Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4339

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

136

обличье

 

и

 

перестать

 

раздваиваться

получая

 

два

 

подарка

 

на

 

день

 

рождения

 

вместо

 

одного

Но

 

он

 

парализован

 

страхом

Материнское

 

тело

 

родного

 

социума

  (

Волка

психологически

 

отторгается

 

им

будучи

 

нагруженным

 

опасной

 

заразой

Притяжение

 

массы

 

слишком

 

уж

 

явно

 

угрожает

 

его

 

нарциссической

 

броне

ведь

 

он

 

не

 

такой

 

как

 

все

он

 

инаковый

рожденный

 

в

 

«

сорочке

». 

Не

 

отсюда

 

ли

кстати

постоянные

 

обвинения

бросаемые

 

Панкеевым

 

собственной

 

матери

якобы

 

обманным

 

путем

 

присваивающей

 

его

 

деньги

т

.

е

ослабляющей

 

его

 

нарциссический

 

потенциал

?  

Вскрыв

 

в

 

самоанализе

 

инфантильные

 

истоки

 

своей

 

собственной

 

нарциссической

 

ориентации

Зигмунд

 

Фрейд

не

 

задумываясь

преподносил

 

пациентам

 

единственно

 

возможную

с

 

его

 

точки

 

зрения

причину

 

формирования

 

вторичного

 

реактивного

 

нарциссизма

 – 

наблюдение

 

в

 

раннем

 

детстве

 

коитуса

 

родителей

Как

 

жаль

что

 

в

 

конце

 

прошлого

 

века

 

в

 

окрестностях

 

Херсона

 

не

 

было

 

железной

 

дороги

ведь

 

тогда

 

Фрейд

без

 

всякого

 

сомнения

навязал

 

бы

 

пациенту

  «

воспоминание

» 

о

 

наблюдении

 

«

первичной

 

сцены

» 

в

 

вагоне

 

поезда

Ведь

 

так

 

все

 

и

 

было

 

в

 

его

 

собственном

 

детстве

Пришлось

тем

 

не

 

менее

обойтись

 

без

 

стука

 

вагонных

 

колес

 

и

 

довольствоваться

 

спальней

 

в

 

жаркий

 

летний

 

полдень

 

и

 

белыми

 

одеждами

 

матери

 

и

 

отца

Опять

-

таки

 

перед

 

нами

 

родной

 

для

 

Фрейда

 

материал

В

 

одном

 

из

 

самых

 

ярких

 

воспоминаний

 

его

 

детства

известном

 

нам

 

по

 

тесту

 

«

Толкования

 

сновидений

», 

отец

 

орет

 

на

 

маленького

 

Сигги

прокравшегося

 

в

 

родительскую

 

спальню

 

и

 

явно

 

увидевшего

 

нечто

 

недозволенное

: «

Из

 

тебя

 

никогда

 

ничего

 

не

 

выйдет

!». 

И

 

не

 

случайно

что

 

в

 

знаменитом

 

фрейдовском

 

«

сновидении

 

о

 

сосуде

 

для

 

мочи

», 

компенсаторном

 

по

 

отношению

 

к

 

травматизму

 

его

 

отцовского

 

комплекса

события

 

происходят

опять

-

таки

в

 

вагоне

 

поезда

.  

Сам

 

же

 

пациент

 

говорит

 

об

 

истоках

 

своего

 

бессознательного

 

травматизма

приведшего

 

к

 

защитному

 

нарциссическому

 

самозамыканию

языком

 

символики

 

сновидения

 

о

 

волках

достаточно

 

внятно

 

расшифровывая

 

эту

 

символике

 

воспоминаниями

 

о

 

белых

 

овчарках

облик

 

которых

 

запал

 

в

 

его

 

память

 

после

 

поездки

 

с

 

отцом

 

по

 

овечьим

 

пастбищам

Можно

 

было

 

бы

 

ввести

 

в

 

контекст

 

аналитических

 

интерпретаций

 

белых

 

собак

 

вместо

 

родителей

 

в

 

белых

 

одеждах

не

 

комбинируя

 

из

 

последних

 

сложные

 

сексуальные

 

композиции

порою

 

напоминающие

 

о

  «

Кама

 

Сутре

»? 

