Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 522
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические положения исследования социально психологических качеств личности
1.1. Представления о развитии личности в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2. Концептуальные положения стадий развития личности
1.3 Социальные факторы, как основа развития личности
Глава II Исследования социально психологических качеств личности
Удовлетворенность жизнью для личности, которая находится на такой стадии, невозможна без удовлетворения потребностей в манипуляции, управлении, подчинении, изменении окружающих. Тяга к сексу проявляется не в виде чисто животной похоти, а чаще всего в стремлении морально и эмоционально «владеть» другим человеком. Поэтому в отношениях с противоположным полом, например, намного важнее представляется цель завоевать и покорить, а не строить гармоничное партнерство. После того как это желание удовлетворено, интерес к объекту его стремительно уменьшается: ведь человек чувствует себя бесстрашным покорителем новых территорий, на поиск которых и отправляется постоянно. Выпадают из этой парадигмы эмоции по отношению к женщине или мужчине, находящихся на более тонких уровнях (6, c.33).
При общении двух людей, между уровнями развития личности которых две и более ступеньки, взаимопонимания обычно не возникает. Конечно, более «продвинутый» человек четко осознает желания и стремления стандартного члена общества, каждое из которых легко может разложить по полочкам. Все потребности, эмоции, мысли души, еще остающейся на одном из примитивных стадий, для духовно развитого представителя рода человеческого ясны, как на ладони, поэтому интерес носит только экспериментальный либо учебный характер. Понять человека, который достиг определенных духовных вершин, его визави тоже не удастся: выйти за рамки понимания, характерные для его уровня он не сможет. Иногда он признает, что существует нечто, пока недоступное его сознанию, однако чаще пребывает в уверенности, что рамки его ограниченного ума – и есть истинная жизнь.
Личность, которая находится на третьей стадии развития, прекрасно чувствует себя в обществе себе подобных, остающихся на первой и второй стадии, если ей приходится иметь дело с такими людьми по работе или если у нее до сих пор остались непрожитые программы с этих уровней (9, с.115).
В этом случае насилие, жестокость и грубость принимают формы жадности, эстетской гордыни, равнодушия и весьма развитого чувства собственной важности, из-за которого человек чересчур переживает за собственную персону и даже склонен унижаться. Лишь на четвертом этапе развития чувство собственной важности становится существенно тоньше, а интенсивность его проявления уменьшается в несколько раз.
Если грубые ментальные программы, характерные для первых двух стадий развития личности, пережиты человеком, он будет честным, умным, благородным и справедливым. Однако тонкости восприятия, чтобы осознать, чего он ждет от жизни, ему не хватает. Когда он контролирует ситуацию, он только тогда чувствует удовлетворение собой и находится в зоне комфорта. Однако этот контроль иллюзорен, а от осознания этого человек прячется, развивая бурную деятельность. Ведь жизнь не всегда подвластна законам логики, она спонтанна и многогранна, поэтому сложнее концепций, доступных для восприятия на этом этапе. Все эти три уровня развития личности и сознания относятся к социальной сфере.
1.3 Социальные факторы, как основа развития личности
Формирование личности происходит поэтапно, при этом стадии имеют общие черты у всех людей. Прежде всего, влияет воспитание, которое человек получает в детстве. От него зависит дальнейшее восприятие всего окружающего. Д.Б. Эльконин утверждал, что уже на первом году жизни у ребенка формируется базальное доверие или недоверие к окружающему миру». В первом случае ребенок выбирает для себя положительный компонент, который гарантирует здоровое развитие личности. Если задачи первого года остались нерешенными, формируется базальное недоверие к миру, появляются комплексы, стыд (33, с.189). На формирование личности влияет и общество, когда происходит принятие и осознание собственной роли. Социализация длится всю жизнь, но ее главные этапы проходят в молодом возврате. Формирование личности в процессе общения осуществляется через подражание, развитие идеалов и самостоятельности. Первичная социализация происходит в семье, а вторичная - в социальных институтах. Таким образом, на процесс формирования личности влияют наследственные факторы и неповторимые условия той микросреды, в которой человек находится.
