Файл: Государственная политика в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной поддержки социально- незащищенных категорий граждан
1.1. Роль государства как субъекта социальной политики
1.2. Понятие и характеристика социально-незащищенных категорий граждан
1.3. Правовое регулирование сферы поддержки социально-незащищенных категорий граждан
2.1 Анализ ситуации в социальной сфере Амурской области
Вывод по первой главе.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека – это положение закреплено в основном законе страны и реализуется через законодательство и политику управления государственных, региональных и муниципальных органов власти. В последнее время правовое регулирование социального облуживания в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан развивается достаточно интенсивно и рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности государства. Задачи напрямую влияют на задания социальной работы и социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствуют развитию различных категорий социальных услуг, которые расширяются и становятся более и адресными.
В следующей главе проведем анализ реализации государственной политики на примере отдельного региона Российской Федерации.
2. Анализ системы государственной поддержки социально-незащищенных категорий граждан на примере Амурской области
2.1 Анализ ситуации в социальной сфере Амурской области
В г. Благовещенске и Амурской области по данным Росстата на 01.01.2018 проживает 798,4 тыс. человек.
Доля Амурской области в формировании совокупного ВРП регионов РФ составляет 0,4%. Правительство Амурской области, как руководство исполнительной власти региона, уделяет большое внимание развитию социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и искусства, туризма и пр. Органы власти позиционируют Амурскую область как один из экономически развивающихся регионов РФ. Согласно Комплексному плану социально-экономического развития Амурской области до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Амурской области от 31.01.2018 №12-р, выделены шесть центров экономического развития: газопереработки, добычи полезных ископаемых, агропромышленного, энергетического, туристско-рекреационного и космического. По данным Амурстата в период до 2025 года в области ожидается создание свыше 20 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест, доля обрабатывающего сегмента экономики увеличится с 3 до 30 процентов. За период с 2017 по 2025 годы прирост налоговых поступлений в бюджет области составит свыше 60 млрд. рублей тем самым значительно расширятся возможности решения социальных задач.
На территории региона, несмотря на высокий потенциал, существуют проблемы социально-экономического характера, которые являются причиной разделения территорий на группы в соответствие с уровнем социально-экономического развития.
Оценка населением деятельности органов власти формируется из оценки качества предоставляемых услуг в сферах: здравоохранения; общего образования; создания условий для занятия физической культурой и спортом, оказания жилищно-коммунальных услуг; обеспечения безопасности населения; обеспечения безопасности от характерных для данного субъекта Российской Федерации чрезвычайных ситуаций; деятельности руководителя исполнительной власти региона и др. и составила в 2017 году 39,4 %.
В структуре управления социальной сферой основными органами исполнительной власти являются министерство образования, министерство здравоохранения, министерство социальной защиты населения, министерство культуры и национальной политики, государственная служба занятости населения региона и другое.
Государственная программа «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области», заказчиком и исполнителем которой является министерство социальной защиты Амурской области, включает следующие подпрограммы: «Совершенствование организации деятельности учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения области»; «Социальная поддержка отдельных категорий граждан области»; «Социальная поддержка семьи и детей области»; «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в области».
Мероприятия по реализации государственной политики в сфере занятости населения осуществляются в рамках подпрограммы «Содействие занятости населения области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области».
В целях повышения доступности жилья для населения и реализации мер по эффективному расходованию средств областного бюджета на жилищное обеспечение Правительством Амурской области утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», которая реализуется по следующим направлениям (подпрограммам): «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области», «Обеспечение жильем молодых семей», «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории области (в рамках Федерального закона N 185-ФЗ)», «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области: многодетных семей (в том числе предоставление регионального материнского капитала), ветеранов боевых действий, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, государственных гражданских служащих области», «Обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Несмотря на наличие реализуемых целевых программ и иных действий органов власти в рамках осуществляемой социальной политики, в регионе сохраняется ряд проблем социальной сферы, решение которых необходимо для дальнейшего социального и экономического развития Амурской области.
В результате проводимой социальной политики органы власти региона ожидают роста следующих показателей по отдельным направлениям социальной сферы (до 2025 года включительно):
- доля многодетных семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году, в общем числе многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, – 29,31%;
- доля ветеранов боевых действий, улучшивших жилищные условия за счет средств областного бюджета, от общей численности граждан данной категории, состоящих в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (за счет средств областного бюджета) – 5,72%;
- увеличение удельного веса трудоустроенных граждан, от общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, с 40,0% в 2014 году до 42,0% в 2025 году;
- содействие занятости до 2025 года не менее 25% трудоспособных инвалидов в трудоспособном возрасте;
- удовлетворенность качеством предоставляемых услуг к 2025 году 98% граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги по социальному обслуживанию на дому;
- 100% обеспеченность к 2020 году койко-местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов;
- увеличение к 2020 году до 72,6% доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Амурской области;
- увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году), к 2020 году до 118%.
