Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4337

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11

Предсознательное

 

трактовалось

 

им

 

как

 

система

регулируемая

 

принципом

 

реальности

 

и

 

включающая

 

в

 

себя

 

временно

 

неосознаваемые

 

вле

-

чения

желания

импульсы

воспоминания

представления

сведения

 

и

 

т

.

д

Противоречивость

 

регулирующих

 

психических

 

принципов

 

бессознательного

 

и

 

предсознательного

по

 

З

Фрейду

существенно

 

содействует

 

выполнению

 

предсознательным

 

одного

 

из

 

важнейших

 

его

 

предназначений

 — 

функций

 

«

цензуры

». 

Само

 

же

 

сознание

руководствующееся

 

принципом

 

реальности

З

Фрейд

 

представлял

 

как

  «

поверхностный

 

слой

 

душевного

 

аппарата

», 

охватывающий

 «

только

 

очень

 

небольшое

 

содержание

» 

и

 

включающий

 

в

 

себя

 

лишь

 

те

 

влечения

,

 

желания

ощущения

мысли

 

и

 

понятия

которые

 

осознаются

 

в

 

каждый

 

данный

 

момент

 

времени

Разработав

  «

динамическое

 

понимание

 

душевных

 

явлений

», 

З

Фрейд

 

создал

 

оригинальную

 

психодинамику

представлявшую

 

систему

 

диалектического

 

взаимодействия

 

всех

 

компонентов

 

психики

 

и

 

их

 

определенную

 

нетождественность

 

самим

 

себе

 

в

 

различное

 

время

Понимая

 

психику

 

как

 

единство

 

и

 

борьбу

 

противоположностей

З

Фрейд

 

утвердил

 

в

 

качестве

 

основы

 

психической

 

деятельности

 

перманентное

 

борение

 

бессознательного

 .

и

 

сознательного

предопределяющее

 

и

 

определяю

-

щее

 

конфликтность

 

и

 

относительную

 

нестабильность

 

психики

 

человека

Созданные

 

З

Фрейдом

 

модели

 

психики

 

и

 

психодинамики

 

оказали

 

огромное

 

воздействие

 

на

 

развитие

 

его

 

учения

 

и

 

терапии

 

и

 

инициировали

 

общественно

 

значимый

 

мировоззренческий

 

психоаналитический

 

переворот

 

в

 

представлениях

 

о

 

психике

 

и

 

жизни

 

человека

 
11. 

Личность

 

 

В

 

начале

 20-

х

 

гг

. XX 

в

З

Фрейд

 

в

 

общих

 

чертах

 

завершил

 

разработку

 

структурной

 

теории

 

личности

важнейшими

 

компонентами

 

которой

 

стали

 

новое

 

понимание

 

личности

ее

 

структуры

 

и

 

механизмов

 

деятельности

З

.

Фрейд

 

представил

 

личность

 

в

 

виде

 

трех

 

взаимодействующих

 

сфер

«

Оно

» —  «

Я

» — «

Сверх

-

Я

» (

сопряженных

 

с

 

соответствующими

 

системами

 

психики

бессознательным

 — 

предсознательным

 — 

сознательным

),

 

содер

-

жание

 

и

 

функционирование

 

которых

 

отражает

 

существо

 

личности

 

во

 

всем

 

ее

 

многообразии

З

.

Фрейд

 

считал

что

 

филогенетическое

 

становление

 

личности

 

началось

 

в

 

первобытной

 

орде

 

с

 

того

 

момента

когда

 

из

-

за

 

катаклизма

  (

убийства

 

и

 

каннибальского

 

акта

возникло

 

неведомое

 

ранее

 

людям

сознание

 

вины

 

(

чувство

 

вины

), 

которое

 

послужило

 

основным

  «

пусковым

 

механизмом

» 

расщепления

 

и

 

эволюции

 

дотоле

 

синкретичных

 

психики

 

и

 

личности

Главенствующая

 

сфера

 

личности

 — 

«

Оно

» — 

представлялась

 

З

Фрейдом

 

как

 

руководствующаяся

 

принципом

 

удовольствия

 

