Файл: Социально Психологические качества личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) На уровне конкретно-социологических исследований личности рассматриваются исходя из эмпирических характеристик всех без исключения социальных взаимодействий, в которые они вступают в процессе своей жизнедеятельности. Изучение проблем личности на этом уровне имеет важную особенность: личностные эмпирические характеристики обнаруживаются практически в каждом социологическом исследовании, в том числе, и тогда, когда оно имеет иное целевое назначение (например, изучение текучести кадров, состояния морально-психологического климата и т.п.). На этом уровне используются как методические приемы вышеназванных уровней, так и разрабатываются собственные. Среди специфических методов сбора первичной социологической информации можно назвать использование так называемых карт личности, определение того или иного вида ее социального потенциала путем проведения экспериментов, использования социометрических методов при изучении распределения в коллективах социальных ролей, применение метода градуировки с бальными оценками и т.п (9,c.105).

Переходя к проблеме взаимоотношения общества и личности необходимо отметить, что в социологии существует много теорий, которые кардинально отличаются одна от другой вследствие различных методологических установок. Так существуют точки зрения, согласно которым общество или сводится к индивидам, рассматривает их всего лишь как часть, “молекулу” общества. Согласно другому представлению, личность и общество – это два отдельных, независимых друг от друга явления (6,c.88).

В марксистской социологии акцентируется внимание на моменте диалектического взаимосвязи личности и общества, утверждается, что они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга, потому что не существует общества без индивида, и он может существовать только в обществе. „Поскольку сущность общества заключается во взаимных отношениях и взаимной деятельности индивидов, а сущность человека есть совокупность общественных отношений, – пишет Д.Маркович, – можно утверждать, что индивид и общество являются двумя сторонами одного явления – социальной истории человечества”(16,c.195).

С одной стороны, общество благодаря системе специальных институтов оказывает влияние на процесс формирования каждой личности. Именно в обществе разгорается процесс превращения биологического индивида в личность. С другой стороны, личность имеет творческую активность и поэтому способна изменять не только свой собственный внутренний мир, но и внешний, то есть выступать не только объектом, но и субъектом общественных отношений.


По мнению социологов, личность как субъект общественных отношений характеризуется прежде всего автономностью, относительной независимостью от общества, способностью противопоставлять себя ему; самосознанием, то есть способностью к самоанализу, самооценки, самоконтроля; ответственностью за свои поступки и т.п.

Одной из наиболее разработанных в социологии является проблема субъективных детерминант (движущих сил) социального поведения личности, к которым относятся потребности и интересы. Отправным моментом при анализе личности являются потребности, то есть внутренние силы ее активности, характеристика объективного в личности. Потребности – это нужда, необходимость для человека того, что обеспечивает ее существование и самосохранение (32,c.285).

Другая категория социологии личности – интерес тесно связана с потребностью. Она также имеет объективно-субъективную природу и представляет собой осознание потребностей. Вместе они составляют основу ценностного отношения личности к окружающему миру и используются для исследования регуляторов социального поведения.

Рассматривая личность как субъект, необходимо уяснить, как социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Интересы выступают основным связующим звеном между реальным общественным положением человека и отражением этого положения в сознании, в том числе и в характере усвоения социальных функций (ролевых предписаний), свойственных ее положению. Кроме того, через социальный интерес осуществляется обратная связь-от субъекта к его социальному поведению: люди действуют, исходя из определенных социально обусловленных интересов (7,c.165).

На основе сложившейся системы потребностей и предыдущего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных условиях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, не стереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Далее самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Она представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах личности, готовности к действию.


1.2. Концептуальные положения стадий развития личности

Духовное развитие личности и его этапы – сейчас одна из наиболее востребованных тем в среде людей, интересующихся эзотерикой. Это вполне объяснимо, ведь все мы стремимся узнать еще больше о себе и перейти на новый уровень самосознания, четко определить свое место в окружающей нас Вселенной и оценить дальнейшие перспективы своей жизни. Изучая стадии личностного роста, человек способен осознать, на какой именно из них он находится (иногда это бывает и промежуточный этап между двумя ступенями сознания). Обычно в системах, описывающих развитие сознания, выделяют три начальные ступеньки, которые доступны обычным людям, проживающим в нашем социуме, переходной этап и 2-3 ступеньки духовного развития, которых достигают лишь «продвинутые» представители рода человеческого.

У духовно развитой личности душа, скорее всего, прошла очень сложный, долгий и извилистый путь, а этап, на котором он находится, во многом определяется уже пережитым и осмысленным.

Все мы абсолютно различны, поскольку находимся на разных этапах развития, и наиболее полно это возможно объяснить теорией реинкарнации. Прошлое нашей души нам неизвестно, поэтому согласно этой концепции неведомые нам последствия наших предыдущих воплощений приводят к конкретному результату, т.е. текущей стадии развития личности. Верить или не верить в это – каждый выбирает сам. В последнем случае можно заключить, что у развитой души были к этому хорошие генетические предпосылки и благоприятные условия существования (6, c.54).

Объективно «хороших» и «плохих» этапов развития просто не существует, ведь если мы будем так судить, всегда найдется кто-то, кто уже достиг нирваны и стоит выше нас на несколько голов. И по сравнению с ним наш собственный этап покажется очень низким. А все ролевые игры в унижение и возвышение приведут лишь к пустым растратам энергии на чувство собственной важности. Однако, чтобы избежать путаницы, выделим все же промежуточные уровни, на которых находится большая часть населения Земли, с тем, чтобы отличать их от более высоких стадий развития души и личности. Всего же и тех, и других будет шесть (31, c.347).