В

 

принципе

 

можно

отвечает

 

нам

 

Фрейд

но

 

все

 

же

 

с

 

родителями

 

результат

 

будет

 

лучше

Почему

 

же

 

лучше

скажите

доктор

 

Фрейд

Нет

 

ответа

… 

А

 

напрасно

 – 

ведь

 

отец

 

маленького

 

Сережи

 

Панкеева

 

не

 

просто

 

так

 

разъезжал

 

вместе

 

с

 

сыном

 

по

 

своим

 

владениям

Он

 

пытался

 

понять

 

причины

 

катастрофы

постигшей

 

его

 

имение

, – 

более

 

двухсот

 

тысяч

 

овец

 

пало

 

от

 

неизвестной

 

болезни

И

 

потому

 

белый

 

цвет

 

собак

 

в

 

символике

 

данного

 

клинического

 

случая

 

обозначает

 

развилку

 

двух

 

значимых

 

для

 

Фрейда

 

тем

 – 

сексуальности

 

и

 

смерти

Сам

 

он

естественно

бодро

 

пошел

 

по

 

дороге

 

сексуальности

А

 

пациент

как

 

сказочный

 

витязь

остался

 

в

 

нерешительности

 

на

 

развилке

Сексуальность

 

для

 

него

как

впрочем

и

 

для

 

самого

 

Фрейда

была

 

практически

 

заблокирована

 

гнетом

 

материнского

 

комплекса


background image

 

137

Единственно

что

 

он

 

иногда

 

решался

 

себе

 

позволить

 – 

так

 

это

 

преследовать

 

на

 

улицах

 

проституток

 

и

 

затем

 

мастурбировать

 

в

 

их

 

присутствии

Дорогу

 

же

 

смерти

идентичную

 

для

 

Панкеева

 

дороге

 

домой

Фрейд

 

все

 

же

 

сумел

 

на

 

какое

-

то

 

время

 

заблокировать

 (

вплоть

 

до

 

инцидента

 1951 

года

).  

Небезынтересно

 

отметить

что

 

Сабине

 

Николаевне

 

Шпильрейн

обратившейся

 

к

 

нему

 

за

 

тем

 

же

 

советом

что

 

и

 

Сергей

 

Панкеев

Фрейд

напротив

посоветовал

 

вернуться

 

в

 

Россию

что

как

 

известно

закончилось

 

крахом

 

профессиональной

 

карьеры

кушеткой

 

в

 

дровяном

 

сарае

 

и

 

безымянной

 

могилой

 

во

 

рву

 

под

 

Ростовом

-

на

-

Дону

Почему

 

он

 

удержал

 

пациента

но

 

вытолкнул

 

навстречу

 

смерти

 

коллегу

-

аналитика

на

 

работы

 

которой

 

в

 

начале

 20-

х

 

годов

 

имел

 

обыкновения

 

ссылаться

 

как

 

на

 

классику

Не

 

потому

 

ли

что

 

она

по

 

ряду

 

известных

 

причин

олицетворяла

 

для

 

Фрейда

 

ту

 

самую

 

притягательную

 

и

 

потенциально

 

разрушительную

 

российскую

 

женственность

от

 

которой

 

можно

 

только

 

держаться

 

подальше

но

 

победить

 

которую

 

нельзя

…  

 

* * * * * 

 

Чем

какими

 

выводами

 

можно

 

завершить

 

это

 

по

 

необходимости

 

краткое

 

исследование

?  

