ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 3518
Скачиваний: 59
i
i
i
i
i
i
i
i
По обсуждавшейся выше теореме единственности,
время причалива-
ния будет бесконечным при любом таком механизме гладкой обрат-
ной связи
. Чтобы причалить за
конечное
время, нужно либо отказаться
от принципа регулирования (с гладкой обратной связью), заменив упра-
вление скоростью корабля работой матроса с чалкой, либо согласиться на
удар
корабля о причал в заключительной стадии причаливания (для чего и
обвешивают край пристани отслужившими автомобильными покрышками).
То, что все это никогда не обсуждается математиками ни в курсах
теории динамических систем и дифференциальных уравнений, ни в тео-
рии управления и оптимизации,
––
это, конечно, прискорбное последствие
длительного отрыва математиков от реального мира, от физики и техники,
в своеобразную башню из слоновой кости аксиоматической науки.
М. Л. Лидов понял все рассказанное не в рамках аксиоматизированной
науки (которую он прекрасно знал), а потому, что занимался расчетом
посадки космических кораблей на Луну, где встречается та же проблема,
что и с кораблями у пристани. Из-за работающей здесь против нас теоремы
единственности космические станции, спускаемые на Луну или планеты,
снабжены демпфирующими треногами с суставами, и некоторое время они
должны при посадке попрыгать на этих треногах, пока непогашенная энер-
гия не будет диссипирована в процессе изгибания колен ног треноги.
Не ограничиваясь одной критикой, приведу еще пример огромной поль-
зы четкого математического подхода к реальности из другой работы Ли-
дова.
Луна движется вокруг Земли по орбите, почти находящейся в плоско-
сти эклиптики (т. е. в плоскости орбиты Земли вокруг Солнца). Знаменитая
«
теорема Лапласа об устойчивости Солнечной системы
»
говорит,
что если наклонение орбиты Луны к плоскости эклиптики невелико, то,
несмотря на возмущающее влияние Солнца, лунная орбита будет лишь
слегка колебаться (отчего и происходят затмения), но не будет меняться
систематически (падать на Землю или уходить от нее).
Лидов поставил себе вопрос, что было бы, если бы первоначальная
орбита Луны была
сильно наклонена
к плоскости эклиптики
––
скажем,
образуя с ней угол в 80 градусов (оставаясь на нынешнем расстоянии от
Земли).
Конечно, настоящую Луну перегнать на такую орбиту невозможно. Но
искусственный спутник можно запустить и на такую орбиту, перпенди-
кулярную плоскости эклиптики. И вопрос об эволюции этой орбиты (под
влиянием притяжения Солнца)
––
вполне реальный для будущего спутника.
Результат Лидова оказался совершенно поразительным:
такая
«
псев-
долуна
»
свалилась бы на Землю уже через четыре
(
примерно
)
года
!
Так что запускать такой спутник не стоит.
6
i
i
i
i
i
i
i
i
Причиной падения оказывается не уменьшение радиуса орбиты (сред-
него расстояния спутника до центра Земли), а сжатие малой оси эллипса,
вдоль которого движется спутник, т. е. увеличение его эксцентриситета.
Даже если исходная орбита псевдолуны была с большой точностью кру-
говой, то возмущения быстро превратят ее в эллипс (с уменьшающейся со
временем малой осью). Хотя большая ось этого эллипса и сохраняет (как
указывал Лаплас) свою длину, равную диаметру невозмущенной орбиты
(т. е. диаметру орбиты настоящей Луны), увеличение эксцентриситета со
временем сделает этот узкий эллипс в конце концов похожим на всего
лишь (проходимый туда и обратно)
отрезок
.
Вследствие этой сильной эксцентричности орбиты псевдолуны
эта орбита начнет пересекать Землю
, так что такая псевдолуна упа-
дет на Землю, хотя
среднее
за период обращения ее расстояние от центра
Земли и останется равным такому же среднему для настоящей Луны (даже
и в самый момент падения).
Несколько слов о разнице взглядов физиков и математиков на характер
нашей общей науки. К концу второго тысячелетия нашей эры журнал
«
Успехи физических наук
»
выпустил юбилейный номер и заказал мне для
этого номера обзор
«
Математика и физика
»
(две другие математические
статьи в том же номере журнала написаны К. Вейерштрассом и К. Якоби).
Меня поразило то, что редакция выбросила из моей статьи два четких
доказательства резкого различия между подходами математиков и физиков
к понятию истины: одно из этих доказательств содержалось в эпиграфе,
бывшем цитатой из книги Э. Шрёдингера по статистической термодина-
мике, а другое
––
в задаче для дошкольников.