Важнейший критерий, по которому можно сравнить различные этапы развития человеческой личности, - это тонкость восприятия. Чем она больше, тем более чувствительна душа к самым неуловимым граням того или иного явления или ситуации. Если восприятие достаточно грубо, человек оказывается менее разборчивым в своих поступках и словах. То, что вполне адекватно для личности, пребывающей на начальном этапе развития, покажется агрессивным, глупым, грубым, эгоистичным для личности, которая уже прошла ряд духовных уроков саморазвития и самосознания (5, c.183).


Вторым по значению критерием является банальная дальновидность, или, говоря иначе, мудрость. Она заключается в тщательном присчитывании того, как тратить свои энергетические ресурсы. Мудрый человек тщательно анализирует свою душу и разум и нечувствителен к грубым импульсам. Ведь если немного потерпеть сейчас и неустанно работать над собой, результат в будущем будет просто феерическим. А если вы щедро и впустую тратите собственные внутренние ресурсы, разочарования в дальнейшем просто неизбежны.

Третий и самый неординарный критерий сравнения стадий личностного развития – это т.н. допуск по сферам. Этот термин означает разрешение участников определенной части социума – сферы – находиться в их обществе, которое живет по общепринятым или отличающимся от таковых законов. Чем выше этап развития, которого достигло человеческое сознание, и чувствительнее восприятие, тем более тонкими и разумными окажутся законы того общества, в которое стремится попасть человек, и тем более неукоснительно он обязан их соблюдать. Так, стремясь попасть в сферу добрых и умных людей, мы сами должны стать такими, иначе будем отвергнуты.

На этом этапе развития личности находятся люди, потребности которых мало отличаются от таковых у животных. Несомненно, половое влечение, чревоугодие и стремление выжить любой ценой в обществе скрываются под самыми разными масками и ритуалами, но суть будет неизменно та же. Человек ощущает основную потребность, которая полностью овладевает ним, и ищет путь ее удовлетворения самыми различными способами.

Социальные преграды образуют определенный буфер между природными человеческими инстинктами и сознанием цивилизованного человека. Если этот буфер минимален, представитель социума будет вести себя грубо, жестоко и аморально, абсолютно не считаясь с мнением других. Он будет стремиться любой ценой удовлетворить свои потребности, зачастую прямолинейно и цинично (4, c.190).

На этом практически «нулевом» этапе развития личности животное начало берет верх, а животное желание настолько затмевает разум человека, что он даже не задумывается о расплате. Его поведение направлено лишь на утоление желания, сила которого полностью растворяет зачатки слабо осознаваемых мыслей о последствиях определенных поступков. Таким образом, даже самая низшая ступень мудрости, дальновидности и самосознания оказывается недоступна данному представителю человеческого рода.

На этом этапе пребывает рядовой обыватель, для которого специально разработаны социальные «наркотики» - журналы, фильмы, СМИ, онлайн-игры, до 90% которых адаптированы для понимания людьми, не достигшими еще более высоких этапов развития личности. Что касается книг, о них пока говорить не будем, т.к. во многих из них информация преподносится все же на чуть более высоком уровне.


Для этой стадии характерно понимание того, что грубого насилия следует избегать. Человек даже может логически обосновать, почему нельзя вести себя жестоко и аморально с физической точки зрения. Но сам факт присутствия разумного объяснения не так уж принципиален. Наибольшее значение имеет глубинный духовный опыт, присутствующий в бессознательном в человеке. Если вы – поклонник теории реинкарнации, этот уровень легко объяснить множественными прошлыми жизнями, в которых человек уже пережил грубые проявления кармы. Для тех, кто не верит в это, причинами являются хорошая генетическая предрасположенность или элитное воспитание. Однако среднестатистический член общества все же способен иногда регрессировать, опускаясь до физического насилия во время временного затмения рассудка – притупления восприятия (15,с.99).

На втором этапе духовного развития человек редко осознает, что, например, ложь – это тоже насилие и нарушение внутренней гармонии. Таким образом, проблема переходит на более тонкий ментальный уровень. Развитие в этом случае невозможно без устранения грубого непонимания и избавления от незаметного, на первый взгляд, духовного дисбаланса.

Вторая стадия характеризуется более завуалированными проявлениями инстинкта выживания, который маскируется порой под нечто более благородное, однако в основе поведения человека все же лежат половой инстинкт и чревоугодие (7, c.200).

Отличительная черта второй стадии развития – это жажда удовольствия. Поскольку ментальная сфера достаточно развита, то, кроме первобытных наслаждений – секса и еды, человек активно интересуется кино, развлекательной литературой, играми, светским общением и другими развлечениями.

Второй критерий, касающийся мудрости и дальновидности, оказывает на всю жизнь человека уже весьма заметное влияние. Он активно использует память и склонен зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность удовлетворять свои желания. Однако на этом этапе возможно погружение в алкоголизм или наркоманию, поскольку социальные табу, наложенные на них обществом, в этом случае часто не срабатывают.

Для первых двух стадий развития основополагающим является критерий деградации личности при отсутствии трудовой и другой активной деятельности. Если на человека, находящегося на них, обрушивается такое состояние, часто он оказывается неспособен дальше жить. Исключением может оказаться случай, когда рядом с такой «слабой» душой находится более сильный духовный учитель или партнер, влияющий на сознание человека (1, с.139).