Файл: «Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным Ф. Уэссти, дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно[14].

К. Мок полагает, что поликультурность для детей младшего дошкольного возраста должна быть частью всего раннего возрастного обучения. Поскольку установлено, что «уже к 4 годам вырабатывается первоначальное представление о расовой принадлежности и о причинно-следственной связи национальности с положением в обществе»[15]. Однако, если дети находятся в ситуации этнической напряженности, они становятся весьма чувствительными к усвоению негативных национальных стереотипов.

Е.М. Корниенко утверждает, что педагогический опыт большинства многонациональных стран показывает, исключительную важность принятия концепции межкультурного образования как ведущей парадигмы обучения и воспитания[16].

Как известно в детском сознании способность к критическому осмыслению явлений и событий еще не сформирована. Невмешательство в формирование культуры межнационального общения детей дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста приводит к формированию негативных национальных стереотипов.

Мировой опыт межкультурного образования показывает особую ценность формирования культуры межнационального общения именно в школьном возрасте. Что обусловлено высокой сензитивностью школьников, в особенности младших школьников к развитию межкультурной компетентности и формированию позитивных установок в межкультурном общении.

Однако специалистыотмечают, что мультикультурность современного общества не отражается ни в содержании детских книг, ни в и школьных учебниках. В частности З. С. Алчанова полагает, что «дети больше знают о культурах других стран, чем о культуре соседей – этносов»[17].

Н.М. Воскресенская пишет: «Не секрет, что зачастую мировая и отечественная история на уроках преподносится с точки зрения культуры большинства, игнорирования в учебном процессе культурных, религиозных, социальных и даже половых различий в познании. Данное обстоятельство содержит существенную опасность для становления личности ребёнка. Поскольку для детей чрезвычайно важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе»[18].


Г. Люсиер и С. Чайклина особо подчёркивают, что «признание и уважение национальной специфики ребёнка положительно сказывается как на социализации ребенка в группе сверстников в целом, так и на успешности обучения»[19].

В ситуации навязывания государственной идеологии и мировоззрения большинства, в детском школьном коллективе может сложиться атмосфера скрытой вражды. Поэтому, считает Г.Н. Волков, педагогическая коррекция и поддержка детей в межнациональном общении чрезвычайно важна.[20].

Г.Л Батурина и соавторы полагают важным тот факт, что в истории Российского государства различные народности играли существенную роль. Что свидетельствует об эффективности созидательного потенциала многонациональной страны. При условии сохранении достоинства и самобытности каждой народности, что, безусловно, предполагает высокий уровень толерантности[21].

Именно общие цели межкультурного образования и воспитания толерантности развивают способность к диалогу, эффективному разрешению конфликтов. Только преодоление этноцентрической фиксации, стремление к толерантности и признанию равенства для всех, способствует ответственному, сознательному социальному поведению.

Таким образом, толерантность является социально значимым личностным качеством, характеризующим общий уровень воспитанности человека. Толерантность предусматривает отсутствие культурных, сословных, корпоративных и этнических предубеждений и предрассудков. Что предполагает умение учитывать национальную специфику, готовность общаться с представителями разных культур, способность проявлять терпимость и деликатность практически в любых ситуациях.

1.2. Средства, формы и методы воспитания толерантности

Как уже было отмечено выше, воспитание толерантности в принципе всегда было важно, но в последние годы приобрело особую значимость, поскольку наблюдается возрастающая дискриминация личности, расизма, экстремизма, насилия и нетерпимости.

Понятие «воспитание» связано с «формированием», «становлением», «социализацией» и в то же время отличается от них.

По определению данному в педагогической энциклопедии: «Воспитанием является - целенаправленней процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом»[22].


Под социализацией принято понимать процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которых человек усваивая социальный опыт, избирательно вносит в свою собственную систему поведения такие правила и нормы поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе[23].

Как известно, в течение жизни человека на него влияют различные события, отношения и т.д. Поэтому в психологии, педагогике и дидактике введено понятие «формирование», отражающее непрерывность и бесконечность изменения личности под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов[24].

Под формированием личности принято понимать процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Т.Г. Васильева ссылаясь на большинство специалистов, утверждает, что воспитание, как общей культуры, так и толерантности школьников возможно только в коллективе и через коллектив. Причём, начинается данный процесс с первых уроков первого класса[25].

