Файл: tsyrkunov_v_m_i_dr_infektsionnye_bolezni_i_epidemiologiya.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 13678
Скачиваний: 2
~ 76 ~
внимание
способствуют
снятию
подобных
поведенческих
реакций
.
Иногда
нужно
тратить
время
и
на
игры
с
такими
детьми
,
что
является
,
по
сути
своей
,
лечебной
психотерапевтической
процедурой
.
У
стариков
возникает
нечто
подобное
.
Особенно
болезненно
для
них
отсутствие
внимания
со
стороны
родных
и
близких
:
нет
писем
,
нет
передач
,
а
посещения
в
инфекционном
стационаре
–
крайняя
редкость
.
У
каждого
старого
человека
своя
прожитая
,
не
всегда
простая
,
а
иногда
и
просто
трагическая
жизнь
.
Им
нужны
внимание
и
человеческая
теплота
.
И
врач
,
и
студент
,
и
медицинская
сестра
должны
помнить
:
как
ты
относишься
к
старости
,
так
в
старости
будут
относиться
к
тебе
.
Наблюдающееся
очерствление
общества
к
старости
частично
нивелируется
возрастной
тягой
к
религии
.
Многие
главные
врачи
уже
давно
разрешили
посещение
стационаров
священнослужителям
.
Когда
-
то
в
истории
болезни
конца
Х
I
Х
века
была
отметка
о
принадлежности
пациента
к
религиозной
конфессии
.
Работа
с
архивными
историями
инфекционной
больницы
им
.
С
.
П
.
Боткина
(
Санкт
-
Петербург
)
заставила
нас
осмыслить
этот
факт
.
Теперь
нам
ясно
,
что
это
делалось
не
только
для
удовлетворения
“
ежедневных
треб
болящих
”,
а
с
тем
,
чтобы
знать
,
когда
и
какого
пригласить
священника
для
предсмертной
беседы
,
“
отпущения
грехов
”,
организации
обряда
захоронения
при
смерти
неимущего
и
одинокого
пациента
.
В
этом
четко
прослеживается
гуманизм
и
уважение
к
личности
больного
.
Особая
сторона
госпитального
внимания
–
отношение
к
лицам
,
имеющим
дефекты
развития
,
инвалидам
.
Забота
о
неполноценных
–
индикатор
степени
гуманности
общества
.
К
сожалению
,
существующие
финансовые
возможности
не
позволяют
в
стационаре
организовать
длительный
индивидуальный
уход
.
Пребывание
в
стационаре
в
ряде
случаев
–
время
для
возникновения
ятрогений
.
Причинами
их
возникновения
являются
отсутствие
общей
культуры
,
невнимательность
,
бестактность
медицинских
работников
,
неосторожность
выражений
,
противоречивость
заключений
врачей
разного
профиля
,
знакомство
больного
с
историей
болезни
,
неквалифицированная
диагностика
и
лечение
,
сверхдоступность
медицинских
знаний
,
результат
некачественного
санитарного
просвещения
и
популярных
изданий
.
Бороться
с
подобной
литературой
трудно
,
так
как
за
всем
этим
стоит
коммерческая
выгода
и
повышенный
спрос
.
Шутя
,
говорят
,
что
все
разбираются
в
медицине
,
сельском
хозяйстве
и
политике
.
Переубедить
больного
во
вредности
для
него
избыточной
информации
непросто
.
Любителям
поглощать
подобную
литературу
~ 77 ~
приходится
иногда
говорить
полушутя
-
полусерьезно
:
человек
верил
просветительной
литературе
и
в
итоге
умер
от
опечатки
.
Самое
тяжелое
–
это
написание
популярного
медицинского
труда
,
но
большинство
авторов
считают
наоборот
.
Не
берется
за
это
только
тот
,
кто
понимает
,
насколько
легко
переступить
грань
допустимого
при
изложении
специальной
медицинской
информации
.
Этапность
госпитализации
во
многом
ятрогенна
.
