ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 1281
Скачиваний: 2
Так были осуществлены планы 1-го съезда медико-санитарных отделов, в которых предусматривалось, что при распространении страхования на всех работающих произойдет организационное слияние государственной и страховой медицины. Руководители Наркомздрава пришли к выводу о недопустимости параллельного существования двух медицин — «страховой» и «советской».
В 1923 г. в своей работе «Охрана здоровья населения в эпоху диктатуры пролетариата» Н.А.Семашко писал — «В области лечебной медицины мы неуклонно шли к основной цели: обеспечить, прежде всего, рабочих (теперь мы говорим — застрахованных) всеми видами лечебной помощи: помощь на дому, амбулаторная и коечная... обеспечить возможно лучше медицинской помощью верного союзника пролетариата — трудовое крестьянство... На этом принципе преимущественного обслуживания городского пролетариата (и беднейшего крестьянства в деревне) построена вся лечебная организация... Лучшие больницы, лучшие амбулатории, наиболее хорошо обставленные аптеки в городах обслуживают трудящихся (застрахованных), 60 % государственных мест в санаториях и на курортах предоставляются членам профсоюзов и, прежде всего рабочим вредных производств; остальные места предназначаются для учащихся, красноармейцев, инвалидов, крестьян и т.д.».
В конце двадцатых годов в практику работы органов здравоохранения входит планирование. Со времени утверждения первого пятилетнего плана народнохозяйственного строительства на ХVI партийной конференции и V Всесоюзном съезде Советов начали разрабатываться и осуществляться пятилетние планы развития здравоохранения.
Здравоохранение в СССР и в БССР стало строиться на основах единого плана, являющегося составной частью общегосударственного народнохозяйственного плана.
Характерной особенностью плана являлось то, что он строился не в узковедомственном масштабе, а на основе комплексного подхода, заключавшегося в органической увязке медицинских и широких оздоровительных мероприятий. Особое внимание обращалось на оздоровление внешней среды, улучшение жилищных условий, быта и медицинского обслуживания рабочих промышленных центров и сельского населения колхозов и совхозов.
В отношении финансирования учитывалось, что индустриализация и реконструкция заберут большую часть средств, что вызовет снижение удельного веса здравоохранения в местном бюджете. Недостаточное финансирование чрезвычайно обостряло проблему строительства жилого фонда для специалистов, что мешало дальнейшему развертыванию медико-санитарной сети. Планировалось оказывать больше помощи сельской медицине, укрепить сельские врачебные участки кадрами. Стационарным сельским диспансером должна была стать типовая райбольница на 40 мест. Предполагалось к 1933 г. построить 30 новых районных больниц. Центрами по охране материнства и детства должны были оставаться детские консультации. В наиболее крупных колхозах предусматривались медицинские пункты первой помощи. Особое внимание обращалось на укрепление пунктов первой помощи при городских предприятиях, число которых было еще весьма невелико. Другой составляющей городской медицины являлась помощь на дому, районная и скорая помощь. Третьим звеном являлась диспансеризация (развитие венерических, противотуберкулезных учреждений). Консультационным центром для районов и периферии и местом усовершенствования квалификации врачей являлась окружная больница. В редких сложных случаях должны были приниматься здесь и сельские жители. В результате работы над планом была создана цельная стройная концепция здравоохранения республики.
В составе НКЗ для координации деятельности фармацевтической службы был создан фармподотдел. В июле 1922 г. СНК БССР принял постановление «О торговле аптекарскими товарами и оптовой торговле медикаментами». В том же году фармподотдел НКЗ был преобразован в фармацевтический отдел, на который были возложены функции по организации торговли (снабжению) медицинскими товарами.
В январе 1927 г. коллегией НКЗ БССР решено создать единый централизованный аптечный центр с отделениями в округах. До этого все вопросы, касающиеся оптовой торговли медикаментами, находились в ведении созданного в 1923 г. «Белмедторга». В 1924 г. по решению НКЗ в Минске организуется галенофармацевтическая фабрика.
В целях планового и экономного снабжения медицинским имуществом и производства медикаментов в республике коллегия НКЗ организовала объединенное фармоуправление при наркомате с отделениями в окружных городах.
Функции фармоуправления:
— закупка и распределение медикаментов, инструментов и другого имущества по всей медико-санитарной сети Беларуси;
— производство медикаментов;
— организация работы аптек по планам и нормам НКЗ;
— содержание и управление аптечной сетью.
Эта структура работала на основе хозрасчета и органично вписывалась в механизм новой экономической политики.
В наши дни принцип государственного здравоохранения сохраняется, однако в дополнение к нему развиваются и другие системы и формы оказания медицинской и социальной помощи населению.
