Файл: «Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В методических рекомендациях практикующих педагогов особо подчёркивается, что организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения толерантности по отношению к людям различных этнической принадлежности и вероисповеданий.

Так, например, З.С. Алчанова, считает, что на формирование нравственных качеств школьника эффективно весьма влияет фольклор[37]. В фольклоре национальное своеобразие выражается через национальные сословно-психологические типажи сказочных героев. Педагог на примере сказок народа, продемонстрировала как жанры устного творчества развивают способность выделять существенные признаки связи и отношения, знакомых детям явлений.

Н.М. Воскресенская также полагает, что в учебно-воспитательной работе современной школы весьма эффективным является широкое использование воспитательного потенциала народной афористики, которая характеризуется нацеленностью на добро, бесконфликтность, уступчивость, устремленностью к духовности[38].

Данный вывод сделан педагогом на основании анализа обширного числа различных фольклорных произведений (сказочных, песенных, эпических и малых форм), который показывает главенствующее содержание добра и любви в фольклорном наследии народов. Фольклорные тексты, по мнению практикующего педагога, позволяют формировать чувства дружбы, расположения, сострадания, уважения, благодарности.

Л. Мунирова, в свою очередь, полагает, что организация на уроках является позитивным взаимодействием представителям этнокультурных групп. Школьники, принадлежащие разным этническим группам, непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом щедро оделяя личным, индивидуальным вниманием каждого ребенка[39].

Практика организации сотрудничества в учебном процессе показывает, что общение учащихся способствует изменению характера взаимоотношений между учащимися: прибавляется теплота, исчезает безразличие, резко возрастает сплоченность класса; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Ученики относятся к другим и себе с большим уважением; в то же время растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует[40].

По мнению специалистов, чем содержательней и разнообразней разъяснительная работа, тем большее влияние она оказывает на детей. Поэтому в практической деятельности по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы могут быть использованы самые разнообразные методы[41].


Это и активно используемые в практике обучения и воспитания беседа, рассказ и пересказ, доклад, чтение, изложение, сочинение и т.д. Эффективны и такие активные методы обучения, как обсуждение литературных произведений, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, проведение уроков-КВН, уроков-путешествий, уроков-фестивалей национальных культур и т.д.

З.П. Родионова полагает, что во внеклассной работе для школьников интересны различные викторины, инсценировки, аукционы, организация национальных гостиных, с приглашением представителей разных национальностей и многое другое[42].

Поскольку речь в данной работе идёт о формировании, какого качества как общение учащихся, кратко остановимся на методах, способствующих формированию эффективного общения.

Как уже было отмечено выше, в ситуации навязывания государственной идеологии и мировоззрения большинства, в детском школьном коллективе может сложиться атмосфера скрытой вражды. «Поэтому, - считает Г.Н. Волков, - педагогическая коррекция и поддержка детей в процессе межнационального общения чрезвычайно важна. И требует самых разнообразных средств, методов форм педагогической деятельности. Поскольку каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос»[43].

Анализ теоретических исследований и практической деятельности психологов и педагогов позволяет констатировать, что взаимосвязь речи и мышления аналогична взаимосвязи цивилизации и культуры.

С.Г. Кулагина утверждает, что использование многогранности диалога в истории культуры свидетельствует о приоритетной значимости диалогического взаимодействия. Анализ философской и психолого-педагогической литературы показывает, что мышление человека находит свое отражение в сущностных характеристиках западного и восточного типов цивилизаций, которые в культурологической литературе принято считать противоположными[44].

Однако, в данной работе речь идёт о межнациональном общении. Некоторые национальности сложно определённо отнести к восточному или западному типу, как по геополитическому положению, так и по менталитету мышления.

Б.С. Тулеткова особо подчёркивает, что отношения между народами формировались на протяжении многих веков и являются достаточно стабильными. Однако, специалисты отмечают примеры предвзятости, отсутствия толерантности, настороженности в межнациональном восприятии, недостаточное знание культуры друг друга, приводящие к весьма нежелательным психологическим ситуациям[45].


Поэтому в формировании культуры межнационального общения предпочтительными, по мнению специалистов, весьма эффективны методы и формы работы, развивающие положительную мотивацию к участию в общении, направленные на формирование и развитие способности к восприятию множественности истин, пониманию необходимости согласования общественных и личных интересов[46].

Большинство методистов, в частности В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супруноваи др. к таким формам обучения и воспитания можно отнести ролевые и организационно-деятельностные игры, имитационно-моделированные формы обучения и воспитания, проектные разработки, помогающие обобщить опыт по исследуемой проблеме, сформировать собственные убеждения[47].

