Файл: Медицина Бел нов врем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 1279

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Женская консультация (1960 г.) становится основным профильным учреждением в системе ПМСП. Формируются группы диспансерного наблюдения (беременные, гинекологические больные, работающие). В 1980-е годы создаются консультации «брак и семья».

В начале 1960-х годов зарождается, а в дальнейшем совершенствуется стационарная специализированная помощь беременным, новорожденным, гинекологическим больным (отделения патологии беременности; отделения преждевременных родов, 1963; отделения выхаживания недоношенных, 1961; отделения интенсивной терапии, начало 1970-х). Улучшается оснащенность и показатели использования родовспомогательных учреждений.

В 1986 г. открыт республиканский центр по охране здоровья матери и ребенка.

Организуется (1968) республиканская СЭС.

В эти годы разработаны и приняты на государственном уровне директивно-правовые и нормативные документы по основным разделам санитарного дела. Утверждены (1963,1973) «Положения о государственном санитарном надзоре». К примеру, только в 1975 г. издано 12 приказов МЗ БССР санитарно-гигиенического характера.

В 1983 г. в Могилеве пущен завод по переработке бытового мусора. Введена (1975) автоматизированная система управления — «Санэпидслужба». СЭС приобрели формальную (1970) и фактическую (1990) самостоятельность, преобразованы (1990) в центры гигиены и эпидемиологии.

С 1986 г. в Беларуси начата лабораторная диагностика СПИДа, а к октябрю 1989 г. зарегистрировано первых 13 ВИЧ-инфицированных граждан республики. Во исполнение приказа МЗ СССР № 219 от 29 декабря 1989 г. «Об организации службы профилактики СПИД» создается новый тип учреждений — областные, а также республиканский, профильные центры.

Организован (1967) республиканский дом санитарного просвещения. Согласно приказа № 770 от 11 октября 1988 г. «О совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни», согласно которому дома санитарного просвещения реорганизовывались в центры здоровья как основное учреждение службы формирования здорового образа жизни.

В 1960-е годы оформляется принцип участия населения в решении задач здравоохранения. Возродились (1957) советы содействия медицинским учреждениям. В тот период их деятельность имела значение в предупреждении туберкулеза, травматизма, профессиональных и инфекционных заболеваний. Используются такие формы санитарно-гигиенического обучения населения как университеты здоровья. При лечебных учреждениях — школы здоровья. Установлен День здоровья — 11 июля (в связи с тем, что 11 июля 1918 г. был подписан декрет об образовании Наркомздрава РСФСР). 1965 год ― год учреждения Дня здоровья. Вводится (1966) профессиональный праздник — день медицинского работника (третье воскресенье июня). Позже акции медико-гигиенического просвещения приурочивают к Всемирному дню здоровья — 7 апреля (7 апреля 1948 г. вступил в силу устав ВОЗ).


Ликвидировано ряд инфекционных заболеваний (малярия,1958; трахома, 1960; сыпной тиф, 1961).

В 1960–1970-е годы обеспечивается почти полная вакцинация БЦЖ новорожденных. Устанавливается (1967) обязательное исследование крупного рогатого скота на туберкулез. Вводится (1965) сплошное обследование на туберкулез сельского населения.

Изменилась и расширилась система подготовки врачебного и среднего медицинского персонала. Открыты два медицинских института (для подготовки врачей для западного региона Беларуси, Гродно, 1958; для решения проблемы обеспеченности врачами учреждений здравоохранения Гомельской и Могилевской областей, возникшей после аварии на Чернобыльской АЭС, Гомель, 1990).

Постдипломную подготовку осуществлял Белорусский институт усовершенствования врачей, а также курсы повышения квалификации медучилищ.

Вводилась (1986) аттестация рабочих мест.

В рассматриваемый период в границах единого государства и при помощи российских ученых создана сеть лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, сформированы их организационные основы, обеспечены (с учетом экологической и радиационной обстановки) профилактическое направление и общедоступность медицинской помощи взрослым и детям, в том числе ее специализированных видов. Однако здравоохранение испытывало проблемы остаточного финансирования, несвоевременного обновления основных фондов и оборудования. Имели место отставание развития амбулаторно-поликлинических учреждений от стационаров, количества среднего медицинского персонала от врачей, разный уровень медицинской помощи городским и сельским жителям. В связи с чем, к началу 1990-х годов в республике медицинские учреждения переводились на новый хозяйственный механизм, качественную оценку деятельности, территориальные формы объединения. История здравоохранения данного этапа отражала условия и характер реального времени, и постепенно возникающий кризис его системы.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете, а 19 сентября 1991 г. утвердил новое название — Республика Беларусь (РБ). 10 декабря 1991 г. ратифицировано соглашение о создании Содружества независимых государств. 15 марта 1994 г. принята конституция Республики Беларусь, а 10 июля 1994 г. избран первый президент.

