Файл: МЕДИЦИНА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 2171

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Врачеванием и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались как сами воины, так и искусные врачеватели, которые знали свойства целеб­ных трав. Они пользовались глубоким уважением.

В поэмах Гомера упоминается также об эпидемии чумы, о сумасшествии, о меланхолии, о рождении жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца беременности; говорится об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использовании серы как лекарственного средства.

Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» свидетельствуют об эмпириче­ском характере истоков древнегреческого врачевания, о широком взаимодей­ствии древнегреческой медицины с достижениями других древних цивилиза­ций, например, о заимствовании некоторых знаний о лечебных средствах у древних египтян.

Врачевание полисного периода (VIII-VI вв. до н.э.)

В VIII-VI вв до н.э. на территории Греции формировались го­рода-государства — полисы. Они объединяли свободных граждан, владевших землей и рабами. Широкие торговые и культурные связи между многочисленны­ми полисами способствовали экономическому и культурному развитию Древ­ней Греции.

Полисный период истории Древней Эллады отмечен двумя важными для истории медицины явлениями:

1) формирование древнегреческой философии (натурфилософии), которая сложилась к VI в. до н.э., главным образом в Ионии, и окончательно оформилась к IV в. до н.э.

2) становле­ние храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в Древней Элладе, усилением религии и, как следствие, становлением храмов.

Храмовое врачевание в Древней Элладе развивалось на фоне эмпириче­ского врачевания. Были воздвигнуты первые святилища в честь Асклепия — асклепейоны (греч. asclepieion). В целом ан­тичные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Эллады.

Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Его центральным сооружением был храм Асклепия (IV в. до н.э.). На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиен, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос — выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в V в. до н.э. Его подземелье сообща­лось с минеральным источником. Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воздух которой является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в Древней Элладе мест для сооруже­ния храмов. Вода источника использовалась в качестве одного из основных ле­чебных средств, и потому он считался священным.

На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий и стадион (беговая дорожка), театр. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов; па­мятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей; стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления.


В святилище нельзя было умереть. Религиоз­ный ритуал исключал из священных мест как в Эпидавре, так и в других асклепейонах все нечистое, в частности, связанное с рождением и смертью. Каждый вошедший мылся в водах священного источника, а затем приносил жертву богам.

Таким образом, святилища Асклепия в Древней Элладе не были больни­цами в нашем понимании. Они носили «лечебно-санаторный» характер.

В Эпидавре никогда не было врачебной школы, как это было на о. Кос, в Пергаме или Александрии. На службу в асклепейон принимались лишь те, кто давал священную врачебную «Клятву» и таким образом при­общался к сообществу асклепиадов — последователей Асклепия (этот термин впервые появился в античной литературе в VI в. до н.э.).

Врачевание в асклепейонах сочетало:

1. эмпирические приемы.

2. магические приемы.

Основными средствами лечения были:

  1. лекарственное врачевание,

  2. водолече­ние,

  3. гимнастические упражнения.

  4. ритуал энкомисис (греч. Enkoimesis) — кульминация обряда храмового врачевания (кото­рый неправильно переводится как «инкубация», или «инкубационный сон»).

После опустошительной чумы 430 г. до н.э., перед которой врачевание того времени оказалось бессильным, усилилось внимание к религии и магии.

В Древней Элладе не было резкой грани между светской медициной и вра­чеванием в храмах. Об этом свидетельствуют памятники знаменитым свет­ским врачевателям, воздвигнутые на территории асклепейонов, а также много­численные свидетельства о приглашении известных светских врачевателей в храмы в качестве «консультантов» по поводу трудных случаях заболеваний.

Медицина классического периода (V-IV вв. дo н.э.».)

В классический период истории Древней Греции полисный строй достиг наивысшего экономического, политического и культурного уровня. Основой политического устройства Афин было полное равенство рабовладельцев перед законом. Ра­бовладельческая демократия дала возможность всем свободным гражданам участвовать в делах полиса. Появилась потребность в широком образовании, что привело к возникновению многочисленных философских, а затем и про­фессиональных школ.

В Древней Элладе врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии (лат. philosophia naturalis, от греч. philosophia — любовь к мудрости, к знанию).

Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их мнению, «ни одна вещь не возникает... и не исчезает, так как всегда со­храняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из них пытался найти первоначало мира, т.е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из которой все возникает и в которую все вновь возвращается.

Например: Демокрит из Абдер (460—371 гг. до н.э.) создал це­лостную систему античной атомистики. Он оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, из которых до нас дошли лишь фрагменты. В них встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике, собачьем бешенстве, лекарствах и т.п. Демо­крит считал, что все жизненные процессы, даже мышление, можно объяснить движением и связями атомов. Философия Демокрита была направлена против национальной религии. Боги для него были лишь воплощением явлений природы.


Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в античной философии сделал Платон из Афин (Plato, 427—347 гг. до н.э.), один из вы­дающихся греческих мыслителей, основоположник объективного идеализма в его первоначальном смысле. Главное философское ядро учения Платона — те­ория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей (греч. idea — первообраз, самая суть). Потрясен­ный судом и казнью своего учителя Сократа, Платон направил все усилия на разработку проекта справедливого государственного устройства и в результа­те создал философию объективного идеализма.

Таким образом, в классический период истории Древней Греции сформи­ровались две основные классические системы античной философии: естест­веннонаучное (материалистическое) атомистическое учение, сформулирован­ное в трудах Демокрита, и объективный идеализм, созданный Платоном. Обе они оказали влияние на формирование медицины, которая в Древнем мире была неотделима от философии.

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной тради­цией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились пе­редовые врачебные школы.

Кротонская (г. Кротон на юге современной Италии) врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э.

Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1) организм есть единство противоположностей,

2) здоровый организм есть результат рав­новесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладко­го и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни,

3) противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (VIV вв. до н.э.). Он первым анатомиировал трупы животных. Открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о го­ловном мозге как органе познания (после египтян) и причи­нах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.

В Книдской (г. Книд на западном побережье Малой Азии) врачебной школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье по­нималось как результат их благоприятного смешения и, наобо­рот, неблагоприятное смешение соков расценивалось как при­чина большинства болезней. Книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения. Вы­дающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (V в. до н.э.).


Сицилийская (о. Сицнлия) врачебная школа, как сообщает Гален. была основана Эмпедоклом из Акраганта (около 495—435 гг. до н.э.). Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в кото­ром изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непо­знаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

Косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э.

Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы вос­принимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим ми­ром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные цели­тельные силы (греч. physis — природа). Болезнь в их понимании — не наказа­ние богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабаты­вали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа (около 460 — ок. 370 гг. до н.э.). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности остро­ва, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиоз­ный асклепейон.

Достижения этого периода:

  1. формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям,

  2. есте­ственнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связан­ный с ними естественный взгляд на причины болезней,

  3. становление учения о телесных соках,

  4. развитие методов диагностики, прогностики

  5. лечение у по­стели больного,


Леген­дарный врачеватель Древней Греции Гиппократ (VIV вв. до н.э.). жил в период высочайшего расцвета Древней Греции и эллинской культуры. Дошедшие сведения о жизни Гиппократа весьма огра­ничены. Первые биографии Гиппократа (греч. Hippokrates — укротитель ко­ней) были составлены несколько столетий спустя после его смерти. Их авто­ры — врач Соран с о. Кос (около II в.); знаменитый лексикограф Х в. Свида и филолог, прозаик и поэт XII в. И. Цеце. Все они не были его современниками, и потому их повествование носит отпечаток той легендарности, которой было окружено имя Гиппократа.


Таким образом, известно, что Гиппократ родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов. Слава о его врачебном искусстве рас­пространилась во многих государствах. Умер около 370 г. до н.э. по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н.э. показывали ее путеше­ственникам.

Однако в дошедших до нас трудах его выдающихся современников несколь­ко раз встречается упоминание имени Гиппократа.

В роду потомков Асклепия все были врачевателями. Среди них известно семь Гиппократов. Первым был дед великого Гиппократа — Гиппократ I. Его внук Гиппократ II Великий Косский (вошедший в историю как Гиппократ) «превзошел своего деда, так как стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства». По матери Гиппократ II принадлежал к знатному роду Гераклидов (т.е. потомков Геракла).

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегрече­ских врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одно­го текста, где бы значилось авторство Гиппократа.

Дело в том, что в глубокой древности медицинские знания в Элладе сохра­нялись и передавались в семейных врачебных школах, т.е. от родителей — де­тям и единичным ученикам, пожелавшим за плату изучать искусство врачева­ния. В результате, это искусство сохранялось внутри узкого круга посвящен­ных.

Первоначально знания передавались устно. Устная традиция сохранялась в Древней Элладе вплоть до VI в. до н.э., — именно в VI в. до н.э. была впер­вые записана «Илиада» Гомера — первый дошедший до нас памятник древне­греческой (и европейской) письменности.

Анонимность первых древнегреческих медицинских текстов можно объяс­нить тем обстоятельством, что вначале они составлялись как бы «для домаш­него пользования», и автора просто «знали в лицо».

Первый сборник древнегреческих медицинских сочинений был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III в. до н.э. в знаменитом Александрийском хранилище рукописей .

Со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Со временем число рукописей превысило 700 тысяч папирус­ных свитков. Многие из них были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано ав­торство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического пери­ода. Более того, все они различались по стилю изложения, манере письма, глу­бине изложения, по философской и врачебной позиции, вплоть до полемики и прямо противоположных мнений, т.е. были написаны различными авторами. Около 280 г. до н.э., т.е. много десятилетий спустя после смерти Гиппократа, все эти безымянные (т.е. анонимные) медицинские тексты были объединены в один каталог и составили единое собрание. В честь легендарного врача Древней Греции его назвали «Гиппократов сборник». Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения древнегреческих врачей, живших в VIII вв. до н.э.