ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4341
Скачиваний: 6
16
выступать
в
роли
источника
идей
равенства
и
других
идеалов
и
ценностей
общественности
.
В
общем
,
представления
З
.
Фрейда
о
психологии
масс
оказали
некото
-
рое
воздействие
на
эволюцию
существовавших
тогда
воззрений
,
но
не
приобрели
влияния
,
столь
характерного
для
других
его
теорий
.
14.
Культурное
бытие
Постоянный
и
всевозрастающий
интерес
З
.
Фрейда
к
проблемам
культуры
был
отчасти
удовлетворен
и
реализован
в
созданной
им
теории
культуры
,
которая
существенно
изменила
структуру
,
статус
и
,,
облик
психоаналитического
учения
.
Эта
теория
создавалась
под
непосредственным
воздействием
факторов
текущего
культурного
процесса
,
психоаналитической
концепции
про
-
исхождения
культуры
и
опыта
личной
жизни
З
.
Фрейда
,
что
наложило
на
нее
вполне
определенный
отпечаток
.
Понимая
под
культурой
(
цивилизацией
)
все
то
,
благодаря
чему
жизнь
человека
поднялась
над
уровнем
животных
и
отличается
от
жизни
зверей
,
З
.
Фрейд
предложил
психоаналитическую
трактовку
оснований
и
сущности
культуры
.
Согласно
ей
культура
зиждется
на
двух
началах
: 1)
овладении
силами
природы
и
защите
людей
от
природы
; 2)
ограничении
человеческих
влечений
и
защите
людей
друг
от
друга
.
Представляя
начало
и
продолжение
культурного
строительства
в
исто
-
рическом
и
индивидуальном
плане
,
З
.
Фрейд
утверждал
,
что
оно
всегда
и
неизбежно
начинается
с
жертвы
,
которую
приносит
во
имя
его
каждый
человек
,
вынужденный
отказываться
от
удовлетворения
личных
влечений
(
проистекающих
преимущественно
из
эротических
источников
и
руковод
-
ствующихся
общим
психическим
принципом
—
принципом
удовольствия
)
в
пользу
общества
.
Однако
эта
неизбежная
жертва
людей
,
усиливаемая
культурным
принуждением
к
труду
,
никогда
не
проходит
бесследно
и
непременно
вызывает
враждебное
отношение
людей
к
культуре
.
Подчеркивая
,
что
каждый
человек
осознанно
и
бессознательно
стре
-
мится
к
удовлетворению
своих
влечений
,
а
культура
(
или
общество
)
подав
-
ляют
их
,
З
.
Фрейд
настаивал
на
том
,
что
из
-
за
этого
неизбывного
конфликта
между
человеком
и
культурой
каждый
человек
в
действительности
является
противником
культуры
и
что
культура
по
отношению
к
людям
предстает
как
чуждая
и
враждебная
внешняя
сила
: «
Скованные
рабы
несут
трон
властительницы
».
Уделив
особое
внимание
изучению
психосексуальных
компонентов
культуры
,
З
.
Фрейд
пришел
к
выводу
о
невозможности
равновесия
между
позывами
сексуальных
влечений
и
требованиями
культуры
,
конфликт
которых
проявляется
в
сфере
морали
и
выражается
в
невротических
заболеваниях
.
Более
того
,
он
отметил
,
что
этот
конфликт
значительно
усиливается
из
-
за
господствующего
в
обществе
состояния
«
культурного
17
лицемерия
»,
ханжеской
сексуальной
морали
и
установлении
для
мужчин
и
женщин
«
двойных
»
сексуально
-
нравственных
стандартов
.
Предлагая
оценивать
культуру
,
не
по
провозглашаемым
ею
идеалам
,
а
по
реальному
положению
дел
,
З
.
Фрейд
установил
,
что
идеалы
различных
культур
,
доставляющие
ее
участникам
удовлетворение
нарциссического
характера
,
нередко
ведут
к
раздорам
и
враждебности
между
различными
культурными
объединениями
и
особенно
между
национальностями
.
