Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы повышения эффективности профессионального обучения
1.1. Понятие и сущность профессионального обучения персонала
1.2. Пути повышения эффективности профессионального обучения
2.1. Организационная характеристика ООО «Торговый Дом Бмз»
2.2. Профессиональное обучение в ООО «Торговый Дом Бмз»
3. Рекомендации по повышению эффективности профессионального обучения в ООО «Торговый Дом Бмз»
ВВЕДЕНИЕ
Грамотный подход к обучению сотрудников – залог успеха организации. Профессиональное обучение персонала – это важнейший инструмент развития организации: инвестирование средств в организацию мероприятий, благодаря которым сотрудники получают новые знания и улучшают навыки практической работы, самым положительным образом отражается на бизнес-результатах. Под профессиональным обучением понимают не только повышение квалификации, но и переквалификацию (по сути, получение дополнительной специальности), профессиональную переориентацию, совершенствование психологических характеристик работников.
Вопросам профессионального обучения персонала современных организаций в последнее время уделяется большое внимание. Причина этого заключается в том, что все возрастающий поток информации, постоянно меняющиеся условия рынка заставляют руководителей использовать новые подходы не только в организации деятельности организации, но и в работе с персоналом. Для поддержания уровня эффективной, качественной, конкурентоспособной работы необходимо внедрять, осваивать и использовать новые знания и навыки, развивать компетенции персонала.
Анализ современных тенденций показывает, что структура мировых и российских предприятий становится менее централизованной, а потребность в интеграции и кооперации усиливается. Необходимыми составляющими управления в условиях «умной экономики» (smart economy) XXI века становятся инновационный подход, наличие долгосрочной ориентации, творчество, креативность и умение пойти на обоснованный риск. Соответственно, все большее значение придается развитию потенциала персонала, квалификации и компетенциям персонала, вопросам экономической рентабельности персонала.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что необходима организация профессионального обучения на производстве, если квалификация рабочих низкая, а оборудование высокотехнологичное, требующее специальных знаний.
Объектом исследования является организация ООО «Торговый Дом Бмз».
Предмет исследования – повышения эффективности профессионального обучения в организации.
Цель курсовой работы дать рекомендации по повышению эффективности профессионального обучения в организации.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы повышения эффективности профессионального обучения;
- описать методические возможности повышения эффективности профессионального обучения в ООО «Торговый Дом Бмз»;
- дать рекомендации по повышению эффективности профессионального обучения в ООО «Торговый Дом Бмз».
Теоретической основой курсового исследования послужили теоретические положения, научные принципы и концептуальный аппарат, разработанные ведущими отечественными и зарубежными учеными в области экономики и управления персоналом.
В курсовой работе применены различные методические подходы и методы исследования: аналитический, факторный, системный и сравнительно-экономический анализ.
Информационная база исследования сформирована на основе законодательных актов, издания периодической печати, а также статистической и финансовой отчетности ООО «Торговый Дом Бмз».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы повышения эффективности профессионального обучения
1.1. Понятие и сущность профессионального обучения персонала
Обучение персонала в организации приносит непосредственную выгоду, как работодателю, так и самим работникам. Работодатель получает высококвалифицированные кадры, подготовленные к работе в любых условиях, а работники, повышая свою квалификацию и осваивая новые навыки, повышают свои шансы на получение новых, более высоких и престижных должностей, повышение заработной платы и сохранение рабочего места [3, с. 75].
Принято выделять три вида обучения персонала: подготовку, переподготовку и повышение квалификации. В первом случае речь идет о планомерном обучении кадров, предполагающем передачу ученикам специальных навыков, знаний и умений. Переподготовка сводится к обучению кадров новым знаниям в связи с овладением новой специальностью или изменением требований к результатам и технологии труда. Повышение квалификации, в отличие от переподготовки, не «переключает» учеников на освоение новых направлений, а совершенствует их навыки в рамках ранее освоенной сфере деятельности [6, с. 99].
Система обучения персонала в организации в 2018 году должна строиться на принципах последовательного и многоэтапного развития сотрудников. Эффективная система обучения предполагает: современные программы индивидуального и выборочного обучения топ-менеджеров; постоянно обновляемые программы обучения сотрудников подразделений, ключевых для организации — например, отделов логистики, продаж, закупок; программы долгосрочного обучения ценных работников (в том числе программы, предусматривающие получение второго высшего образования за счет организации) [21, с. 87].
Один из неотъемлемых элементов комплексной системы обучения — система оценки (аттестации) сотрудников, применяемая наряду с процедурами по проверке эффективности обучающих мероприятий. Важно не только создавать в организации оптимальные условия для получения сотрудниками новых знаний и практических навыков, но и объективно оценивать результаты учебного процесса. Уделяйте особое внимание процедурам поддержки и закрепления стандартов, методик и приемов работы, освоенных в процессе обучения, регулярно пересматривайте и совершенствуйте должностные инструкции, внедряйте новые корпоративные стандарты общения с клиентами и так далее [20, с. 103].
Профессиональное обучение персонала в 2018 году называют важнейшим инструментом развития организации: инвестирование средств в организацию мероприятий, благодаря которым сотрудники получают новые знания и улучшают навыки практической работы, самым положительным образом отражается на бизнес-результатах. Под профессиональным обучением понимают не только повышение квалификации, но и переквалификацию (по сути, получение дополнительной специальности), профессиональную переориентацию, совершенствование психологических характеристик работников [23, с. 72].
Цели профессионального обучения представлены на рисунке 1.