Прежде

 

всего

стоит

 

напомнить

 

базовую

 

метафору

намек

который

 

постоянно

 

воспроизводится

 

по

 

отношению

 

к

 

разбираемому

 

случаю

 

всеми

 

мемуаристами

Речь

 

идет

 

об

 

истории

 

с

 

овцами

столь

 

ярко

 

сохранившейся

 

в

 

памяти

 

маленького

 

Сережи

 

Панкеева

В

 

имении

 

начали

 

болеть

 

овцы

никакие

 

традиционные

 

средства

 

им

 

не

 

помогали

 

и

 

отец

 

мальчика

 

решил

 

выписать

 

из

 

заграницы

 

немецкого

 

доктора

ученика

 

самого

 

Пастера

Врач

 

приехал

 

и

 

сделал

 

больным

 

овцам

 

прививку

после

 

которой

 

все

 

они

более

 

двухсот

 

тысяч

умерли

Такие

 

дела

По

-

моему

вся

 

эта

 

история

 

как

 

нельзя

 

лучше

 

иллюстрирует

 

опасность

 

преувеличения

 

значимости

 

предпринятого

 

Фрейдом

 

опыта

 

культуранализа

Границы

 

пастырского

 

влияния

 

психоанализа

 

далеко

 

не

 

беспредельны

 

и

 

то

что

 

идет

 

на

 

пользу

 

западноевропейской

 

пастве

 

(

людям

-

пчелам

), 

то

 

русскому

 

человеку

-

волку

 – 

смерть

.  

Стоит

пожалуй

согласиться

 

с

 

тем

что

 

аналитический

 

диагноз

поставленный

 

Фрейдом

 

Человеку

-

Волку

 – 

застревание

 

на

 

пороге

 

раннего

 

анала

 

в

 

порожденной

 

пролонгированной

 

травмой

 

сепарации

 

нарциссической

 

самозамкнутости

 – 

явно

 

применим

 

и

 

к

 

русской

 

культурной

 

традиции

 

в

 

целом

Но

 

если

 

Сергей

 

Панкеев

 

реально

 

страдал

 

от

 

врожденных

 

качеств

 

Человека

-

Волка

пытался

 

рационально

 

изолировать

 

их

 

и

 

от

 

них

 

избавиться

 

(

трансформировав

 

при

 

поддержке

 

психоаналитика

сыгравшего

 

роль

 

своеобразной

 

клизмы

свою

 

изначальную

 

русскую

 

анально

-

продуктивную

 

позицию

 

в

 

анально

-

накопительный

 

запор

 

западноевропейской

 

ментальности

), 

то

 

русская

 

культура

 

просто

 

такова

всегда

 

была

 

таковой

 

и

 

таковой

судя

 

по

 

всему

останется

 

на

 

ближайшую

 

историческую

 

перспективу

.  

И

 

потому

 

наша

 

окончательная

 

метапсихологическая

 

оценка

 

случая

 

Человека

-

Волка

 

не

 

может

 

быть

 

однозначной

 

и

 

зависит

 

от

 

отторжения

 

или

 

принятия

 


background image

 

138

собственной

 

русскости

 

как

 

совокупности

 

манифестируемых

 

или

 

же

 

вытесняемых

 

качеств

описанных

 

Фрейдом

 

и

 

неизбежно

 

присущих

 

каждому

рожденному

 

и

 

выросшему

 

в

 

России

В

 

зависимости

 

от

 

избираемой

 

культуральной

 

позиции

 

мы

 

можем

 

восторженно

 

воспринимать

 

разбираемый

 

случай

 

как

 

прозрение

 

о

 

природе

 «

русскости

», 

как

 

пророчество

 

о

 

ее

 

грядущей

 

судьбе

 

и

 

как

 

чудо

 

спасения

 

отдельного

 

ее

 

представителя

дарующее

 

надежду

 

остальным

а

 

можем

 

и

 

обиженно

 

не

 

соглашаться

 

с

 

оценками

 

Фрейда

настаивая

 

на

 

сверхценности

 

собственной

 

культурной

 

инаковости

41

.  