Причем
каждая
культура
,
ограничивая
своих
членов
,
вместе
с
тем
предоставляет
им
в
порядке
компенсации
возможность
презирать
любых
людей
,
находящихся
вне
пределов
их
культуры
.
Постоянно
подчеркивая
«
гнет
культуры
»
и
недовольство
ее
участников
,
З
.
Фрейд
вместе
с
тем
отмечал
,
что
многие
беды
людей
,
всегда
готовых
насолить
ближнему
,
зависят
также
от
несовершенства
достигнутых
форм
культуры
.
И
что
относительно
совершенные
культуры
располагают
не
только
средствами
принуждения
,
но
и
«
духовным
достоянием
»,
которое
предоставляет
возможность
примирения
людей
с
культурой
и
вознагражде
-
ния
их
за
принесенные
ими
жертвы
.
К
числу
высших
достижений
культуры
,.
способных
отчасти
гармони
-
зировать
исторически
вечный
конфликт
между
человеком
и
культурой
,.
З
.
Фрейд
отнес
искусство
как
одну
из
форм
высших
удовлетворении
,
до
-
ставляемых
культурой
.
Отмечая
отчужденный
характер
культуры
и
невыносимость
ее
бремени
для
психики
и
личности
большинства
людей
,
З
.
Фрейд
диагностировал
,
что
непомерные
культурные
требования
вообще
(
а
в
сексуальной
сфере
в
особенности
)
способствуют
отстранению
людей
от
действительности
,
возникновению
неврозов
и
бегству
в
болезнь
как
последнее
убежище
отчужденных
и
опустошенных
людей
.
Вместе
с
тем
,
отдавая
должное
некоторому
развитию
культуры
,
З
.
Фрейд
полагал
,
что
она
обладает
немалыми
возможностями
совершенствования
и
должна
использовать
их
во
имя
себя
и
людей
.
15.
Психоаналитическое
движение
Идеи
З
.
Фрейда
нарушали
«
покой
мира
»
и
,
как
все
идеи
такого
рода
,
первоначально
вызывали
недоумение
и
возмущение
.
Первые
проблески
психоаналитической
теории
и
их
автор
демонстра
-
тивно
игнорировались
коллегами
,
в
результате
чего
З
.
Фрейд
оказался
в
«
блестящем
одиночестве
».
И
оно
только
усугубилось
,
когда
вслед
за
его
гласным
обсуждением
сексуальных
проблем
(
которое
воспринималось
как
вызывающее
и
злонамеренное
игнорирование
«
правил
игры
»)
на
него
обрушились
газеты
и
общественное
мнение
.
На
протяжении
нескольких
лет
З
.
Фрейд
в
одиночку
отстаивал
и
раз
-
вивал
свои
идеи
.
Но
в
1902,
пытаясь
преодолеть
бойкот
,
он
образовал
кружок
из
моло
-
дых
врачей
,
выразивших
готовность
изучать
,
применять
и
распространять
18
психоанализ
.
Заседания
кружка
(
официально
именовавшегося
«
Общество
психологических
сред
»)
проходили
еженедельно
в
кабинете
З
.
Фрейда
и
под
его
председательством
.
В
1903
г
.
у
него
появились
первые
ученики
(
Пауль
Федерн
,
Вильгельм
Штекель
,
Отто
Ранк
и
др
.),
которые
впоследствии
сыграли
значительную
роль
в
судьбе
психоанализа
и
его
творца
.
В
1904
идеи
З
.
Фрейда
привлекли
внимание
швейцарских
психиатров
(
Эйгена
Блейлера
,
Макса
Эйтингона
,
Карла
Абрахама
,
Карла
Юнга
,
Людвига
Бинсвангера
и
.
др
.),
которые
приступили
к
их
изучению
,
проверке
и
исполь
-
зованию
.
Тем
временем
возглавляемое
З
.
Фрейдом
«
Общество
психоло
-
гических
сред
»
пополняло
ряды
и
расширяло
сферу
деятельности
.