неорганизованная

но

 

единая

 

сила

  (

включающая

 

в

 

себя

 

различные

 

неосознаваемые

 

влечения

желания

побуждения

мотивы

 

и

 

пр

.), 

выступающая

 

в

 

качестве

 

совокупности

 

движущих

 

сил

 

личности

В

 

этой

 

сфере

являющейся

 

источником

 

психо

-


background image

 

12

сексуальной

 

энергии

 

и

 

поставщиком

 

ее

 

для

 

других

 

сфер

 

личности

про

-

исходит

 

борьба

 

Эроса

 

и

 

Танатоса

обусловливающая

 

ее

 

сущность

 

и

 

пове

-

дение

 

личности

Как

 

сфера

 

личности

  «

Я

» 

происходит

 

от

 

комплекса

 

Эдипа

 

и

 

руковод

-

ствуется

 

принципом

 

реальности

  .

  «

Я

» 

включает

 

в

 

себя

 

элементы

 

опыта

 

«

Оно

»

 

и

 

внешнего

 

мира

разума

 

и

 

рассудительности

чувства

 

страха

со

-

страдания

 

и

 

совестливости

, «

располагает

 

душевные

 

явления

 

во

 

времени

 

и

 

подвергает

 

их

 

контролю

 

реальности

». «

Я

» 

замещает

 

для

 «

Оно

» 

внешний

 

мир

 

и

 

поэтому

 

отчасти

 

контролирует

 

слепые

 

силы

 

«

Оно

».

 

Но

 

даже

 

при

 

этом

 «

Я

» 

«

не

 

является

 

хозяином

 

в

 

собственном

 

доме

» 

и

 

одновременно

 

служит

  «

трем

 

господам

» 

Оно

», «

Сверх

-

Я

»

 

и

 

внешнему

 

миру

), 

которые

 

ему

 

постоянно

 

угрожают

 

и

 

держат

 

в

 

состоянии

 

напряжения

 

и

 

страха

«

Сверх

-

Я

»

 

как

 

сфера

 

личности

 

возникает

 

на

 

основе

 «

Я

» 

под

 

влиянием

 

чувств

 

раскаяния

 

и

 

вины

 

и

 

является

 

преимущественно

 

продуктом

 

социально

-

бытовых

 

традиций

 

и

 

культуры

Эта

 

сфера

 

руководствуется

 

принципом

 

реальности

 

и

 

включает

 

в

 

себя

 

совестливость

моральные

 

черты

 

и

 

нормы

 

поведения

основу

 

социальных

 

чувств

 

и

 

пр

Данная

 

сфера

 

осуществляет

 

посредничество

 

между

 «

Я

» 

и

 

«

Оно

» 

и

 

пребывает

 

в

 

постоянном

 

конфликте

 

с

 

«

Я

». 

Сложная

 

система

 

взаимодействия

 

сфер

 

личности

 

и

 

борьба

 

между

 

ними

 

обусловливают

 

известную

 

нестабильность

 

личности

 

и

 

в

 

особенности

  «

Я

», 

которое

 

выступает

 

как

 

организационное

 

начало

 

личности

обеспечивающее

 

ее

 

защиту

 

от

 

самой

 

себя

 

и

 

внешнего

 

мира

Стремясь

 

к

 

координации

 

и

 

рационализации

 

требований

 

своих

 «

господ

» 

и

 

смягчению

 

внутриличностного

 

конфликта

, «

Я

», 

по

 

З

Фрейду

создает

 

своеобразные

 «

защитные

 

механизмы

» 

механизмы

 

защиты

»),

 

обеспечивающие

 

известную

 

целостность

 

и

 

стабильность

 

личности

 

в

 

условиях

 

конфликта

 

различных

 

внутренних

 

и

 

внешних

 

противоречивых

 

мотивацией

 

установок

Подчеркивая

что

 

поведение

 

личности

 

обусловливается

 

различными

 

уровнями

 

мотивации

 

с

 

точки

 

зрения

 

данности

 

их

 

самоконтролю

З

Фрейд

 

увязывал

 

проблему

 

