ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 2167
Скачиваний: 4
Эрасистрат считал, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий; причем полагал, что в венах течет кровь (питательная субстанция), которая формируется из пищи, а в артериях — жизненная пневма, которая в легких контактирует с кровью. Заключив, что артерии и вены соединены между собой мелкими сосудами — синанастомозами (греч. synanastymosis — соустье; от syn — вместе, stoma — рот), он весьма близко подошел к идее циркуляции крови.
Эрасистрат частично отошел от широко распространенного в то время учения о преобладании роли соков в организме (гуморальных представлений) и отдал предпочтение твердым частицам. Он считал, что организм состоит из множества твердых неделимых частиц (атомов), которые движутся по каналам тела: нарушение этого движения в связи с несварением пищи, закупорка просвета сосудов и их переполнение — плетора (греч. plethorra — наполнение) являются причиной болезни.
Исходя из этих представлений, Эрасистрат направлял лечение на устранение причин застоя: строгая диета, рвотные и потогонные средства, упражнения, массаж, обливания.
Эрасистрат производил вскрытия умерших больных. Он установил, что в результате смерти от водянки печень становится твердой, как камень, а отравление, вызванное укусом ядовитой змеи, приводит к порче печени и толстого кишечника. Таким образом, Эрасистрат сделал первые шаги по пути к будущей патологической анатомии.
Хирургия эпохи эллинизма объединила в себе два мощных источника:
1. греческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран,
2. индийскую хирургию, которой были известны сложные операции. Среди важнейших достижений хирургии александрийского периода — введение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера (приписывается Эразистрату), проведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конечностей, лапаротомия (чревосечение) при завороте кишок и асците.
Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед, по сравнению с хирургией классического периода истории Древней Греции.
Эллинистический период явился временем самого плодотворного развития медицины в Древней Греции.
Особенности медицины в Древнем Риме.
История Древнего Рима ведет свое начало от 753 г. до н.э. — года основания города Рима.
Этапы истории Древнего Рима:
1) царский период (VIII—VI вв. до н.э.).
2) период Республики (509 — 31 гг. до н.э.).
3) период Империи (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.)
Врачевание в царский период (VIII—VI вв. до н.э.).
Культура этрусков значительно повлияла на культуру и медицину римлян: жители города восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. toga — покрывало) и навыки градостроительства, обычаи и религиозные верования.
В VI в. до н. э. началось благоустройство г. Рима: осушение болотистых районов, сооружение сточной системы подземных каналов — клоак (лат. cloaca — крытый канал для стока нечистот), впадавших в главный сточный канал — Cloaca maxima (построенная в 575 г. до н. э. она действует и поныне). Улицы стали мостить камнем, центральную плошадь Рима (форум) выложили плитами, а дома и храмы строили на каменном фундаменте.
Этруски считаются первыми строителями храмов на территории Италии. Жрецы-гадатели — гаруспики (лат. haruspex; от этрусск. hams — кишки, внутренности и specere — наблюдать), объединенные в коллегии жрецов, занимали важное место в этрусском обществе. Они занимались гаданием по внутренностям (преимущественно печени) жертвенных животных, толковать обычаи и явления природы.
В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н.э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было — лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами. В течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста:
«Капуста изо всех овощей — первая. Ешь ее вареной и сырой... Она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего. Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам. Она очистит все язвы, безболезненно излечит их... Если есть кровоподтек, она заставит его прорваться... здоровее нет еды — она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз...».
Несмотря на отсутствие врачей, этруски достигли определенных успехов в отдельных областях врачевания. До нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста.
Греческая медицина в царский период истории древней Италии еще не нашла своего места на римской почве.
Медицина периода Республики (конец VI в. до н.э. — 31 г. до н.э.).
Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории Древнего Рима считается 510 г. до н.э. — год восстания римлян, свержения этрусского царя и утверждения республики.
В области медицины этот период характеризуют:
1. развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений;
2. появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации;
3. формирование материалистического направления в медицине.
Наиболее ранним письменным свидетельством о мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц» (451-450 гг. до н.э.).
Ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города (Рима):
Таблица X.
1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.
5. ...Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.
6а. ...отменяется бальзамирование... и питье из круговой чаши.
9. ...Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего ему здания.
10. ...Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа».
Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов — эдилов (лат. aediles; от aedes — храм). Эдилы надзирали за строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законах.
Первая мощеная дорога в Риме была построена в 312 г. до н.э. и сохраняется до наших дней. В том же году в Риме началось сооружение акведуков (лат. aquaeductus; от _- вода, duco — веду). Акведук доставлял в г. Рим питьевую воду.