Идеями
З
.
Фрейда
заинтересовались
российские
специалисты
и
просветители
.
В
1904
в
России
вышли
в
свет
первые
переводы
его
книг
.
И
в
дальнейшем
,
вплоть
до
30-
х
гг
. XX
в
.,
Россия
была
лидером
переводных
изданий
его
работ
.
К
1906
г
.
в
Вене
и
Цюрихе
фактически
были
созданы
своеобразные
центры
психоанализа
.
Количество
сторонников
идей
З
.
Фрейда
было
незначительно
,
но
они
компенсировали
это
высокой
профессиональной
квалификацией
и
энтузиазмом
.
В
1907 (
после
визита
к
З
.
Фрейду
Макса
Эйтингона
)
его
посетили
и
другие
швейцарские
сторонники
психоанализа
(
Карл
Юнг
,
Карл
Абрахам
,
Людвиг
Бинсвангер
и
др
.).
В
этом
же
году
Карл
Юнг
основал
в
Цюрихе
Общество
Фрейда
.
Установление
личных
контактов
и
последовавшее
частичное
слияние
Венской
и
Цюрихской
школ
психоанализа
усилило
позиции
З
.
Фрейда
и
позволило
осуществить
выпуск
первого
периодического
издания
по
психо
-
анализу
(«
Шрифтен
цур
ангевандтен
зеленкунде
»,
с
1907,
издатели
X.
Хеллер
,
Ф
.
Дойтике
),
реально
обозначившего
прорыв
изоляции
.
В
1908,
развивая
первые
организационные
успехи
,
З
.
Фрейд
преобразовал
Общество
психологических
сред
в
Венское
психоаналитическое
общество
,
в
работе
которого
принимали
участие
многие
будущие
звезды
психоанализа
(
Пауль
Федерн
,
Вильгельм
Штекель
,
Отто
Ранк
,
Альфред
Адлер
,
Фриц
Виттельс
,
Шандор
Ференци
,
Макс
Эйтингон
,
Карл
Юнг
,
Людвиг
Бинсвангер
,
Карл
Абрахам
,
Эрнст
Джонс
,
Абрахам
Брилл
,
Ганс
Сакс
и
др
.).
В
1908
г
.
венские
и
цюрихские
сторонники
психоанализа
во
главе
с
З
.
Фрейдом
организовали
и
провели
в
Зальцбурге
(
Австрия
)
международное
заседание
последователей
психоанализа
.
На
нем
было
принято
решение
об
организации
Международной
психоаналитической
ассоциации
(
МПА
),
и
само
заседание
фактически
стало
ее
1-
м
конгрессом
.
В
1908
московский
психиатр
Николай
Осипов
начал
популяризацию
идей
З
.
Фрейда
в
России
и
опубликовал
в
«
Журнале
невропатологии
и
пси
-
хиатрии
имени
С
.
С
.
Корсакова
»
статьи
«
Психологические
и
психопатоло
-
гические
взгляды
Фрейда
в
немецкой
литературе
1907»
и
«
Психология
комплексов
и
ассоциативный
эксперимент
по
работам
Цюрихской
клиники
»,
которые
привлекли
внимание
специалистов
и
общественности
.
В
этом
же
году
в
Петербурге
Моисей
Вульф
сделал
доклад
о
созданном
З
.
Фрейдом
методе
терапии
психоневрозов
.
19
В
1909
был
основан
и
вышел
в
свет
психоаналитический
журнал
«
Ярбух
фюр
психоаналитише
унд
психопатологише
форшунген
» (
издатели
Э
.
Блейлер
и
З
.
Фрейд
,
редактор
К
.
Юнг
).
И
в
1909
по
приглашению
Стэнли
Холла
З
.
Фрейд
и
К
.
Юнг
посетили
США
.
Во
время
пребывания
в
Кларкском
университете
они
(
а
также
Шандор
Ференци
,
Эрнст
Джонс
)
и
американские
сторонники
психоанализа
(
Абрахам
Брилл
,
Джемс
Патнем
и
др
.)
