Файл: «Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чрезвычайно интересным представляется опыт работы М.А. Давыдовой. Уже сама тема внеклассного занятия по этике «Доброе слово, что ясный день» эмоционально настраивает на доброжелательное отношение к окружающим[82].

Цели занятия: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации; познакомить с правильной манерой произнесения «волшебных» слов - голосовой интонацией; обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Формы работы на занятии представляются весьма эффективными. Учитывая возрастные особенности школьников, педагог широко использует наглядные формы работы: на ватманских листах рисуется карта города Волшебных слов с такими пунктами: улица Добрых слов, тупик Вредных советов, парк Сказок и пословиц, Веселая поляна, сквер Нарядных кукол, площадь Добра и т.д. Вырезаются из бумаги пять силуэтов автобусов, которые раскрашиваются в разные цвета и снабжаются булавками, чтобы их можно было перемещать по карте. Готовятся фонозаписи музыкальных произведений.

Используются формы работы, активизирующие деятельность учеников: детям дается задание подобрать и красочно оформить на альбомных листах пословицы о вежливости; отрабатывается исполнение стихотворений, частушек и сценок, занятие проводится форме соревнования пяти команд, команды участвуют в викторине, конкурсе чтецов, музыкальном конкурсе, анализируют советы Г. Остера. Не вызывает сомнения, что занятие, организованное в нетрадиционной форме, окажет весьма действенное влияние на воспитание общей культуры младших школьников[83].

При всём притом, что внеклассные мероприятия, направленные на формирование как общей культуры, так и культуры межнационального общения чрезвычайно важны следует отметить, что воспитание не будет действенным, если проводится время от времени. Безусловно – это процесс постоянный, систематический. Практически на каждом уроке должны быть ситуации формирующие навыки культуры поведения.

В этом плане чрезвычайно интересен опыт работы З.П. Родионовой, которая считает, что единый непрерывный курс родного языка с первого по выпускной класс должен быть направлен на формирование общей культуры школьников. По её мнению, речевое общение становится ведущей линией всего курса[84].

З.П. Родионова отмечает: «…ребенок должен быть активным участником действий с языком; изучение языка идет через речь и для развития речи; ребенок постоянно вовлекается в близкие ему виды речевой деятельности и на уроке не только узнает много нового и интересного о языке, но и открывает для себя правила речевого этикета, правила культурного общения»[85].


Как писал известный русский ученый A.M. Пешковский, «... там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей появляется для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями»[86].

Б.С.Тулегенова, учитель основной школы № 40 г. Караганда, характеризуя формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях, отмечает, что именно школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения. По мнению педагога, именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального общения, способствующие формированию толерантных качеств личности учащихся в процессе поликультурного образования[87].

З.П. Родионова, как уже было отмечено выше, считает важным особое внимание уделять патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к историческому прошлому Родины, родной культуре и родным местам.

Педагог особо подчёркивает, что воспитание уважительного отношения к собственному народу должно сочетаться с формированием уважительного отношения и к другим народам многонационального Казахстана, как на предметных уроках, так и классных часах[88].

Важным является тот факт, что положительная гражданская позиция должна стать именно частью мировоззрения школьника, определяя его взаимоотношения с людьми других национальностей.

Весьма важным и эффективным средством формирования культуры межнациональных отношений Б.С. Тулегенова считает продуманное, целенаправленное и планомерное взаимодействие школы, как с семьей, так и с социальной средой. Иными словами, формирование культуры межнационального общения должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель»[89].

З.О. Садыкова также считает, что именно те мероприятия, в которых принимают участие родители, являются показательным примером взаимодействия школы и семьи, направленным на воспитание непредвзятого отношения к различным культурам[90].

Важнейшая роль в работе по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе, по мнению многих специалистов, отводится классным руководителям. Именно перед классными руководителями школы поставлена задача приобщения учащихся к культурам и традициям различных национальностей[91].


Особое внимание в воспитательной работе классных руководителей школы отводится корректированию воздействия на учащихся социально- этнических факторов и формированию чувства и сознания граждан мира.

Среди педагогических средств, направленных на формирование культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе следует отметить организацию различной совместной деятельности учащихся. В организации совместной деятельности педагогами учитываются специфика региона, возрастные категории, физиологические особенности, избирательность интересов учащихся. Оказывая помощь друг другу при выполнении заданий, школьники вместе радуются успехам, переживают неудачи, помогают друг другу, поддерживают, сострадают и т.д. Что создает общее эмоциональное переживание. Именно организация совместной деятельности, полагают педагоги школы, способствует формированию таких качеств как терпимость, справедливость в оценке как своих действий и поступков, так и одноклассников. Иными словами, дети становятся добрее.

Е.М. Корниенко полагает, что эффективности формирования культуры межнационального общения способствует создание продуманных программ и планов воспитания культуры межнационального общения[92].