мотивации

 

с

 

разработанными

 

им

 

принципами

 

динамизма

 

личности

 

и

 

ее

 

изменчивости

 

в

 

зависимости

 

от

 

времени

 

и

 

деятельности

Дополняя

 

теорию

 

личности

 

учением

 

о

 

характерах

он

 

отметил

что

 

характер

 

личности

 

в

 

основном

 

формируется

 

в

 

течение

 

первых

 

пяти

 

лет

 

жизни

 

и

 

определяется

 

факторами

 

конституционального

 

и

 

индивидуального

 

порядка

Подчеркивая

 

особую

 

роль

 

детства

 

в

 

формировании

 

личности

З

Фрейд

 

констатировал

что

 

в

 

этом

 

процессе

 

существенную

 

роль

 

играет

 

развитие

 

психосексуальносги

 

и

 

классифицировал

 

характеры

 

в

 

зависимости

 

от

 

преобладающего

 

влияния

 

в

 

их

 

формировании

 

той

 

или

 

иной

 

эрогенной

 

зоны

 

(

оральный

анальный

фаллический

 

и

 

уретральный

). 

Утверждая

 

конфликтную

 

природу

 

личности

З

Фрейд

 

полагал

что

 

источником

 

ее

 

творческой

 

деятельности

 

также

 

является

 

конфликт

  (

как

 

психосексуальный

 

феномен

),

и

 

осуществил

 

ряд

 

специальных

 

«

патографических

 

исследований

», 

призванных

 

подтвердить

 

и

 

проиллюстрировать

 

эту

 

идею


background image

 

13

Отстаивая

 

положение

 

о

 

доминирующей

 

роли

 

сексуальности

 

в

 

творческом

 

процессе

  (

как

 

высшей

 

форме

 

проявления

 

личности

), 

З

Фрейд

 

исследовал

 

связь

 

и

 

общие

 

корни

 

творчества

 

и

 

невроза

обратил

 

внимание

 

на

 

творческую

 

деятельность

 

как

 

средство

 

психотерапии

 

и

 

смягчения

 

личностного

 

конфликта

 
12. 

Основания

 

культуры

 

 

Используя

 

психоаналитические

 

представления

 

для

 

анализа

 

причин

 

возникновения

 

и

 

эволюции

 

психических

 

структур

 

и

 

механизмов

унасле

-

дованных

 

современным

 

человеком

 

от

 

первобытных

 

предков

З

Фрейд

 

разработал

 

несколько

 

концепций

составивших

 

основу

 

его

 

учения

 

о

 

культуре

Под

 

влиянием

 

идей

 

Чарльза

 

Дарвина

Дж

Аткинсона

 

и

 

Уильяма

 

Роберт

-

сона

-

Смита

 

он

 

пришел

 

к

 

выводу

что

 

импульсы

 

и

  «

пусковые

 

механизмы

» 

формирования

 

психики

религии

 

и

 

культуры

 

сработали

 

в

 

результате

 

сексу

-

ально

-

властного

 

конфликта

 

между

 

жестоким

 

самцом

который

 

правил

 

пер

-

вобытной

 

ордой

и

 

его

 

сыновьями

Подавляя

 

сексуальные

 

устремления

 

сы

-

новей

направленные

 

на

 

самок

 

орды

 (

которые

 

принадлежали

 

только

 

вожаку

), 

он

 

невольно

 

спровоцировал

 

их

и

 

в

 

конце

 

концов

 

сговорившиеся

 

братья

 

убили

 

и

 

съели

 

соперника

-

отца

Этот

 

катаклизм

 («

великое

 

событие

») 

породил

 

у

 

братьев

 

неведомые

 

ранее

 

чувство

 

вины

чувство

 

страха

 

и

 

комплекс

 

Эдипа

которые

 

нарушили

 

гармонию

 

первобытной

 

психики

 

и

 

раскололи

 

ее

 

на

 

бессознательное

 (

носитель

 

кровосмесительных

 

и

 

агрессивных

 

побуждений

и

 

сознательное

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

привело

 

к

 

расколу

 

личности

 

на

  «

Оно

» 

(

носитель

 

архаического

 

наследства

и

 «

Я

» (

носитель

 

запретов

 

и

 

морали

). 

