Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические положения исследования социально психологических качеств личности
1.1. Представления о развитии личности в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2. Концептуальные положения стадий развития личности
1.3 Социальные факторы, как основа развития личности
Глава II Исследования социально психологических качеств личности
Основной путь исследования личности заключается в изучении таких трансформаций субъекта, которые создаются само движением его деятельности в системе социальных отношений. Тогда реальный базис личности составляет совокупность ее общественных отношений и отношений к окружающей среды и человеческого окружения. Это позволяет объединить естественно-научное понимание человека с общественно-историческим, то есть рассматривать личность в контексте общественных обстоятельств, через интеграцию природных и культурных условий жизнедеятельности. В собственном поле (индивидуальном) внутренний мир личности полностью оказываемое общественными отношениями (социальном) [10].
Указанные теоретико-методологические ориентиры дают возможность проанализировать предложенную исследовательскую модель как систему организации социально-психологических знаний о личности.
Первый уровень модели указывает на подход к личности как социального существа, которая характеризуется определенной завершенной культурой внутреннего мира – набором действительностей, ролей и межличностных отношений. К этому добавляются мотивационные побуждения и переживания личности в социуме, которые усложняют содержательно-процессуальный ход адаптационноговзаимодействия. Поэтому первый уровень модели касается самовосприятия личности в пространстве ближайшего окружения, ее личностной адаптированности и психостроения Я-концепции.
Социально-психологический подход исследования личности открывает широкую перспективу к более полному раскрытию не только общечеловеческих психических качеств, черт и свойств, но и познания социально - специфических и индивидуально-неповторимых особенностей. Другими словами, личность предстает не как набор, а как целостная система, находящаяся в конкретном психическом состоянии, которое оказывается в актуальной поведении и применении личного опыта для регуляции или коррекции этого состояния.
Итак, на микроуровне личность в рамках предмета научного исследования обосновываетсяпо трем основным параметрам, которые освещают внутренний мир индивида: разумность, социальность и креативность. Так, разумность, раскрывая познавательные способности личности обнаруживает потенциал, который во многом опосредует эффективность актуальных отношений с социумом. Разумность личности основывается не только на развитии познавательных психических процессах, но и вызванная успеваемостью,обогащения ею опыта социального взаимодействия. В то же время она также определяет качество актуальных отношений, персональную причастность к восстановлению социально - культурного опыта. Причем этот опыт реализуется в форме получения не только знаний, навыков и умений, но и системы меж - субъектных отношений, которая находит отражение в социальности личности.
На наш взгляд, социальность базируется на общем социальном интеллекте личности, который проявляется, во-первых, в способности адаптироваться понять и принять социально значимые нормы поведения и характерологические особенности как самой личности, так и ее межличностных отношений. Последние, кроме того, выявляют потенциал личности, который находит воплощение в активной избирательности поступков человека и базируется на его индивидуально-социальном опыте. Известно, что именно особенности отношения человека к той или иной задачи или проблемы влияют на характеристику его способностей к любой деятельности. Отсюда очевидно, что целостная личность может быть адекватно описана только благодаря введению актуального социального контекста ее реальных отношений. Тогда исследования личности неизбежно охватывать динамике ее содержательных межсубъектных отношений, оценок, отношений.
Креативность раскрывает общий потенциалличности к гибкости, оригинальности и нешаблонности проявления и реализации способностей на микроуровне социальных отношений как в интеллектуальном, так и социальном аспектах. Этот параметр освещает активность человека, когда общеизвестная закономерность или норма организуется в проблемную ситуацию, которую она должна решить в актуальном взаимодействие. Уровень развития креативной сферы определяется как совокупность общих показателей при исследовании интеллектуальной и социальной сфер внутреннего мира личности.
В то же время отметим, что не только уровень интеллектуального развития обуславливает творческий потенциал личности, но и такие личностные черты, как независимость, открытость ума, высокая толерантность к определенным и неразрешенным ситуациям, развитое чувство прекрасного [12, с. 174]. Понимание и учет индивидуальных особенностей каждого параметра имеет значение для практической деятельности личности. На этом уровне психологического познания обеспечивается раскрытие строения внутреннего мира личности, реализация ее положительного природного потенциала.
Второй уровень модели исследования, утверждая личность субъектом малой группы, характеризует структуру деятельности, ролей и межличностных отношений, которые реализуются в конкретном референтном поле с характерными для него мнениями и позициями.
Анализируя теоретические подходы к характеристике такого феномена сообществ как малая группа, отметим, что большинство исследователей указывают на необходимость определения не только степени ее внутренней коммуникации, но и психологического состояния, социального строя и психологической структуры деятельности. Иначе говоря, о всеобщем развитии самоосознания каждым членом собственной групповой причастности и развитости от – чувства “Мы”. Так, определяя уровень развития малой группы, нами, безусловно, учтен вклад каждой личности в совместной деятельности, которая является носителем специфической, только ей присущей системы отношений как в интеллектуальной, так и социальной и креативной сферах.
На макроуровне личность воспринимается как составная и неотъемлемая часть группы и может быть описана по трем основным параметрам, которые освещают разумность, социальность и креативность этой группы. Влияние организационной структуры, системы внутренних симпатий, взаимопонимания занимает весомое место в формировании всех сторон внутреннего мира, индивидуального опыта и возможностей позитивного утверждение Я-концепции.
