Файл: «Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества».pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
Т.Г. Васильева, автор программы по формированию культуры межнационального общения младших школьников на традициях народного этикета, важным аспектом считает этику общения[60]. По мнению автора, именно этика общения является неотъемлемым компонентом культуры общения детей школьного возраста. Поскольку в основе этики заложены выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление доброжелательности, приветливости, внимательности, учтивости. Соответственно, по мнению автора, роль школы как социокультурной среды, заключается в обеспечении воспитания высоконравственной, свободной и толерантной и личности с позитивной национальной идентичностью[61].
Поскольку, как считает З.Т. Гасанов, «назначение практически любой программы по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе - указывать приоритеты воспитательной работы с многонациональными классами»[62], представляется важным рассмотреть главные направления данных программ.
К основным направлениям можно отнести:
- познание и принятие себя (толерантность к себе), принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье;
- понимание мультикультурного пространства и формирование толерантности к представителям народов и народностей;
- определение и принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого);
- постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.
Деятельность по данным направлениям должна быть организованна последовательно.
Г.Н. Волков особо подчёркивает, что подобный подход не означает, что в процессе воспитательной работы учитель или классный руководитель не обращается к тому или иному направлению или не затрагивает темы и разделы, изучаемые ранее[63].
Умения и навыки должны постоянно пополняться, усовершенствоваться с каждым новым направлением.
По мнению автора программы по формированию межнационального общения Е.М. Корниенко в образовании со смешанным национальным составом формирование культуры межнационального общения будет эффективным при соблюдении ряда условий.
Если:
- выявлены инвариантные и вариативные компоненты традиционных культур, функционирующих в процессе формирования культуры межнационального общения;
- представлена конкретная целевая установка образовательных учреждений на формирование национального самосознания подростков;
- четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании;
- методически обеспечены пути содержания педагогического руководства процессом воспитания у школьников культуры межнационального общения[64].
Т.Г. Васильева полагает, что культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента:
- познавательный (когнитивный, интеллектуальный, рациональный), направленный на обогащение школьников знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
- эмоциональный или эмоционально-психологический компонент направлен на развитие эмоционально-психологических характеристик;
- поведенческий или деятельный, волевой компонент должен способствовать формированию сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения[65].
Р.Б. Абсаттаров, обосновывая необходимость разработки специализированных программ воспитания культуры межнационального общения, утверждает, что данные программы жизненно необходимы в силу того, что население и России и Казахстана по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими. В силу чего, «необходимо включить в учебный план образовательных учреждений программу, которая поможет восполнить этот пробел и это поможет избежать ошибок, способствовать развитию дружбы народов»[66].
Цель, предлагаемой автором, программы – подбор и внедрение в образовательную, воспитательную систему подрастающего поколения оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений[67].
Особое внимание автор программы обращает на необходимость гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в учебно-воспитательных учреждениях.
В контексте формирования гуманистических этнокультурных связей, по мнению автора целесообразно вовлекать школьников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятельности[68] такие, как:
- организация олимпиад, выставок по национальной культуре, спортивных соревнований по национальным видам спорта и играм;
- проведение национальных праздников, вечеров, посвященных памятным датам исторического значения, юбилеям выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;
- проведение фольклорных концертов с исполнением национальных песен и танцев;
- организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд и др.
Встреча с другой культурой может проводиться в игровом пространстве. Продуктивными могут стать игры «Право быть не такими, как все», «Путешествие в мир религий», «Презентация субкультур»[69].
Г.Л. Батурина и соавторы особо подчёркивают, что приобщение детей к своей национальной культуре в полиэтнических образовательных учреждениях будет более плодотворным при организации комплексной системы образования «детский сад - общеобразовательная школа» (гимназия, лицей, колледж), школа выходного дня (воскресная)[70].
А.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. также считают, что раннее включение детей в родную среду, усвоение материнского языка способствуют осознанию ребенком себя как «части своего этносоциума», приобщению к его традиционной национальной культуре[71].
З.Т. Гасанов чрезвычайно важным считает тот факт, что первоначальная ориентация ребенка на национальную культуру во многом зависит от семейного воспитания, его направленности, духовного мира окружающих близких. Поэтому привлечение родителей к проблеме возрождения родного языка и этнической культуры в условиях полиэтнической школы является обязательным[72].
При иноязычном окружении желательно, чтобы родители не только принимали активное участие в приобщении детей к родному языку в процессе общения на бытовом уровне, но и привили интерес к нему и традициям посредством чтения фольклорных произведений[73].