В

 

результате

 

этих

 

событий

 

братья

-

отцеубийцы

чувствуя

 

вину

 

перед

 

отцом

 

и

 

страшась

 

разделить

 

впоследствии

 

его

 

участь

были

 

вынуждены

 

установить

 

первые

 

нормы

 

общежития

 — 

табу

направленные

 

на

 

запрещение

 

инцеста

 

и

 

убийства

  (

хотя

 

сами

 

эти

 

влечения

 

не

 

исчезли

 

и

 

передаются

 

от

 

поколения

 

к

 

поколению

). 

С

 

этих

 

и

 

последовавших

 

за

 

ними

 

запретов

сформировавших

 

и

 

закрепивших

 

первые

 

в

 

истории

 

ценности

 

и

 

нормы

 

поведения

началось

как

 

полагал

 

З

Фрейд

строительство

 

культуры

Установление

 

первых

 

табу

 

привело

 

к

 

возникновению

 

морали

 

и

 

обусловило

 

переход

 

людей

 

от

 

первобытной

  (

патриархальной

орды

 

с

 

неограниченной

 

властью

 

вожака

 

к

 

братской

 

общине

 (

клану

с

 

коллективной

 

ответственностью

в

 

которой

 

возник

 

тотемизм

,

 

как

 

первобытная

 

религия

символически

 

воскрешающая

 

убитого

 

отца

 

в

 

образе

 

зверя

-

тотема

Сыграв

 

роль

  «

пусковых

 

механизмов

 

культуры

», 

мораль

 

(

табу

)

 

и

 

религия

 

(

тотемизм

инициировали

 

ее

 

формирование

 

и

 

развитие

Исследуя

 

религию

 

как

 

один

 

из

 

существенных

 

источников

 

и

 

элементов

 

культуры

З

Фрейд

 

подразделил

 

все

 

теории

 

тотемизма

 

на

 

номиналисти

-

ческие

социологические

 

и

 

психологические

 (

к

 

которым

 

можно

 

отнести

 

и

 

его

 

концепцию

 

тотемизма

).

 

Полагая

что

 

религия

 

и

 

религиозность

 

возникают

 

в

 

силу

 

биологических

 

и

 

психических

 

причин

З

Фрейд

 

особо

 

подчеркивал

 

роль

 

Эдипова

 

комплекса

 


background image

 

14

как

 

своеобразного

 

начала

  «

религии

нравственности

общественности

 

и

 

искусства

». 

В

 

этой

 

связи

 

он

 

подразделил

 

религии

 

на

 

отцовские

  (

в

 

которых

 

запреты

 

отца

 

преобладают

 

над

 

влечением

 

к

 

матери

например

 

иудаизм

и

 

материнские

  (

в

 

которых

 

символическое

 

влечение

 

к

 

матери

 

доминирует

 

над

 

запретами

 

отца

например

 

восточные

 

религии

 

Астарты

 

и

 

Ваала

), 

отметив

 

при

 

этом

что

 

развитие

 

религии

 (

создающей

 

Бога

 

по

 

образу

 

отца

в

 

основном

 

идет

 

от

  «

религии

 

отца

» (

Бог

-

отец

к

  «

религии

 

сына

» (

Бог

-

сын

). 

И

 

предложил

 

понимание

 

перехода

 

от

 

религиозной

 

веры

 

к

 

атеизму

 

как

 

процесс

 

крушения

 

авторитета

 

отца

Выдвинув

 

и

 

развив

 

идеи

 

о

 

функциях

 

богов

 

в

 

религии

 

и

 

культуре

З

Фрейд

 

пришел

 

к

 

выводу

что

 

боги

 

осуществляют

 

три

 

основных

 

задачи

освобождение

 

человека

 

от

 

ужасов

 

природы

примирение

 

с

 

жестокой

судьбой

 

и

 

смертью

вознаграждение

 

за

 

страдания

 

и

 

лишения

  (

которые

 

налагает

 

на

 

людей

 

культурное

 

сожительство

). 

