Файл: Медицина эпохи древнего мира.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 2106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В «Гиппократовом сборнике» приведены описания некоторых заболеваний зубов и десен (от пульпита до некроза кости), а так­же полости рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка), даны рекомен­дации по устранению дурного запаха изо рта. При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чече­вичного отвара, вяжущие средства и т.д.). К удалению прибегали только тог­да, когда зуб был расшатан. В то же время при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки достигли боль­шого совершенства: они устанавливали кость на место и связывали зубы золо­той проволокой.

В небольшом сочинении «О прорезывании зубов» описаны состояния де­тей грудного возраста, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, поносы, судороги, кашель).

В целом, «Гиппократов сборник», объединивший труды различных вра­чебных школ, представляет собой энциклопедию древнегреческой медицины классического периода. В нем перечислено более 250 лекарственных средств растительного и около 50 средств животного происхождения. Собранные в нем работы отразили естественнонаучные представления древнегреческих врачей о неразрывном единстве человека с окружающей природой, о причин­ной связи болезней с условиями жизни и о целительных силах природы; донес­ли до наших дней их передовые взгляды и достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики.

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике (лат. ethica от греч. ethos — обычай) и правилам врачебного быта в Древ­ней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведе­нии» и «Наставления». По единодушному мнению исследователей ни одно из этих произведений не принадлежит Гиппократу. Вместе с другими работами сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспита­нии врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе.

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой неру­шимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

«Клятва» занимает особое место в Сборнике. Время ее создания не извест­но. В устной форме врачебная «Клятва» переходила из рода в род, от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа.

В III в. до н.э. в Александрийской библиотеке «Клятва» была впервые ли­тературно оформлена и вошла в «Гиппократов сборник», позднее в широких кругах ее стали называть в честь Гиппократа (его именем).

Нормы и правила врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукос­нительно и были неписаными законами общества.

Итак, «Гиппократов сборник» не является собранием сочинений Гиппок­рата, а «Клятва» древнегреческих врачей не принадлежит его перу.


Гиппократ — это в значительной степени легенда, прекрасная и благородная легенда Древней Эллады.

Таким образом, Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячеле­тий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой ме­дицины классического периода.

Медицина эллинистического периода (IV в. до н.э. — I в. до н.э.)

Эллинистический период является заключительным этапом развития древ­негреческой цивилизации — ее высочайшим внешним расцветом.

Заканчивается эпоха эллинизма в 30 г. до н.э., когда последнее эллинисти­ческое государство — Египет, завоеванное римлянами, вошло в состав Вели­кой Римской империи.

Большое значение для развития естественнонаучного знания того времени имело учение крупнейшего древнегреческого философа и мыслителя Аристо­теля из Стагира (384—322 гг. до н.э.). В возрасте 17 лет Аристотель вступил в Академию Платона, где в течение 20 лет был слушателем, преподавателем и равноправным членом содружества филосо­фов-платоников. После смерти Платона Аристотель в течение трех лет был учителем Александра Ма­кедонского. В 335 г. до н.э. Аристотель основал свою, самую знаменитую в то время школу перипатетиков (от греч. peripatos — место для прогулок, т.е. место, где учились, прогуливаясь).

В своих натурфилософских воззрениях Аристотель как бы соединил поло­жения учения Демокрита с философией Платона. По представлениям Аристотеля, Земля покоится в центре Все­ленной, которая вечна. В земной природе существует иерархия различных форм субстанций (от минералов до человека); все они состоят из огня, возду­ха, воды и земли и являются вечными и неизменными.

Труды Аристотеля представляют собой энциклопедию античной науки конца классического периода. Они оказали огромное влия­ние на философские направления эпохи эллинизма, средневековья и нового времени.

Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течение предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий. К царским дворам стали при­глашать крупных ученых. Их содержали за счет государственной казны. В ре­зультате в различных центрах эллинистического мира, на Западе и на Востоке (в Афинах и Пергаме, в Сиракузах и Антиохии) сложились мощные коллек­тивы ученых. Среди них крупнейшим культурным и научным центром стала Александрия — столица эллинистического Египта.