Акведуки не являются изобретением римлян, которые заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походов.
Римские водопроводы обнаружены при раскопках древних городов в Крыму. Так, в Херсонесе открыто шесть линий подземного водопровода из гончарных труб.
Первые термы (лат. thermae — горячие бани; греч. thermos — теплый) в г. Риме были построены в III в. до н.э. и были переданы в бесплатное пользование населению города.
В Риме были не только частные термы (плата в которых была ничтожной), но и общественные, которые принадлежали городу. Общественные термы мог посетить и император.
Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их облицовывались мрамором. Внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ обогрева помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной росписи, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).
В термах имелись многочисленные помещения: залы для занятий спортом, раздевалки, горячая баня, теплая баня, холодная баня, бассейн. В пышных императорских термах имелись также библиотеки, залы для пиров, бесед и собраний, где часами дискутировали философы и ученые.
Внутренние залы украшались росписью, колоннами и скульптурами из мрамора. Среди них почетное место занимали изображения Асклепия и Гигиеи.
Согласно традициям того времени баня считалась действенным средством врачевания и широко использовалась при лечении многих болезней. Бани могут смягчить мокроту могут, влагу тела взять, избыток желчи гонят из кишок они, смягчают зуд, — приятен и докучен он, и обостряют зренье; если ж кто-нибудь стал плохо слышать, уши прочищают тем. Забывчивость уносят, память же хранят, для размышленья разум проясняют вмиг, к беседе оживленной направляют речь, а тело все блестит от омовенья там.
Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами.
В древней Италии вплоть до II в. до н.э. обходились без врачевателей-профессионалов. Греческая медицина считалась выражением изнеженности и роскоши. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою в развитии профессиональной медицины. Вот почему в Древней Италии первыми врачами были рабы из числа военнопленных, главным образом греков.
Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в столице Римской республики. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до н.э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам — выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине.
В Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период Империи.
К III в. до н.э. римляне восприняли древнегреческую мифологию и отождествили греческих богов со своими древними италийскими богами. Так, Юпитер (греч. Зевс) почитался как бог грома, неба, дождя и молний; Марс (греч. Арес) — бог войны; Юнона (греч. Гера) — покровительница женщин, брака и деторождения; Минерва (греч. Афина) — богиня мудрости, покровительниц ремесел; Венера (греч. Афродита) — богиня любви и плодородия; Вакх (греч Дионис) — бог вина (отсюда — «вакханалия»); Меркурий (греч. Гермес) - покровитель путников и торговли, вестник олимпийских богов; Аполлон (лат Phoebus — Феб, прозвище Аполлона) — бог Солнца и света; Эскулап (греч Асклепий) — покровитель врачей и медицины.
Распространение греческой философии в среде высшей римской аристократии привело к скептическому отношению к религиозным верованиям в римском обществе. Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности и рассматривалась главным образом как необходимое средство управления народом.
Во II в. до н.э. древнегреческая философия широко распространилась в римском обществе. Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами вошло в философию древних римлян и ярко проявилось в трудах виднейшего представителя римского эпикуреизма — философа и поэта Тита Лукреция Кара (96 — 51 гг. до н.э.). Его поэма в стихах «О природе вещей» в 6 книгах явилась энциклопедией того времени. Она отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии, истории.
Вопросы естествознания и медицины в поэме «О природе вещей» рассматриваются с точки зрения атомистического учения. В живой поэтической форме Лукреций говорит о сложных философских понятиях, строении живых организмов и передаче признаков из поколения в поколение, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает современные ему представления о заразных болезнях:
Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного. Концепция найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в труде выдающегося итальянского ученого эпохи Возрождения — Джироламо Фракасторо (1478—1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении».
Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияни на Асклепиада из Прусы в Вифинии (128 - 56 гг. до н.э.) — видного греческого врача в Риме. Он основал в Риме методическую школу. Его система — лечить безопасно, быстро и приятно.
Асклепиад был учеником последователей Эрасистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела. Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат стагнации (лат. stagnatio -застой; от stagnum — стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во-вторых — как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (от лат. solidus — твердый, плотный).
Согласно этим воззрениям Асклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов (лат. perspiratio insensibilis - неощутимое чрескожное дыхание). Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых разных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле — словом, находиться в постоянном движении. Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Успеху лечения способствовала также детальная разработка каждого метода и строго индивидуальное его применение; медикаменты назначались редко. Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому — никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.
Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующее развитие медицины в период Империи и естественно-научного направления в медицине в целом.
Медицина периода Империи (30 г. до н.э.—476 г. н.э.).
Развитие медицинского дела в период Империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко выразилось в становлении военной медицины.