ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4337
Скачиваний: 6
11
Предсознательное
трактовалось
им
как
система
,
регулируемая
принципом
реальности
и
включающая
в
себя
временно
неосознаваемые
вле
-
чения
,
желания
,
импульсы
,
воспоминания
,
представления
,
сведения
и
т
.
д
.
Противоречивость
регулирующих
психических
принципов
бессознательного
и
предсознательного
,
по
З
.
Фрейду
,
существенно
содействует
выполнению
предсознательным
одного
из
важнейших
его
предназначений
—
функций
«
цензуры
».
Само
же
сознание
,
руководствующееся
принципом
реальности
,
З
.
Фрейд
представлял
как
«
поверхностный
слой
душевного
аппарата
»,
охватывающий
«
только
очень
небольшое
содержание
»
и
включающий
в
себя
лишь
те
влечения
,
желания
,
ощущения
,
мысли
и
понятия
,
которые
осознаются
в
каждый
данный
момент
времени
.
Разработав
«
динамическое
понимание
душевных
явлений
»,
З
.
Фрейд
создал
оригинальную
психодинамику
,
представлявшую
систему
диалектического
взаимодействия
всех
компонентов
психики
и
их
определенную
нетождественность
самим
себе
в
различное
время
.
Понимая
психику
как
единство
и
борьбу
противоположностей
,
З
.
Фрейд
утвердил
в
качестве
основы
психической
деятельности
перманентное
борение
бессознательного
.
и
сознательного
,
предопределяющее
и
определяю
-
щее
конфликтность
и
относительную
нестабильность
психики
человека
.
Созданные
З
.
Фрейдом
модели
психики
и
психодинамики
оказали
огромное
воздействие
на
развитие
его
учения
и
терапии
и
инициировали
общественно
значимый
мировоззренческий
психоаналитический
переворот
в
представлениях
о
психике
и
жизни
человека
.
11.
Личность
В
начале
20-
х
гг
. XX
в
.
З
.
Фрейд
в
общих
чертах
завершил
разработку
структурной
теории
личности
,
важнейшими
компонентами
которой
стали
новое
понимание
личности
,
ее
структуры
и
механизмов
деятельности
.
З
.
Фрейд
представил
личность
в
виде
трех
взаимодействующих
сфер
:
«
Оно
» — «
Я
» — «
Сверх
-
Я
» (
сопряженных
с
соответствующими
системами
психики
:
бессознательным
—
предсознательным
—
сознательным
),
содер
-
жание
и
функционирование
которых
отражает
существо
личности
во
всем
ее
многообразии
.
З
.
Фрейд
считал
,
что
филогенетическое
становление
личности
началось
в
первобытной
орде
с
того
момента
,
когда
из
-
за
катаклизма
(
убийства
и
каннибальского
акта
)
возникло
неведомое
ранее
людям
,
сознание
вины
(
чувство
вины
),
которое
послужило
основным
«
пусковым
механизмом
»
расщепления
и
эволюции
дотоле
синкретичных
психики
и
личности
.
Главенствующая
сфера
личности
—
«
Оно
» —
представлялась
З
.
Фрейдом
как
руководствующаяся
принципом
удовольствия
неорганизованная
,
но
единая
сила
(
включающая
в
себя
различные
неосознаваемые
влечения
,
желания
,
побуждения
,
мотивы
и
пр
.),
выступающая
в
качестве
совокупности
движущих
сил
личности
.
В
этой
сфере
,
являющейся
источником
психо
-
12
сексуальной
энергии
и
поставщиком
ее
для
других
сфер
личности
,
про
-
исходит
борьба
Эроса
и
Танатоса
,
обусловливающая
ее
сущность
и
пове
-
дение
личности
.
Как
сфера
личности
«
Я
»
происходит
от
комплекса
Эдипа
и
руковод
-
ствуется
принципом
реальности
.
«
Я
»
включает
в
себя
элементы
опыта
«
Оно
»
и
внешнего
мира
,
разума
и
рассудительности
,
чувства
страха
,
со
-
страдания
и
совестливости
, «
располагает
душевные
явления
во
времени
и
подвергает
их
контролю
реальности
». «
Я
»
замещает
для
«
Оно
»
внешний
мир
и
поэтому
отчасти
контролирует
слепые
силы
«
Оно
».
Но
даже
при
этом
«
Я
»
«
не
является
хозяином
в
собственном
доме
»
и
одновременно
служит
«
трем
господам
»
(«
Оно
», «
Сверх
-
Я
»
и
внешнему
миру
),
которые
ему
постоянно
угрожают
и
держат
в
состоянии
напряжения
и
страха
.