Глава II Исследования социально психологических качеств личности
Развитие общества невозможно без всестороннего развития человека, высокого уровня культуры, образования, общественного сознания, личностной зрелости. Успешное решение практических задач в становлении социально активной, зрелой личности требует глубокой научной разработки проблемы воспитания и образования. Существенное значение в этом принадлежит социальной психологии, которая имеет непосредственное отношение к исследованию форм, способов и механизмов влияния общества на развитие человека, основанные на понимании личности как социального индивида, который всегда выполняет конкретную совокупность общественных функций” [1, с. 45] и включение ее в систему социокультурных отношений, которые и определяют условия развития и многообразие социального поведения. Следовательно, именнообщество для личности является прежде всего условием, к которой она адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует данные условия, либо ищет новую среду [5, с. 11]. При этом создание гармоничной и упорядоченной образовательной системы на протяжении жизни является не просто метафоричной целью, но и непосредственной и необходимым условием дальнейшего существования, развития и жизнедеятельности человека [6, с. 3].
Процесс развития человека – продукт совокупного действия многих факторов, сочетание биологических и культурных источников, смешение мыслей и чувств, синтез внутренних побуждений и внешних воздействий. Термин “развитие” указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышленииили поведении человека в итоге биологических процессов созревания организма, наполнения и динамики компонентов окружающей среды. Иначе говоря, “развитие человека – это такой процесс, который охватывает изменения в сфере физических и умственных способностей, совершенствование когнитивной структуры и поведения, социальных ролей, отношений и еще многих других сторон. Практически любое свойство, которое на протяжении определенного времени под влиянием культурного опыта претерпевает изменения, характеризует важный аспект человеческого развития. Отсюда возникает потребность познания этих постоянных изменений внутреннего мира человека, в частности динамики когнитивных структур, физических способностей, личности и форм поведения. Тем более, что задержание, ускорение или усложнение культурного развития - оценивают серьезные последствия в организации психической жизни индивида” [7].
1.Цель эссе – проанализировать теоретические основы социально-психологического исследования личности.
2. Результаты
Критический анализ концептуальных подходов к изучению базовых теоретических конструктов становления человека позволяет определить системообразующие сферы ее развития как субъекта, личности, индивидуальности и универсума: физическая, психическая (когнитивная и эмоциональная), социальная и духовная сферы развития и саморазвития [2; 3; 7; 8; 11; 17-19].
Й. Шванцара выделяет три основных показателя, которые связаны между собой зависимостями и в совокупности определяют три возможные условия развития личности [4, с. 17]: а) врожденные и унаследованные наклонности, которые образуют базис развития; б) влияниесреды; в) общественное воспитание и обучение.
Я считаю, что социально-психологическое исследование личности касается ряда ее отношений с окружающим миром. Поэтому комплексное изучение личности должно охватывать все уровни проявления его как субъекта действия в конкретномсоциально-историческом пространстве. Современная наука в своем арсенале имеет некоторые подходы к определению уровней или сфер, которые так или иначе влияют на становление и развитие личности.
Специфика и динамика личностного развития бесспорно обусловлена тем не повторным сочетанием психических и социальных особенностей, которые прежде всего проявляются в его способностях. Следовательно, в контексте психосоциального анализа внутренней можно дифференцировать на три метасферыспособностей: умственные, социальные, креативные.
Умственная метасфера определяется как совокупность ментально организованных знаний, норм и ценностей, способность оперирования ими с помощью различных форм и механизмов поисковой активности, а также система умственных действий, которая выявляет и обогащает личный опыт индивида. В основе ее исследования – познавательная работа по изучению процессов мышления и интеллектуального развития личности вообще.
Социальность понимается нами как системнаяспособность индивида овладевать социально определенными образцами поведения и деятельности (умения, правила, нормы, ценности) и универсальная способность эффективно использовать их в опыте собственной общественной жизнедеятельности. Исследования социальной метасфери базируется на познании индивидуальных особенностей, а также характера взаимодействия человека с окружающим миром.
Креативность – это общие творческие способности личности, которые находят влияние в ментальных актах свободного (спонтанного), и не контролируемого потока психических образов, ассоциаций и переживаний, что характеризуется новизной и оригинальностью созданного продукта.