Каким

 

образом

 

сам

 

пациент

 

оценивал

 

свой

 

психоанализ

 

у

 

Фрейда

Очень

 

странно

 

и

 

двусмысленно

На

 

уровне

 

интеллектуальных

 

рационализаций

 

он

 

был

 

просто

 

в

 

восторге

заявляя

что

 

за

 

период

 

анализа

 

с

 

доктором

 

Фрейдом

 

ему

 «

открылся

 

совершенно

 

новый

 

мир

 – 

мир

известный

 

в

 

те

 

дни

 

лишь

 

очень

 

немногим

 

людям

… 

взаимосвязи

прежде

 

скрытые

 

в

 

темноте

стали

 

фактором

 

моего

 

сознания

…»

42

На

 

уровне

 

же

 

сферы

 

неосознаваемых

 

желаний

порожденных

 

вторжением

 

в

 

интимные

 

глубины

 

его

 

бессознательного

реакция

 

было

 

совершенно

 

иной

При

 

всей

 

лояльности

питаемой

 

по

 

отношению

 

к

 

Фрейду

Рут

 

Мак

 

Брюнсвик

психоаналитик

работавшая

 

с

 

Панкеевым

 

в

 1925 

году

вынуждена

 

была

 

отметить

 

в

 

своем

 

отчете

что

 

мощный

 

поток

 

агрессии

направляемый

 

пациентом

 

по

 

адресу

 

дерматолога

 (!) 

доктора

 

Х

. («

взялся

 

удалять

 

прыщик

 

на

 

носу

а

 

испортил

 

весь

 

нос

всю

 

жизнь

 

поломал

!»), 

на

 

самом

 

деле

 

адресовался

 

доктору

 

Фрейду

«

Любое

 

упоминание

 

о

 

Фрейде

», 

пишет

 

аналитик

, «

сопровождалось

 

странным

 

снисходительным

 

смешком

»

43

Это

 

был

 

смех

 

победителя

но

 

победа

 

его

 

была

 

пирровой

Преодолев

 

и

 

рационально

 

проработав

 

собственную

  «

русскость

», 

продемонстрировав

 

в

 

истории

 

с

 

полученными

 

из

 

России

 

средствами

которые

 

он

 

скрыл

 

от

 

Фрейда

помогавшего

 

ему

 

деньгами

целый

 

букет

 

искомых

 

анально

-

накопительных

 

качеств

Сергей

 

Панкеев

 

по

 

сути

 

дела

 

ничего

 

не

 

приобрел

потеряв

 

практически

 

все

. «

Русскость

» 

людей

-

волков

 

не

 

лечится

говорит

 

он

 

нам

 

итогом

 

всей

 

своей

 

жизни

Будучи

 

производной

 

от

 

опорных

 

идентификаций

 

с

 

матерью

она

 

составляет

 

фундамент

 

личности

 

своего

 

носителя

 

и

будучи

 

сброшенной

оставляет

 

его

 

в

 

вакууме

 

идентичности

который

 

он

 

вынужден

 

суррогатно

 

заполнять

 

рациональными

 

конструкциями

впадая

 

в

 

полную

 

зависимость

 

от

 

них

В

 

случае

 

Панкеева

 

речь

 

шла

 

о

 

психоаналитических

 

интерпретациях

но

 

возможны

 

и

 

варианты

от

 

марксизма

-

ленинизма

 

до

 

демократической

 

либеральной

 

идеологии

И

 

абстрактно

 

спрашивать

 – 

а

 

что

 

лучше

? – 

не

 

более

 

продуктивно

чем

 

выяснять

 

по

 

старой

 

российской

 

традиции

 

что

 

делать

 

и

 

кто

 

виноват

…  

Для

 

самого

 

же

 

Зигмунда

 

Фрейда

 

случай

 

Человека

-

Волка

 

стал

несомненно

истоком

 

дальнейшей

 

эволюции

 

по

 

пути

 

построения

 

