Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.Анализ внешней и внутренней среды организации
1.1 Анализ внешней среды организации
1.2. Анализ внутренней среды организации
2.Анализ среды организации на примере ПАО «Трубной металлургической компании»
2.1 Общая характеристика предприятия ТМК
2.1 Общая характеристика предприятия ТМК
Общие сведения о компании:
Полное наименование компании: Трубная Металлургическая Компания.
Сокращенное наименование: ТМК.
Центральный офис ТМК:
Данные гос. регистрации: №1027700429602 от 14.11.2002, МРП
105062, Москва, ул. Покровка, д.40, стр.2а,
Тел.: +7 (495) 775 7600,
Факс: +7 (495) 775 7601 Web-сайт: www.tmk-group.ru E-mail: tmk@tmk-group.com.
Филиал Торгового дома ТМК в г. Полевском:
623388, Свердловская область г. Полевской, Вершинина ул., д. 9,
Тел.: +7 (34350) 3 31 61, Е-mail: marketing@stw.ru,
Директор филиала: Маларщиков Олег Владиславович.
Основное производственное направление ТМК:
Предприятия компании ТМК выпускают практически весь сортаментный ряд существующей трубной продукции, которая используется в нефтегазовом комплексе, в химической и нефтехимической промышленности, в энергетике, в машиностроении, в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, в судостроении, в авиационной, космической и ракетной технике, в сельском хозяйстве. Торговый дом ТМК реализует продукцию Волжского, Северского, Синарского трубных заводов и Таганрогского металлургического завода. Закупки сырья и материалов для этих предприятий.
Историческая справка:
Трубная Металлургическая Компания создана в 2001 году. Также для совершения операций по продаже продукции и закупке сырья и основных материалов создан Торговый дом ТМК (ТД ТМК).
В 2002 году в состав ТМК вошли Северский, Волжский и Синарский трубные заводы. Открыто представительство Компании в Азербайджане (г. Баку).
В 2003 году основана дочерняя компания «ТМК-Казахстан».
В 2004 году в состав ТМК вошел Таганрогский металлургический завод.
В 2005 году в состав ТМК вошла компания ТМК Global, создана торговая компания ТМК North America, открыто представительство Компании в Китае (г. Пекин).
В 2006 году ТМК разместила свои ценные бумаги на Лондонской фондовой бирже. В состав Компании вошли румынские предприятия TMK-Artrom и TMK-Resita, российское предприятие – Орский машиностроительный завод. В этом же году создана торговая компания ТМК Middle East.
В 2007 году в состав Компании вошли сервисные предприятия «Трубопласт», «Управление по ремонту труб», «Центральная трубная база», а также единственный в России отраслевой научно-исследовательский институт РосНИТИ. Создано совместное производственное предприятие между ТМК и Corinth Pipeworks – ТМК-КПВ. Также основана компания «ТМК-Премиум Сервис». ТМК также открыла представительства в Туркменистане и в Сингапуре.
В 2008 году состоялось приобретение американских трубных активов и создание дивизиона ТМК IPSCO. Также создан дивизион «ТМК Нефтегазсервис». В состав ТМК вошло предприятие «ТМК-Казтрубпром» (Казахстан).
В 2009 году создан Европейский дивизион ТМК, в состав которого входят TMK Europe, TMK Italia, TMK-Artrom, TMK-Resita. Также учреждена дочерняя
компания «ТМК-ИНОКС». Открыто обособленное подразделение ТД ТМК в городе Сочи.
В 2010 году создано совместное предприятие ТМК и РОСНАНО – ТМК-ИНОКС. Открыт торговый офис TMK IPSCO в Канаде (г. Калгари). Также открыто представительство Компании в Южно-Африканской Республике (г. Кейптаун), усиливающее региональное присутствие ТМК на рынках африканских стран южнее Сахары.
В 2011 году открыто представительство ТМК в Узбекистане. ТМК также приобрела блокирующий пакет акций Волгоградского речного порта.
В 2012 году открыт научно-исследовательский центр в г. Хьюстоне, (штат Техас, США) и филиал Торгового дома ТМК в г. Орске (Оренбургская обл.). ТМК приобрела 55% акций трубного завода, расположенного в Султанате Оман (TMK GIPI), а также зарегистрировала совместное сервисное предприятие с компанией EMDAD в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты).
