Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4246

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

выступать

 

в

 

роли

 

источника

 

идей

 

равенства

 

и

 

других

 

идеалов

 

и

 

ценностей

 

общественности

В

 

общем

представления

 

З

Фрейда

 

о

 

психологии

 

масс

 

оказали

 

некото

-

рое

 

воздействие

 

на

 

эволюцию

 

существовавших

 

тогда

 

воззрений

но

 

не

 

приобрели

 

влияния

столь

 

характерного

 

для

 

других

 

его

 

теорий

 
14. 

Культурное

 

бытие

 

 

Постоянный

 

и

 

всевозрастающий

 

интерес

 

З

Фрейда

 

к

 

проблемам

 

культуры

 

был

 

отчасти

 

удовлетворен

 

и

 

реализован

 

в

 

созданной

 

им

 

теории

 

культуры

,

 

которая

 

существенно

 

изменила

 

структуру

статус

 

и

,, 

облик

 

психоаналитического

 

учения

Эта

 

теория

 

создавалась

 

под

 

непосредственным

 

воздействием

 

факторов

 

текущего

 

культурного

 

процесса

психоаналитической

 

концепции

 

про

-

исхождения

 

культуры

 

и

 

опыта

 

личной

 

жизни

 

З

Фрейда

что

 

наложило

 

на

 

нее

 

вполне

 

определенный

 

отпечаток

Понимая

 

под

 

культурой

 (

цивилизацией

все

 

то

благодаря

 

чему

 

жизнь

 

человека

 

поднялась

 

над

 

уровнем

 

животных

 

и

 

отличается

 

от

 

жизни

 

зверей

З

Фрейд

 

предложил

 

психоаналитическую

 

трактовку

 

оснований

 

и

 

сущности

 

культуры

.

 

Согласно

 

ей

 

культура

 

зиждется

 

на

 

двух

 

началах

: 1) 

овладении

 

силами

 

природы

 

и

 

защите

 

людей

 

от

 

природы

; 2) 

ограничении

 

человеческих

 

влечений

 

и

 

защите

 

людей

 

друг

 

от

 

друга

Представляя

 

начало

 

и

 

продолжение

 

культурного

 

строительства

 

в

 

исто

-

рическом

 

и

 

индивидуальном

 

плане

З

Фрейд

 

утверждал

что

 

оно

 

всегда

 

и

 

неизбежно

 

начинается

 

с

 

жертвы

которую

 

приносит

 

во

 

имя

 

его

 

каждый

 

человек

вынужденный

 

отказываться

 

от

 

удовлетворения

 

личных

 

влечений

 

(

проистекающих

 

преимущественно

 

из

 

эротических

 

источников

 

и

 

руковод

-

ствующихся

 

общим

 

психическим

 

принципом

 — 

принципом

 

удовольствия

в

 

пользу

 

общества

Однако

 

эта

 

неизбежная

 

жертва

 

людей

усиливаемая

 

культурным

 

принуждением

 

к

 

труду

никогда

 

не

 

проходит

 

бесследно

 

и

 

непременно

 

вызывает

 

враждебное

 

отношение

 

людей

 

к

 

культуре

Подчеркивая

что

 

каждый

 

человек

 

осознанно

 

и

 

бессознательно

 

стре

-

мится

 

к

 

удовлетворению

 

своих

 

влечений

а

 

культура

  (

или

 

общество

подав

-

ляют

 

их

З

Фрейд

 

настаивал

 

на

 

том

что

 

из

-

за

 

этого

 

неизбывного

 

конфликта

 

между

 

человеком

 

и

 

культурой

 

каждый

 

человек

 

в

 

действительности

 

является

 

противником

 

культуры

 

и

 

что

 

культура

 

по

 

отношению

 

к

 

людям

 

предстает

 

как

 

чуждая

 

и

 

враждебная

 

внешняя

 

сила

: «

Скованные

 

рабы

 

несут

 

трон

 

властительницы

». 