Требует уточнения определение «единое» здравоохранение. Само здравоохранение делится на несколько подотраслей. Выделялись лечебно-профилактические учреждения для взрослых, женщин и детей; санитарно-противоэпидемические; учебные и научно-исследовательские; медицинская и фармацевтическая промышленность и аптечные учреждения; санаторно-курортные учреждения. Это далеко не однородная система требовала усилий в управлении. Абсолютное большинство, указанных учреждений принадлежало Наркомздраву. Однако, часть оставалась подведомственна наркоматам обороны, внутренних дел, путей сообщения, речному транспорту, лечебным комиссиям руководящих советских и партийных органов. Это, конечно, не способствовало согласованному управлению здравоохранением, особенно когда речь шла о нормативно-финансовых вопросах. Общие организационные и методические указания Наркомздрава были обязательны для всех учреждений. Но реально в разных ведомствах существовала разница в зарплате, льготах, имелись различия по числу пациентов, коек. Поэтому в течение длительного периода, вплоть до сегодняшнего времени, периодически выдвигаются предложения создать действительно единую систему, передав в центральный орган все ведомственные учреждения.
Такая фактическая разноведомственность распыляла ответственность медицинских организаций, снижала требовательность к качеству медицинской помощи, вела к неравномерному обеспечению медицинских учреждений инструментами и оборудованием.
В рассматриваемый период деятельность органов здравоохранения впервые строилась на основе комплексных планов, являющихся частью общегосударственных народнохозяйственных планов.
II. Профилактическое направление.
На первых порах советской власти необходимо было добиться просто понимания значения социально-профилактической работы. И здесь многое было достигнуто благодаря активной деятельности самих организаторов советского здравоохранения. Н.А. Семашко, З.П. Соловьев указывали, что эта работа не сводится к мерам индивидуальной, санитарно-технической профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями. Профилактика, — подчеркивал З.П. Соловьев, — это разносторонняя деятельность, направленная на оздоровление внешней среды, условий жизни. «Это, путь широких оздоровительных реформ, а до тех пор наш удел — паллиативы, и на это не нужно закрывать глаза», — отмечал он.
Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, элементы которой осуществлялись и раньше. Созданные в 20-е годы специализированные институты, подчинявшиеся Наркоматам труда и здравоохранения, начали проводить санитарно-гигиенические и социально-гигиенические мероприятия по изучению условий труда и быта и их влияния на здоровье рабочих.
В 1920-е годы в Беларуси происходит процесс становления профилактических учреждений и общественно-государственных мероприятий по охране материнства и младенчества (ОММ). В городах развертывались консультации для детей и беременных, постоянные ясли, а в сельской местности — районные консультации и полевые ясли.
Для оздоровления детей в летний период стали (1921) организовываться пионерские лагеря, дома отдыха для пионеров и рабочей молодежи, детские колонии.
Самое активное участие в работе по диспансеризации и проведению социально-гигиенических исследований здоровья рабочих приняла кафедра социально-гигиенических исследований, созданная в 1924 г. на медицинском факультете БГУ. Одним из направлений ее деятельности стало изучение состояния здоровья населения, его зависимости от социально- экономических условий. В 1925 г. был создан институт социальной гигиены.
Основной формой этой работы стали Единые диспансеры. Предполагалось, что единое диспансерное наблюдение и обслуживание не только больного, но и здорового человека позволит обеспечить более высокое качество медицинской помощи трудящимся, более тесную связь здравоохранения с рабочими, объединение сил и средств различных учреждений. Однако в силу объективных обстоятельств Единые диспансеры превратились в громоздкие, плохо управляемые объединения. К концу 30-х годов они прекратили свое существование.
Просчеты в диспансерной работе:
— ограниченные возможности материально-технической базы здравоохранения;
— недостаток медицинского персонала.
Диспансеризация в ряде случаев сводилась лишь к регистрации заболеваний и патологических поражений, в лучшем случае — к медицинским осмотрам работающих.
Если в 20-е годы диспансеризация — метод работы отдельных учреждений, направленный на предупреждение заболеваний главным образом социального характера то уже в 30-е годы диспансерный метод внедрялся в деятельность всех учреждений здравоохранения, но при ограничении контингентов диспансеризуемых. Идея же Единого диспансера оказалась преждевременной и непосильной для реализации. Диспансеризация сельского населения стала проводиться только в середине 50-х годов.
С 1926 г. диспансеры стали осуществлять предварительные медицинские осмотры детей при приеме в школу, а подростков — в профессиональную школу. Охрана здоровья детей в сельской местности испытывала большие трудности, ибо возлагалась на врачебный участок, который находился еще в процессе становления.
Работа по реализации профилактических мер не могла вестись без надлежащей юридической базы. Более 100 декретов правительства были направлены только на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний.