При царском дворе были основаны Александрийский Мусейон (греч. museion — храм муз; отсюда термин «музей»), посвященный девяти му­зам, и знаменитое Александрийское хранилище рукописей — Александрий­ская библиотека — самая большая в древности.

Александрийский Мусейон был одним из величайших научных и культур­ных центров античного мира. Он объединял в себе и исследовательскую акаде­мию и высшую школу. В Мусейоне были помещения для чтения лекций и науч­ных занятий, спальни и столовые, комнаты для отдыха и прогулок. Ученые жили там на полном царском обеспечении и зани­мались исследованиями в области философии, астрономии, математики, ботани­ки, зоологии, медицины, филологии.


При Александрийском Мусейоне имелись ботанический и зоологический сады, обсерватории и анатомическая школа. Но главным его сокровищем была богатейшая Александрийская библиотека.

В эпоху эллинизма потребности более глубокого и точного знания привели к специализации ученых и выделению из философии отдельных отраслей нау­ки. Одной из первых среди них была медицина.

Медицина эпохи эллинизма достигла значительного развития. Она вобра­ла в себя, с одной стороны, греческую философию и врачебное искусство эллинов, а с другой — тысячелетний эмпирический опыт врачевания и теоретиче­ские познания народов Египта, Месопотамии, Индии и других стран Востока.

На этой плодотворной почве бурное развитие получили анатомия и хирур­гия. Многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом связаны с александрийской врачебной школой.

Анатомия (от греч. anatome — рассечение) стала в эпоху эллинизма само­стоятельной отраслью медицины. Ее развитию в Александрии в немалой степени способствовал древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разрешение анатомировать тела умер­ших и производить живосечения на приговоренных к смертной казни пре­ступниках.

Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в Древ­ней Греции в целом) считается Герофил из Халкидона в Малой Азии ( около 335—280 гт. до н.э.). Он признается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы. Герофил был сторонником гуморального учения и развивал традиции косской врачебной школы.

В труде «Анатомия» он подробно описал твердую и мягкую мозговые обо­лочки, части головного мозга, и особенно его желудочки (четвертый из кото­рых он считал местом пребывания души), проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны некоторые внутренние органы: печень, двенадцатиперстная кишка, ко­торой он впервые дал это название, и др.

По его мнению, четырем важнейшим органам (печени, кишечнику, серд­цу и легким) соответствуют четыре силы: питающая, согревающая, мысля­щая и чувствующая. Многие из этих положений впоследствии получили раз­витие в трудах Галена, который несколько столетий спустя также работал в Александрии.

В сочинении «О глазах» Герофил описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в трактате «О пульсе» изложил свои представления об анатомии сосудов (описал легочную артерию, дал названия легочным венам) и свое уче­ние об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности сердца.

Преемником Герофила был Эрасистрат (около 300 — около 240 гг. до н.э.). Эрасистрат хорошо изучил строение мозга, описал его желудочки и мозго­вые оболочки, впервые разделил нервы на чувствительные и двигательные (полагая, что по ним движется душевная пневма, которая обитает в мозге) и показал, что все они исходят из мозга. Мозговые желудочки и мозжечок он определил как вместилище души, а сердце — как центр жизненной пневмы. Впоследствии эти представления закрепились в трудах Галена. Эрасистрат описал строение сердца и его клапанов, которым дал названия.


Эрасистрат считал, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий; причем полагал, что в венах течет кровь (питательная субстанция), которая формируется из пищи, а в артериях — жизненная пневма, которая в легких контактирует с кровью. Заключив, что артерии и вены со­единены между собой мелкими сосудами — синанастомозами (греч. synanastymosis — соустье; от syn — вместе, stoma — рот), он весьма близко подошел к идее циркуляции крови.