С.Г. Кулагина, анализируя специфику поликультурного образованияличности как социально значимого качества, также важным считает составление парциальных программ. Поскольку пограммы составляются на основе изучения возраста детей, учитываются особенности семей, взаимоотношения детей разных национальностей между собой и т.д.[93]

Методисты отмечают, что независимо от возраста учащихся, практически на всех этапах работы, классные руководители разрабатывают, ориентированные на повышение культуры общения ученического коллектива, практические меры, направленные на преодоление национальной замкнутости, эгоизма. При этом педагоги стремятся использовать практически любые возможности для противодействия вредным националистическим влияниям[94].

Коллектив педагогов считает, что на уроках и внеклассных мероприятиях необходимо использовать этнографические знания о происхождении именно тех народов, с представителями которых школьники вместе учатся. Знания о своеобразии национального обрядов, быта, этикета, искусства, художественных промыслов, одежды, праздников и т.д. способствуют формированию культуры межнационального общения учащихся. В данной педагогической работе с учащимися Б.С. Тулегенова рекомендует организацию исследовательских групп школьников по изучению различных тем, связанных с культурой разных народов[95].


Вышеизложенное показывает необходимость для классного руководителя не только быть компетентным в вопросах специфических особенностей национальной культуры учащихся класса, но и использовать данные знания в таких формах воспитательной работы, как беседы, посещения вместе учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, выставок, театров, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.

Таким образом, основой формирования культуры межнациональных отношений, коллектив школы считает обширные знания о различных народах.

Е.М. Корниенко важным методом формирования культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе коллектив школы считает использование народных игр[96]. Данный метод предпочтителен по ряду причин.

Прежде всего, игра является важнейшей сферой жизнедеятельности детей, обеспечивающей необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания и культуры межнациональных отношений вместе с познанием, трудом, искусством, спортом и т.д.

Г.Н. Волков полагает, что воспитательная работа в школе по формированию толерантности школьников должна проводиться поэтапно, начиная с младших школьников первых классов[97].

В контексте организации совместной деятельности учащиеся старших классов организовывают игры для детей начальных классов, что существенно способствует актуализации и глубокому усвоению знаний. Поскольку в совместных играх школьники разных классов и возрастов не только обогащают свои знания, но и приобретают, необходимые в жизни, практические навыки и умения, в том числе - учатся общаться.

Среди используемых в школе игровых форм можно отметить очные и заочные путешествия в историю Казахстана, России и др., в процессе которых школьники знакомятся с интересными людьми, народными умельцами, занимаются различной поисковой деятельностью.

З.П. Родионова считает, что среди младших школьников особенно эффективными в воспитании толерантности могут быть различные конкурсы юных талантов, в которых соревнуются дети с различными песенными, танцевальными, театральными и другими культурными традициями. Весьма перспективными в процессе воспитания толерантности являются благотворительные акции операция «Забота» и т.д.[98]

В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко и др. полагают, что в 5-7 классах к вышеперечисленным методам и формам педагогической деятельности по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе добавляются поиск и пропаганда, обогащающих знания учащихся о национальной культуре и родном крае, новых интересных дел, направленных на воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, литературе, истории, культуре[99].


А.Н. Дружинская считает, что в деятельности классных руководителей, работающих с подростками, особое внимание должно быть обращено на изучение семейной самобытности, по формированию толерантного взаимодействия в семье, освоение культуры Малой Родины, своего этноса, а также на осмысление себя активным участником этой культуры[100].

По мнению специалистов, только человек, уважающий свою культуру, сможет уважительно относиться к культуре других народов[101].

В планах учебной и воспитательной работы педагогов школы существенное внимание уделяется работе над пониманием мультикультурности пространства страны. Формированию толерантности к представителям народов и народностей, населяющих страну.

В старших классах формирование культуры межнационального общения направлено на определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.

Н. М. Воскресенская считает, что привлекательными для старшеклассников являются аукционы народных мудростей, с опирающимся на народные традиции содержанием, например, традиции семьи, нравственный этикет, религиозные праздники, народные промыслы и т.д.[102]

Мероприятия проводятся в творческой форме сюжетно-ролевых игр, что позволяет в активной форме изучать традиции народов, народные и семейные праздники, историю, духовную жизнь и культуру, живущих рядом, народов.

Б.С. Тулегенова исключительно важное значение придаёт моральной ответственности и социальной позиции самих педагогов, которые должны быть личным примером гражданственности, уважительного отношения к людям независимо от их национальности и вероисповедывания[103].

Таким образом, целенаправленная работа коллектива школы по воспитанию в духе терпимости способствует формированию у школьников культуры межнационального общения, основанном на моральных ценностях.

Заключение

В процессе работы над темой: Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества были охарактеризованы теоретические основы воспитания толерантности в рамках воспитательной работы в школе, рассмотрены и проанализированы педагогические условия воспитания толерантности

Краткий обзор теоретических основ воспитания толерантности показал, что толерантность является качеством, характеризующим общий уровень воспитанности человека. Что предполагает умение учитывать национальную специфику, готовность общаться с представителями разных культур, способность проявлять терпимость и деликатность практически в любых ситуациях.