системной

 

метапсихологической

 

концепции

Работа

 

с

 

Сергеем

 

Панкеевым

 

дала

 

ему

 

точку

 

опоры

дала

 

опыт

отталкиваясь

 

от

 

которого

 

он

 

двинулся

 

сразу

 

по

 

трем

 

концептуальным

 

направлениям

Во

-

первых

диагностика

  «

нарциссической

 

несостоятельности

» 

пациента

 

подтолкнула

 

его

 

к

 

формулировке

 

перспективной

 

для

 

судеб

 

психоанализа

 

концепции

 

нарциссизма

44

Во

-

вторых

роевой

 

характер

 

психики

 

людей

-

волков

 

потребовал

 

раскрытия

 


background image

 

139

психологических

 

механизмов

 

массообразования

 

и

 

уточнения

 

понятия

 

коллективной

 

невротичности

45

И

наконец

в

-

третьих

новая

 

трехуровневая

 

структура

 

бессознательного

 

(

вытесненное

 – 

филогенетическое

 – 

инстинктивное

породила

 

новую

 

динамическую

 

модель

 

психического

 

аппарата

46

.  

В

 

период

 

работы

 

над

 

описанием

 

случая

 

Человека

-

Волка

 

наметились

 

все

 

последующие

 

идейные

 

расхождения

 

Фрейда

 

с

 

основной

 

массой

 

его

 

последователей

Пока

 

они

 

воевали

спасая

 

отдельных

 

людей

 

в

 

качестве

 

военных

 

врачей

он

  (

практически

 

не

 

имея

 

пациентов

 

в

 

военную

 

пору

размышлял

 

над

 

проблемами

 

истоков

 

коллективной

 

агрессии

По

 

окончанию

 

же

 

войны

 

ученики

 

сразу

 

же

 

озадачились

 

тем

как

 

лечить

 

неврозы

порожденные

 

войной

  (

именно

 

этой

 

проблеме

 

и

 

был

 

посвящен

 

первый

 

послевоенный

 

международный

 

конгресс

 

в

 

Будапеште

). 

А

 

Учитель

 

думает

 

о

 

другом

 – 

что

 

необходимо

 

изменить

 

в

 

культурной

 

среде

чтобы

 

войн

 

не

 

было

 

вообще

47

.  

Неприемлемая

 

для

 

послевоенного

 

психоаналитического

 

сообщества

 

фрейдовская

 

концепция

 

социальной

 

терапии

  (

культуранализа

), 

сотворенная

 

им

 

из

 

материала

 

случая

 

Человека

-

Волка

претерпит

 

в

 

течение

 

двух

 

последующих

 

десятилетий

 

его

 

творческой

 

жизни

 

существенные

 

изменения

 

и

 

будет

 

прикладываться

 

им

 

к

 

истории

настоящему

 

и

 

будущему

 

уже

 

иных

 

народов

Но

 

особое

 

ментальное

 

притяжение

которое

 

он

 

испытывал

 

к

 

России

проявится

 

во

 

всех

 

его

 

последующих

 

работах

 

в

 

виде

 

бросаемых

 

как

 

бы

 

невзначай

 

побочных

 

гипотез

предназначенных

 

тем

кто

 

их

 

понимает

.  

Особо

 

стоит

 

отметить

 

размышления

 

Фрейда

 

в

 

работе

  «

Будущее

 

одной

 

иллюзии

» 

о

 

том

 

возможном

 

культурном

 

кладе

который

по

 

его

 

мнению

коренится

 

в

 

развертывании

 

в

 

Советской

 

России

 

системы

 

нерелигиозного

 

воспитания

Новые

 

учителя

 

явились

 

в

 

страну

амбивалентная

 

архаика

 

ядра

 

коллективного

 

бессознательного

 

которой

 

по

 

традиции

 

вводилась

 

в

 

цивилизованные

 

рамки

 

именно

 

церковными

 

ритуалами

и

 

вновь

 

заявили

«

Бог

 – 

дерьмо

!». 