Эрасистрат частично отошел от широко распространенного в то время уче­ния о преобладании роли соков в организме (гуморальных представлений) и отдал предпочтение твердым частицам. Он считал, что организм состоит из множества твердых неделимых частиц (атомов), которые движутся по кана­лам тела: нарушение этого движения в связи с несварением пищи, закупорка просвета сосудов и их переполнение — плетора (греч. plethorra — наполнение) являются причиной болезни.

Исходя из этих представлений, Эрасистрат направлял лечение на устране­ние причин застоя: строгая диета, рвотные и потогонные средства, упражне­ния, массаж, обливания.

Эрасистрат производил вскрытия умерших боль­ных. Он установил, что в результате смерти от водянки печень становится твердой, как камень, а отравление, вызванное укусом ядовитой змеи, приво­дит к порче печени и толстого кишечника. Таким образом, Эрасистрат сделал первые шаги по пути к будущей патологической анатомии.

Хирургия эпохи эллинизма объединила в себе два мощных источника:

1. гре­ческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран,

2. индийскую хирургию, которой были известны сложные операции. Среди важнейших достижений хирургии александрийско­го периода — введение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера (приписывается Эразистрату), проведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конечностей, лапаротомия (чревосечение) при завороте кишок и асците.

Таким образом, в области хирургии александрийская школа сдела­ла значительный шаг вперед, по сравнению с хирургией классического периода истории Древней Греции.

Эллинистический период явился временем самого плодотворного развития медицины в Древней Греции.

Особенности медицины в Древнем Риме.

История Древнего Рима ведет свое нача­ло от 753 г. до н.э. — года основания города Рима.

Этапы истории Древнего Рима:

1) царский период (VIIIVI вв. до н.э.).

2) период Республики (509 — 31 гг. до н.э.).

3) период Империи (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.)

Врачевание в царский период (VIIIVI вв. до н.э.).

Культура этрусков значительно повлияла на культуру и медицину римлян: жители города восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. toga — покрывало) и навыки градостроитель­ства, обычаи и религиозные верования.


В VI в. до н. э. началось благоустройство г. Рима: осушение болотистых районов, сооружение сточной системы подземных каналов — клоак (лат. cloaca — крытый канал для стока нечистот), впадавших в главный сточный канал — Cloaca maxima (построенная в 575 г. до н. э. она дей­ствует и поныне). Улицы стали мостить камнем, центральную плошадь Рима (форум) выложили плитами, а дома и храмы строили на каменном фун­даменте.

Этруски считаются первыми строителями храмов на территории Италии. Жрецы-гадатели — гаруспики (лат. haruspex; от этрусск. hams — кишки, внут­ренности и specere — наблюдать), объединенные в коллегии жрецов, занимали важное место в этрусском обществе. Они занимались гаданием по внутренностям (преимущественно печени) жертвенных животных, толковать обычаи и явления природы.

В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н.э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было — лечили дома народными средствами: трава­ми, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с маги­ческими заговорами. В течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста:

«Капуста изо всех овощей — первая. Ешь ее вареной и сырой... Она чудо как помогает пи­щеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от все­го. Натерши, прикладывай ее ко всем ра­нам и нарывам. Она очистит все язвы, безбо­лезненно излечит их... Если есть кровопод­тек, она заставит его прорваться... здоровее нет еды — она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз...».

Несмотря на отсутствие врачей, этруски достигли определенных успехов в отдельных областях врачевания. До нас дошли многочисленные зубные проте­зы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста.


Греческая медицина в царский период истории древней Италии еще не нашла своего места на римской почве.

Медицина периода Республики (конец VI в. до н.э. — 31 г. до н.э.).

Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории Древнего Рима считается 510 г. до н.э. — год восстания римлян, свержения этрусского царя и утверждения республики.

В области медицины этот период характеризуют:

1. развитие санитарного за­конодательства и строительство санитарно-технических сооружений;

2. появле­ние врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации;

3. формирование материалисти­ческого направления в медицине.

Наиболее ранним письменным свидетельством о мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц» (451-450 гг. до н.э.).

Ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города (Рима):

Таблица X.

1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.

5. ...Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребе­ние, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.