Файл: «Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Васильева, автор программы по формированию культуры межнационального общения младших школьников на традициях народного этикета, важным аспектом считает этику общения[60]. По мнению автора, именно этика общения является неотъемлемым компонентом культуры общения детей школьного возраста. Поскольку в основе этики заложены выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление доброжелательности, приветливости, внимательности, учтивости. Соответственно, по мнению автора, роль школы как социокультурной среды, заключается в обеспечении воспитания высоконравственной, свободной и толерантной и личности с позитивной национальной идентичностью[61].

Поскольку, как считает З.Т. Гасанов, «назначение практически любой программы по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе - указывать приоритеты воспитательной работы с многонациональными классами»[62], представляется важным рассмотреть главные направления данных программ.

К основным направлениям можно отнести:

  • познание и принятие себя (толерантность к себе), принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье;
  • понимание мультикультурного пространства и формирование толерантности к представителям народов и народностей;
  • определение и принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого);
  • постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.

Деятельность по данным направлениям должна быть организованна последовательно.

Г.Н. Волков особо подчёркивает, что подобный подход не означает, что в процессе воспитательной работы учитель или классный руководитель не обращается к тому или иному направлению или не затрагивает темы и разделы, изучаемые ранее[63].

Умения и навыки должны постоянно пополняться, усовершенствоваться с каждым новым направлением.

По мнению автора программы по формированию межнационального общения Е.М. Корниенко в образовании со смешанным национальным составом формирование культуры межнационального общения будет эффективным при соблюдении ряда условий.


Если:

  • выявлены инвариантные и вариативные компоненты традиционных культур, функционирующих в процессе формирования культуры межнационального общения;
  • представлена конкретная целевая установка образовательных учреждений на формирование национального самосознания подростков;
  • четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании;
  • методически обеспечены пути содержания педагогического руководства процессом воспитания у школьников культуры межнационального общения[64].

Т.Г. Васильева полагает, что культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента:

  • познавательный (когнитивный, интеллектуальный, рациональный), направленный на обогащение школьников знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
  • эмоциональный или эмоционально-психологический компонент направлен на развитие эмоционально-психологических характеристик;
  • поведенческий или деятельный, волевой компонент должен способствовать формированию сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения[65].

Р.Б. Абсаттаров, обосновывая необходимость разработки специализированных программ воспитания культуры межнационального общения, утверждает, что данные программы жизненно необходимы в силу того, что население и России и Казахстана по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими. В силу чего, «необходимо включить в учебный план образовательных учреждений программу, которая поможет восполнить этот пробел и это поможет избежать ошибок, способствовать развитию дружбы народов»[66].

Цель, предлагаемой автором, программы – подбор и внедрение в образовательную, воспитательную систему подрастающего поколения оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений[67].

Особое внимание автор программы обращает на необходимость гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в учебно-воспитательных учреждениях.

В контексте формирования гуманистических этнокультурных связей, по мнению автора целесообразно вовлекать школьников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятельности[68] такие, как:


  • организация олимпиад, выставок по национальной культуре, спортивных соревнований по национальным видам спорта и играм;
  • проведение национальных праздников, вечеров, посвященных памятным датам исторического значения, юбилеям выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;
  • проведение фольклорных концертов с исполнением национальных песен и танцев;
  • организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд и др.

Встреча с другой культурой может проводиться в игровом пространстве. Продуктивными могут стать игры «Право быть не такими, как все», «Путешествие в мир религий», «Презентация субкультур»[69].

Г.Л. Батурина и соавторы особо подчёркивают, что приобщение детей к своей национальной культуре в полиэтнических образовательных учреждениях будет более плодотворным при организации комплексной системы образования «детский сад - общеобразовательная школа» (гимназия, лицей, колледж), школа выходного дня (воскресная)[70].

А.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. также считают, что раннее включение детей в родную среду, усвоение материнского языка способствуют осознанию ребенком себя как «части своего этносоциума», приобщению к его традиционной национальной культуре[71].

З.Т. Гасанов чрезвычайно важным считает тот факт, что первоначальная ориентация ребенка на национальную культуру во многом зависит от семейного воспитания, его направленности, духовного мира окружающих близких. Поэтому привлечение родителей к проблеме возрождения родного языка и этнической культуры в условиях полиэтнической школы является обязательным[72].

При иноязычном окружении желательно, чтобы родители не только принимали активное участие в приобщении детей к родному языку в процессе общения на бытовом уровне, но и привили интерес к нему и традициям посредством чтения фольклорных произведений[73].