И

 

вместе

 

с

 

тем

 

отметил

что

 

в

 

процессе

 

исторического

 

развития

 

сущность

 

и

 

функции

 

божеств

 

подвержены

 

отчуждению

,

 

в

 

результате

 

чего

 

боги

 

из

  «

защитников

» 

человека

 

превращаются

 

в

 

дополнительный

 

источник

 

его

 

страха

Настаивая

 

на

 

едином

 

происхождении

 

религии

 

и

 

невроза

 

из

 

комплекса

 

Эдипа

З

Фрейд

 

уподобил

 

религию

 

общечеловеческому

 

неврозу

 

навязчи

-

вости

 

и

 

констатировал

 

в

 

этой

 

связи

 

ее

 

определенную

 

профилактическую

 

и

 

психотерапевтическую

 

ценность

Исследуя

 

основания

 

культуры

З

.

Фрейд

 

разработал

 

психоаналитиче

-

скую

 

трактовку

 

мифологии

в

 

которой

 

она

 

выступала

 

как

 

своеобразный

 

результат

 

символической

 

сублимации

 

бессознательных

 

эротических

 

вле

-

чений

 

и

 

уподоблялась

 

коллективному

 

сну

который

 

может

 

быть

 

истолкован

 

с

 

помощью

 

психоаналитической

 

символики

 

сновидений

.

 

Особенно

 

выделяя

  .

значительную

 

роль

 

в

 

эволюции

 

культуры

  «

трех

 

великих

 

миросозерцании

» (

анимистического

религиозного

 

и

 

научного

), 

З

Фрейд

 

вместе

 

с

 

тем

 

отметил

 

их

 

определенное

 

соответствие

 

трем

 

стадиям

 

либидозного

 

развития

 

индивида

  (

нарциссизму

любви

 

к

 

объекту

 

и

 

привязанности

 

к

 

родителям

зрелого

 

поиска

 

объекта

 

во

 

внешнем

 

мире

и

 

подчеркнул

 

целесообразность

 

более

 

определенного

 

перехода

 

от

 

рели

-

гиозного

  (

иллюзорного

мировоззрения

 

к

 

научному

 

в

 

целях

 

сохранения

 

и

 

развития

 

культуры

 
13. 

Психология

 

масс

 

 

Расширяя

 

сферу

 

использования

 

психоаналитических

 

идей

 

и

 

представ

-

лений

З

Фрейд

 (

под

 

некоторым

 

влиянием

 

теорий

 

Гюстава

 

Лебона

)

 

распро

-

странил

 

их

 

на

 

проблемы

 

межличностных

 

отношений

 

и

 

психологии

 

масс

 

(

социальной

 

психологии

), 

которые

 

интерпретировал

 

в

 

духе

 

социологи

-

ческого

 

психологизма

.

 

Принципиально

 

важным

 

моментом

 

этой

 

части

 

учения

 

З

Фрейда

 

стал

 

перенос

 

его

 

представлений

 

о

 

природе

 

человека

психике

 

и

 

личности

 

на

 

новую

 

область

 

познания

которая

как

 

он

 

полагал

, «

занимается

 

исследованием

 


background image

 

15

отдельного

 

человека

 

как

 

члена

 

племени

народа

касты

сословия

института

 

или

 

как

 

составной

 

части

 

человеческой

 

толпы

организовавшейся

 

в

 

массу

 

к

 

определенному

 

времени

 

для

 

определенной

 

цели

». 