Вот эти, видимо непонятые редакцией, места. Эпиграфов у меня было
два: первый (сохранившийся)
––
высказывание Стендаля:
«
Из всех наук я
больше всего люблю математику, так как в этой науке совершенно
невозможно лицемерие, которое я больше всего ненавижу
»
. Видимо,
Стендалю нравилось то, что в математике, если уж однажды сосчитано,
что шестью семь
––
сорок два, то так оно и останется навсегда: истина
окончательна и неоспорима.
Шрёдингер же пишет:
«
Положим величину альфа равной нулю, хо-
тя, во-первых, альфа равной нулю быть не может, а во-вторых, ее
обращение в нуль противоречило бы основам квантовой механики
»
.
Видимо, физики предпочитают не афишировать столь явно свое постоян-
ное лицемерие, с его двусмысленностью терминологии и с внутренними
логическими противоречиями своих теорий.
Когда я пытался позже обсудить обнаружившиеся различия с главным
редактором журнала, академиком В. Л. Гинзбургом, он доказал мне, что
математики вообще ничего в физике понять не могут
, при помощи
7
i
i
i
i
i
i
i
i
формулы из своей статьи.
«
Вот,
––
сказал он,
––
что, по-Вашему, обозначают
эти символы?
»
Я думал, что понимаю, и сказал:
«
Индекс
i
встречается дважды: види-
мо, это означает суммирование, по соглашению Эйнштейна, так что речь
идет о положительно определенной форме
––
сумме квадратов
––
не знаю
только, скольких, ведь пределы изменения индекса не указаны
»
.
«
Итак,
––
обрадовался физик,
––
как и все математики, Вы ничего не
понимаете. Ведь буква
i
––
латинская
, а не греческая.
Значит
, значений
четыре: 0, 1, 2 и 3. Что же касается
суммирования
, то его тут вовсе и
нет: это обозначение релятивистское, поэтому один из квадратов берется
с другим знаком, чем остальные три
!
»
Мне так и не удалось убедить собеседника, что негоже обозначать
вычитание знаком сложения (и что ограничение
«
скорость не выше 60
»
бессмысленно, пока не объяснено, идет ли речь о километрах в час или же
о парсеках в секунду).
Но вот еще второй пример, показывающий кардинальное различие ма-
тематического и физического способов постановки и понимания задачи.
В моей статье было два образца (из старых учебников). Математиче-
ская задача:
«
На книжной полке рядом стоят два тома Пушкина.
Страницы каждого тома составляют его толщину 2 см, а каждая
обложка добавляет еще по 2 мм. Червь прогрыз от первой стра-
ницы первого тома до последней страницы второго, по нормали к
страницам. Какое расстояние он прогрыз
?
»
У меня был указан и неожиданный ответ: 4 миллиметра. Редакция
исправила поэтому условие на
«
от
последней
страницы первого тома до
первой
второго
»
. Топологическое мышление
––
труднее, чем можно требо-
вать от редакции физического журнала. А любое неожиданное утверждение
редакторы всегда стараются заменить привычной себе тривиальностью,
хотя бы противоположной исходному утверждению.
Недавно (8 февраля 2002 г.) выпуск
«
Наука
»
газеты
«
Известия
»
за-
менил в моей статье о проекте реформы школьного образования мои сло-
ва
«
план состоит в том, чтобы
отменить
обучение всем практическим
знаниям и предметам
»
на более привычную редактору формулу:
«
план
состоит в том, чтобы
отдать предпочтение
фактическим знаниям и
предметам
»
.
Возвращаясь к непонимаемым редакцией задачам, упомяну
––
замеча-
тельную
––
задачу физического стиля из старого учебника арифметики.
«
Гребец плыл на лодке вверх по Неве. Под Троицким мостом у
него сшибло шляпу, Поднявшись до Литейного моста, он встретил
друга, который ему на это указал. Тогда гребец поплыл вниз, вслед
за шляпой
(
с такой же, как прежде, скоростью относительно воды
)
,
8
i
i
i
i
i
i
i
i
и догнал ее через 20 минут, под Дворцовым мостом. Определите
скорость течения Невы
»
.
Математику
ясно, что эта задача неразрешима. Но составители были
лицемерами (или физиками?). Они решали ее так:
«
согласно принципу
относительности Галилея, гребец отплывал от шляпы вверх и догонял ее
вниз одинаковое время
––
те же 20 минут. Значит, шляпа проплыла от
Троицкого моста до Дворцового за 40 минут. А
так как
расстояние между
этими мостами составляет одну милю, то...
»
.
Все физические задачники и учебники построены по этому образцу: не-
явно предполагаются известными какие-то расстояния между мостами или
иные обстоятельства, о которых
«
нет нужды
»
говорить (это всегда напо-
минает мне старую статью в ДАН СССР
«
О фонтанирующей деятельности
китов
»
, в которой участвовала, при вычислении цилиндрического объема
кита, формула, содержащая величину
«
пи
» –– «
константу, которая для
гренландских китов равна трем
»
).