Эффективными в формировании культуры межнационального общения, в особенности в средних и старших классах, представляются диспуты и дискуссии, способствующие умения аргументировать свою точку зрения, принимать решения, слышать оппонента.

Искоренению стереотипности мышления и предубежденности, отчуждения и неприязни, по мнению В.С. Кукушина и Л.Д. Столяренко может способствовать эвристическая (открывающая) беседа, поскольку эвристический диалог позволяет обеспечить развитие когнитивных, деятельностных, креативных качеств учащихся. Кроме того, эвристический диалог или беседа способствуют усилению эмоционально-ценностного отношения к обсуждаемой проблеме и мотивации к изучению данной проблемы, формированию нравственности учащихся[48].

Формирование общекультурной компетенции основано на развитии способности учащихся задавать вопросы, чтобы узнать что-либо новое, сформировать собственное мнение, но при этом услышать оппонента. В этой связи, как считают Б.З.Вульфов, В.Д. Иванов и др., метод эвристического диалога имеет ярко выраженную нравственно-формирующую функцию[49].

Галина Батурина, Калерия Лисова, Галина Суворова полагают, что в контексте формирования культуры общения весьма эффективными представляются проектные методики, позволяющие реализовать принципы таких методов как проблемное и деятельностное обучение, что, в свою очередь, помогает сформировать весьма важные компетенции учащихся в сфере общения[50]. Поскольку данная педагогическая технология развивает умение общаться, формируя навыки самопрезентации, что, в свою очередь, способствует социализацию личности школьника.


Т.Г. Васильева считает, что метод проектов формирует и развивает такие важные для общения качества, как сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, стимулирование самоактуализации и самореализации учащихся, ориентацию на практический, социально-значимый результат[51].

Таким образом, анализируя исследования различных авторов, можно сделать вывод, что в работе по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе педагоги могут использовать самые разные формы и методы работы.

Каждый из методов, форм и видов работы имеет свои особенности, но может быть весьма эффективным в формировании культуры межнационального общения.

2. Педагогические условия воспитания толерантности

2.1. Аналитический обзор учебных программ по воспитанию

толерантности

В процессе изучения программ по воспитанию толерантности как социально значимого личностного качества рассмотрены программы различных учебных заведений. Что позволяет констатировать, что большинство программ при наличии индивидуальных различий имеют ряд общих принципиально важных черт.

Так, Г.Л. Батурина, характеризуя программы, направленные на воспитание толерантности, отмечает, что практически все программы составлены в соответствии с национальной доктриной утверждающей приоритет воспитания, приверженного общечеловеческим ценностям, человека культуры, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других национальностей, стремящегося к взаимопониманию с людьми различных культурных и религиозных традиций, готового и способного осуществлять межличностное и межкультурное общение[52].

По мнению ряда специалистов, в частности В.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., проблема воспитания толерантности в практической работе в образовании остаётся всё еще мало разработанной.[53]

В.С. Кукушин, приводя примеры программ практикующих педагогов, особо подчёркивает, что в современном мире образование и воспитание должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, языка, религии, цвета кожи[54].

Г.Н. Волков, также подчёркивает равные права учащихся в рамках воспитательного процесса в школе. Педагог пишет: «в рамках воспитательной работы особое внимание следует обратить на искоренение дискриминации учащихся по политическим и иным убеждениям, по социальному или национальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам»[55].


В тоже время специалисты отмечают необходимость должным образом учитывать важность культурного наследия, традиций, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа[56].

Осуществление идей миротворческого воспитания ни в коем случае не должно быть насильственным, необходим индивидуальный подход к каждому школьнику. Формирование культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе должно быть целенаправленным и планомерным.

Так, например, Е.М. Корниенко, автор программы «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса», в обоснование актуальности данной программы отмечает не только сложность, но и длительность процесса формирования межэтнической толерантности[57].

Именно поэтому автор программы считает процесс, охватывающий все время обучения в школе. То есть, воспитательная работа по формированию межнационального общения, по мнению автора, должна начинаться уже в младших классах, поскольку именно в этом возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности.

Программа, рассчитанная на реализацию с сентября 2016 года по сентябрь 2019 года, направлена на формирование уважения к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

З.Т. Гасанов, автор программы по формированию толерантности в условиях многонациональной школы, особое внимание обращает на тот факт, что культура межнационального общения зависит от общего уровня учащихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Автор программы считает, что необходимо стимулировать желание познавать разные культуры; научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты[58].

А. Н. Джуринский, аргументируя актуальность предлагаемой программы, утверждает, что в современном образовании практически отсутствуют методики для формирования культуры межнациональных отношений в рамках школьного образования.

Автор полагает, что проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства интеллектуального и физического, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе[59].