Н.М. Воскресенская также считает, что уже в начальной школе необходимо прививать школьникам умение совместно и дружно учиться, играть и трудиться, проявлять друг к другу, сочувствие оказывать помощь, чувствовать ответственность за участие в общем деле и т.д.[26]

Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества — тактичность, доброжелательность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию. Эти качества необходимы для того, чтобы школьник научился жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

Уже у младших школьников в рамках воспитательной необходимо формировать навыки вежливого обращения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Особенно важно, чтобы воздействия педагога и родителей на были едиными, последовательными и постоянными. Важен наглядный пример, показ и пояснение действий, способов поведения.

И.Я. Левяш в лекциях по культурологии неоднократно обращается к тезису о необходимости именно в младшем школьном возрасте воспитывать навыки общей культуры, культуры общения, в том числе и культуры межнационального общения школьников постепенно переходят в привычку, становясь естественной потребностью[27].


Именно поэтому повседневное общение с детьми должно строиться на основе доброжелательности, вызывающей у школьников ответную доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и вежливость. Это выражается в четкой организации уклада жизни класса, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке.

Наряду с показом образцов поведения школьников в различных ситуациях, педагогу необходимо разработать программу целенаправленного и планомерного формирования культуры межнационального общения.

Ряд исследователей предлагают самые различные пути решения проблемы формирования культуры межнационального общения школьников.

В. П. Комаров, например, выделяет шесть основных принципов формирования культуры межнационального общения[28].

Важнейшим принципом формирования культуры межнационального общения педагог считает направленность всего учебно-воспитательного процесса на повышение уровня культуры межнационального общения

Формирование культуры межнационального общения как интегративного качества учеников, по мнению Б. З.Вульфов, должно содержать три основных уровня: познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий[29].

З.П. Родионовой представляется безусловным всесторонний и постоянный учет национально-культурного фактора во всех сферах деятельности школьников, таких как учебная, производственная, социокультурная и т.д.[30]

Хотелось бы особо подчеркнуть, что в воспитании культуры межнационального общения учащихся первостепенное значение имеет пример педагога. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего к детям, - важный действенный пример для подражания.

Однако, одним личным примером, по мнению А.И. Кравченко всех проблем не решить, поскольку процесс культуры межнационального общения школьников очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов и приемов[31].

В практической деятельности педагогов школы необходимо учитывать особенности данного учебного заведения и формировать стремление учащегося быть активным субъектом целостного воспитательного процесса.

В педагогической деятельности важна преемственность в системно-функциональном построении учебного и воспитательного процесса, четкая логика его планирования.


По мнению специалистов, в практической деятельности по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе исключительно важен индивидуальный и дифференциальный подход к воспитанию учащихся разных национальностей, а также учет особенностей микро- и макросреды.

Так, например П. В. Степанов, указывает, что для развития культуры межнационального общения у школьников необходимо, прежде всего, ознакомление с самыми разнообразными культурами, а также изучение специфических особенностей культур, традиций, быта, обрядов и т.д.[32].

По мнению П. В. Степанова особенно важна работа педагога не только над расширением и углублением знаний учащихся о других культурах, но чрезвычайно важно в педагогической деятельности работа над проблемами отношения школьников к другим культурам вообще.

Как отмечает Р.И. Кадиева, исключительно важным фактором формирования культуры межнационального общения, являются встречи ученика с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, ценной и привлекательной для него[33].

В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова и др. утверждают, что эффективности процесса формирования культуры межнационального общения школьников способствует именно педагогическая среда школы, содержащая гуманистическую воспитательную систему. Открытость внешней социокультурной среде, направленность на освоение этой среды, с различными вариантами общения и деятельности, ценностными ориентирами, задающими отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога[34].

Г. В. Палаткина полагает, что формирование культуры межнационального общения следует начинать с раскрытия понятия «быть отличным от…» Необходимо именно так строить педагогический процесс, чтобы при реализации групповой или самостоятельной деятельности школьники могли увидеть все разнообразие существующего мира. Весьма важно воспитывать способность принимать многогранность окружающего мира, не бояться быть отличными от других[35].

З.Т. Гасанов полагает, что весьма важно знакомство с культурой, именно через познание мира различных народов, который весьма ярко и достаточно полно раскрывается в сказках, эпосе, пословицах и поговорках. Именно знакомство с культурным, литературным наследием того или иного народа способствует сближению, основанному на терпимости. Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают жизнь полнее и интереснее, а собственный мир богаче[36].