«
Сверх
-
Я
»
как
сфера
личности
возникает
на
основе
«
Я
»
под
влиянием
чувств
раскаяния
и
вины
и
является
преимущественно
продуктом
социально
-
бытовых
традиций
и
культуры
.
Эта
сфера
руководствуется
принципом
реальности
и
включает
в
себя
совестливость
,
моральные
черты
и
нормы
поведения
,
основу
социальных
чувств
и
пр
.
Данная
сфера
осуществляет
посредничество
между
«
Я
»
и
«
Оно
»
и
пребывает
в
постоянном
конфликте
с
«
Я
».
Сложная
система
взаимодействия
сфер
личности
и
борьба
между
ними
обусловливают
известную
нестабильность
личности
и
в
особенности
«
Я
»,
которое
выступает
как
организационное
начало
личности
,
обеспечивающее
ее
защиту
от
самой
себя
и
внешнего
мира
.
Стремясь
к
координации
и
рационализации
требований
своих
«
господ
»
и
смягчению
внутриличностного
конфликта
, «
Я
»,
по
З
.
Фрейду
,
создает
своеобразные
«
защитные
механизмы
»
(«
механизмы
защиты
»),
обеспечивающие
известную
целостность
и
стабильность
личности
в
условиях
конфликта
различных
внутренних
и
внешних
противоречивых
мотивацией
установок
.
Подчеркивая
,
что
поведение
личности
обусловливается
различными
уровнями
мотивации
с
точки
зрения
данности
их
самоконтролю
,
З
.
Фрейд
увязывал
проблему
мотивации
с
разработанными
им
принципами
динамизма
личности
и
ее
изменчивости
в
зависимости
от
времени
и
деятельности
.
Дополняя
теорию
личности
учением
о
характерах
,
он
отметил
,
что
характер
личности
в
основном
формируется
в
течение
первых
пяти
лет
жизни
и
определяется
факторами
конституционального
и
индивидуального
порядка
.
Подчеркивая
особую
роль
детства
в
формировании
личности
,
З
.
Фрейд
констатировал
,
что
в
этом
процессе
существенную
роль
играет
развитие
психосексуальносги
и
классифицировал
характеры
в
зависимости
от
преобладающего
влияния
в
их
формировании
той
или
иной
эрогенной
зоны
(
оральный
,
анальный
,
фаллический
и
уретральный
).
Утверждая
конфликтную
природу
личности
,
З
.
Фрейд
полагал
,
что
источником
ее
творческой
деятельности
также
является
конфликт
(
как
психосексуальный
феномен
),
и
осуществил
ряд
специальных
«
патографических
исследований
»,
призванных
подтвердить
и
проиллюстрировать
эту
идею
.
13
Отстаивая
положение
о
доминирующей
роли
сексуальности
в
творческом
процессе
(
как
высшей
форме
проявления
личности
),
З
.
Фрейд
исследовал
связь
и
общие
корни
творчества
и
невроза
,
обратил
внимание
на
творческую
деятельность
как
средство
психотерапии
и
смягчения
личностного
конфликта
.
12.
Основания
культуры
Используя
психоаналитические
представления
для
анализа
причин
возникновения
и
эволюции
психических
структур
и
механизмов
,
унасле
-
дованных
современным
человеком
от
первобытных
предков
,
З
.
Фрейд
разработал
несколько
концепций
,
составивших
основу
его
учения
о
культуре
.
Под
влиянием
идей
Чарльза
Дарвина
,
Дж
.
Аткинсона
и
Уильяма
Роберт
-
сона
-
Смита
он
пришел
к
выводу
,
что
импульсы
и
«
пусковые
механизмы
»
формирования
психики
,
религии
и
культуры
сработали
в
результате
сексу
-
ально
-
властного
конфликта
между
жестоким
самцом
,
который
правил
пер
-
вобытной
ордой
,
и
его
сыновьями
.
Подавляя
сексуальные
устремления
сы
-
новей
,
направленные
на
самок
орды
(
которые
принадлежали
только
вожаку
),
он
невольно
спровоцировал
их
,
и
в
конце
концов
сговорившиеся
братья
убили
и
съели
соперника
-
отца
.
Этот
катаклизм
(«
великое
событие
»)
породил
у
братьев
неведомые
ранее
чувство
вины
,
чувство
страха
и
комплекс
Эдипа
,
которые
нарушили
гармонию
первобытной
психики
и
раскололи
ее
на
бессознательное
(
носитель
кровосмесительных
и
агрессивных
побуждений
)
и
сознательное
,
что
в
свою
очередь
привело
к
расколу
личности
на
«
Оно
»
(
носитель
архаического
наследства
)
и
«
Я
» (
носитель
запретов
и
морали
).
