Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы, обусловлена тем, что менеджмент не является таким же материальным объектом, как основные производственные фонды, денежные средства, финансовые вложения. Если подвергнуть любое предприятие инвентаризации, то система управления будет отсутствовать в перечне обнаруженных в ее ходе объектов. И все же система управления существует в действительности. Ее деятельность можно обнаружить, анализируя результаты деятельности. Эти результаты можно поделить на три составляющие:

а) состояние и тенденции изменения функциональных характеристик организации, или выходных параметров (выручка, активы, прибыль и пр.);

б) состояние и тенденции изменения структурных характеристик организаций (операционная модель, система управления и пр.);

в) результаты деятельности по развитию организации (философия управления, выполнение стратегических целей, развитие персонала и пр.).

Качество системы управления отражается на поведении предприятия как системы, на результатах ее деятельности, на росте показателей эффективности. В современных экономических условиях развитие социально-экономических систем, одними из которых являются предприятия, носит циклический характер, что предполагает наличие как периодов подъема, так кризиса. Присущие современной экономике динамизм, неопределенность, риск и многофакторность усиливают вероятность кризисных ситуации.

В этой связи для стратегического развития компании становится значимым использования концепции жизненного цикла и моделей развития, в частности модели жизненного цикла И.Адизиса.

Объект исследования: ООО «СтройБЫТ».

Предмет исследования: концепция жизненного цикла И.Адизиса

Цель исследования: разработка стратегии развития фирмы на основе концепции жизненного цикла И.Адизиса. Задачи исследования:

  • Рассмотреть основные модели развития организации.
  • Выявить основные положения концепции управления жизненным циклом организации
  • Раскрыть диагностику и определение траектории развития компании с учетом стадии жизненного цикла по методологии И. Адизеса.
  • Проанализировать деятельность ООО «СтройБЫТ».
  • Провести диагностику проблемного поля и определение стадии ж.ц. по методологии Адизеса.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Основные модели развития организации

Модель развития организации является системной концепцией, дающей ответы на вопросы о том, как будет развиваться конкретная компания данного сектора, и что необходимо сделать для того, чтобы добиться выполнения поставленных целей. Происходящие изменения внешней среды оказывают существенное влияние на деятельность предприятия, внесение изменений в ранее принятую стратегию и поиску новых.

Стратегия как модель развития организации представляет собой свод правил, на которые ориентируются органы управления организацией при принятии управленческих решений. Однако часто стратегию рассматривают в качестве общего комплексного плана осуществления миссии организации, достижения целей. Стратегия, таким образом, определяет цели и пути их достижения, чтобы организация смогла получить полное представление о едином порядке действий (рис. 1).

АНАЛИЗ СРЕДЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ФИРМЫ

ВЫБОР СТРАТЕГИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

ОЦЕНКА

И КОНТРОЛЬ

Рисунок 1 - Принципиальная схема стратегического управления предприятием [10, с 77]

Можно выделить следующие трактовки понятия «стратегия развития предприятия»:

  • стратегия как реальный план, причем план может толковаться двояко: как единство целей и методов их достижения; как совокупность методов достижения целей, но не сами цели;
  • стратегия как план для конкретизации перспектив (нечто декларируется, как цель развития);
  • стратегия как принцип, то есть требование, правило, предписывающее определенные действия в той или иной ситуации, причем эти правила могут осознаваться, а могут и не осознаваться;
  • стратегия как позиция, т.е. как отношение между предприятием и внешней средой;
  • стратегия как идеология, которая задается видением, имеющимся у лидера предприятия. [14, с 36]

В своей деятельности предприятия руководствуются целями, определяющими состояние, которого они хотят достичь в будущем поставленные цели должны быть обоснованы с точки зрения их реализуемости, в том числе, и с точки зрения достаточности ресурсов для их выполнения. Подходы к методологии стратегии развития организации индивидуальны. Однако целесообразно объединить эти подходы и сделать их взаимодополняющими, способными оказывать взаимную поддержку, а не проявлять взаимное отрицание. Субъекты бизнеса делают свой выбор из четырех базовых модели стратегических альтернатив развития организации: ограниченного роста, роста, сокращения и совокупности первых трех стратегий.

Модель стратегических альтернатив развития организации - ограниченный рост. Это наиболее популярная альтернативная стратегия, которой придерживается большинство предприятий. Она подразумевает установку целей исходя из достигнутых результатов с поправкой на инфляцию. Стратегии ограниченного роста в основном используются в стабильных отраслях промышленности с устоявшимися технологическими процессами. Это самый легкий путь, характеризующийся низким уровнем риска.

Модель стратегических альтернатив развития организации – стратегия роста. Стратегия роста предусматривает постоянное и значительное доминирование целей краткосрочного и долгосрочного характера над показателями предшествующего периода. Ее, как правило, применяют в динамично развивающихся отраслях со стремительно изменяющимся технологическим процессом. Внутренний рост обычно происходит благодаря расширению ассортимента, а внешний - приобретения бизнес - единиц.