В 2013 году американская компания OFS International LLC, подконтрольная ТМК, приобрела 100%-ую долю в активах по сервисному обслуживанию трубной продукции и производству аксессуаров для нефтегазодобывающей отрасли, принадлежавших компании ITS Tubular Services (Holdings) Limited (Абердин, Шотландия) и аффилированной группе акционеров.
В 2014 году ТМК заключила договор с Объединенной дирекцией по управлению активами и сервисами «Сколково» на создание научно-технического центра ТМК в инновационном центре Сколково, что ознаменовало начало практической реализации планов по строительству Центра НИОКР ТМК.
В 2015 году ТМК и РОСНАНО продолжили свое сотрудничество в рамках нового проекта по расширению производства высокотехнологичных труб с улучшенными свойствами для нефтегазового комплекса. Для реализации проекта РОСНАНО осуществило приобретение акций ТМК в процессе дополнительного выпуска акций по открытой подписке и стало владельцем 5,4764% его обыкновенных акций. Новое производство включает в себя трубопрокатный комплекс с непрерывным станом FQM на Северском трубном заводе.
В 2015 изменена организационно-правовая форма ТМК на публичное акционерное общество. В конце 2015 года ПАО «ТМК» совместно с другими с крупнейшими российскими компаниями и финансовыми институтами выступило учредителем Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
В 2016 году ТМК Artrom S.A., подконтрольная ТМК создала в США TMK Industrial Solutions LLC в целях увеличения объемов продаж.
ТМК (LSE: TMKS) является одним из ведущих глобальных поставщиков трубной продукции для нефтегазового сектора. ТМК объединяет 27 предприятий, расположенных в России, США, Канаде, Румынии, Омане и Казахстане, и два научно-исследовательских центра в России и США. Общий объем отгрузки труб в 2017 году составил 3,8 млн тонн. Наибольшую долю в структуре продаж Компании занимают нарезные нефтегазовые трубы, отгружаемые потребителям в более 80 странах мира. ТМК поставляет продукцию в сочетании с широким комплексом сервисных услуг по термообработке, нанесению защитных покрытий, нарезке премиальных соединений, складированию и ремонту труб.
Мировой рынок стальных труб, в частности сегмент труб для нефтегазовой отрасли, является высоко конкурентным. Конкуренция основана на выполнении технических требований покупателя, цене, качестве и предоставлении сопутствующих услуг. В России и СНГ основными конкурентами ТМК являются группы ЧТПЗ и ОМК, предприятия которых производят сварные и бесшовные трубы, украинские и китайские производители трубной продукции.
За пределами России и СНГ ТМК конкурирует с ограниченным количеством компаний, занимающихся, в основном, производством бесшовной премиальной продукции: Tenaris, Vallourec, Sumitomo, Voestalpine и некоторыми китайскими производителями, такими как Baosteel и TPCO. В США ТМК конкурирует с компаниями: Boomerang, Tenaris, U. S. Steel и V&M Star, являющейся дочерней структурой Vallourec, а также с импортерами OCTG и линейных труб, большей частью из Азии.
В таблице 2 представлена обобщенная оценка внутренней среды ЗАО «ТД «ТМК».
Таблица 2.
Оценка внутренней среды организации
Функциональные отрасли |
Плюсы |
Минусы |
Маркетинг |
Высокая конкурентоспособность, разнообразие и высокое качество продукции и услуг |
Зависимость от колебаний на рынке и в структуре клиентов |
Производство |
Возможность выбора поставщиков и получения новых материалов. Оснащение предприятия современным оборудованием. |
Сбои в работе из-за поломок оборудования |
Персонал |
Высокая квалификация постоянных служащих |
Периодическая нехватка специалистов |
Таким образом, сильными сторонами являются:
- высокая квалификация работников предприятия – более 50% работников предприятия имеют высшее образование или прошли сертификационное обучение;
- известность на рынке, положительная репутация предприятия – положительную репутацию предприятию создают VIP – клиенты, которые пользуются его услугами;
- динамичное, молодое руководство – средний возраст руководящего персонала не превышает 35 лет.
Слабые стороны ПАО «ТМК»:
- снижение пропускной способности транспортного коридора;
- аварии;
- нарушение технологии погрузки/разгрузки, складирования и грузопереработки, транспортировки грузов;
- неточная и несвоевременная передача данных в последующие звенья цепей поставок;
- несогласованность информационных систем, невозможность их технической поддержки и интеграции;
- несвоевременная обработка данных;
- кадровые изменения;
- отсутствие собственного транспорта для поставки продукции;
- нет страхования.
