Файл: Медицина эпохи древнего мира.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 2038

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6а. ...отменяется бальзамирование... и питье из круговой чаши.

9. ...Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего ему здания.

10. ...Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа».

Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на город­ских магистратов — эдилов (лат. aediles; от aedes — храм). Эдилы надзирали за строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались разда­чей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законах.

Первая мощеная дорога в Риме была построена в 312 г. до н.э. и сохраняется до наших дней. В том же году в Риме началось сооружение акведуков (лат. aquaeductus; от _- вода, duco — веду). Акведук доставлял в г. Рим питьевую воду.

Акведуки не являются изобретением римлян, которые заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походов.

Римские водопроводы обнаружены при раскопках древних городов в Кры­му. Так, в Херсонесе открыто шесть линий подземного водопровода из гон­чарных труб.

Первые термы (лат. thermae — горячие бани; греч. thermos — теплый) в г. Риме были построены в III в. до н.э. и были переданы в бес­платное пользование населению города.

В Риме были не только частные термы (плата в которых была ничтожной), но и общественные, которые принадлежали городу. Общественные термы мог посетить и император.

Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их облицовывались мрамором. Внутри стен и под полом прокладывались специ­альные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ обогрева помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигие­ническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание посто­янной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной роспи­си, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).

В термах имелись многочисленные помещения: залы для занятий спортом, раздевалки, горячая баня, теплая баня, холодная баня, бас­сейн. В пышных императорских термах имелись также библиотеки, залы для пиров, бесед и собраний, где часами дискутировали философы и ученые.

Внутренние залы украшались росписью, колоннами и скульптурами из мрамора. Среди них почетное место занимали изображения Асклепия и Гигиеи.

Согласно традициям того времени баня считалась действенным средством врачевания и широко использовалась при лечении многих болезней. Бани могут смягчить мокроту могут, влагу тела взять, избыток желчи гонят из кишок они, смягчают зуд, — приятен и докучен он, и обостряют зренье; если ж кто-нибудь стал плохо слышать, уши прочищают тем. Забывчивость уносят, память же хранят, для размышленья разум проясняют вмиг, к беседе оживленной направляют речь, а тело все блестит от омовенья там.


Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, обще­ственными и культурными центрами.

В древней Италии вплоть до II в. до н.э. обходились без врачевателей-про­фессионалов. Греческая медицина считалась выражением изнежен­ности и роскоши. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою в развитии профессиональной медицины. Вот почему в Древней Ита­лии первыми врачами были рабы из числа военнопленных, главным образом греков.

Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в столице Римской республики. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до н.э. предоставил почет­ное право римского гражданства как приезжим врачам — выходцам из Гре­ции, Малой Азии, Египта и других провинций государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине.

В Римской республике стали проявляться элементы государ­ственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период Империи.

К III в. до н.э. римляне восприняли древнегреческую мифологию и отождествили греческих богов со своими древними италийскими богами. Так, Юпитер (греч. Зевс) почитался как бог грома, неба, дождя и молний; Марс (греч. Арес) — бог войны; Юнона (греч. Гера) — покровительница женщин, брака и деторождения; Минерва (греч. Афина) — богиня мудрости, покровительниц ремесел; Венера (греч. Афродита) — богиня любви и плодородия; Вакх (греч Дионис) — бог вина (отсюда — «вакханалия»); Меркурий (греч. Гермес) - покровитель путников и торговли, вестник олимпийских богов; Аполлон (лат Phoebus — Феб, прозвище Аполлона) — бог Солнца и света; Эскулап (греч Асклепий) — покровитель врачей и медицины.

Распространение греческой философии в среде высшей римской аристок­ратии привело к скептическому отношению к религиозным верованиям в рим­ском обществе. Римская религия носи­ла печать формализма и трезвой прак­тичности и рассматривалась главным образом как необходимое средство управления народом.

Во II в. до н.э. древнегреческая фило­софия широко распространилась в рим­ском обществе. Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами вошло в философию древних римлян и ярко проявилось в трудах виднейшего представителя рим­ского эпикуреизма — философа и по­эта Тита Лукреция Кара (96 — 51 гг. до н.э.). Его поэма в стихах «О природе вещей» в 6 кни­гах явилась энциклопедией того времени. Она отразила передовые воззрения римлян в области философии, есте­ствознания, медицины, психологии, истории.

Вопросы естествознания и медицины в поэме «О природе вещей» рассматриваются с точки зрения атомистического учения. В живой поэтической форме Лукреций говорит о сложных философских понятиях, строении живых организмов и передаче признаков из поколения в поколение, о вымирании не­приспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает харак­теристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные сим­птомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает современные ему представле­ния о заразных болезнях:


Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая вни­мание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие пред­меты, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного. Концепция найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в труде выдающегося итальянского ученого эпохи Возрождения — Джироламо Фракасторо (1478—1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении».

Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияни на Асклепиада из Прусы в Вифинии (128 - 56 гг. до н.э.) — видного греческого врача в Риме. Он основал в Риме методическую школу. Его система — лечить безопасно, быстро и приятно.

Асклепиад был учеником последователей Эрасистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела. Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат стагнации (лат. stagnatio -застой; от stagnum — стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во-вторых — как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объеди­нились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающее­ся солидарное (от лат. solidus — твердый, плотный).

Согласно этим воззрениям Асклепиад придавал большое значение правиль­ному потоотделению и дыханию кожных покровов (лат. perspiratio insensibilis - неощутимое чрескожное дыхание). Его лечение было направлено на восста­новление нарушенных функций и состояло из простых и естественных меро­приятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых разных вариантах. Асклепиад советовал своим паци­ентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле — словом, находиться в постоянном движении. Парализован­ных он советовал носить на коврах и раскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение за­стоявшиеся частицы. Успеху лечения способствовала также детальная разра­ботка каждого метода и строго индивидуальное его применение; медикаменты назначались редко. Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому — никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.

Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на по­следующее развитие медицины в период Империи и естественно-научного на­правления в медицине в целом.

Медицина периода Империи (30 г. до н.э.—476 г. н.э.).

Развитие медицинского дела в период Империи явилось одним из проявле­ний римского практицизма и наиболее ярко выразилось в становлении воен­ной медицины.


Становление военной медицины.

Медицинскую помощь во время военных действий оказывали младшие медики — капсарии (лат. capsarii; от лат. capsa — круглая коробка, в которой хранили перевязочный материал) в военной одежде перевязывают раненых товари­щей прямо на поле боя. В конце I — начале II в. во всех подразделениях и во всех ро­дах римских войск появились врачи-профессионалы — medici. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу.

После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно со II в.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных — валетудинарии. Обслуживавший их персонал состоял из врачей, эконо­мов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали ин­струментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом состоял из числа рабов.

Государственных (гражданских) больниц в Древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.

В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками.

Развитие медицинского дела.

Наряду с военной медициной в период Империи развивалось медицинское дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров (греч. archiatros — старший врач: archi... — старший, главный и iatros — врач).

При дворе императора служили придворные архиатры, в провинциях — провинциальные, в городах — народные архиатры. В городах назначались по 5— 10 врачей в зависимо­сти от количества населения. Архиатры объединялись в коллегии (лат. collegium — союз лиц одной про­фессии, культа и т.п.) и находились под контролем местных властей и цент­рального правительства, которые строго следили за их выборами и назначени­ем. Процедура выборов напоминала строгий экзамен, после которого врач по­лучал звание «Врач, утвержденный государством».

В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах.

Образование в период Ранней Римской империи состояло из трех основных ступеней: начальной, средней и высшей.

Первые специальные высшие школы — юридические и медицинские — по­явились в Римской империи в III вв. н.э.

Медицинские школы возникали, как правило, в крупных научных центрах Империи; жалование преподавателям выплачивалось из государственных фондов. Анатомия преподавалась на животных, а иногда — на раненых и больных.

Практическую медицину изучали у постели больного.

Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи имелись частные школы по подготовке врачей. Одну из них основал Асклепиад. Известны школы Сорана и Галена.

Положение врачей в Риме со временем укрепилось Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время вой­ны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подоб­ные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате — к узкой специализации. Положение врача в Римской империи значительно отличалось от поло­жения врача в Древней Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством (в Древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их доброволь­ному согласию).


Развитие медицинских знаний.

Вобрав в себя дости­жения всех народов Средиземноморья, римское энциклопедическое знание сфор­мировалось в результате трансформации и взаимного проникновения древне­греческой и восточных культур. Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной (более 20 томов) энциклопедии «Искусства», которую составил Авл Корнелий Цельс ( 30/25 гг. до н э. — 45/50 гг. н.э.). Созданный около 30 г. н.э., этот труд является самым ранним из медицинских сочинением на латинском языке.

Он подробно изложил достижения римской медици­ны периода Ранней Империи в облас­ти диететики, гигиены, теории болез­ни, терапии и особенно хирургии. При­веденное им описание четырех призна­ков воспаления (покраснение, припух­лость, жар и боль), как полагают ис­следователи, заимствовано из древних индийских трактатов. Трактат Цельса внес существен­ный вклад в развитие научной латин­ской терминологии (после Т.Лукреция).

Плиний Старший (24—79 гг.) видный представитель эн­циклопедического направления в рим­ской прозе, писатель, ученый и госу­дарственный деятель. Из Многочисленных трудов Плиния сохра­нилась лишь «Естественная история» в 37 книгах.

Так, в книге VII собраны сведе­ния об аномалиях человеческой при­роды (парадоксография): о рождении двойняшек и тройняшек, о младен­цах-уродах и даже о передаче призна­ков из поколения в поколение в «чет­вертом колене».

Современником Плиния был вы­дающийся римский военный врач Ди-оскорид Педаний из Киликии (I в. н.э.), родом грек. Его сочинение «О врачебной материи», т.е. о лекар­ственных растениях содержит систематиче­ское описание более чем 600 лекар­ственных растений. Труд Диоскорида пользовался непререкаемым авторитетом вплоть до XVI в. и сыграл значительную роль в разработке систематики растений в мире.

О развитии хирургии в Риме в пе­риод Империи свидетельствуют набо­ры хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов: в «доме хирурга» в Помпеях, в Бадене, Бингене, Херсонесе и Ольвии (на территории Крыма) и др. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, ранорасширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, ка­тетеры, акушерские зеркала и другие инструменты, использовавшиеся в хи­рургии и акушерско-гинекологической практике.

Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможе­нию, гинекологии и болезням детского возраста составил Соран (98 — 138 гг.) родом из Эфеса, греческий врач, практико­вавший в Риме в начале II в. Из 20 написанных им сочинений до нас дошли труды «Гинекология», «О повязках», «О переломах».

Он описал приемы предупреждения разрыва промежности, поворот плода на ножку и головку, операцию эмбриотомии, разраба­тывал различные методы обследования (прощупывание, простукивание, выс­лушивание звуков в области располо­жения плода, исследование пульса, мокроты, мочи). Большое внимание он уделял уходу за детьми в раннем возрасте: диететике младенцев, правилам кормления грудью и т.д. В последую­щие эпохи сочинения Сорана получили широкое распространение на Ближ­нем Востоке и в Западной Европе и плоть до XVIII в. считались основным источником знаний по родовспоможению, гинекологии и лечению детей раннего возраста.