Политическая независимость Беларуси утверждалась на фоне ухудшения социально-экономических условий и снижения жизненного уровня, в том числе и медицинских работников.

Утверждение государственного суверенитета обусловило потребность и важность принятия пакета правовых документов по здравоохранению.

В республике были приняты семь профильных законов:

«О здравоохранении» (18 июня 1993 г.);

«О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (23 ноября 1993 г., в новой редакции — 23 мая 2000 г.);


«О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (17 октября 1994 г.);

«О донорстве крови и ее компонентов» (31 мая 1995 г.);

«О трансплантации органов и тканей человека» (4 марта 1997 г.);

«О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» (1999);

«О Белорусском обществе Красного Креста» (2 октября 2000 г.).

Вопросы охраны здоровья населения были регламентированы законами:

«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (22 января 1991 г.);

«О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (12 ноября 1991 г.);

«О государственной помощи семьям, воспитывающих детей» (1993); «О правах ребенка» (19 ноября 1993 г.).

В данный период для теоретического обоснования развития отрасли организован (1991) Белорусский центр медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения. В 1990-х годах проводилась компьютеризация медицинских учреждений. Для информационного обеспечения работников здравоохранения начала выходить (1991) республиканская газета «Медицинский вестник». Наряду с изменившим название («Здравоохранение», 1995), стали издаваться (1994–1995) еще 4 республиканских журнала, приоритетно рассматривавшие вопросы организации здравоохранения.

В Республике Беларусь возникли новые общественные организации Ассоциации «Новые технологии в медицине» (1992), врачей (1992), средних медицинских работников (1996). Принят (1998) Кодекс врачебной этики, утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь (1994).

Произошли организационные изменения финансирования здравоохранения. В Беларуси по экономическим причинам (инфляция, снижение производства) произошел отказ от некоторых положений нового хозяйственного механизма (территориальное финансирование, взаиморасчеты). В то же время остались, требующие реформирования, затратный и остаточный принципы.

Уровень финансирования здравоохранения в 1996 г. составил 5,5% внутреннего валового продукта (ВВП), а в 2000 г. — 3,7%. В целом, финансирование здравоохранения носит поддерживающий характер, не позволяющий обеспечить должное функционирование развернутой сети, дальнейшее развитие и модернизацию материально-технической базы.

Некоторые службы были переданы в ведение других ведомств (так, врачебно-физкультурная Министерство спорта и туризма, 1996; судебно-медицинская Министерство внутренних дел, 1993).

Государственные учреждения здравоохранения приобрели право (1996) оказывать платные медицинские и сервисные услуги. Учреждения здравоохранения также получали спонсорскую поддержку и гуманитарную помощь. Приобретение суверенитета позволило шире (не только по линии Общества Красного Креста) осуществлять привлечение средств из-за рубежа. Их поступление в основном, направлялось на отдельные программы. Такая помощь выделялась из некоторых фондов и под эгидой ВОЗ.


В Беларуси продолжена практика разработки, принятия и реализации государственных и национальных целевых программ. В 1999 г. были утверждены комплексные государственные программы «Здоровье народа», «Туберкулез», «Онкология», «Кардиология», «Сахарный диабет», «Лечебно-оздоровительная работа среди подростков».

В феврале 2000 г. утверждена государственная программа укрепления материально-технической базы медицинских учреждений. В 2000 году в Витебской области начат эксперимент по бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя.

Таким образом, в 1990-е годы деятельность здравоохранения республики происходила при неполной правовой базе, в условиях недостаточного и неритмичного финансирования, а также испытывало трудности обеспечения и обновления его материально- технической базы.

Происходит передача аптек коммерческим фирмам. В 2000 г. в Беларуси производство лекарств и изделий медицинского назначения осуществляли государственный концерн «Белбиофарм». Увеличилось число предприятий, производивших медицинскую технику и оборудование (1994 г. — 40, 1999 г. — 100).