Модель стратегических альтернатив развития организации - сокращение. Масштабы поставленных целей сокращаются по сравнению с уровнем прошлых достижений. При использовании подобной стратегии можно выбрать несколько путей: ликвидацию; освобождение от лишнего; перепрофилирование или свертывание части деятельности.

Совокупность моделй ограниченного роста, роста и сокращения предусматривает объединение любых из трех перечисленных выше стратегий. Совокупность применима, скорее всего, по отношению к большим компаниям, которые активно функционируют сразу в нескольких отраслях.

После рассмотрения руководством предложенных стратегических альтернатив осуществляется выбор конкретной стратегии. Его цель - отыскание стратегической альтернативы, максимально повышающей эффективность предприятия на долгосрочный период. Конечный выбор общей стратегии существенно влияет на предприятие в целом. Следовательно, чтобы стратегический выбор был максимально эффективным, высшему менеджменту необходимо иметь ясную и согласованную концепцию предприятия на долгосрочную перспективу.


Можно привести следующую типологию моделей стратегических альтернатив:

1) Группа корпоративных стратегий.

2) Группа портфельных стратегий.

3) Группа конкурентных стратегий.

При этом выбор определенной модели стратегических альтернатив развития зависит как от внешних условий, так и от стадии развития самой организации.

1.2. Управление жизненным циклом организации

В целом концепция жизненного цикла возникла в конце XIX в. как комплекс идей, включающих в себя идеи наследственности и развития на уровне систем. Доминировавшая тогда модель цикла предполагала нелинейный процесс изменений (трансформаций), которым подвергается субъект в своем развитии с течением времени, -от ранних стадий существования до конечной стадии. В качестве неотъемлемых характеристик жизненного цикла рассматривались успешные формы (стадии), необратимое развитие (взросление или старение) и воспроизводство форм (смена). [15, с 117]

Понятий жизненного цикла существует множество, а их использование довольно часто носит противоречивый характер. Большинство исследований, опирающихся на концепции жизненного цикла, делает основной акцент на развитие организаций как процесс, побуждаемый определенными факторами и кризисами, с одной стороны, или как на детерминированную последовательность форм - с другой. Столь разное применение термина основано на неодинаковых предпосылках, отношении ко времени и путях развития, концептуализируемых в различных терминах стадий, организационных кризисов или переходов от стадии к стадии в цикле.

Вследствие того, что организации находятся в постоянном процессе адаптации и изменений и демонстрируют уникальный набор характеристик каждой стадии развития, способность идентифицировать каждую конкретную стадию организационного развития может помочь в формулировании стратегии организации, определении рисков и возможностей, а также в управлении организационными изменениями.

В целом концепция жизненного цикла широко используется для объяснения причин развития и изменений в организации. Довольно сильное обоснование применения данной концепции для изучения организаций в динамике. Современные основные положения концепции управления жизненным циклом организации предлагает довольно конкретные модели и факторы, которые, на первый взгляд, обеспечивают более глубокое понимание организационного развития и очень полезны для стратегирования некоторых важных событий в развитии организации. Например, прогнозирование организационных кризиса с преодолением которых связывается переход на следующую стадии развития.


Организационное рождение, жизнь и смерть можно представить в терминах становления, роста, зрелости и упадка, что являет собой общие положения модели жизненного цикла организации, достоверность которой подтверждена многочисленными эмпирическими исследованиями в разных странах на примерах различных отраслей. [15, с 119]

Для организаций так же, как и для людей, условия рождения и раннего детства могут повлиять на дальнейшее развитие в значительной степени. В то же время поведение и организаций, и людей в сильной степени зависит от комбинации внутренних и внешних факторов, которые на него влияют.

1.3. Диагностика и определение траектории развития компании с учетом стадии жизненного цикла

Концепция цикличности развития и развития организации использовалась многими авторами. И. Адизес предложил свою модель циклического характера развития компаний в рамках теории жизненных циклов организации (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Стадии развития организации по И. Адизесу [5, с 33]

Как следует из модели представленной на рисунке 2:

  • Этап 1. Выхаживание сводится к тому, что основатели собирают вокруг себя коллектив – команду компании.
  • Этап 2. Младенчество характеризуется началом процесса организации деятельности.
  • Этап 3. Детство – проявление первого экономического эффекта от деятельности.
  • Этап 4. Юность – когда основатели приходят к выводу о невозможности руководить растущим бизнесом только самостоятельно.
  • Этап 5. Расцвет – на данной стадии уже сформирована система менеджмента. Сформирована стратегия, миссия и видение развития. Происходит расширение.
  • Этап 6. Стабилизация – переход от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия на существующих к политике стабильности – удержания – фокусировка на достигнутом.
  • Этап 7. Аристократизм – ресурсы направлены на укрепление существующей системы контроля и обустройство собственной деятельности. Использует тактика поглощения как компаний, так и идей, ресурсов.
  • Этап 8. Ранняя бюрократизация - проявляются сложные и порой неразрешимые структурных конфликтов, которые пытается решить, увольняя людей, но не меняя систему менеджмента в целом.
  • Этап 9. Поздняя бюрократизация - деятельность направлена на достижение результата внутренней организации компании, происходи «свертывание в себя».
  • Этап 10. Смерть- завершение деятельности.