Уделив

 

особое

 

внимание

 

изучению

 

психосексуальных

 

компонентов

 

культуры

,

 

З

Фрейд

 

пришел

 

к

 

выводу

 

о

 

невозможности

 

равновесия

 

между

 

позывами

 

сексуальных

 

влечений

 

и

 

требованиями

 

культуры

конфликт

 

которых

 

проявляется

 

в

 

сфере

 

морали

 

и

 

выражается

 

в

 

невротических

 

заболеваниях

Более

 

того

он

 

отметил

что

 

этот

 

конфликт

 

значительно

 

усиливается

 

из

-

за

 

господствующего

 

в

 

обществе

 

состояния

  «

культурного

 


background image

 

17

лицемерия

», 

ханжеской

 

сексуальной

 

морали

 

и

 

установлении

 

для

 

мужчин

 

и

 

женщин

 «

двойных

» 

сексуально

-

нравственных

 

стандартов

Предлагая

 

оценивать

 

культуру

не

 

по

 

провозглашаемым

 

ею

 

идеалам

а

 

по

 

реальному

 

положению

 

дел

З

Фрейд

 

установил

что

 

идеалы

 

различных

 

культур

доставляющие

 

ее

 

участникам

 

удовлетворение

 

нарциссического

 

характера

нередко

 

ведут

 

к

 

раздорам

 

и

 

враждебности

 

между

 

различными

 

культурными

 

объединениями

 

и

 

особенно

 

между

 

национальностями

Причем

 

каждая

 

культура

ограничивая

 

своих

 

членов

вместе

 

с

 

тем

 

предоставляет

 

им

 

в

 

порядке

 

компенсации

 

возможность

 

презирать

 

любых

 

людей

находящихся

 

вне

 

пределов

 

их

 

культуры

Постоянно

 

подчеркивая

  «

гнет

 

культуры

» 

и

 

недовольство

 

ее

 

участников

З

Фрейд

 

вместе

 

с

 

тем

 

отмечал

что

 

многие

 

беды

 

людей

всегда

 

готовых

 

насолить

 

ближнему

зависят

 

также

 

от

 

несовершенства

 

достигнутых

 

форм

 

культуры

И

 

что

 

относительно

 

совершенные

 

культуры

 

располагают

 

не

 

только

 

средствами

 

принуждения

но

 

и

  «

духовным

 

достоянием

», 

которое

 

предоставляет

 

возможность

 

примирения

 

людей

 

с

 

культурой

 

и

 

вознагражде

-

ния

 

их

 

за

 

принесенные

 

ими

 

жертвы

К

 

числу

 

высших

 

достижений

 

культуры

,. 

способных

 

отчасти

 

гармони

-

зировать

 

исторически

 

вечный

 

конфликт

 

между

 

человеком

 

и

 

культурой

,. 

З

Фрейд

 

отнес

 

искусство

 

как

 

одну

 

из

 

форм

 

высших

 

удовлетворении

до

-

ставляемых

 

культурой

Отмечая

 

отчужденный

 

характер

 

культуры

 

и

 

невыносимость

 

ее

 

бремени

 

для

 

психики

 

и

 

личности

 

большинства

 

людей

З

Фрейд

 

диагностировал

что

 

непомерные

 

культурные

 

требования

 

вообще

  (

а

 

в

 

сексуальной

 

сфере

 

в

 

особенности

способствуют

 

отстранению

 

людей

 

от

 

действительности

возникновению

 

неврозов

 

и

 

бегству

 

в

 

болезнь

 

как

 

последнее

 

убежище

 

отчужденных

 

и

 

опустошенных

 

людей

Вместе

 

с

 

тем

отдавая

 

должное

 

некоторому

 

развитию

 

культуры

З

.

Фрейд

 

полагал

что

 

она

 

обладает

 

немалыми

 

возможностями

 

совершенствования

 

и

 

должна

 

использовать

 

их

 

во

 

имя

 

себя

 

и

 

людей

 
15. 

Психоаналитическое

 

движение

 

 

Идеи

 

З

Фрейда

 

нарушали

  «

покой

 

мира

» 

и

как

 

все

 

идеи

 

такого

 

рода

первоначально

 

вызывали

 

недоумение

 

и

 

возмущение

Первые

 

проблески

 

психоаналитической

 

теории

 

и

 

их

 

автор

 

демонстра

-

тивно

 

игнорировались

 

коллегами

в

 

результате

 

чего

 

З

.

Фрейд

 

оказался

 

в

 

«

блестящем

 

одиночестве

». 