В
результате
этих
событий
братья
-
отцеубийцы
,
чувствуя
вину
перед
отцом
и
страшась
разделить
впоследствии
его
участь
,
были
вынуждены
установить
первые
нормы
общежития
—
табу
,
направленные
на
запрещение
инцеста
и
убийства
(
хотя
сами
эти
влечения
не
исчезли
и
передаются
от
поколения
к
поколению
).
С
этих
и
последовавших
за
ними
запретов
,
сформировавших
и
закрепивших
первые
в
истории
ценности
и
нормы
поведения
,
началось
,
как
полагал
З
.
Фрейд
,
строительство
культуры
.
Установление
первых
табу
привело
к
возникновению
морали
и
обусловило
переход
людей
от
первобытной
(
патриархальной
)
орды
с
неограниченной
властью
вожака
к
братской
общине
(
клану
)
с
коллективной
ответственностью
,
в
которой
возник
тотемизм
,
как
первобытная
религия
,
символически
воскрешающая
убитого
отца
в
образе
зверя
-
тотема
.
Сыграв
роль
«
пусковых
механизмов
культуры
»,
мораль
(
табу
)
и
религия
(
тотемизм
)
инициировали
ее
формирование
и
развитие
.
Исследуя
религию
как
один
из
существенных
источников
и
элементов
культуры
,
З
.
Фрейд
подразделил
все
теории
тотемизма
на
номиналисти
-
ческие
,
социологические
и
психологические
(
к
которым
можно
отнести
и
его
концепцию
тотемизма
).
Полагая
,
что
религия
и
религиозность
возникают
в
силу
биологических
и
психических
причин
,
З
.
Фрейд
особо
подчеркивал
роль
Эдипова
комплекса
14
как
своеобразного
начала
«
религии
,
нравственности
,
общественности
и
искусства
».
В
этой
связи
он
подразделил
религии
на
отцовские
(
в
которых
запреты
отца
преобладают
над
влечением
к
матери
,
например
иудаизм
)
и
материнские
(
в
которых
символическое
влечение
к
матери
доминирует
над
запретами
отца
,
например
восточные
религии
Астарты
и
Ваала
),
отметив
при
этом
,
что
развитие
религии
(
создающей
Бога
по
образу
отца
)
в
основном
идет
от
«
религии
отца
» (
Бог
-
отец
)
к
«
религии
сына
» (
Бог
-
сын
).
И
предложил
понимание
перехода
от
религиозной
веры
к
атеизму
как
процесс
крушения
авторитета
отца
.
Выдвинув
и
развив
идеи
о
функциях
богов
в
религии
и
культуре
,
З
.
Фрейд
пришел
к
выводу
,
что
боги
осуществляют
три
основных
задачи
:
освобождение
человека
от
ужасов
природы
;
примирение
с
жестокой
,
судьбой
и
смертью
;
вознаграждение
за
страдания
и
лишения
(
которые
налагает
на
людей
культурное
сожительство
).
И
вместе
с
тем
отметил
,
что
в
процессе
исторического
развития
сущность
и
функции
божеств
подвержены
отчуждению
,
в
результате
чего
боги
из
«
защитников
»
человека
превращаются
в
дополнительный
источник
его
страха
.
Настаивая
на
едином
происхождении
религии
и
невроза
из
комплекса
Эдипа
,
З
.
Фрейд
уподобил
религию
общечеловеческому
неврозу
навязчи
-
вости
и
констатировал
в
этой
связи
ее
определенную
профилактическую
и
психотерапевтическую
ценность
.
Исследуя
основания
культуры
,
З
.
Фрейд
разработал
психоаналитиче
-
скую
трактовку
мифологии
,
в
которой
она
выступала
как
своеобразный
результат
символической
сублимации
бессознательных
эротических
вле
-
чений
и
уподоблялась
коллективному
сну
,
который
может
быть
истолкован
с
помощью
психоаналитической
символики
сновидений
.
Особенно
выделяя
.
значительную
роль
в
эволюции
культуры
«
трех
великих
миросозерцании
» (
анимистического
,
религиозного
и
научного
),
З
.