Представьте
,
сколько
этапов
нужно
пройти
больному
:
прием
и
осмотр
врача
;
транспортировка
и
ее
качество
;
сопровождение
;
ориентация
в
приемном
покое
;
степень
вежливости
и
внимания
персонала
;
возможное
поступление
в
ночное
время
;
возможность
попасть
в
непрофильный
стационар
;
процедуры
обследования
и
лечения
;
чистота
и
режим
функциональных
подразделений
;
мебель
,
ее
состояние
;
оформление
многочисленной
документации
;
питание
и
характер
диеты
;
установление
контакта
с
врачом
,
персоналом
;
соблюдение
элементарного
покоя
в
так
называемый
“
тихий
”
час
и
т
.
п
.
В
создании
нормального
психологического
климата
в
инфекционном
стационаре
медицинской
сестре
принадлежит
одна
из
важных
ролей
.
Это
связано
прежде
всего
с
длительностью
контакта
ее
с
больными
,
что
обусловлено
во
многом
технологией
организации
лечебного
процесса
(
система
12-
часовых
дежурств
).
Кроме
того
,
сестра
выполняет
функцию
связующего
звена
между
врачом
и
больным
,
являясь
непосредственным
реализатором
,
исполнителем
диагностических
и
лечебных
мероприятий
.
Особенности
поведенческих
реакций
во
многом
зависят
от
характерологических
черт
медицинской
сестры
как
человека
.
Нужно
помнить
,
что
сфера
деятельности
накладывает
на
характер
свой
отпечаток
,
что
и
формирует
личностные
особенности
медицинских
сестер
.
Выделяют
,
например
, “
практический
”
тип
сестры
,
для
которого
характерны
сухость
поведения
,
четкость
выполнения
назначений
.
Подчас
это
может
быть
и
не
на
пользу
больного
(
будит
больного
рано
утром
,
чтобы
поставить
термометр
).
Возможно
формирование
“
артистического
”
типа
,
для
которого
характерно
аффективное
поведение
,
желание
понравиться
или
казаться
очень
опытной
и
знающей
. “
Нервный
”
тип
внешне
кажется
крайне
утомленным
,
избыточно
нервозным
,
очень
беспокоится
за
себя
,
боится
заразиться
и
принести
инфекцию
домой
. “
Для
профилактики
”
они
принимают
лекарства
,
а
,
нарушив
дезрежим
,
просто
паникуют
.
Для
“
мужского
”
типа
характерна
выраженная
энергичность
,
подчас
самоуверенность
,
но
одновременно
последовательность
в
действиях
,
дисциплинированность
.
У
них
хорошие
организаторские
~ 78 ~
способности
,
хотя
это
может
сопровождаться
чертами
деспотизма
и
агрессивности
. “
Материнский
”
тип
сестры
отличается
добротой
,
отзывчивостью
,
безотказностью
в
работе
.
Часто
эти
сестры
милые
женщины
нередко
с
заметным
пикническим
телосложением
.
Особое
место
занимает
сестра
-“
специалист
”.
Это
хорошо
знающий
конкретное
дело
работник
,
выполняющий
определенные
ответственные
обязанности
(
например
,
снимает
ЭКГ
).
Они
обычно
требовательны
к
окружающим
,
могут
конфликтовать
с
дежурным
персоналом
.
В
медицине
можно
встретить
и
“
случайных
”
людей
.
Есть
они
и
среди
сестер
.
Обычно
для
них
характерна
первозначимость
формальной
стороны
деятельности
,
иногда
их
так
и
называют
–
“
сестра
-
рутинер
”.
У
них
на
первом
плане
беспрекословное
выполнение
назначений
,
подчас
без
учета
изменяющейся
ситуации
.
Главное
,
чтобы
к
ней
не
было
претензий
.
Больные
у
них
на
втором
плане
.
Прямолинейность
,
негибкость
“
мужского
”
типа
сестры
иногда
ее
доводит
до
крайней
позиции
,
которую
называют
“
сестра
-
солдат
”,
“
сестра
-
гренадер
”.