И

 

оно

 

только

 

усугубилось

когда

 

вслед

 

за

 

его

 

гласным

 

обсуждением

 

сексуальных

 

проблем

  (

которое

 

воспринималось

 

как

 

вызывающее

 

и

 

злонамеренное

 

игнорирование

  «

правил

 

игры

») 

на

 

него

 

обрушились

 

газеты

 

и

 

общественное

 

мнение

На

 

протяжении

 

нескольких

 

лет

 

З

.

Фрейд

 

в

 

одиночку

 

отстаивал

 

и

 

раз

-

вивал

 

свои

 

идеи

Но

 

в

 1902, 

пытаясь

 

преодолеть

 

бойкот

он

 

образовал

 

кружок

 

из

 

моло

-

дых

 

врачей

выразивших

 

готовность

 

изучать

применять

 

и

 

распространять

 


background image

 

18

психоанализ

.

 

Заседания

 

кружка

  (

официально

 

именовавшегося

  «

Общество

 

психологических

 

сред

») 

проходили

 

еженедельно

 

в

 

кабинете

 

З

Фрейда

 

и

 

под

 

его

 

председательством

В

 1903 

г

у

 

него

 

появились

 

первые

 

ученики

 

(

Пауль

 

Федерн

Вильгельм

 

Штекель

Отто

 

Ранк

 

и

 

др

.), 

которые

 

впоследствии

 

сыграли

 

значительную

 

роль

 

в

 

судьбе

 

психоанализа

 

и

 

его

 

творца

В

 1904 

идеи

 

З

Фрейда

 

привлекли

 

внимание

 

швейцарских

 

психиатров

 

(

Эйгена

 

Блейлера

Макса

 

Эйтингона

Карла

 

Абрахама

Карла

 

Юнга

Людвига

 

Бинсвангера

 

и

др

.), 

которые

 

приступили

 

к

 

их

 

изучению

проверке

 

и

 

исполь

-

зованию

Тем

 

временем

 

возглавляемое

 

З

Фрейдом

  «

Общество

 

психоло

-

гических

 

сред

» 

пополняло

 

ряды

 

и

 

расширяло

 

сферу

 

деятельности

Идеями

 

З

Фрейда

 

заинтересовались

 

российские

 

специалисты

 

и

 

просветители

В

 1904 

в

 

России

 

вышли

 

в

 

свет

 

первые

 

переводы

 

его

 

книг

И

 

в

 

дальнейшем

вплоть

 

до

 

30-

х

 

гг

. XX 

в

., 

Россия

 

была

 

лидером

 

переводных

 

изданий

 

его

 

работ

К

 1906 

г

в

 

Вене

 

и

 

Цюрихе

 

фактически

 

были

 

созданы

 

своеобразные

 

центры

 

психоанализа

.

 

Количество

 

сторонников

 

идей

 

З

Фрейда

 

было

 

незначительно

но

 

они

 

компенсировали

 

это

 

высокой

 

профессиональной

 

квалификацией

 

и

 

энтузиазмом

В

 1907 (

после

 

визита

 

к

 

З

Фрейду

 

Макса

 

Эйтингона

)

 

его

 

посетили

 

и

 

другие

 

швейцарские

 

сторонники

 

психоанализа

  (

Карл

 

Юнг

Карл

 

Абрахам

Людвиг

 

Бинсвангер

 

и

 

др

.). 

В

 

этом

 

же

 

году

 

Карл

 

Юнг

 

основал

 

в

 

Цюрихе

 

Общество

 

Фрейда

Установление

 

личных

 

контактов

 

и

 

последовавшее

 

частичное

 

слияние

 

Венской

 

и

 

Цюрихской

 

школ

 

психоанализа

 

усилило

 

позиции

 

З

Фрейда

 

и

 

позволило

 

осуществить

 

выпуск

 

первого

 

периодического

 

издания

 

по

 

психо

-

анализу

 («

Шрифтен

 

цур

 

ангевандтен

 

зеленкунде

», 

с

 1907, 

издатели

 X. 

