Файл: Медицина эпохи древнего мира.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 2105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гален: его учение и галенизм.

Выдающийся врач Древнего мира Гален из Пергама (129 — 204/216), грек по происхождению, родился в Пергаме (ныне г. Бергама в Турции).

В возрасте 14 лет начал занятия в философской школе. 16 лет по решению отца был направлен для обучения медицине сначала в Пергаме затем в Смирне, Коринфе, Афинах и Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эрасистрата. В 157 г. н.э. Гален вернулся в Пергам, где получил должность архиатра гладиаторов Верховного жреца города. Гладиаторы (от лат. gladius — меч) — профессиональные борцы из числа рабов, военнопленных и наемных людей.

В отличие от Гиппократа, при жиз­ни которого на его родном острове еще не было асклепейона, Гален работал в Пергамском асклепейоне, ум­ножая его славу далеко за пределами Малой Азии.

Асклепейон в Пергаме был сооружен в IV в. до н.э. в горной долине, известной благодаря целебным свойствам «священного» источника. Во II в. до н. э. на его территории появились новые помещения для лечения больных, каменный фонтан свя­щенного источника и лечебные ванны.


Здоровые амбиции Галена не позволяли ему надолго задерживаться в род­ном городе, и в 162 г. он переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успешной врачебной практикой. С 168 г. Гален — придворный архиатр.

С большой тщательностью изучал он труды своих предшествен­ников и современников. Согласно последним данным Гален признается автором более чем 434 работ по медицине, из которых 350 аутентичны (т.е. во многом схожи). Классическое издание трудов Галена содержит 133 трактата. Важнейшие среди них «О назначении частей человеческого тела», «Об анатомии...», «Терапевтические методы», «О больных частях тела», «О составе лекарств...», а также 16-томное сочинение о пульсе.

По мнению Галена пневма обитает в желудочках мозга, печени и сердце: в желудочках мозга находится «душевная» пневма; в печени, которая, по мнению Галена, состояла из пяти долей и являлась началом всех вен — «естественная» пневма и в сердце — «жизнен­ная» пневма.

Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных сил, ко­торые образуются в результате превращений пневмы: нервы несут «душевную силу», печень дает крови «естественную силу», а пульс возникает под действием «пульсирующей силы».

Естественно-научные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии (греч. physiologia — учение о жизненных процессах; от греч. physis — природа и logos — учение). К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали ана­томировать человеческие трупы (влияние христианства), и Гален анатомиро­вал овец, свиней, собак, копытных, обезьян; часто производил вивисекции. Гален был знаком с поверхностной анатомией человеческого тела и строе­нием костного скелета. Однако о строении внутренних частей человеческого тела он имел весьма отдаленные представления. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он автоматически переносил на ана­томию человека. Так, в трактате «Об анатомии мышц» им описано около 300 мышц; среди них есть такие, которые отсутствуют у человека и существуют лишь у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена врач и анатом эпохи Возрождения Андреас Везалий.


Он изучил и под­обно описал в трактате «О назначении частей человеческого тела» строение всех систем организма — костей, мышц, связок, внутренних органов. Особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь (из 12) пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Используя поперечные сечения спинного мозга на уровне каждого позвонка, он изучил чувствительные и двигательные расстройства ниже места сечения.

Открыв сплетение нервов и сосудов у основания черепа свиньи, он заключил, что в артериях этой части мозга так называемая «жизненная пневмя превращается в «психическую пневму» мозга.

Гален детально описал анатомическое строение сердца (в том числе и сердце слона), венечные сосуды и артериальный проток. Перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как у плода).

Вершиной философской концепции Галена стало его учение о пульсе. Оно изложено в 16-томном трактате (около 170 г. н. э.).

Первая часть трактата «О различиях пульсов» определяет терминологию предмета, дает классификацию разных типов пульса, принципы обследования больного и исторический обзор теорий пульса от Праксагора (IV в. до н. э.) к Герофилу и Эрасистрату (III в. до н.э.), Асклепиаду (III вв. до н.э.) и совре­менным Галену авторам.

Во второй части «О диагностике по пульсу» Гален объясняет, как прощу­пывать пульс, что такое пульс частый, полный или ритмический, как изучать паузу между ударами и т. п.

Четыре книги «О случаях пульсаций» раскрывают представ­ления Галена о природе пульса. Гален был убежден, что артерии содержат кровь (он многократно повторял опыты Эрасистрата, чтобы опровергнуть его представления о наличии воздуха в артериях).