Фрейд

поставивший

 

подобного

 

рода

 

эксперимент

 

над

 

русским

 

человеком

 

десятилетием

 

раньше

 

большевиков

смотрит

 

на

 

нерелигиозное

 

воспитание

 

с

 

пессимистически

 

окрашенным

 

любопытством

Забавно

что

выделяя

 

в

 

качестве

 

психологической

 

альтернативы

 

советским

 

экспериментам

 

над

 

людьми

 

эксперименты

 

американские

где

напротив

усиленная

 

религиозная

 

пропаганда

 

сопровождала

 

запрет

 

на

 

употребление

 

спиртных

 

напитков

  (

т

.

е

персонально

 

организуемую

 

регрессию

), 

Фрейд

 

был

 

не

 

менее

 

пессимистичен

Богу

 – 

богово

а

 

телу

 – 

телесное

Реализация

 

этой

 

мудрости

 

и

 

есть

 

чудо

ради

 

которого

 

существует

 

психоанализ

где

 

бы

 

он

 

не

 

развертывался

 

и

 

какие

 

бы

 

формы

 

не

 

принимал

.  

Хотелось

 

бы

конечно

завершить

 

свой

 

доклад

 

откровенным

 

ответом

 

на

 

несомненно

 

интересующий

 

всех

 

нас

 

вопрос

 

о

 

природе

 

этого

 

неизменного

 

интереса

 

человека

 

Зигмунда

 

Фрейда

 

к

 

России

к

 

ее

 

людям

к

 

ее

 

культуре

 

и

 

к

 

ее

 

судьбе

Но

 

для

 

этого

 

надо

 

быть

 

самим

 

Зигмундом

 

Фрейдом

.  

В

 

рамках

 

же

 

возможного

 

пусть

 

ответом

 

станет

 

наше

 

желание

 

понять

чем

 

же

 

мы

 

привлекли

 

внимание

 

Творца

 

психоанализа

 (

стали

 

его

 

избранным

 


background image

 

140

народом

), 

наше

 

стремление

 

не

 

разочаровать

 

его

 

и

 

наша

 

попытка

 

корректно

 

продолжить

 

его

 

исследование

 «

русскости

», 

хотя

 

бы

 

частично

 

возвращающее

 

фрейдовскому

 

наследию

 

его

 

первоначальный

 

глубинный

 

метапсихологический

 

смысл

  

 
 
 

Примечания

 

  

1

 

Спустя

 

три

 

года

 

после

 

первой

 

публикации

 

случая

 

Человека

-

Волка

в

 

вышедшей

 

в

 

свет

 

в

 

1921 

году

 

книге

  «

По

 

ту

 

сторону

 

принципа

 

удовольствия

» 

Фрейд

 

открыто

 

провозгласил

что

 

единственным

 

критерием

 

истинности

 

в

 

психоанализе

 

является

 

его

 

собственное

 

сдержанное

 

благорасположение

 

к

 

его

 

собственным

 

мыслям

.  

2

 

Фрейд

 

имел

 

право

 

настаивать

 

на

 

значимости

 (

и

 

в

 

том

 

числе

 – 

терапевтической

 

ценности

самоанализа

поскольку

 

изначально

 

испробовал

 

его

 

на

 

себе

.  

3

 

При

 

всей

 

остроте

 

критики

 

христианства

 

Фрейд

 

неизменно

 

восхищался

 

мощью

 

его

 

психологического

 

заряда

сократившего

 

время

 

латентного

 

периода

  (

от

 

первичного

 

отречения

 

до

 

построения

 

мировой

 

религии

 

и

 

вселенской

 

церкви

до

 

нескольких

 

десятилетий

 

и

 

потребовавшего

 

проповеди

 

всего

 

одного

 

пророка

апостола

 

Павла

деяниями

 

которого

 

основоположник

 

психоанализа

 

всегда

 

восторгался

.  