В процессе общественной жизни личности формируется сложнейшая – многомерная, многоуровневая и динамическая – система субъект-субъектных отношений, на которую накладывает определенный отпечаток объективной системы социального взаимодействия. Незначительные изменения объективного состояния личности в социуме, безусловно, требуют перестройки ее субъективных отношений. Поэтому учет общего социально-психологического портрета такой общности, как референтная группа, за параметрамы разумности, социальности и креативности является важным этапом комплексного исследования личности. Определенное место в этой работе играет учет возрастных особенностей, которые объективно влияют на понимание и интерпретацию социальных процессов и дают возможность своевременно их корректировать.
Третий уровень модели исследует личность как субъект социально-культурной организации. Он гарантирует описание общей характеристики актуального состояния и социального потенциала сообщества на уровне отдельных институций. В то же время фиксирует восприятие личностью всей совокупности отношений, традиций, норм, ценностей и воздействий, которые оказывает широкое социальное окружение социально - культурной ориентации на общее развитие личности.
На экзо уровне личность также может бытьописана по трем основным параметрам, освещающих обобщенные характеристики разумности, социальности и креативности определенной социальной системы-организации (например, образовательного учреждения).
Анализ указанных параметров позволяет давать не только социально-психологическую характеристику социальной организации, но и отслеживать динамику социальных отношений и прогнозировать ее дальнейшее развитие и совершенствование социокультурного пространства. При этом организационная структура представляет собой социальную общность, которая не сводится к определенной группе личностей, входящих в нее. Она не занимает только качественные различия, потому что социально-организационные реальности, которые образуются в ее структуре, не присущие социальным качествам каждого отдельного субъекта, хотя из них возникающих [6, с. 80].
Комплексный мониторинг становления и развития личности дает возможность субъектам социального взаимодействия формировать целостное представления о своем внутреннеммире, особенности психологической организации, тенденции развития, а также использовать результаты для разработки программ проектирование и прогнозирование перспектив культурного развития и самореализации каждой личности.
Основательный социально-психологический анализ процесса и результатов деятельности субъектов социального взаимодействия на основе данных психолого-диагностического обследования должен обеспечивать прогнозирование оптимальных форм, методов и средств воплощения межличностх отношений, а также определение траектории развития основных сфер как внутреннего мира, так и групповой общности по критериям разумности, социальности, креативности.
Разработка комплексного социально-психологического исследования личности должносоответствовать трем основным уровням научногоанализа, который содержит:
– обще-научный аспект: осмысления модели социально-психологического исследования субъектов социальной взаимосвязи с учетом социокультурного менталитета;
– психологический аспект: адаптация агрессивных методов диагностических исследований в системе социального мониторинга, апробация комплексного познания личности, опираясь на научно - психологическую подоплеку возрастных особенностей субъектов социального взаимодействия;
– социологический аспект: исследование социальных основ социального взаимодействия, взаимовлияния общественного окружения и личности в теоретических конструктах социальной активности и организационной деятельности.
Следует заметить, что психодиагностические и коррекционные методы должны быть адаптированы к реальным социокультурным условиям жизнедеятельности современной социальной системы, а также учитывать основные уровни влияния на развитие личности:
а) мировоззренческий (полный спектр сформированности ценностных ориентаций, социальных идеалов и норм);
б) социологический (социально-культурная поле сообщества и возможности коррекционного воздействия на него);
в) психологический (полный диапазон психологических особенностей участников социального взаимодействия).
Заметим, что любое исследование сталкивается с серьезной проблемой адекватного и качественного инструментария, который бы имел возможность обеспечивать исследования каждой сферы способностей. Причем такой комплекс психодиагностического инструментария должен обеспечивать не только исследование актуального состояния, но и мониторинг в включения личности к социальному взаимодействию и возможность сравнивать полученные результаты. Укажем на основные требования, которым должна от - поведать диагностический комплекс:
– возможность организации исследования в групповой форме;
– экономия времени в процессе проведении тестирования или опроса;
– одновременный охват нескольких показателей развития;
– минимальная трудоемкость первичной обработки результатов.
Решение проблем, связанных с реализацией опытно-диагностических программ социально-психологического исследования личности, не возможно только на уровне отдельных исследовательских программ и инициатив, здесь необходимы решения на общегосударственном уровне путем сознания определенных служб и реальной работы психологов.
На этом уровне, по нашему мнению, крайне необходимым является создание научного центра психологической диагностики, в компетенцию которого входили сертификация, отслеживание и контроль применения тестовых методик, коррекция норм, определения уровня надежности и валидности, адаптации методик, разработанных в других странах и при других условиях; создание базы данных и системы информирования практических психологов относительно новейших разработок, тенденций развития психодиагностической практики и тому подобное.
Итак, исследовательская практика, которая организуется в гуманитарной сфере общества и предусматривает задействование теоретико - методологических средств психологии, социогии, педагогики, должна организовываться сознательно, программно, профессионально.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избран. психол. тр. / Б.Г. Ананьев ; [под ред. А.А. Бода - лева]. – М. ; Воронеж : МПСИ, 2005. – 431 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического ана - лиза / А.Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2002. – 414 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Вы - готский. – М. : ИПП, 1996. – 512 с.
4. Диагностика психического развития / [Б. Балаштик, В. Голубь, Я. Йирасек и др. ; под общ. ред. Й. Шванцара]. – Прага : Авиценум, 1978. – 388 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих спо - собностей / У.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
6. Казмиренко В.П. Социальная психология организаций : монография / В.П. Казмиренко. – К. : МЗУУП, 1993. – 384 с.
7. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
8. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. тер Лаак. – М. ; Воронеж : МПСИ, 1996. – 384 с.
9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М. : ИПП, 1997. – 368 с.