Формируя
медицинскую
среду
,
как
полноправный
ее
участник
,
медицинская
сестра
может
многое
сделать
для
обеспечения
благополучной
обстановки
.
Однако
в
отдельных
случаях
из
-
за
конфликтности
одного
человека
создается
крайне
нервозная
обстановка
,
что
само
по
себе
не
только
дезорганизует
работу
“
нормальных
”
членов
коллектива
,
но
и
отражается
на
качестве
медицинской
помощи
пациентам
.
Участвуя
в
формировании
психологического
климата
в
стационаре
,
медицинская
сестра
должна
понимать
всю
сложность
общения
с
больными
.
Не
всегда
мы
можем
похвалиться
качеством
такового
,
что
зависит
от
недостаточности
знаний
,
отставании
в
подготовке
по
психологии
вообще
,
по
психологии
общения
и
конфликтологии
,
в
частности
,
в
процессе
обучения
.
Недостаток
среднего
медицинского
образования
в
некоторой
степени
нивелируется
при
получении
сестрой
высшего
образования
.
Неоспоримо
значение
труда
медицинской
сестры
в
выполнении
всей
программы
лечения
,
предупреждения
последствий
болезни
,
реабилитации
,
в
воспитании
у
больного
элементов
рационального
режима
жизни
и
поддержании
веры
в
благоприятность
исхода
болезни
.
Последнее
обеспечивается
не
только
словами
,
а
всем
комплексом
возможного
влияния
на
больного
.
Не
всегда
опыт
обеспечивается
стажем
работы
.
Неоднократно
приходилось
видеть
молодых
сестер
,
но
опытных
и
очень
надежных
в
работе
.
С
возрастом
у
любого
человека
,
в
том
числе
и
у
медицинской
сестры
,
появляется
~ 79 ~
склонность
к
переоценке
своей
значимости
,
ощущение
непогрешимости
и
непререкаемости
авторитета
.
Если
медицинская
сестра
солидного
возраста
работает
с
молодым
,
пусть
даже
знающим
врачом
,
то
авторитет
у
больного
к
ним
будет
не
на
стороне
врача
.
В
большинстве
своем
часто
болеющие
,
неоднократно
лечившиеся
,
хронические
больные
,
часто
с
“
букетом
”
болезней
,
неудовлетворенные
лечением
,
диагностическим
процессом
при
предшествующих
госпитализациях
,
имеют
опыт
жалоб
.
Среди
них
есть
и
просто
конфликтные
личности
,
среди
которых
значительна
прослойка
инвалидов
,
инвалидов
с
детства
,
инвалидов
и
участников
Великой
Отечественной
войны
.
В
целях
упреждения
возможных
конфликтов
,
претензий
к
сестрам
,
врачам
и
администрации
стационаров
были
организованы
для
их
госпитализации
специальные
палаты
и
боксы
.
При
всех
недостатках
этого
решения
в
нынешней
ситуации
ничего
более
реального
предложить
было
невозможно
,
тем
более
,
что
это
совпадает
с
противоборством
активной
тенденции
к
дегуманизации
современного
общества
.
Повышенное
внимание
к
лицам
,
ущербным
как
физически
,
так
и
психически
,
в
какой
-
то
степени
решает
эту
проблему
,
обеспечивая
сестринскому
и
врачебному
персоналу
более
спокойные
условия
выполнения
своих
профессиональных
обязанностей
.
При
организации
психотерапевтического
лечения
методы
подходов
систематизируются
соответственно
характеру
воздействия
(
прямое
,
косвенное
),
этиопатогенезу
(
патогенетическая
,
симптоматическая
),
по
желаемой
цели
(
разъясняющая
,
успокаивающая
,
активизирующая
),
по
участию
самой
личности
(
пассивная
,
мобилизующая
),
по
виду
воздействия
врача
(
авторитарная
,
разъяснительная
,
обучающая
,
тренирующая
),
по
направлениям
(
синергичная
переживаниям
,
антогонистичеекая
,
дискуссионная
),
по
источнику
воздействия
(
аутогенная
,
гетерогенная
),
по
тактике
воздействия
(
выборочная
,
комбинированная
,
комплексная
,
смешанная
).