4

 

Человек

-

Волк

Мои

 

воспоминания

 

о

 

Зигмунде

 

Фрейде

В

 

кн

.: 

Человек

-

Волк

 

и

 

Зигмунд

 

Фрейд

Киев

: PORT-ROYAL, 1996. 

С

.144.  

5

 

Фрейд

 

З

Из

 

истории

 

одного

 

детского

 

невроза

В

 

кн

.: 

Человек

-

Волк

 

и

 

Зигмунд

 

Фрейд

Киев

: PORT-ROYAL, 1996. 

С

.158.  

6

 

Там

 

же

.  

7

 

Там

 

же

.  

8

 

Фрейд

 

А

Предисловие

В

 

кн

.: 

Человек

-

Волк

 

и

 

Зигмунд

 

Фрейд

Киев

: PORT-ROYAL, 

1996. 

С

.9-10.  

9

 

Фрейд

 

З

Человек

 

Моисей

 

и

 

монотеистическая

 

религия

В

 

кн

.: 

Зигмунд

 

Фрейд

Психоанализ

Религия

Культура

М

.: 

Ренессанс

, 1992. 

С

.252.  

10

 

Фрейд

 

З

Из

 

истории

 

одного

 

детского

 

невроза

В

 

кн

.: 

Человек

-

Волк

 

и

 

Зигмунд

 

Фрейд

Киев

: PORT-ROYAL, 1996. 

С

.238.  

11

 

Фрейд

 

З

Введение

 

в

 

психоанализ

Лекции

М

.: 

Наука

, 1989. 

С

.237.  

12

 

Фрейд

 

З

Из

 

истории

 

одного

 

детского

 

невроза

В

 

кн

.: 

Человек

-

Волк

 

и

 

Зигмунд

 

Фрейд

Киев

: PORT-ROYAL, 1996. 

С

.239.  

13

 

Данное

 

сравнение

 

принадлежит

 

самому

 

Фрейду

  (

статья

  «

О

 

введении

 

в

 

лечение

» 

из

 

сборника

 «

Методика

 

и

 

техника

 

психоанализа

»), 

который

 

вывел

 

из

 

него

 

ряд

 

ограничений

касающихся

 

правил

 

проведения

 

психоаналитического

 

лечения

См

Зигмунд

 

Фрейд

Психоаналитические

 

этюды

Минск

Белорусь

, 1991. 

С

.78.  

14

 

Человек

-

Волк

Мои

 

воспоминания

 

о

 

Зигмунде

 

Фрейде

В

 

кн

.: 

Человек

-

Волк

 

и

 

Зигмунд

 

Фрейд

Киев

: PORT-ROYAL, 1996. 

С

.144.  

15

 

Там

 

же

.  

16

 

Цит

по

 

кн

.: 

Эткинд

 

А

Эрос

 

невозможного

История

 

психоанализа

 

в

 

России

СПб

.: 

Медуза

, 1993.  

17

 

В

 

своих

 

мемуарах

 

Панкеев

 

упоминает

 

о

 

Терезе

 

как

 

о

  «

немецкой

 

Татьяне

» 

(

Воспоминания

 

Человека

-

Волка

В

 

кн

.: 

Человек

-

Волк

 

и

 

Зигмунд

 

Фрейд

Киев

: PORT-

ROYAL, 1996. 

С

.108). 

Примечательно

что

 

в

 

эпиграфе

 

к

  «

Евгению

 

Онегину

|» 

Пушкин

 

удивительно

 

точно

 

описал

 (

в

 

виде

 

квазицитаты

 

из

 

частного

 

письма

основные

 

симптомы

 

«

русскости

», 

т

.

е

того

 

культурального

 

невроза

которым

 

страдал

 

Панкеев

: «

Проникнутый

 

тщеславием

он

 

обладал

 

сверх

 

того

 

еще

 

особенной

 

гордостью

которая

 

пробуждает