Проанализировав внутреннюю среду торгового предприятия ЗАО «ТД «ТМК» можно сделать вывод, что она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Для результативного изучения состояния компонент макроокружения в организации создается система отслеживания внешней среды, которая должна осуществлять проведение наблюдений, как единовременных, так и регулярных (обычно раз в год).
При этом важно не только определить текущее состояние компонент макроокружения, но выявить тенденции отдельных важных факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать предприятие в будущем.
Был проведен анализ макроокружения для предприятия ЗАО «ТД «ТМК». Результаты анализа сведены в приложение 1.
Из таблицы видно, что наиболее существенное влияние на деятельность предприятия ЗАО «ТД «ТМК» оказывают экономические компоненты макроокружения. Она представляет для предприятия, как возможности, так и угрозы. Возможностью является увеличение объемов работ за счет улучшения благосостояния клиентов при экономическом росте. Угрозой является снижение рентабельности в отрасли, следовательно, на рынке останутся только крупные и сильные игроки.
Внедрение новых технологий положительно влияет на деятельность предприятия, так как ведет к повышению качества предоставляемой продукцией, работ и услуг.
2.2 Анализ рисков в ПАО «ТМК»
Основные риски ТМК:
Отраслевые риски:
1.Зависимость от нефтегазовой отрасли:
Нефтегазовая отрасль является крупнейшим покупателем стальных труб в мире и обеспечивает основную долю выручки ТМК, в особенности в разрезе продаж труб OCTG, линейных труб и труб большого диаметра. В 2016 году продажи труб ТМК для нефтегазовой индустрии составили 76% от общего объема.
В случае значительного или продолжительного снижения цен на нефть и природный газ размер инвестиций нефтегазовых компаний может быть сокращен. В результате, спрос на трубы нефтегазового сортамента также значительно уменьшиться, что приведет к росту конкуренции и возможному снижению цен на трубную продукцию.
Таким образом, снижение добычи нефти и природного газа, бурения новых скважин и цен на энергоносители может иметь негативное воздействие на производственные и финансовые результаты ТМК.
2.Рост цен на сырье и материалы:
ТМК используют различные виды сырья и материалов для производства стальных труб. К основным видам сырья, используемым в производстве, относятся: металлолом и легирующие компоненты для производства стали, круглая стальная заготовка для производства бесшовных труб и стальной лист и штрипс для производства стальных труб. Потребность в сырье зависит от объема продаж продукции ТМК, значительное влияние на который оказывает состояние мировой экономики.
В 2016 году затраты ТМК на сырье и материалы составили 65% от себестоимости. Цены на сырье и материалы являются принципиальным компонентом, влияющим операционные результаты ТМК. Они подвержены воздействию многих внешних факторов, включая цены на нефть и природный газ, мировые мощности по производству трубной продукции и их загруженность, инфляцию, валютные курсы, торговые барьеры и технологию производства.
Цены на сырье и материалы оказывают ключевое влияние на себестоимость. Если рост цен на металлолом, штрипс и прочие виды сырья не будет своевременно перенесен на цену готовой продукции, это может иметь негативное воздействие на рентабельность продукции ТМК и операционные результаты.
Производственные предприятия ТМК потребляют значительные объемы энергетических ресурсов, преимущественно электроэнергии и природного газа. В 2016 году доля затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции практически не изменилась и составила 8% от общей себестоимости. Рост цен на энергоносители будет приводить к увеличению себестоимости продукции ТМК и может оказать негативное влияние на производственные и финансовые результаты.
3.Зависимость от небольшой группы покупателей:
Поскольку ТМК ориентированы на продажу труб для нефтегазовой отрасли, крупнейшими покупателями ТМК являются нефтяные и газовые компании. В 2016 году продажи в адрес пяти крупнейших покупателей ТМК Роснефть (включая ТНК-ВР), Газпром (без учета Газпром Нефти), Сургутнефтегаз, Bourland Leverich и Лукойл составили 39% объема реализации. Увеличение зависимости продаж ТМК от какого-либо крупного покупателя может негативно влиять на операционные результаты.