Хеллер

Ф

Дойтике

), 

реально

 

обозначившего

 

прорыв

 

изоляции

В

 1908, 

развивая

 

первые

 

организационные

 

успехи

З

Фрейд

 

преобразовал

 

Общество

 

психологических

 

сред

 

в

 

Венское

 

психоаналитическое

 

общество

в

 

работе

 

которого

 

принимали

 

участие

 

многие

 

будущие

 

звезды

 

психоанализа

 

(

Пауль

 

Федерн

Вильгельм

 

Штекель

Отто

 

Ранк

Альфред

 

Адлер

Фриц

 

Виттельс

Шандор

 

Ференци

Макс

 

Эйтингон

Карл

 

Юнг

Людвиг

 

Бинсвангер

Карл

 

Абрахам

Эрнст

 

Джонс

Абрахам

 

Брилл

Ганс

 

Сакс

 

и

 

др

.). 

В

 1908 

г

венские

 

и

 

цюрихские

 

сторонники

 

психоанализа

 

во

 

главе

 

с

 

З

Фрейдом

 

организовали

 

и

 

провели

 

в

 

Зальцбурге

  (

Австрия

международное

 

заседание

 

последователей

 

психоанализа

На

 

нем

 

было

 

принято

 

решение

 

об

 

организации

 

Международной

 

психоаналитической

 

ассоциации

  (

МПА

), 

и

 

само

 

заседание

 

фактически

 

стало

 

ее

 1-

м

 

конгрессом

В

 1908 

московский

 

психиатр

 

Николай

 

Осипов

 

начал

 

популяризацию

 

идей

 

З

.

Фрейда

 

в

 

России

 

и

 

опубликовал

 

в

  «

Журнале

 

невропатологии

 

и

 

пси

-

хиатрии

 

имени

 

С

.

С

.

Корсакова

» 

статьи

  «

Психологические

 

и

 

психопатоло

-

гические

 

взгляды

 

Фрейда

 

в

 

немецкой

 

литературе

 1907» 

и

  «

Психология

 

комплексов

 

и

 

ассоциативный

 

эксперимент

 

по

 

работам

 

Цюрихской

 

клиники

», 

которые

 

привлекли

 

внимание

 

специалистов

 

и

 

общественности

В

 

этом

 

же

 

году

 

в

 

Петербурге

 

Моисей

 

Вульф

 

сделал

 

доклад

 

о

 

созданном

 

З

Фрейдом

 

методе

 

терапии

 

психоневрозов


background image

 

19

В

 1909 

был

 

основан

 

и

 

вышел

 

в

 

свет

 

психоаналитический

 

журнал

 

«

Ярбух

 

фюр

 

психоаналитише

 

унд

 

психопатологише

 

форшунген

» (

издатели

 

Э

Блейлер

 

и

 

З

Фрейд

редактор

 

К

Юнг

).

 

И

 

в

 1909 

по

 

приглашению

 

Стэнли

 

Холла

 

З

Фрейд

 

и

 

К

Юнг

 

посетили

 

США

Во

 

время

 

пребывания

 

в

 

Кларкском

 

университете

 

они

 (

а

 

также

 

Шандор

 

Ференци

Эрнст

 

Джонс

)

 

и

 

американские

 

сторонники

 

психоанализа

 

(

Абрахам

 

Брилл

Джемс

 

Патнем

 

и

 

др

.) 

информировали

 

американских

 

ученых

 

и

 

общественность

 

о

 

комплексе

 

психоаналитических

 

идей

 

и

 

результатах

 

их

 

использования

положив

 

тем

 

самым

 

начало

 

распространению

 

психоанализа

 

в

 

Америке

Вскоре

 

после

 

возвращения

 

из

 

США

 

З

Фрейд

  (

при

 

содействии

 

Шандора

 

Ференци

 

и

 

др

.) 

принял

 

решение

 

о

 

создании

 «

психоаналитического

 

движения

» (

с

 

центром

 

в

 

Цюрихе

как

 

особой

 

формы

 

организации

 

и

 

взаимодействия

 

сторонников

 

использования

развития

 

и

 

распространения

 

психоанализа

Составной

 

частью

 

и

 

опорой

 

этого

 

движения

 

должны

 

были

 

стать

 

различные

 

региональные

 

психоаналитические

 

организации

В

 

начале

 1909 

российский

 

психиатр

 

Николай

 

Вырубов

 

опубликовал

 

статью

  «

Психоаналитический

 

метод

 

Фрейда

 

и

 

его

 

лечебное

 

значение

», 

а

 

в

 

конце

 

этого

 

же

 

года

 

прочитал

 

спецкурс

  «

Психоаналитический

 

метод

 