Важное значение имели неотложные противоэпидемические меры. Организовывались в составе представителей исполнительной власти губернские Чрезвычайные комиссии (ЧК) по борьбе с эпидемиями и сыпным тифом.
Проводимые мероприятия включали:
— издание обязательных постановлений;
— налаживание учета и регистрации инфекционных заболеваний;
— оборудование и охрану водоисточников;
— удаление нечистот и отходов ассенизационными обозами;
— контроль за базарами, пекарнями, столовыми, парикмахерскими, гостиницами, общежитиями, дворами;
— национализацию бань, прачечных, выдачу талонов на льготное обслуживание;
— проведение компаний по обязательному оспопрививанию и других прививок;
— открытие и работу бактериологических лабораторий, организацию курсов дезинфекторов;
— деятельность стационарных и передвижных противоэпидемических и дезинфекционных отрядов;
— работа изоляционно-пропускных пунктов на железнодорожных станциях;
— перепрофилирование общесоматических и развертывание инфекционных коек.
Создавались комиссии по борьбе за чистоту в городах, на заводах; ячеек чистоты — в сельской местности; проведение недель чистоты, санитарии водоснабжения.
В этот же период зародилось и начало оформляться санитарное просвещение. Образован санитарно-просветительский подотдел губздрава (1920 г.), открыт первый дом санитарного просвещения (1920 г.). Организовались курсы санитарной грамоты, издавалась санитарно-просветительская литература, публиковались статьи в местной печати.
Осуществлялись мероприятия по санитарному надзору. В 1922 г. в Гомеле открыта первая санитарная станция, в которую входили химико-бактериологическая лаборатория (позже разделенная на бактериологическое и химико-гигиеническое отделения), стационарно-дезинфекционное, прививочное, Пастеровское (с оспенным телятником) отделения, изолятор; она имела общежитие и транспорт. В дальнейшем в ней организуются и другие отделения (малярийное, 1923; профессиональной гигиены, 1927).
Основные черты формирующегося санитарного просвещения:
— проведение его в общем контексте борьбы с неграмотностью;
— стремление к охвату, прежде всего, сельского населения;
— тематический акцент на охрану материнства, младенчества и детства, борьбу с заразными и социальными болезнями, с обучением элементарным санитарно-гигиеническим навыкам;
— использование не только устных (лекции, беседы), но и действенных наглядных форм (диаграммы, выставки, лозунги);
— переход от эпизодичности (акции, компании) к систематичности, в том числе с негативными последствиями устремления за количественными показателями.
Однако общий уровень инфекционной заболеваемости в Беларуси, в том числе, и детскими инфекциями, оставался высоким.
В 1920-е годы важной и особой чертой медико-санитарного дела являлась борьба с социальными болезнями, в первую очередь с туберкулезом, сифилисом, трахомой.
Для борьбы с туберкулезом взрослых и детей впервые организуются диспансеры и мероприятия по общественной профилактике, систематически проводится санитарно-просветительская работа, увеличивается число и осуществляется первичная профилизация санаториев, начинает применяться вакцина БЦЖ (Минск, 1929), создается научно- исследовательский и клинический центр (Белорусский государственный институт туберкулеза, август 1928).
С целью проведения общественной профилактики впервые образуются Советы социальной помощи (1923), а также комиссии по борьбе с детским туберкулезом (1925).
В этот период в Беларуси организуются и венерологические диспансеры (1923).
В борьбе с трахомой также использовались мероприятия общественно-профилактического и лечебного характера.
Мероприятия, проводимые против социальных болезней:
— образование специальных подотделов при местных органах управления здравоохранением;
— создание губернских комиссий по борьбе с венерическими болезнями (1919) и Советов по борьбе с туберкулезом (1919);
— государственный, а не только благотворительный и общественный характер;
— их проведение, как в городах, так и в уездах;
— развертывание амбулаторной и стационарной помощи;
— открытие первых государственных противотуберкулезных санаториев (1920), а также общих домов отдыха (1920).
Таков краткий итог становления в БССР профилактического направления здравоохранения — принципа организации медико-санитарного дела. Успехи его реализации определяются: социально-экономическим развитием общества, уровнем развития науки и совершенством системы организационных мероприятий.
III. Участие населения в мерах по охране здоровья — принцип советского здравоохранения, зародившийся в сложнейших условиях первых лет советской власти, когда борьба с эпидемиями, болезнями и голодом велась при острой нехватке медицинских кадров. В те годы значительная часть врачей не разделяла революционных идей. Медицинская интеллигенция негативно отнеслась к октябрьской революции. Многие врачи эмигрировали за границу, другие заняли выжидательную позицию, третьи объявили саботаж. Много медицинских работников погибло на фронтах во время военных действий или в тылу от голода и болезней. Многие гибли в борьбе с эпидемиями.