Каждая из этих метасфер основывается на разграничении фундаментальных психологических свойств индивида и имеет сложное строение. Очевидно, что разумность характеризуетпознавательный потенциал личности, социальность – регуляционно-нормативный, креативность – творческий, эвристический.Таким образом, каждой метасфере способностей удовлетворять ют специфическая мотивация, форма активности и отдельный механизм поведения: разумности – мотивация достижения, познавательная активность и адаптивное поведение; социальности – мотивация признания, регуляционная активность и моральное поведение; креативности – мотивация самореализации, творческая активность и нешаблонное поведение. Взаимодействие - между собой определенным образом, указанные метасферы определяют успешность деятельности, а в случае исключительных результатов и их гармониционного взаимовлияния – одаренность и талант.
С другой стороны, среди теоретических концепций социологии и социальной психологии можно выделить наиболее популярную модель влияния общества на личность путем определения четырех сфер, а именно: микро-, мезо-, макро-, мега факторов [9; 13–16].
В соответствии с этим подходом сфера микро факторов охватывает социум, который непосредственно окружает человека, а именно семья, референтные группы, общественные, государственные, религиозные и частные учреждения. Пространство мезо факторов подается системой, которая состоит из окружения, действует как непосредственно, так и опосредованно; другими словами, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения и тому подобное. Относительно макро факторов, то их влияние в основном имеет опосредованныйхарактер, поскольку состоит из общих этнокультурных условий, национального менталитета и традиционной страны и общества, а также устройства и социо-экономического состояния развития государства. Сфера мега факторов меньше всего зависит от конкретной личности, хоть и является неотъемлемой составляющей ее становления. Она организуется как глобальные системы, прежде всего, космос, планета, мир. А это обеспечивает учет условий, тенденций и проблем этой сферы и их влияние и взаимосвязь со всеми сферами - факторами, а также возможность прогноза тенденций развития социальных отношений лица в глобальном масштабе.
Оригинальную концепцию системы становления и развития человека предложено американским психологом Бронфенбреннером. Он разработал модель экологических систем развития человека [20]. В частности, ученый трактует развитие индивида как динамический процесс, что происходит в двух направлениях – личностном и общественном. Это означает, что индивид, который растет физически и утверждается социально активно, осваивает и реконструирует жизненное пространство. В то же время последний, характеризуясь составностью, структурно организуется в сознании человека как многоуровневая система.
По В. Бронфенбреннером, экологическая среда развития человека состоит из четырех систем, которые можно по принципу “матрешки” вместить одна в одну, начиная от микросистемы и заканчивая макро - системой. Микросистема – это структура деятельностей, ролей и межличностных отношений, которые переживаются и осознаются личностью, которая развивается в конкретном социальном окружении. Мезо система – структура отношений двух и более микро систем, в которых активно действует и утверждает себя личность. Экзо система – структура, состоящая из нескольких сред, где личность не является активным действующим лицом, хоть и причастен к ситуации и событий социума этого уровня организации, который влияет на нее косвенно. Макросистема охватывает все жизненные ценности, законы, традиции той культуры и исторической эпохи, в которой личность родилась.
Анализ представленных моделей показывает, что на становление и развитие личности влияет ряд факторов различного уровня и порядка, со своей стороны, предопределяет выбор отдельным исследователем научного подхода к ее учению в системе социальных отношений и выделения воздействий тех или иных социумных наслоений. Поэтому возникает необходимость созданияцелостной модели социально-психологического исследования личности.
В нашем опыте экспериментирования это целостная модель комплексного социально - психологического исследования личности может быть представлена как взаимосвязь четырех уровней научного познания. Важно, что каждому уровню соответствует отдельный ряд параметров внутреннего мира личности, которая погружена в разноаспектные системы социальных отношений: а) как субъект межличностных отношений; б) как субъект малой группы; в) как субъект социокультурной организации).
Определение личности как субъекта социального взаимодействия определенного, на каждом уровне более широкого и сложного, диапазона отношений требует рассматривать любое субъективное проявление как такой, что находит отражение в реакциях, действиях и поведении, чем и раскрывает свою реалистичность, приобретая социально-психологические признаки. С помощью средств социальной причастности человек объективирует сложный культурный смысл и групповой характер собственных общественных отношений, которые отличаются объективностью бытия и самостоятельностью функционирования [10]. В этом контексте научного анализа личность является одновременно субъектом и объектом духовно - практической деятельности. А это, несомненно, усложняет анализ и интерпретацию результатов социально-психологических исследований личности в сфере ее поливариантных социальных отношений.