Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая компания зависит от факторов внешней и внутренней среды. Для того, чтобы она продолжала развиваться, а не угасла на рынке, необходимо проводить анализ внешних и внутренних факторов.

Актуальность исследования состоит в том, что без своевременного проведения анализа, можно не заметить факторы угрожающие продвижению на рынке, что приведет к краху предприятия.

Объектом исследования. В качестве предмета исследования выступает методология.

Цель курсовой работы состоит в исследовании внешней и внутренней среды предприятия ТМК. Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие задачи:

1.Рассмотреть внешнюю среду организации, а именно:

- понятие и характеристику внешней среды организации;

- внутреннюю среду организации

3. Провести анализ внешней и внутренней среды в ПАО «Трубной металлургической компании», который включает в себя:

- общую характеристику предприятия ПАО «ТМК»;

- анализ рисков в ПАО «ТМК»

Объект исследования - ПАО «ТМК».

Предмет исследования:

В качестве методологии исследования используются методика SWOT-анализа деятельности фирмы (выделение сильных и слабых сторон, внешних угроз и преимуществ) и методика оценки конкурентного преимущества фирмы на рынке.

1.Анализ внешней и внутренней среды организации

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Ею признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [1]

Любая организация (предприятие) взаимодействует с внешней средой, т. е. получает из нее ресурсы (рабочую силу, капитал, оборудование, сырье, энергию, информацию и т. д.), которые становятся элементами ее внутренней среды. Полученные ресурсы перерабатываются в продукцию (услуги) и поступают для реализации во внешнюю среду. [5]

1.1 Анализ внешней среды организации

Внешняя среда– совокупность условий, в которых протекает деятельность организации. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.[2]


Внешняя среда организации включает в себя такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.

Внешнюю среду описывают следующие характеристики:

1)Взаимозависимость. Определяется степенью взаимосвязанности взаимодействующих факторов. Так, у предприятий, которые работают с использованием комплектующих деталей, получаемых от внешних партнеров, зависимость от внешних факторов будет выше, чем при производстве этих деталей на собственном предприятии. Характеристика взаимосвязи факторов внешней среды особенно важна и значима для мирового рынка. Руководители организаций не могут больше рассматривать внешние факторы изолированно.

В качестве примера можно привести рост потребности в нефти в первом десятилетии 2000-х годов, что привело к стремительному росту цен на продукты нефтепереработки.

Это, в свою очередь, вызвало рост цен почти на все виды продукции и в конечном итоге мировой кризис экономики рыночно ориентированных стран.[8]

2) Сложность внешней среды — это число факторов, на которые организация обязана отреагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов.

3) Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Наибольшая подвижность внешней среды наблюдается в фармацевтической, химической и электронной отраслях. А также в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.

4) Неопределенность внешней среды —является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. [4]

Первой оболочкой, самой близкой к организации, является среда прямого воздействия, включающая факторы, непосредственно влияющие на операции организации и испытывающие на себе влияние ее операций: потребители, поставщики, конкуренты, государственные органы и общественное мнение.

Итак, к элементам прямого воздействия внешней среды организации относятся:


1) Поставщик — это любое или физическое лицо, поставляющие товары или услуги заказчикам. Поставщик работает в соответствии с условиями заключенного договора поставки, который является одним из видов договора купли-продажи.[2]

Поставщики- это деловые фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают компанию и ее конкурентов какими-либо ресурсами, которые необходимы для производства конкретных товаров или услуг.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.[2]

Поставщики — это те компании, которые обеспечивают организацию товарами и услугами, помогающими ей удовлетворить запросы своих потребителей. [3]

Поставщики — очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.[5]

2) Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.

Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус — ПАО, ГУП, ООО, ЗАО, ЧП и многое другое, она действует в соответствии с налоговым законодательством. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов — Госкомимущество, Госстандарт, Пенсионный Фонд и многих других.

3) Потребители - это физическое лицо (гражданин) или учреждение, которое только собирается приобрести (запрашивает информацию о цене, изготовителе) или уже закупает, купил, получил в подарок вещь или услугу, т.е. не обязательно является покупателем или клиентом, но определенно будет конечным пользователем товара или услуги (работы), которые применяются только в личных целях, домашних, семейных, бытовых или иных нуждах, не связанных с предпринимательской деятельностью, в некоторых случаях, что бы стать потребителем, гражданин обязан с продавцом заключить индивидуальный договор.[2]

Развитие предприятия зависит от его способности находить потребителя результатов его деятельности и удовлетворять его запросы.

По мнению специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса — создавать потребителя. Фирма остается на рынке и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности.[8]


4) Конкуренты – это компании, которые ведут свою деятельность в одной сфере рыночных отношений, которые производят и реализуют одинаковые или схожие товары или услуги.[7]

Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды — трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.[2]

Факторы внешней среды косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.[4]

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента кредитования и многое другое), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них — технологии (в широком смысле — как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы, отношения с местным населением, международное окружение.

Итак, к элементам косвенного воздействия внешней среды организации относятся:

1) Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.[3]

2) Состояние экономики. Менеджер должен также уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состоянии экономики, так как оно может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.


Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое. То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации.

3) Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых — установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое – влияют на организацию непосредственно.[2]

4) Политические факторы– это влияние на экономическую сферу со стороны государства и прочих влиятельных политических сил (партий, профсоюзов, объединений). Со стороны государства влияние на экономику оказывается более сильным. Оно имеет место в ряде наиболее важных сфер.[6]

Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.

5) Отношения с местным населением. Имеет преобладающее значение местной общественности для организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации. [4]

6) Международное окружение. В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью.

Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.

Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране.[3]

Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде.

Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

1.2. Анализ внутренней среды организации