сравнительно
низкий
жизненный
уровень
населения
.
Среди
мероприятий
профи
-
лактики
употребления
психоактивных
веществ
было
обозначено
формирование
здорового
образа
,
однако
сам
механизм
его
воплоще
-
ния
был
прописан
нечетко
.
Отсутствие
целостной
,
научно
обоснованной
системы
профилак
-
тики
распространения
наркомании
,
в
первую
очередь
среди
подрост
-
ков
и
молодежи
,
не
позволяет
оказывать
адекватное
противодействие
таким
негативным
явлениям
.
Государственным
инструментом
борьбы
с
курением
являются
законы
,
ограничивающие
производство
,
реализацию
и
потребление
табачных
изделий
.
Такие
документы
существуют
во
многих
странах
мира
.
В
России
тоже
принят
Закон
«
Об
ограничении
курения
таба
-
ка
»,
кроме
того
,
РФ
присоединилась
к
рамочной
конвенции
Всемир
-
ной
организации
здравоохранения
по
борьбе
с
табаком
.
В
настоящий
момент
очевидно
,
что
все
программы
,
направлен
-
ные
на
профилактику
курения
табака
,
оказываются
неэффективны
-
ми
.
Главными
причинами
этого
,
наверное
,
могут
быть
несовпадение
социальных
и
экономических
эффектов
от
их
реализации
:
получение
195