Для 1990-х годов характерно ухудшение состояния общественного здоровья. Сократилась численность населения (1991 г. — 10212,5 тыс.; 2000 г. — 10019,5 тыс.), прежде всего, за счет жителей сельской местности (1991 г. — 3368,7 тыс.; 2000 г. — 3034,1 тыс.) По данным переписи населения 1999 г., за 10 лет уменьшилась на 42% доля детей до 4 лет. Снизилась средняя продолжительность жизни (1990 г. — 71,1; 1999 г. — 67,9 года), в первую очередь — мужчин (1990 г. — 66,3; 1999 г. — 62,2 года). С 1993 г. регистрируется отрицательный естественный прирост при устойчивой тенденции роста смертности (1991 г. — 11,2; 1999 г. — 14,2‰) и снижения рождаемости (1991 г. — 12,9; 1999 г. — 9,3‰). Наблюдался рост по всем классам заболеваний (так, болезней нервной системы и органов чувств в 2,1 раза, болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ и иммунитета на 69,9, болезней крови и кроветворных органов — 64,9, болезней системы кровообращения — 53,9, новообразований — 50,7, болезней органов дыхания 25,9, травм и отравлений — 23%).

Стало очевидным, что медико-социальные последствия аварии на ЧАЭС еще длительное время будут оставаться актуальными. Вследствие аварии наиболее пострадали Гомельская (1528 населенных пунктов), Могилевская (866) и Брестская (167) области. Загрязнена пятая часть территории республики. Около 80% дозы радиации жители получают за счет потребления продуктов питания.

По данным МЗ РБ (2000), к наиболее значимым последствиям катастрофы на ЧАЭС относится радиационно обусловленный рак щитовидной железы. Влияние радиационного воздействия, в первую очередь, также отразилось на состоянии тиреоидной и кроветворной системах детей и подростков.

Третий филиал НИИ радиационной медицины открыт (1991) в Витебске, а филиал в Могилеве реорганизован (1996) в Белорусский НИИ экологической и профессиональной патологии. В 1996 г. из структуры НИИ радиационной медицины выделен профильный республиканский диспансер. В 1997 г. открыт республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии. В 1993 г. началось строительство Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека в Гомеле (сдан в эксплуатацию в 2003 году).


За послеаварийный период (к 2001 г.) в загрязненной зоне закрыто 95 больниц. При этом введено в эксплуатацию стационаров на 4543 койки и поликлинических учреждений на 21,3 тыс. посещений в смену.

В связи с передачей на финансирование за счет средств предприятий, в свою очередь испытывавших экономические трудности, цеховой медицинской службы, сократилось число профильных участков (в 1996–1998 гг. — на 41,7%) и фельдшерских здравпунктов (в 1990–1999 гг. в 1,7 раза). Сохранена ведомственная медицина.

В Республике Беларусь несколько увеличилось число стоматологических поликлиник (в 1999 г., в сравнении с 1990 г., на 14).

Предполагалось преимущественное развитие ПМСП с введением врача общей практики. В соответствии с приказом МЗ РБ № 98 от 25 мая 1992 г. утверждена специальность врач общей практики, его квалификационная характеристика.

В 1990-е годы экономические причины обусловили необходимость сокращения и рационального использования коечного фонда. Число больничных учреждений (1990 г. — 857, 1999 г. — 802). Стали шире применяться стационарзамещающие технологии (дневной стационар, стационар на дому). В 2000 г. в Беларуси разработаны и изданы протоколы обследования и лечения по 533 нозологическим формам «Международной классификации болезней десятого пересмотра».

Проводилась также работа по организации научно-практических специализированных центров (в 1998 г. их было 85). Стали функционировать центры по эндокринологии «профилактики и лечения: диабетическая стопа», «сахарный диабет и беременность» (1997); по кардиологии профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (2000); по офтальмологии лазерной терапии (1997); по урологии острой почечной недостаточности (1999).

Фактически сформирована гериатрическая служба (положение о главном гериатре территориальных уровней, 1996; гериатрическая больница, 1991; геронтологический центр, 1998). Созданы первые отделения (больниц) сестринского ухода (1993), хосписа (1994). Происходит образование (1993) медико-социальной службы Общества Красного Креста (дом милосердия, 1997).

В 1990-е годы в Республике Беларусь развивается и служба медицинской реабилитации. В 1998 г. действовало 11 соответствующих центров и 7 санаторных отделений.

В Республике Беларусь охрана материнства и детства получила государственную и социальную поддержку путем принятия и реализации законодательных актов, а также национальных (например, «Концепция государственной демографической политики», «Дети Беларуси» (2000): «Дети Чернобыля», «Дети- инвалиды», «Дети-сироты») и др. программ.

Однако социально важное преимущественное развитие охраны материнства и детства не всегда находило реального отражения и подтверждения. Были открыты специализированные медицинские учреждения-центры: планирования семьи и репродукции с методом экстракорпорального оплодотворения (1995); гемодиализа для детей (1996); маммологический (1996); а также дошкольные заведения центры развития детей (1996).