Исходным

 

пунктом

  (

а

 

затем

 

и

 

выводом

анализа

 

З

Фрейдом

 

межлич

-

ностных

 

отношений

 

и

 

психологии

 

масс

 

стало

 

его

 

положение

 

о

 

том

что

 

при

 

исследовании

 

различных

 

явлений

 

культуры

 

и

 

психологии

 

масс

 

не

 

обнаруживаются

 

законы

 

и

 

закономерности

отличные

 

от

 

тех

которые

 

вы

-

являются

 

при

 

изучении

 

индивида

 

и

 

личности

Обратившись

 

к

 

исследованию

 

различных

 

социальных

 

общностей

он

 

специально

 

выделил

 

два

 

их

 

опорных

 

типа

толпу

 (

неорганизованный

 

конгло

-

мерат

сборище

 

людей

и

 

массу

  (

особым

 

образом

 

организованную

 

толпу

в

 

которой

 

есть

 

некоторая

 

общность

 

индивидов

 

друг

 

с

 

другом

выражающаяся

 

в

 

их

 

общем

 

интересе

 

к

 

объекту

однородных

 

чувствах

 

и

 

способности

 

оказывать

 

влияние

 

друг

 

на

 

друга

). 

Существенным

 

отличительным

 

признаком

 

массы

 

З

Фрейд

 

считал

 

наличие

 

в

 

сообществе

 

либидозной

 

привязанности

 

к

 

вождю

  (

лидеру

и

 

такой

 

же

 

привязанности

 

между

 

составляющими

 

его

 

индивидами

При

 

этом

 

предполагалось

что

 

именно

 

такое

 

сообщество

 

являет

 

собой

  «

психологи

-

ческую

 

массу

». 

Отдавая

 

себе

 

отчет

 

в

 

существовании

 

различных

 

масс

 

и

 

даже

 

выделив

 

их

 

два

 

основных

 

типа

естественные

 

массы

  (

самоорганизующиеся

и

 

массы

 

искусственные

  (

образующиеся

 

и

 

существующие

 

при

 

некотором

 

внешнем

 

насилии

), 

З

Фрейд

 

в

 

то

 

же

 

время

 

отметил

 

сходство

 

между

 

массой

 

и

 

первобытной

 

ордой

 

и

 

предложил

 

понимание

 

массы

 

как

 

продолжения

 

и

 

в

 

известном

 

смысле

 

воссоздания

 

оживающей

 

первобытной

 

орды

Исследуя

 

различия

 

и

 

тождество

 

массы

 

и

 

орды

он

 

пришел

 

к

 

выводу

что

 

в

 

них

 

подавляется

 

сознательная

 

индивидуальность

мысли

и

 

чувства

 

людей

 

обретают

 

определенную

 

однородность

 

и

 

ориентируются

 

в

 

одинаковых

 

направлениях

а

 

в

 

целом

 

в

 

них

 

осуществляется

 

господство

 

коллективных

 

побуждений

обладающих

 

высокой

 

степенью

 

бессознательности

,

 

им

-

пульсивности

 

и

 

эффективности

.

 

Развивая

 

представление

 

о

 

либидо

З

Фрейд

 

пришел

 

к

 

мысли

что

 

имен

-

но

 

оно

 

составляет

  «

сущность

 

массовой

 

души

» 

и

 

обладает

 

важными

 

функ

-

циями

выражающимися

 

в

 

либидозной

 

связи

 

членов

 

массы

 (

друг

 

с

 

другом

 

и

 

вождем

и

 

формировании

 

мотиваций

 

отдельных

 

членов

 

и

 

массы

 

в

 

целом

Настаивая

 

на

 

существовании

 

либидозной

 

структуры

 

и

 

конституции

 

массы

он

 

особенно

 

отмечал

 

роль

 

привязанности

 

к

 

вождю

с

 

исчезновением

 

которой

 

масса

 

распадается

Психоаналитически

 

это

 

объяснялось

 

действием

 

в

 

массе

 

идентификации

 

и

 

замены

 

«

Я

-

идеала

»

 

объектом

В

 

созданной

 

З

.

Фрейдом

 

психоаналитической

 

психологии

 

масс

 

опре

-

деленное

 

внимание

 

было

 

уделено

 

роли

 

различных

 

негативных

 

чувств

 

и

 

факторов

 

в

 

социальных

 

отношениях

 

людей

В

 

частности

он

 

пришел

 

к

 

выво

-

ду

что

например

ненависть

 

по

 

отношению

 

к

 

какому

-

то

 

объекту

 

может

 

так

 

же

 

объединять

 

индивидов

как

 

и

 

положительные

 

чувства

а

 

зависть

  -