Толерантность предполагает знакомство с национальными семьями, их обычаями и традициями. Ребята изучают праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.
М.А. Давыдова полагает, что организовать знакомство школьников с повседневным бытом людей иных культур можно и заочно с помощью литературы о других культурах, знакомящей с их ценностными приоритетами[74]. Такую возможность дают школьные музеи, в которых можно отразить семейный уклад; жилище; интерьер жилища; декоративные украшения традиционного дома; народное творчество в интерьере дома; занятия и ремесла; детские народные игры; народные музыкальные инструменты; традиции и обычаи[75].
Для достижения гармонии в развитии национального в личностных качествах учащихся важно опираться на следующую закономерность: чем больше учащиеся знают об истории, культуре, выдающихся деятелях того или иного народа, тем меньше вероятности, что у них появится негативное отношение к людям данной национальности. Особо необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся, не принадлежащие к народам, традиционно проживавшим в данной местности, хорошо знали историю и культуру коренных для данной республики или региона народов, их этнографию, выдающихся деятелей[76].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что работа по формированию культуры межнационального общения может быть эффективной только при создании обстановки, исключающей особое отношение к учащимся той или иной национальности, в школе в целом и в каждом классе.
Деление школьников по любым национальным признакам может привести к обострению национального сознания и чувств. Соответственно, практически вся учебно-воспитательная работа должна быть пронизана духом дружбы народов.
Необходимым условием эффективности формирования межнационального общения в учебных заведениях со смешанным национальным составом является создание в каждом классе дружного коллектива школьников. Поскольку именно эффективно организованная коллективная деятельность в классах со смешанным национальным составом необходима для выработки умений и навыков высокой культуры межнационального общения.
2.1. Анализ практического опыта воспитания толерантности
В комплексе проблем воспитания толерантности, характеризующегося противоречивостью и сложностью, исключительно важное место занимает использование опыта успешной воспитательной работы в школе.
Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества в рамках воспитательной работы в школе должно быть направлено на все возрастные группы.
Так, например, учительница школы-лицея № 48 Астаны Зауре Садыкова, говоря о перспективах введения трёхъязычного образования в Казахстане, отмечает развитие поликультурности учащихся, которая должна стать неотъемлемой частью формирования положительного отношения учащихся, как к казахстанской культуре, так и к культурам других народов. Изучение казахского, русского и английского языков, а также преподавание предметов на данных языка в школе, по мнению педагога, должны способствовать воспитанию толерантности.
Зауре Садыкова отмечает, что ученики, которые с младших классов учатся на трёх языках, потом совершенно свободно говорят на казахском, русском и английском. Читая литературу на языке оригинала, общаясь друг с другом в социальных сетях, школьники знакомятся с языком именно так, как он должен преподноситься[77].
3. О. Кекеева, научный консультант школы-комплекса № 12, г. Элиста считает, «что смысловое наполнение понятия «культура межнационального общения» имеет важное значение в определении принципиальных подходов к целям, задачам, средствам и содержанию образования В связи с этим понятие «культура» в сущностном ее смысле понимается как высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям»[78].
Современные условия, по мнению педагога, со всей наглядностью подтверждают всю сложность становления культуры как общечеловеческого явления. В своей работе коллектив школы исходит из того положения, что человек осмысливается в динамике жизни, в отношении к прошлому, настоящему и будущему, во всей полноте возможных проявлений.
По мнению С.Г. Кулагина, «все более настойчиво заявляет о себе идея биографизации, подчеркивающая уникальность жизненного пути человека»[79]. Это предполагает не только преобразования социокультурной среды, в которой осуществляется развитие личности, но и обогащение этой среды культурой своего региона, народов своей страны, других стран.
Анализируя деятельность школьного коллектива по воспитанию толерантности, З.О. Кекеева утверждает, что по мнению коллектива школы, регионализация образования, как процесс и принцип, способствует осуществлению собственно образовательного процесса, концентрирует в себе и линию развития, и линию региональности[80].
Р.И. Кадиева, анализируя программы внеклассной работы, содержащие такое направление, как воспитание толерантности, утверждает, что исходная позиция в работе коллектива - это переход образовательного учреждения в позицию приоритетной зоны развития и первичной образовательной среды[81]. Одно из стратегических направлений работы состоит в том, чтобы переориентировать образовательные системы от производства «средневзвешенного» человека на развитие интеллектуального и духовного потенциала учеников, способных полноценно жить и действовать в конкретных условиях.