Математическая строгость часто оказывается труднопреодолимым пре-
пятствием даже и для хороших математиков. Следующий пример заимство-
ван из замечательной классической книги Р. Куранта и Г. Роббинса
«
Что
такое математика?
»
(недавно переизданной на русском языке).
Речь идет о применении топологии. Пусть на катящейся по горизон-
тальному рельсовому пути платформе установлена перпендикулярно рель-
сам закрепленная горизонтальная ось, над которой возвышается способ-
ный вращаться вокруг этой оси
«
перевернутый маятник
»
(стержень).
Утверждается, что
каков бы ни был заданный закон движения
платформы
(
в течение промежутка времени от нуля до единицы
)
,
начальное положение
«
маятника
»
можно выбрать так, что он в
конечный момент времени не будет горизонтален
(Хасслер Уитни).
Авторы доказывают это так. Если исходное положение маятника
––
горизонтально лежачее, вперед по ходу, то таким оно и останется. Если
же исходное положение
––
горизонтально лежачее, но назад по ходу, то и
это сохранится.
Рассмотрим теперь произвольное начальное положение. Конечное по-
ложение определяется начальным. Эта непрерывная функция принимает
оба значения
«
вперед
»
и
«
назад
»
. По теореме топологии она принимает и
промежуточные значения, что и требовалось доказать.
Некоторое время назад мне передали просьбу от проф. Роббинса (Ку-
рант к тому времени уже умер) постараться исправить это
«
ошибочное
доказательство
»
. Дело в том, что никакой непрерывной функции
«
конечное
состояние при данном начальном состоянии
»
тут сразу не видно: ее нужно
еще точно определить (с каким-то учетом влияния возможных ударов о
платформу), и нужно
доказать
ее непрерывность. Я слышал, что амери-
9
i
i
i
i
i
i
i
i
канские математики, пытавшиеся всё это сделать, написали (неизвестное
мне) сочинение с ошибочными промежуточными утверждениями и дока-
зательствами, так что вопрос о
«
маятнике
»
и сегодня, видимо, остается
открытым
1
.
Обсуждая однажды вопрос о происхождении математики на заседании
Французского математического общества, я сказал, что
математика
–
–
это часть физики, являющаяся, как и физика, экспериментальной
наукой
: разница только в том, что в физике эксперименты стоят обычно
миллионы долларов, а в математике
––
единицы рублей.
Один крупнейший французский математик написал мне в ответ письмо,
где сказал, что, по его мнению,
математика
, напротив,
не имеет с
физикой ничего общего
. Он добавил, что нам, математикам, не следует
публиковать этих мнений, так как
«
в такой публикации даже самый
лучший математик способен сказать совершеннейшую чушь
»
.
Я не сомневаюсь, что
«
самым лучшим
»
он называл себя, так что расце-
ниваю это письмо как
бумеранг
: смертоносное оружие, поражающее если
не цель, то охотника.
Через некоторое время на одном официальном обсуждении проблем
образования в Москве выступил академик Д. В. Аносов со следующей
«
критикой Арнольда
»
. Арнольд опубликовал (и это правда) в одной сво-
ей статье (
«
Полиматематика: является ли математика единой наукой или
набором искусств и ремесел
»
в выпущенной Международным математи-
ческим союзом к 2000 г. книге
«
Математика, ее границы и перспективы
»
(под редакцией В. Арнольда, М. Атьи, П. Лакса и Б. Мазура) сравне-
ние высказываний двух крупнейших алгебраистов. Гильберт (в 1930 г., в
статье
«
Математика и естествознание
»
) пишет, что
«
геометрия
–
–
часть
физики
»
. А цитированный выше французский математик утверждает, что
«
у математики и физики нет ничего общего
»
.
Из этих двух утверждений Арнольд (заявил докладчик) усмотрел про-
тиворечие. Но это
––
потому что
«
Арнольд, в силу своих интеллектуальных
недостатков, либо не читал, либо не понял Аристотеля
»
. Для тех же, кто,
подобно мне (продолжал Аносов) читал и понял Аристотеля, противо-
речия тут нет, зато есть вывод:
«
у математики нет ничего общего
с геометрией
»
.
«
И потому,
––
заключил свою речь академик Аносов
––
я предлагаю
из всех математических курсов
(будь то в Универси-
тете, в Средней Школе или в Детском Саду)
геометрию полностью
исключить
»
.
1
Дискуссия об этой задаче Х. Уитни опубликована: B. E. Blank. Book review: What is
mathematics? // Notices of the Amer. Math. Soc. 2001. Vol. 48, № 11. P. 1325
––
1329; L. Gillman.
Book reveiw: What is mathematics? // Amer. Math. Monthly. 1998. Vol. 105, №5. P. 485
––
488;
J. E. Littlewood. Littlewood’s miscellany. Cambridge Univ. Press, 1986. P. 32
––
35.
10