При
организации
психотерапевтической
помощи
прежде
всего
необходимо
согласие
самого
больного
,
в
том
числе
и
на
групповые
занятия
.
Больной
должен
представлять
роль
психогенных
факторов
в
его
соматической
патологии
и
при
этом
принимать
активное
участие
в
проведении
психотерапевтического
воздействия
.
При
этом
пациент
должен
понимать
,
что
психотерапевт
не
знахарь
,
не
волшебник
,
который
может
обеспечить
моментальный
успех
лечения
.
Французский
писатель
Проспер
Мериме
называл
врачей
,
обещающих
скорый
успех
в
лечении
"
торговцами
надежд
".
Современному
врачу
-
психотерапевту
~ 80 ~
должна
быть
"
отвратительна
роль
волшебника
" (
Б
.
Д
.
Карвасарский
).
Известно
,
что
черты
личности
,
которые
сами
по
себе
не
являются
патологическими
,
при
определенных
условиях
могут
развиваться
в
положительном
или
отрицательном
плане
.
Невротические
проявления
возникают
в
случаях
акцентуирования
.
Именно
это
и
накладывает
отпечаток
на
построение
рационального
лечения
.
Целесообразно
определение
шкалы
тревоги
по
Тейлору
(1989).
Нет
сомнений
,
что
основным
невротическим
расстройством
является
тревога
.
Степень
ее
выраженности
может
отражать
физическое
состояние
больного
:
усиление
ее
на
фоне
острой
клиники
,
постепенная
компенсация
по
мере
выздоровления
.
Шкала
тревоги
представляет
40
утверждений
,
из
которых
больной
выбирает
наиболее
соответствующие
своему
сознанию
(
его
выбор
).
Выделяют
следующие
варианты
уровня
тревоги
:
высокий
– 26–40
баллов
,
средний
– 25–16
баллов
,
низкий
– 15–0.
Результаты
сравниваются
в
динамике
болезни
и
в
зависимости
от
характера
проводимой
терапии
.
Все
вышеизложенное
в
совокупности
дает
возможность
объективизировать
оценку
личностной
характеристики
пациентов
и
тем
самым
,
учитывая
их
индивидуальность
,
обеспечить
наиболее
приемлемые
подходы
к
проведению
психотерапевтических
мероприятий
и
одновременно
качественно
провести
учет
эффективности
лечения
в
целом
.
Целенаправленная
беседа
ставит
своей
целью
выявление
характера
конкретной
ситуации
с
развитием
болезни
,
степень
выраженности
невротических
наслоений
,
выработку
у
больного
правильного
понимания
природы
болезни
и
объективного
к
ней
отношения
.
Ход
беседы
многие
связывают
с
уточнением
анамнестических
данных
(
жизни
,
болезни
,
эпидемиологической
ситуации
).
Это
позволяет
врачу
установить
с
пациентом
тесный
контакт
и
одновременно
убедить
его
или
посеять
надежду
на
выздоровление
.
Возникающие
вопросы
больного
,
как
правило
,
полностью
разъясняются
в
пределах
понимания
им
биологической
,
физиологической
сущности
,
постепенного
перехода
на
возможные
пути
купирования
патологического
процесса
и
оценку
временных
характеристик
выздоровления
.
Особое
внимание
уделяется
в
беседе
проблеме
санации
,
саногенеза
,
учитывая
степень
опасности
для
окружающих
.
Одновременно
с
этими
сведениями
больной
должен
получить
ясную
,
понятную
,
доступную
его
уровню
образования
информацию
по
вопросам
поведения
,
диеты
,
режима
,
медикаментозной
терапии
,
профилактики
осложнений
,
а
также
мерам