Толерантность предполагает знакомство с национальными семьями, их обычаями и традициями. Ребята изучают праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

М.А. Давыдова полагает, что организовать знакомство школьников с повседневным бытом людей иных культур можно и заочно с помощью литературы о других культурах, знакомящей с их ценностными приоритетами[74]. Такую возможность дают школьные музеи, в которых можно отразить семейный уклад; жилище; интерьер жилища; декоративные украшения традиционного дома; народное творчество в интерьере дома; занятия и ремесла; детские народные игры; народные музыкальные инструменты; традиции и обычаи[75].


Для достижения гармонии в развитии национального в личностных качествах учащихся важно опираться на следующую закономерность: чем больше учащиеся знают об истории, культуре, выдающихся деятелях того или иного народа, тем меньше вероятности, что у них появится негативное отношение к людям данной национальности. Особо необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся, не принадлежащие к народам, традиционно проживавшим в данной местности, хорошо знали историю и культуру коренных для данной республики или региона народов, их этнографию, выдающихся деятелей[76].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что работа по формированию культуры межнационального общения может быть эффективной только при создании обстановки, исключающей особое отношение к учащимся той или иной национальности, в школе в целом и в каждом классе.

Деление школьников по любым национальным признакам может привести к обострению национального сознания и чувств. Соответственно, практически вся учебно-воспитательная работа должна быть пронизана духом дружбы народов.

Необходимым условием эффективности формирования межнационального общения в учебных заведениях со смешанным национальным составом является создание в каждом классе дружного коллектива школьников. Поскольку именно эффективно организованная коллективная деятельность в классах со смешанным национальным составом необходима для выработки умений и навыков высокой культуры межнационального общения.

2.1. Анализ практического опыта воспитания толерантности

В комплексе проблем воспитания толерантности, характеризующегося противоречивостью и сложностью, исключительно важное место занимает использование опыта успешной воспитательной работы в школе.

Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества в рамках воспитательной работы в школе должно быть направлено на все возрастные группы.

Так, например, учительница школы-лицея № 48 Астаны Зауре Садыкова, говоря о перспективах введения трёхъязычного образования в Казахстане, отмечает развитие поликультурности учащихся, которая должна стать неотъемлемой частью формирования положительного отношения учащихся, как к казахстанской культуре, так и к культурам других народов. Изучение казахского, русского и английского языков, а также преподавание предметов на данных языка в школе, по мнению педагога, должны способствовать воспитанию толерантности.


Зауре Садыкова отмечает, что ученики, которые с младших классов учатся на трёх языках, потом совершенно свободно говорят на казахском, русском и английском. Читая литературу на языке оригинала, общаясь друг с другом в социальных сетях, школьники знакомятся с языком именно так, как он должен преподноситься[77].

3. О. Кекеева, научный консультант школы-комплекса № 12, г. Элиста считает, «что смысловое наполнение понятия «культура межнационального общения» имеет важное значение в определении принципиальных подходов к целям, задачам, средствам и содержанию образования В связи с этим понятие «культура» в сущностном ее смысле понимается как высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям»[78].

Современные условия, по мнению педагога, со всей наглядностью подтверждают всю сложность становления культуры как общечеловеческого явления. В своей работе коллектив школы исходит из того положения, что человек осмысливается в динамике жизни, в отношении к прошлому, настоящему и будущему, во всей полноте возможных проявлений.

По мнению С.Г. Кулагина, «все более настойчиво заявляет о себе идея биографизации, подчеркивающая уникальность жизненного пути человека»[79]. Это предполагает не только преобразования социокультурной среды, в которой осуществляется развитие личности, но и обогащение этой среды культурой своего региона, народов своей страны, других стран.

Анализируя деятельность школьного коллектива по воспитанию толерантности, З.О. Кекеева утверждает, что по мнению коллектива школы, регионализация образования, как процесс и принцип, способствует осуществлению собственно образовательного процесса, концентрирует в себе и линию развития, и линию региональности[80].

Р.И. Кадиева, анализируя программы внеклассной работы, содержащие такое направление, как воспитание толерантности, утверждает, что исходная позиция в работе коллектива - это переход образовательного учреждения в позицию приоритетной зоны развития и первичной образовательной среды[81]. Одно из стратегических направлений работы состоит в том, чтобы переориентировать образовательные системы от производства «средневзвешенного» человека на развитие интеллектуального и духовного потенциала учеников, способных полноценно жить и действовать в конкретных условиях.