В 2016 году область оставалась одним из самых проблемных регионов Дальнего Востока: наблюдался спад в промышленности на 8,3%, в строительном секторе снижение объемов строительных работ достигло 4,1%. Объемы федеральных трансфертов, поступающих в регион, упали примерно на 20%, объем бюджетных расходов снизился на 3,8%, хотя необходимо отметить, что расходы на социальную политику остались на прежнем уровне. По итогам 2016 г. Амурская область была на третьем месте в ДФО по размерам государственного долга (30,6 миллиардов рублей).
Одновременно с этим в области начинается реализация крупных федеральных проектов: строительство космодрома «Восточный» с современным городом «Циолковский», магистрального газопровода «Сила Сибири», газоперерабатывающего и газохимического комплекса в городе Свободный, автомобильного моста через Амур, соединяющего Россию и Китай, в перспективе – освоение Бамского золоторудного месторождения, строительство автоклавного гидрометаллургического комплекса на Покровском месторождении и другие проекты.
На сегодняшний день Амурская область может характеризоваться следующими показателями уровня жизни населения (табл. 1).
Таблица 1
Показатели уровня жизни населения области в 2013-2017 гг.
Показатели |
2013 год |
2016 год |
2017 год |
1. Среднедушевые доходы в месяц, руб. |
24671,1 |
29661 |
30663 |
- темп роста (%) |
120,2 |
103,4 |
|
2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций, руб. |
29894 |
33129,6 |
37364,7 |
- темп роста (%) |
110,8 |
112,8 |
|
3. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
105,8 |
96,0 |
107,4 |
4. Средний размер начисленной пенсии (по состоянию на 01.12), руб. |
9156,8 |
12171,7 |
13645,8 |
- темп роста (%) |
103,0 |
100,7 |
112,1 |
5. Численность населения с доходами ниже ПМ . % |
15,1 |
16,0 |
14,9 |
В 2017 году среднемесячная номинальная заработная плата работников по полному кругу предприятий и организаций области увеличилась на 2% к уровню 2016 года, темп роста реальной начисленной заработной платы составил 11,4%, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума хоть и остается достаточно высокой, однако наблюдается её снижение на 1,1%.
Основным источником доходов населения Амурской области остается заработная плата, в 2017 году по сравнению с 2015 годом доля заработной платы в доходах населения увеличились, как и доходы от социальных выплат (таблица 2).
Таблица 2
Структура денежных доходов населения, %
Показатели |
2015 год |
2017 год |
оплата труда |
41,6 |
45,6 |
социальные выплаты |
19,3 |
20,4 |
доходы от собственности |
2,9 |
2,8 |
доходы от предпринимательской деятельности |
9,1 |
9,4 |
другие доходы |
27,1 |
21,8 |
Главным и основным условием развития социальной сферы является объем финансовых ресурсов, выделяемых из соответствующего бюджета. Из пояснительной записки к проекту закона «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» бюджет области сохраняет свою социальную направленность. На социальную сферу – образование, здравоохранение, культуру, социальную политику, физкультуру и спорт, в 2017 году направлено 59,5% всех расходов бюджета, в 2018 году планируется направить 60,4%, в 2019 году – 61,5%.
Данные об исполнении бюджета 2017, 2018 годов показывают, что в структуре произведенных расходов областного бюджета наибольший удельный вес составляют расходы по отраслям социальной сферы. Из них наибольший уровень расходов по отраслям (таблица 3):
Таблица 3
Структура расходов бюджета по отраслям социальной сферы (%)
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
образование |
21,7 |
23,9 |
23,8 |
социальная политика |
18,3 |
15,7 |
17,4 |
здравоохранение |
18,4 |
20,0 |
19,4 |
Однако если сравнивать показатели бюджета 2017-2019 годов, можно говорить о том, что произошло снижение по основным статьям социальной направленности, и в большей степени была затронута социальная политика, показывая ее наименьшую приоритетность в ряде социально значимых расходов.
В среднем по регионам РФ более 70% расходов на соцзащиту составляет выплата пособий населению. Таким образом, при сохранении существующих выплат, органы власти будут вынуждены сокращать численность получателей, возможно за счет пересмотра критериев, которые устанавливают принадлежность человека к той или иной группе получателей социальных выплат.
Формирование расходов областного бюджета на 2019 год осуществлялось в программном формате на основе 13 государственных программ Амурской области. В 2019 году программные расходы составят 98,6% от общего объема расходов. Наибольший удельный вес в 2019 году составляют расходы на реализацию следующих государственных программ:
1. ГП «Развитие образования Амурской области» – 9,04 млрд. рублей (23,8% в общем объеме расходов);
2. ГП «Развитие здравоохранения Амурской области» – 7,4 млрд. рублей (19,4% в расходах);
3. ГП «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области» – 6,6 млрд. рублей (17,4% в расходах);
4. ГП «Развитие транспортной системы Амурской области» – 3,4 млрд. рублей (8,6 % в расходах);
5. ГП «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области» – 2,0 млрд. рублей (5,3% в расходах).
Для выявления проблем реализации социальной политики представим некоторые из составляющих социальной сферы, в направлении которых осуществляются мероприятия в рамках реализуемой социальной политики.
В качестве этих структурных элементов были выбраны:
- уровень бедности;