информировали
американских
ученых
и
общественность
о
комплексе
психоаналитических
идей
и
результатах
их
использования
,
положив
тем
самым
начало
распространению
психоанализа
в
Америке
.
Вскоре
после
возвращения
из
США
З
.
Фрейд
(
при
содействии
Шандора
Ференци
и
др
.)
принял
решение
о
создании
«
психоаналитического
движения
» (
с
центром
в
Цюрихе
)
как
особой
формы
организации
и
взаимодействия
сторонников
использования
,
развития
и
распространения
психоанализа
.
Составной
частью
и
опорой
этого
движения
должны
были
стать
различные
региональные
психоаналитические
организации
.
В
начале
1909
российский
психиатр
Николай
Вырубов
опубликовал
статью
«
Психоаналитический
метод
Фрейда
и
его
лечебное
значение
»,
а
в
конце
этого
же
года
прочитал
спецкурс
«
Психоаналитический
метод
в
изучении
и
терапии
психоневрозов
»
на
организованных
Александром
Бернштейном
в
Москве
Повторительных
курсах
по
психиатрии
для
врачей
.
И
в
этом
же
1909
в
России
были
опубликованы
статьи
психиатров
Алексея
Певницкого
(«
Навязчивые
состояния
,
леченные
по
психоаналитическому
методу
Брейера
—
Фрейда
»)
и
Осипа
Фельцмана
(«
К
вопросу
о
психоанализе
и
психотерапии
»).
На
2-
м
конгрессе
Международной
психоаналитической
ассоциации
(
Нюрнберг
,
Германия
)
эта
организация
и
региональные
психоаналитические
общества
были
конституированы
.
Первым
президентом
Международной
психоаналитической
ассоциации
по
предложению
З
.
Фрейда
и
Ш
.
Ференци
стал
Карл
Юнг
.
Берлинскую
группу
психоаналитиков
возглавил
Карл
Абрахам
,
цюрихскую
(
временно
) —
Карл
Юнг
,
венскую
—
Альфред
Адлер
.
Был
основан
и
вышел
в
свет
новый
журнал
, «
Центральблатт
фюр
психоана
-
лизе
»
по
психоанализу
(
З
.
Фрейд
,
А
.
Адлер
,
В
.
Штекель
).
В
1910
в
Москве
были
изданы
первые
номера
журнала
«
Психотерапия
.
Обозрение
вопросов
психического
лечения
и
прикладной
психологии
»
(1910–1914,
редактор
и
редактор
-
издатель
Н
.
А
.
Вырубов
при
участии
А
.
Н
.
Бернштейна
,
Ю
.
В
.
Каннабиха
,
Н
.
Е
.
Осипова
;
позднее
—
М
.
М
.
Асатиани
,
О
.
Б
.
Фельцмана
,
В
.
Н
.
Лихницкого
,
А
.
Адлера
,
В
.
Штекеля
и
др
.),
фактически
ставшего
органом
российских
сторонников
психоанализа
.
В
декабре
1910
в
Петербургском
обществе
психиатров
состоялось
первое
обсуждение
психоаналитического
доклада
«
К
вопросу
о
механизме
возникновения
навязчивых
состояний
и
технике
психоанализа
»,
который
сделал
д
-
р
Ж
.
И
.
Израильсон
.
В
1911
в
рядах
психоаналитического
движения
,
испытывавшего
опре
-
деленные
творческие
и
личностные
напряжения
с
момента
создания
,
произошел
первый
раскол
.
Из
-
за
разногласий
с
З
.
Фрейдом
из
Венского
20
психоаналитического
общества
вышли
А
.
Адлер
и
его
сторонники
,
которые
вскоре
создали
собственную
школу
и
организацию
(
в
январе
1912
членом
этого
«
Общества
свободного
психоаналитического
исследования
»
был
избран
Н
.
А
.
Вырубов
).
Но
в
том
же
1911
были
организованы
психоанали
-
тические
группы
в
Нюрнберге
,
Мюнхене
(
Л
.
