Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы повышения эффективности профессионального обучения
1.1. Понятие и сущность профессионального обучения персонала
1.2. Пути повышения эффективности профессионального обучения
2.1. Организационная характеристика ООО «Торговый Дом Бмз»
2.2. Профессиональное обучение в ООО «Торговый Дом Бмз»
3. Рекомендации по повышению эффективности профессионального обучения в ООО «Торговый Дом Бмз»
В ООО «Торговый Дом Бмз» в 2017 году 120 наставников и 360 наставляемых (таблица 7).
Таблица 7
Количество наставников и наставляемых в ООО «Торговый Дом Бмз» за 2015-2017 гг.
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
2016 к 2015 гг. |
2017 к 2016 гг. |
||
чел. |
% |
чел. |
% |
||||
Наставники, чел. |
100 |
110 |
120 |
10 |
110 |
10 |
109,09 |
Наставляемые, чел. |
300 |
330 |
360 |
30 |
110 |
30 |
109,09 |
Источник: Данные отдела управления персоналом ООО «Торговый Дом Бмз»
В ООО «Торговый Дом Бмз» в 2017 году на 1 наставника приходится 3 наставляемых, наставник взаимодействует с наставляемым в течении 3 месяцев 5-6 раз в день, в результате наставничества организация получает следующие преимущества:
Преимущества наставничества:
- Низкая себестоимость. Не требуется значительных финансовых расходов, чтобы обеспечить наставничество, часто эффективнее работают другие рычаги мотивации.
- Обеспечение лояльности. Любой новичок будет признателен за проявленное к нему внимание и помощь в первые непростые рабочие месяцы. «Выращенный» усилиями компании, он будет позитивнее относиться к ней и испытывать внутреннюю потребность благодарности и более эффективной работы.
- Преемственность корпоративных стандартов. Опытные наставники передают молодым кадрам уже сформированный поведенческий и профессиональный стандарт, одобряемый в данной сфере.
- Быстрая и эффективная адаптация. Снижается срок достижения работником уровня компетентного специалиста, приносящего максимальную пользу, а значит, и прибыль.
- Уменьшение текучести кадров. Происходит как за счет хорошо подготовленных и позитивно настроенных молодых специалистов, так и за счет опытных работников, благодаря роли наставника избавленных от «синдрома выгорания».
- Улучшение трудовых показателей. Наставники, стремясь показать хороший пример, и сами начинают работать лучше.
- Бизнес-тренинг - обучающее мероприятие, направленное на эффективную организацию работы ООО «Торговый Дом Бмз».
Цель тренинга - внедрение эффективной корпоративной системы работы с покупателями, доведения клиентов до совершения покупок.
Задачи тренинга для менеджера продаж - формирование и развитие умений продаж в торговом зале, навыков работы с розничными покупателями.
Программа тренинга:
1. Продавец-консультант в системе продаж компании.
- Особенность работы продавца-консультанта.
- Портрет идеального продавца.
- Качества эффективного консультанта.
- Приемы положительного настроя на работу.
- Цели продавца и личностное развитие.
- Клиент-ориентированное мышление, обслуживание посетителей.
2. Магазин. Специфика. Психология покупателей.
- Маркетинг магазина и целевая аудитория.
- Психология покупателей.
- Психотипы клиентов.
- Зоны магазина, характеристики зон.
- Навязчивость и обходительность продавца.
- Психология принятия решения о покупке.
- Запланированные и импульсные покупки.
3. Привлечение внимания и установление контакта с клиентом
- Первое впечатление.
- Вербальные и невербальные компоненты.
- Техники завязывания контакта.
- Оценка покупателя.
- Правила обращения к клиенту в зависимости от его типа.
- Способы организации пространства при личной встрече с клиентом.
4. Выяснение потребностей покупателя.
- Техники задавания вопросов.
- Приемы активного слушания.
- Формирование интереса к предлагаемому товару.
5. Обслуживание покупателя. Консультации по товару.
- Основные принципы эффективной презентации товара.
- Аргументация.
- Вербальные и невербальные формы аргументации.
- Демонстрация высокой степени компетенции, знания товара.
6. Работа с возражениями покупателей.
- Различие между истинным и ложным возражением.
- Основные психологические типы поведения «недовольных» покупателей.
- Причины возражений и стратегии их преодоления.
- Способы работы с возражениями.
7. Подведение покупателя к покупке.
- Эмоциональная поддержка покупателя.
- Переговоры о цене.
8. Завершение продажи.
- Способы завершения продажи.
- Способы формирования лояльного отношения клиента к магазину/торговой точке.
- Жалобы и претензии клиентов, приемы работы с ними.
В таблице 8 рассмотрим количество, проведенных бизнес-тренингов за 2015-2017 гг.
Таблица 8
Проведенные бизнес-тренинги в ООО «Торговый Дом Бмз» за 2015-2017 гг.
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
2016 к 2015 гг. |
2017 к 2016 гг. |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
|||||
Количество проведенных бизнес-тренингов, шт. |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
|
Количество человек посетивших бизнес-тренинги, чел. |
250 |
265 |
280 |
15 |
106 |
15 |
106 |
Источник: Данные отдела управления персоналом ООО «Торговый Дом Бмз»
Таким образом, в ООО «Торговый Дом Бмз» в 2017 гг. было проведено 4 бизнес-тренинга.