Работники, участвующие в программах профессионального обучения, также получают определенную выгоду, в частности: развивают способности в области планирования и организации производства; поддерживают на соответствующем уровне профессиональные навыки, двигаясь в ногу со временем и гарантируя сохранение своего рабочего места; осваивают принципиально новые технологии и методы работы, повышая свои шансы на быстрый карьерный рост и повышение заработной платы [18, с. 66].
В условиях современной экономики успешно применяется две формы обучения персонала — с отрывом от производства, при котором работник на период учебы освобождается от своих непосредственных должностных обязанностей, и без отрыва от производства. Во втором случае обучение проходит в рабочей обстановке, с применением стандартного производственного оборудования. Форма обучения определяется, в первую очередь, выбором методов, которые работодатель планирует использовать [15, с. 81].
Рисунок 1 - Цели профессионального обучения
Источник: [22, с. 8]
В рамках курса профессионального обучения работников без отрыва от производства применяется шесть основных методов — направленное приобретение опыта, наставничество, подготовка в проектных группах, ротация (смена рабочего места), производственный инструктаж и стажировка. Направленное получение опыта проходит, как правило, по индивидуальному плану, составляемому для каждого сотрудника отдельно — в соответствии с заранее определенными целями обучения [8, с. 90].
Если самостоятельное обучение невозможно, используется наставничество или стажировка: в первом случае наставник (более опытный сотрудник) обеспечивает непрерывную обратную связь и контролирует качество решения новичком производственных задач, в то время как стажировка обычно сводится к привлечению менее опытного сотрудника (стажера, ассистента) к рабочему процессу в роли помощника. Наставничество может применяться в качестве систематического метода, а стажировка сводится к ограниченным по времени курсам обучения [25, с. 23].
Когда нужно передать работнику общую информацию о производстве и ознакомить его с обстановкой на рабочем месте, ввести в специальность — применяется инструктаж. А чтобы за короткий промежуток времени сформировать у новичка представление о многогранности производственных задач, обращаются к методу систематической смены рабочего места: ротация позволяет молодому специалисту существенно расширить спектр практических навыков [11, с. 80]. Проектные группы создаются на предприятиях для решения значимых задач в условиях ограниченного времени: работники, сотрудничая в рамках такой группы, обмениваются опытом и знаниями, а также осваивают навыки эффективной работы в стрессовых условиях.
Все вышеперечисленные методы профессионального обучения персонала сводятся преимущественно к развитию практических навыков и не предполагают продолжительной освоении работником значительного багажа теоретических знаний, используются другие технологии обучения — с отрывом от производства: Посещение лекций (пассивное обучение); Программированные курсы обучения; Экскурсии, семинары и конференции, «круглые столы»; Деловые игры и тренинги с инструктором; Самостоятельное обучение; Моделирование производственных процессов [7, с. 23].
Выбирая методы организации профессионального обучения, необходимо учитывать текущий уровень подготовки специалистов. Если они давно работают, владеют основными приемами и информацией, для них подойдут краткосрочные формы курсов, а также лекции, семинары, коучинг или тренинги. Когда требуется в целом переподготовить работников, их нужно отправлять на полноценные курсы, после которых они сдадут экзамены. Как правило, они сочетают в себе теорию и практику. Многие эффективные методы профессионального обучения основаны именно на том, чтобы организация получала квалифицированного специалиста. Несмотря на прикладываемые усилия учителя, тренера, не всегда удается этого добиться, если у сотрудника низкая мотивация [4, с. 77].
Необходимо избегать распространенных ошибок, чтобы не тратить деньги, но при этом не получать результата. Развитие ради развития — ошибка, которую часто допускают кадровые специалисты, отправляющие специалистов на курсы. Необходимо отслеживать, кто из работников нуждается в этом, а кто и так хорошо справляется со своими обязанностями. Развитие как развлечение — зачастую работники сами просят отправить их на курсы, но они преследуют личные цели. Обычно они рассматривают курсы как шанс получить дополнительный оплачиваемый отпуск, отдохнуть. На самом деле уровень их квалификации и так держится на нормальном уровне. Беспрерывное развитие одних в ущерб другим — ситуация, когда менеджер по персоналу проявляет личную симпатию к отдельным работникам или между ними дружеские отношения [24, с. 28].
В итоге определенные работники постоянно учатся, хотя им это не нужно, а другие имеют недостаточную квалификацию. В завершении следует отметить, что методы профессионального обучения эффективны тогда, когда они проводятся опытным человеком. При выборе способов нужно обращать внимание на заслуги тренера, эксперта, отдавая предпочтение курсам или тренингам, которые проводятся специалистом, имеющим заслуги.
1.2. Пути повышения эффективности профессионального обучения
Профессиональная организация повышения квалификации сотрудников – ключевая задача HR-департамента в условиях постоянно меняющейся структуры производства, характерной для сегодняшнего дня.
Характерной особенностью сегодняшней ситуации на рынке является постоянно изменяющаяся структура производства, обусловленная внедрением нового оборудования, методов и технологий. При этом профессиональное образование всех уровней остается достаточно консервативным и инертным, его программы просто не успевают корректироваться вместе с изменениями структуры производства. Поэтому даже высокий уровень профессиональной подготовки и большой опыт работы не являются гарантией подготовленности кадрового состава организации к конъюнктурным и технологическим изменениям [26, с. 29].
Профессиональная переподготовка персонала, повышение квалификации в сложившихся условиях рынка можно назвать тем инструментом, который поможет обеспечить и поддерживать стабильную работу предприятия, гарантировать высокую конкурентоспособность выпускаемой им продукции или предоставляемых услуг. Это позволяет актуализировать профессиональную квалификацию и опыт персонала в соответствии как с текущими, так и с перспективными требованиями рынка [19, с. 81].