Гален знал, что вены сообщаются с артериями посредством анастомозов; что вследствие этого кровь может возвращаться по крупным веноз-ным стволам в правое сердце; он даже проследил путь крови из правого желудочка по легочной артерии до легких и, таким образом, был близок к открытию кровообращения. Однако он не сделал последнего шага — не описал возможности возвращения крови из легкого в левое предсердие (этот путь, предназначался для проникновения в «левое сердце воздушной пневмы»). Представление Галена о проницаемости сердечной перегородки для основной массы крови предполагало движение крови вспять и исключало возможность ее обращения в орга­низме в одном направлении, т.е. кругообразно.

Подобные представления принципиально отличаются от современных, но при всех «ошибках» Галена его интерпретации были направлены на поиск взаимосвязи между пульсовым проявлением деятель­ности сердца и сосудов и болезнью человека. Эти вопросы рассматриваются в заключительной четвертой части — «Пульсовой прогноз», где наблюдения и врачебный опыт самого Галена соединяются с опытом его предшественников. От Праксагора до Галена античные врачи пытались понять внутреннюю сущность болезни через ее внешние проявления — варианты пульса, т.е. через познание тайны цепочки «болезнь — сердце — сосуды — пульс». Их представ­ления были еще далеки от истины. Но в свое великое время они сделали мак­симум возможного.


Представления Галена о пульсе и движении крови и пневмы существовали в западной медицине в течение почти 14 веков. Они считались единственно правильными и не подлежали критике вплоть до XVI в., когда испанский уче­ный-богослов М. Сервет в труде «Восстановление христианства» впервые в Ев­ропе описал малый круг кровообращения, т.е. показал механизм возвращения крови из легких в сердце и тем самым восполнил недостающее звено в системе Галена. Математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г. английским ученым У. Гарвеем.

В клинических работах Гален редко упоминает о четырех элементах (воздух, вода, земля и огонь), чаще о жидкостях и достаточно часто о четырех состояниях (сухость, влажность, холод, тепло). По его мнению, каждое действие тела имеет свою причину, которая реализуется только когда все базов элементы в норме; любые изменения их комбинаций, организации или их смешение приводят к потере функции, повреждениям и болезни. Выздоровление больного Гален объяснял двумя явлениями: медицинским искусством врача и божественным творением Создателя макрокосмоса.

Гален был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. По его мнению, хирург должен был точно знать «строение каждой части, рассматривая факты, открываемые анатомированием на основании собственных наблюдений».

Имея ко­лоссальный опыт анатомических вскрытий (животных), он был искусным трав­матологом.

В трудах по анатомии Гален описал ряд хирургических операций на живот­ных: вскрытие грудной клетки, резекцию ребра, рассечение головного мозга, перевязку больших кровеносных сосудов с использованием шелковых нитей или перекручиванием сосудов.

Гален внес большой вклад в становление фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых механической и физико-химической обработкой природного сы­рья (по его предложению), до настоящего времени носит название «галеновы препараты» (термин, введенный Парацельсом, 1493 — 1541 гг.).

В средние века католическая церковь и схоластика ипользовали идеалистические стороны учения Галена и связывали их с богословием. Так возник галенизм — искаженное, одностороннее понимание учения Галена. Опровержение галенизма, восста­новление истинного содержания учения Галена, а затем и исправление ряда идеалистических представлений потребовали многих столетий.

Труды Галена в течение 15 веков были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В истории науки он был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом, врачом-философом и исследователем, познающим природу.

Становление христианства и больничное дело

Первые два века нашей эры были «золотым периодом» в истории Римской империи. Однако уже ощущалось влияние христианства. В Александрии, где учился Гален, человеческих трупов уже не вскрывали и анатомию человека уже не изучали.


В 325 г. 1-й Вселенский Собор в малоазиатском городе Никее (Никейский Собор) принял церковный христианский календарь и признал христианство государственной религией Римской империи.

С историей христианства тесно связано возникновение и развитие мона­стырских больниц и больничного дела.

История становления монастырей корнями своими уходит в начало IV в., когда на территории Египта зародилось пустынножительство — первая форма монашества. Его основатель Антоний Великий, выражая протест против несправедливостей человече­ского общества, роздал свое имущество, ушел в пустыню и стал примером для много­численных подражателей.