в

 

изучении

 

и

 

терапии

 

психоневрозов

» 

на

 

организованных

 

Александром

 

Бернштейном

 

в

 

Москве

 

Повторительных

 

курсах

 

по

 

психиатрии

 

для

 

врачей

И

 

в

 

этом

 

же

 1909 

в

 

России

 

были

 

опубликованы

 

статьи

 

психиатров

 

Алексея

 

Певницкого

 («

Навязчивые

 

состояния

леченные

 

по

 

психоаналитическому

 

методу

 

Брейера

 — 

Фрейда

») 

и

 

Осипа

 

Фельцмана

 («

К

 

вопросу

 

о

 

психоанализе

 

и

 

психотерапии

»). 

На

 2-

м

 

конгрессе

 

Международной

 

психоаналитической

 

ассоциации

 

(

Нюрнберг

Германия

эта

 

организация

 

и

 

региональные

 

психоаналитические

 

общества

 

были

 

конституированы

Первым

 

президентом

 

Международной

 

психоаналитической

 

ассоциации

 

по

 

предложению

 

З

Фрейда

 

и

 

Ш

Ференци

 

стал

 

Карл

 

Юнг

.

 

Берлинскую

 

группу

 

психоаналитиков

 

возглавил

 

Карл

 

Абрахам

,

 

цюрихскую

  (

временно

) — 

Карл

 

Юнг

,

 

венскую

 — 

Альфред

 

Адлер

Был

 

основан

 

и

 

вышел

 

в

 

свет

 

новый

 

журнал

, «

Центральблатт

 

фюр

 

психоана

-

лизе

» 

по

 

психоанализу

 

(

З

Фрейд

А

Адлер

В

Штекель

).

 

В

 1910 

в

 

Москве

 

были

 

изданы

 

первые

 

номера

 

журнала

 «

Психотерапия

Обозрение

 

вопросов

 

психического

 

лечения

 

и

 

прикладной

 

психологии

» 

(1910–1914, 

редактор

 

и

 

редактор

-

издатель

 

Н

А

Вырубов

 

при

 

участии

 

А

Н

Бернштейна

Ю

В

Каннабиха

Н

Е

Осипова

;

 

позднее

 — 

М

М

Асатиани

О

.

 

Б

Фельцмана

В

Н

Лихницкого

А

Адлера

В

Штекеля

 

и

 

др

.), 

фактически

 

ставшего

 

органом

 

российских

 

сторонников

 

психоанализа

В

 

декабре

 1910 

в

 

Петербургском

 

обществе

 

психиатров

 

состоялось

 

первое

 

обсуждение

 

психоаналитического

 

доклада

  «

К

 

вопросу

 

о

 

механизме

 

возникновения

 

навязчивых

 

состояний

 

и

 

технике

 

психоанализа

», 

который

 

сделал

 

д

-

р

 

Ж

И

Израильсон

В

 1911 

в

 

рядах

 

психоаналитического

 

движения

испытывавшего

 

опре

-

деленные

 

творческие

 

и

 

личностные

 

напряжения

 

с

 

момента

 

создания

произошел

 

первый

 

раскол

Из

-

за

 

разногласий

 

с

 

З

Фрейдом

 

из

 

Венского

 


background image

 

20

психоаналитического

 

общества

 

вышли

 

А

Адлер

 

и

 

его

 

сторонники

которые

 

вскоре

 

создали

 

собственную

 

школу

 

и

 

организацию

  (

в

 

январе

 1912 

членом

 

этого

  «

Общества

 

свободного

 

психоаналитического

 

исследования

» 

был

 

избран

 

Н

А

Вырубов

).

 

Но

 

в

 

том

 

же

 1911 

были

 

организованы

 

психоанали

-

тические

 

группы

 

в

 

Нюрнберге

Мюнхене

  (

Л

Зейф

 

и

 

др

.) 

и

 

Нью

-

йоркское

 

психоаналитическое

 

общество

 

(

А

Брилл

 

и

 

др

.). 

В

 1911 

в

 

Веймаре

  (

Германия

состоялся

 III 

конгресс

 

Международной

 

психоаналитической

 

ассоциации

 (

президент

 

К

Юнг

),

 

решивший

 

ряд

 

важных

 

задач

Официальным

 

органом

 

Международной

 

психоаналитической

 

ассо

-

циации

 

был

 

объявлен

 

журнал

  «

Центральблатт

 

фюр

 

психоанализе

». 