3. Обучение вне организации - несмотря на эффективность данной формы обучения, в ООО «Торговый Дом Бмз» к ней прибегают редко и, в основном, по инициативе самих работников. Преимущественно участие в мероприятиях по обучению вне организации (семинары, лекции, конференции) предусмотрено для руководящих должностей (начальники отделов, руководители структурных подразделений), а работники среднего и низшего звена не задействованы в процессе обучения за пределами организации;
4. Профессиональное обучение (поддержание и повышение квалификации персонала).
Профессиональное обучение ООО «Торговый Дом Бмз» состоит из следующих этапов:
1) Составляется программа профессионального обучения.
Пример профессионального обучения менеджеров продаж отходов и лома ООО «Торговый Дом Бмз» (таблица 9).
Таблица 9
Программа обучения менеджеров по продажам в ООО «Торговый Дом Бмз»
Темы |
Кол-во часов |
Ответственный |
Форма контроля |
Информация об организации. Факты, вызывающие доверие и интерес к организации. Наши уникальные конкурентные преимущества. Почему с нами выгодно сотрудничать |
2 |
А.К. Сергеева |
Устная |
Ассортимент. Информация о продукте. Чем наш продукт отличается от других |
2 |
А.К. Сергеева |
Устная |
Кто наши клиенты. Сегментация клиентской базы. |
2 |
А.К. Сергеева |
Устная |
Технология продаж нашей продукции |
4 |
П.Л. Иванова |
Устная |
Документооборот, система планирования и отчетности в работе менеджера по продажам |
4 |
П.Л. Иванова |
Устная |
Источник: Данные отдела управления персоналом ООО «Торговый Дом Бмз»
2) Составление планов обучения.
Основная задача плана – структурировать и упростить процесс обучения, чтобы его мог осуществить практически любой сотрудник.
Количество персонала, прошедших подготовку в 2015-2017 гг. показано в таблице 10.
Таблица 10
Количество персонала и затраты ООО «Торговый Дом Бмз» на обучение персонала
Год |
Количество |
Затраты, тыс.руб. |
||
Среднесписочная численность |
Прошедшие подготовку |
% |
||
2015 |
1020 |
267 |
26,2 |
1140 |
2016 |
1010 |
264 |
26,1 |
1190 |
2017 |
1000 |
267 |
26,7 |
1270 |
Источник: Данные отдела управления персоналом ООО «Торговый Дом Бмз»
Обучение в учебных центрах проходило по программам повышения квалификации: «Повышение квалификации руководителей и специалистов организаций», Обучение по охране труда руководителей, специалистов и других работников организации», «Обучение менеджеров продаж».
Система подготовки персонала включает в себя обучение и повышение квалификации всех категорий персонала: рабочих, специалистов и руководителей.
В 2017 году прошли обучение в лицензированных учебных центрах 267 человек, в том числе:
- руководителей - 56 человек,
- специалистов - 86 человек,
- рабочих - 126 человек.
В Обществе создан кадровый резерв работников потенциально способных к руководящей деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью, прошедших квалификационную подготовку. Работа с кадровым резервом является элементом системы развития персонала ООО «Торговый Дом Бмз» и связана с профессиональным ростом сотрудников. В ООО «Торговый Дом Бмз» сформирован резерв руководящего состава. Работа осуществляется в соответствии с «Положением о работе с кадровым резервом», утвержденным приказом Генерального директора ООО «Торговый Дом Бмз» от 28.10.2011 № 205.
Работа по подготовке кадрового резерва состоит в подборе соответствующих направлений и форм обучения для работников, зачисленных в резерв; в определении мер по приобретению практических навыков, необходимых для работы в новой должности.
Далее проанализируем жизненный цикл процесса обучения в ООО «Торговый Дом Бмз».
На стадии становления ООО «Торговый Дом Бмз» (2003-2007 гг.) обучение персонала не имело такого определяющего значения, как на последующих стадиях развития организации. Основной упор администраторы делали на привлечение уже сформировавшихся и обученных специалистов, а также на формирование команды талантливых менеджеров и организаторов производства.
На стадии роста ООО «Торговый Дом Бмз» (2007-2014 гг.) появились новые кадровые проблемы, в частности задача поддержания равенства в оплате на внутреннем рынке труда, поддержания оптимальных соотношений в оплате между руководителями и подчиненными, между теми, кто уже работает в организации, и новыми сотрудниками. На данной стадии были сделаны серьезные финансовые вложения в развитие производства, в том числе в человеческие ресурсы, их обучение и развитие, чтобы обеспечить значительные преимущества по сравнению с конкурентами. В связи с этим возникла проблема оценки эффективности и сроков окупаемости этих вложений.
На стадии зрелости ООО «Торговый Дом Бмз» (2014 г. и по сей день) многие подходы к решению кадровых проблем и организационная культура уже сложились. Стабильная эффективная работа, но может возникнуть серьезная опасность появления застойных явлений в развитии организации, ослабления трудовой мотивации. Если организация не будет, придерживается концепции постоянного обновления и развития, она может столкнуться в будущем с серьезными проблемами экономического и социального характера.
Таким образом, аналз ООО «Торговый Дом Бмз» свидетельствует об отсутствии в организации системного подхода к разработке и реализации программ профессионального обучения персонала, который включает в себя постановку целей, подбор адекватного набора методов обучения, детальный анализ результатов и качества процесса обучения.
3. Рекомендации по повышению эффективности профессионального обучения в ООО «Торговый Дом Бмз»
Проанализировав формы и методы, используемые в профессиональном обучении ООО «Торговый Дом Бмз» можно предложить следующие рекомендации:
- развитие персонала;
- повышение мотивации труда персонала.
Форма — обучение с инструктором. Прямой контакт способствует лучшей усвояемости материала.
Заключить договор с государственным университетом на обучение персонала.