Первые пустынножители — анахореты (греч. anacoretes — отшельник, пустынник) бродили отшельниками по одиночке. Потом трудности жизни заставили монахов-пус­тынников объединиться. Так возникли монастыри. Первый «общежитейский монас­тырь» — киновия (греч. kinovios; от kino — общий и vios — жизнь) — был основан в Египте в 320 г. Впоследствии монастыри стали появляться на территориях Палестины, Сирии и других провинций Римской империи.

Со временем монахи стали принимать участие в общественных делах и занятиях, постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали, переводили и писали книги.

Монастыри проводили жесткий отбор того минимума церковной и свет­ской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить и прокомментировать.

Организация и дисциплина в монастырях позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу, стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые монастырские приюты для увечных и больных путников — ксенодохии (греч. xenodochio - гостиница; от xenos — гость и dochio сосуд, вместилище) — прообразы будущих монастырских больниц.

Первая большая христианская больница (nosocomium) была построена в Кесарии в 370 г. епископом Василием Великим. Она была похожа на маленький город: каждое ее строение соответствовало одному из типов болезней, которые тогда различали. Была там и колония для прокаженных — прообраз будущих европейских лепрозориев.

Первая больница в западной части Римской империи была создана в Риме в 390 г. В это же время появляют­ся и первые диакониссы (лат. deaconesses — служительницы; от греч. diakonein - служить) — христианской церкви, которые посвящали себя уходу за слабыми, немощными и больными.

Больничное дело в восточных провинциях Римской империи стояло на бо­лее высоком уровне и позднее получило развитие в Византийской империи - преемнице античного культурного наследия Средиземноморья.

В IVV вв. произошло невиданное по своим масштабам так называемое Великое переселение народов — движение племен и племенных союзов Восточной и Центральной Европы к восточным и северным границам Римской Империи. Оно оказало огромное влияние на падение Западной Рим­ской империи и все последующее развитие Европы и региона Средиземномо­рья, приблизив конец античной цивилизации.


Но постоянная внутренняя борьба за власть в Великой Римской империи привела к тому, что уже к концу III в. военная мощь Империи стала ослабе­вать; г. Рим перестал быть местом пребывания императорского двора. Внима­ние императора Константина привлек небольшой древнегреческий городок Византии на европейском берегу Босфора, куда он и перенес столицу империи, дав ей название «Новый Рим — Константинополь».

В 395 г. некогда могущественная империя окончательно разделилась на две части: Западную Римскую империй которая пала под натиском варварских племен в 476 г., и Восточную Римскую империю (Византию), которая существовала еще тысячу лет до 1453 г.

Падение античной рабовладельческой системы Западного Средиземноморья ознаменовало начало нового периода истории человечества — Средних веков и характерного для них нового общественного устройства — феодализма.

Основные черты развития медицины Древнего мира:

изобретение письменности (4 тыс. до н.э.), создание первых текстов медицинского содержания;

формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового врачевания, основанного на религиозных верованиях,

развитие представлений о происхождении болезней (связанные с природой, морально-этических, религиозно-мистических);

подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах, при храмах);

создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков и традиций;

развитие классового подхода к врачеванию;

формирование основ врачебной этики;

развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.

10. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ.

Темы рефератов (УИРС).

  1. Китайская традиционная система чжень-цзю. Ее прошлое и настоящее.

  2. Историческое значение трудов Гиппократа и Галена.

11. САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Тестовый контроль.

Месопотамия

Источники информации о медицине в Древней Месопатамии кроме:

клинописные таблички;

законы Хаммурапи;

папирус Кахуна;

амулеты с изображением демонов болезней.

В Месопотамии лекарство готовили на:

пиве;

воде;

вине;

растительном масле.

Медико-этические документы:

трактат Эдвина Смита;

«Гиппократов сборник»;

законы Хаммурапи.

Оперативное врачевание в Месопотамии:

трепанация черепа;

удаление зубов;

кесарево сечение;

лечение ран и травм.

В Древней Месопотамии строение тело человека изучали на:

вскрытии тел умерших;

не изучали;

на вскрытии тел животных.

Гигиенические правила Месопотамии основывались на обычаях:

не пить сырой воды;

не пить пива;

не употреблять растительного масла.

Сточные системы в Древней Месопотамии:

не сооружались;

глиняные трубы.

Древний Египет