Вскоре

 

после

 

окончания

 

работы

 

конгресса

 

была

 

организована

 

Американская

 

психоаналитическая

 

ассоциация

 (

Джемс

 

Патнем

,

 

Эрнст

 

Джонс

 

и

 

др

.). 

В

 1911 

в

 

Москве

 

началось

 

издание

 

серии

 

книг

 «

Психотерапевтическая

 

б

-

ка

» (

под

 

ред

Н

Е

Осипова

 

и

 

О

Б

.

 

Фельцмана

),

 

в

 

которой

 

были

 

опублико

-

ваны

 

труды

 

З

Фрейда

В

Штекеля

Л

Вальдштейна

О

Фельцмана

 

и

 

др

К

 1912 

идеи

 

и

 

труды

 

З

.

Фрейда

 

были

 

хорошо

 

известны

 

в

 

России

В

 

Москве

Петербурге

Одессе

 

и

 

др

городах

 

психологи

 

и

 

психиатры

 (

Николай

 

Баженов

Александр

 

Бернштейн

Моисей

 

Вульф

Николай

 

Вырубов

Юрий

 

Каннабих

Николай

  .

Осипов

Алексей

 

Певницкий

Осип

 

Фельцман

 

и

 

др

.) 

проверяли

использовали

 

и

 

развивали

 

психоаналитические

 

идеи

 

и

 

методики

Российские

 

сторонники

 

психоанализа

  (

Лу

 

Андреас

-

Саломе

Моисей

 

Вульф

Николай

 

Осипов

Алексей

 

Певницкий

Сабина

 

Шпильрейн

 

и

 

др

.) 

вошли

 

в

 

личный

 

контакт

 

с

 

З

Фрейдом

В

 

интернациональном

 

окружении

 

его

кроме

 

выходца

 

из

 

России

 

одного

 

из

 

первых

 

психоаналитиков

 

и

 

друга

 

Фрейда

 

Макса

 

Эйтингона

,

 

все

 

чаще

 

бывали

 

россияне

 

(

Михаил

 

Асатиани

Михаил

 

Аствацатуров

Леонид

 

Дрознес

Татьяна

 

Розенталь

Софья

 

Эристман

 

и

 

др

.). 

В

 1912 

под

 

руководством

 

проф

В

П

Сербского

,

 

при

 

активном

 

участии

 

проф

Н

Н

Баженова

,

 

а

 

также

 

М

М

Асатиани

Е

Н

Довбни

Н

Е

Осипоеа

О

Б

Фельцмана

 

и

 

др

был

 

организован

 

и

 

начал

 

активную

 

работу

 

Московский

 

психиатрический

 

кружок

  «

Малые

 

пятницы

», 

фактически

 

ставший

 

одной

 

из

 

первых

 

организационных

 

структур

 

российских

 

сторонников

 

психоанализа

В

 1912, 

расширяя

 

возможности

 

для

 

экспансии

 

психоаналитических

 

идей

Ганс

 

Сакс

 

и

 

Отто

 

Ранк

 

организовали

 

издание

 

журнала

  «

Имаго

», 

ориентированного

 

на

 

применение

 

психоанализа

 

в

 

гуманитарных

 

науках

В

 

этом

 

же

 

году

 

Эрнст

 

Джонс

 

и

 

др

организовали

 

Британское

 

психоана

-

литическое

 

общество

В

 1913 

в

 

Америке

  (

Нью

-

Йорк

вышел

 

в

 

свет

 

журнал

  «

Психоаналитик

 

ревью

», 

а

 

в

 

Европе

 — «

Интернационале

 

цайтшрифт

 

фюр

 

эртцлихе

 

психо

-

анализе

» — 

официальный

 

орган

 

Международной

 

психоаналитической

 

ассо

-

циации

Начало

 

работу

 

Будапештское

 

психоаналитическое

 

общество

 

(

Шандор

 

Ференци

 

и

 

др

.). 

В

 1913 

в

 

Мюнхене

 (

Германия

был

 

проведен

 IV 

конгресс

 

Международ

-

ной

 

психоаналитической

 

ассоциации

 (

президент

 

Карл

 

Юнг

).