Фрейд
вместе
с
тем
отметил
их
определенное
соответствие
трем
стадиям
либидозного
развития
индивида
(
нарциссизму
,
любви
к
объекту
и
привязанности
к
родителям
,
зрелого
поиска
объекта
во
внешнем
мире
)
и
подчеркнул
целесообразность
более
определенного
перехода
от
рели
-
гиозного
(
иллюзорного
)
мировоззрения
к
научному
в
целях
сохранения
и
развития
культуры
.
13.
Психология
масс
Расширяя
сферу
использования
психоаналитических
идей
и
представ
-
лений
,
З
.
Фрейд
(
под
некоторым
влиянием
теорий
Гюстава
Лебона
)
распро
-
странил
их
на
проблемы
межличностных
отношений
и
психологии
масс
(
социальной
психологии
),
которые
интерпретировал
в
духе
социологи
-
ческого
психологизма
.
Принципиально
важным
моментом
этой
части
учения
З
.
Фрейда
стал
перенос
его
представлений
о
природе
человека
,
психике
и
личности
на
новую
область
познания
,
которая
,
как
он
полагал
, «
занимается
исследованием
15
отдельного
человека
как
члена
племени
,
народа
,
касты
,
сословия
,
института
или
как
составной
части
человеческой
толпы
,
организовавшейся
в
массу
к
определенному
времени
для
определенной
цели
».
Исходным
пунктом
(
а
затем
и
выводом
)
анализа
З
.
Фрейдом
межлич
-
ностных
отношений
и
психологии
масс
стало
его
положение
о
том
,
что
при
исследовании
различных
явлений
культуры
и
психологии
масс
не
обнаруживаются
законы
и
закономерности
,
отличные
от
тех
,
которые
вы
-
являются
при
изучении
индивида
и
личности
.
Обратившись
к
исследованию
различных
социальных
общностей
,
он
специально
выделил
два
их
опорных
типа
:
толпу
(
неорганизованный
конгло
-
мерат
,
сборище
людей
)
и
массу
(
особым
образом
организованную
толпу
,
в
которой
есть
некоторая
общность
индивидов
друг
с
другом
,
выражающаяся
в
их
общем
интересе
к
объекту
,
однородных
чувствах
и
способности
оказывать
влияние
друг
на
друга
).
Существенным
отличительным
признаком
массы
З
.
Фрейд
считал
наличие
в
сообществе
либидозной
привязанности
к
вождю
(
лидеру
)
и
такой
же
привязанности
между
составляющими
его
индивидами
.
При
этом
предполагалось
,
что
именно
такое
сообщество
являет
собой
«
психологи
-
ческую
массу
».
Отдавая
себе
отчет
в
существовании
различных
масс
и
даже
выделив
их
два
основных
типа
:
естественные
массы
(
самоорганизующиеся
)
и
массы
искусственные
(
образующиеся
и
существующие
при
некотором
внешнем
насилии
),
З
.
Фрейд
в
то
же
время
отметил
сходство
между
массой
и
первобытной
ордой
и
предложил
понимание
массы
как
продолжения
и
в
известном
смысле
воссоздания
оживающей
первобытной
орды
.
Исследуя
различия
и
тождество
массы
и
орды
,
он
пришел
к
выводу
,
что
в
них
подавляется
сознательная
индивидуальность
,
мысли
,
и
чувства
людей
обретают
определенную
однородность
и
ориентируются
в
одинаковых
направлениях
,
а
в
целом
в
них
осуществляется
господство
коллективных
побуждений
,
обладающих
высокой
степенью
бессознательности
,
им
-
пульсивности
и
эффективности
.
Развивая
представление
о
либидо
,
З
.
Фрейд
пришел
к
мысли
,
что
имен
-
но
оно
составляет
«
сущность
массовой
души
»
и
обладает
важными
функ
-
циями
,
выражающимися
в
либидозной
связи
членов
массы
(
друг
с
другом
и
вождем
)
и
формировании
мотиваций
отдельных
членов
и
массы
в
целом
.
Настаивая
на
существовании
либидозной
структуры
и
конституции
массы
,
он
особенно
отмечал
роль
привязанности
к
вождю
,
с
исчезновением
которой
масса
распадается
.
Психоаналитически
это
объяснялось
действием
в
массе
идентификации
и
замены
«
Я
-
идеала
»
объектом
.
В
созданной
З
.
Фрейдом
психоаналитической
психологии
масс
опре
-
деленное
внимание
было
уделено
роли
различных
негативных
чувств
и
факторов
в
социальных
отношениях
людей
.
В
частности
,
он
пришел
к
выво
-
ду
,
что
,
например
,
ненависть
по
отношению
к
какому
-
то
объекту
может
так
же
объединять
индивидов
,
как
и
положительные
чувства
,
а
зависть
-