Зейф
и
др
.)
и
Нью
-
йоркское
психоаналитическое
общество
(
А
.
Брилл
и
др
.).
В
1911
в
Веймаре
(
Германия
)
состоялся
III
конгресс
Международной
психоаналитической
ассоциации
(
президент
К
.
Юнг
),
решивший
ряд
важных
задач
.
Официальным
органом
Международной
психоаналитической
ассо
-
циации
был
объявлен
журнал
«
Центральблатт
фюр
психоанализе
».
Вскоре
после
окончания
работы
конгресса
была
организована
Американская
психоаналитическая
ассоциация
(
Джемс
Патнем
,
Эрнст
Джонс
и
др
.).
В
1911
в
Москве
началось
издание
серии
книг
«
Психотерапевтическая
б
-
ка
» (
под
ред
.
Н
.
Е
.
Осипова
и
О
.
Б
.
Фельцмана
),
в
которой
были
опублико
-
ваны
труды
З
.
Фрейда
,
В
.
Штекеля
,
Л
.
Вальдштейна
,
О
.
Фельцмана
и
др
.
К
1912
идеи
и
труды
З
.
Фрейда
были
хорошо
известны
в
России
.
В
Москве
,
Петербурге
,
Одессе
и
др
.
городах
психологи
и
психиатры
(
Николай
Баженов
,
Александр
Бернштейн
,
Моисей
Вульф
,
Николай
Вырубов
,
Юрий
Каннабих
,
Николай
.
Осипов
,
Алексей
Певницкий
,
Осип
Фельцман
и
др
.)
проверяли
,
использовали
и
развивали
психоаналитические
идеи
и
методики
.
Российские
сторонники
психоанализа
(
Лу
Андреас
-
Саломе
,
Моисей
Вульф
,
Николай
Осипов
,
Алексей
Певницкий
,
Сабина
Шпильрейн
и
др
.)
вошли
в
личный
контакт
с
З
.
Фрейдом
.
В
интернациональном
окружении
его
,
кроме
выходца
из
России
одного
из
первых
психоаналитиков
и
друга
Фрейда
Макса
Эйтингона
,
все
чаще
бывали
россияне
(
Михаил
Асатиани
,
Михаил
Аствацатуров
,
Леонид
Дрознес
,
Татьяна
Розенталь
,
Софья
Эристман
и
др
.).
В
1912
под
руководством
проф
.
В
.
П
.
Сербского
,
при
активном
участии
проф
.
Н
.
Н
.
Баженова
,
а
также
М
.
М
.
Асатиани
,
Е
.
Н
.
Довбни
,
Н
.
Е
.
Осипоеа
,
О
.
Б
.
Фельцмана
и
др
.
был
организован
и
начал
активную
работу
Московский
психиатрический
кружок
«
Малые
пятницы
»,
фактически
ставший
одной
из
первых
организационных
структур
российских
сторонников
психоанализа
.
В
1912,
расширяя
возможности
для
экспансии
психоаналитических
идей
,
Ганс
Сакс
и
Отто
Ранк
организовали
издание
журнала
«
Имаго
»,
ориентированного
на
применение
психоанализа
в
гуманитарных
науках
.
В
этом
же
году
Эрнст
Джонс
и
др
.
организовали
Британское
психоана
-
литическое
общество
.
В
1913
в
Америке
(
Нью
-
Йорк
)
вышел
в
свет
журнал
«
Психоаналитик
ревью
»,
а
в
Европе
— «
Интернационале
цайтшрифт
фюр
эртцлихе
психо
-
анализе
» —
официальный
орган
Международной
психоаналитической
ассо
-
циации
.
Начало
работу
Будапештское
психоаналитическое
общество
(
Шандор
Ференци
и
др
.).
В
1913
в
Мюнхене
(
Германия
)
был
проведен
IV
конгресс
Международ
-
ной
психоаналитической
ассоциации
(
президент
Карл
Юнг
).