ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2019

Просмотров: 1256

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. отсутствие разграничения уголовных преступлений и гражданских исков, отсутствие понятия государственного преступления;

2. относительная гуманность системы наказаний;

3. нормативная разработанность и детальное регулирование отношений имущественной ответственности и семейно-брачных отношений;

4. незначительное влияние писаного законодательства;

5. наличие системы внутриобшинных и межобщинных обязательств, имеющих характер норм права.

2. Источниками обычного права казахов XV-XVIII веков являются:

1. правовой обычай;

2. судебный прецедент;

3. положения съездов биев (ереже).

Шариат не играл большой роли в правовой системе. Этому способствовала принад­лежность степняков к ханифитскому толку суннизма, признающему самостоятельное значение обычного права там, где экономические и социальные отношения не соответствовали нормам шариата.

Обычай, как регулятор общественных отношений людей, является самым древним комплексом нормативов поведения. Обычаи, санкционированные государственной властью, превращались в правовой обычай, носивший у казахов название адет или зац. Периодически правители казахского ханства предпринимали попытки кодификации обычного права (Истинные установления Касым хана, Древние установления Есим хана, Жеты Жаргы Тауке хана).

Правовые обычаи постоянно дополнялись и изменялись практикой суда биев (бидiн билiгi). Решения известных биев по сложным делам или делам, нерегламентированным правовым обычаем, служили образцом для разрешения подобных дел в будущем, приобретая характер прецедента.

Некоторые сложные, затрагивающие интересы разных объединений дела рассматривались не одним бием, а коллективом судей. Прежде, чем приступить к рассмотрению дел, бии договаривались об общих нормах права, которыми они будут руководствоваться. Эти положения назывались ереже и в большинстве случаев не записывались.

3. В казахском обществе XV-XVIII веков основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, знанием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, имевший право пересматривать решения суда биев.

В казахском обычном праве дело не могло возбуждаться по факту преступления, процесс начинался только по инициативе потерпевшего. Истец именовался даулаушы или талапкер, а ответчик - жауап 6еруш1 или жауапкер. Кроме того в процессе участвовали представители истца и от­ветчика, свидетели - айгак, и присягатели - жан беруш1. Суд по казахскому обычному праву был гласным, состязательным, все дела, как уголовные, так и гражданские имели исковый характер.

Бии выбирались по взаимному соглашению сторон, причем бию мог быть дан отвод, но только до начала процесса. Рассмотрение дела начиналось с обряда бросания перед судьей плетей истцом и ответчиком. Это символизиро­вало согласие обеих сторон с составом суда и с будущим решением бия.


Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Обычно это происходило при большом стечении народа, причем не только заинтересованных людей, но и всех желающих.

Суть дела излагалась в устной форме истцом или его представителем, ответчик также мог изложить свою версию сам или через представителей. Бий мог вызвать свидетелей, явка которых обеспечивалась заинтересованной стороной.

Казахское обычное право предусматривало различный подход к свидете­лям в зависимости от их социального статуса. Не принимались свидетельства женщин, ближайших родственников истца и ответчика, несовершеннолетних, лиц, подвергавшихся телесным наказаниям, а также лиц, признанных сума­сшедшими.

Одним из важнейших институтов судебного процесса в казахском обычном праве был институт присяги - жан беру. К нему прибегали в случае невозможности другими путями выяснить истину. Ин­тересно, что присягали не сам истец и ответчик, а их родственники по выбору противной стороны. Присягатель должен был в торжественной обстановке поклясться в невиновности обвиняемого. Отказ присягателя от очистительной присяги автоматически вел к вынесению обвинитель­ного приговора.

Приговор бия выносился устно, после его объявления проводился обряд алажiп - разрезание пестрой веревки, символизирующий завершение судебного процесса. Бий получал вознаграждение бил1к - 10% от суммы иска и все штрафы, назначенные нарушителям процессуальных норм во время суда.

Исполнение решения суда биев возла­галось на ответчика, однако при отказе истца выполнять приговор прибегали к институту барымты - насильственного угона скота. Проигравшая в суде биев сторона имела право на обжалование приговора в ханском суде.

Таким образом, целью суда был не столько поиск истины, сколько примирение сторон и прекращение конфликта.


Тема 7. Принятие Казахстаном российского протектората.

1. Принятие российского протектората частью Младшего и Среднего жузов.

2. Правовые условия и последствия принятия российского протек­тората.

1. Смерть хана Тауке в 1715 году, в разгар казахско-джунгарских войн, ярко показала все противоречия, которые накопились в казахском обществе в XVII-начале XVIII веков. К началу XVIII века начало расти противоречие между принципом автономии военно-потестарных единиц и необходимостью усиления центральной власти для более действенного противостояния джунгарской агрессии. В этот период борьба за власть между соперничающими султанскими группировками усиливается. Не нашедший поддержки в своих устремлениях к верховной власти со стороны казахской элиты, Абулхаир начал искать поддержку у внешних сил. Основной его целью была централизация ханской власти.

10 октября 1731 года на собрании старшин Младшего и Среднего жузов после длительных споров и разногласий состоялось подписание присяги на верность российской императрице. Данная присяга в комплексе с обраще­нием хана Абулхаира и грамотой императрицы Анны Иоанновны о принятии казахов под протекторат составила собственно договор между Россией и частью Казахского ханства, подчинявшейся Абулхаиру.


После принятия Абулхаиром российского протектората, ханы, султаны и старшины Среднего и Старшего жузов также заявили о своем желании "быть под протекцией ". 19 декабря 1731 года на тех же условиях принял протекторат хан Семеке, 28 августа 1740 года - хан Абулмамбет и султан Абылай. Единственной причиной этих актов стало стремление не дать Абулхаиру преимуществ во внутриполити­ческой борьбе.

2. В результате договора между Россией и казахскими владетелями устано­вились отношения протектората - формы зависимости, при которой про­тежируемое государство (Казахстан) теряло часть суверенитета, в частности лишалось права самостоятельных международных сношений. В обмен государство-протектор (Россия) обязывалось защищать интересы зависимого государства от третьих стран. Конкретными условиями договора о протекто­рате между Россией и владениями Абулхаира были следующие:

1. защита российских торговых караванов, следующих транзитом через территорию Казахстана;

2. уплата ясака мехом и кожами;

3. военная помощь в случае войны России с третьими державами.

Россия брала на себя обязательство не допускать набегов российских под­данных на казахские владения и оказывать помощь Абулхаиру в его борьбе с внешними противниками. В секретных инструкциях Тевкелеву предписы­валось добиться принятия казахами дополнительных условий, устанавли­вающих в отношениях между двумя странами элементы вассалитета - формы зависимости, при которой вассальное государство обязывалось нести в пользу государства-сюзерена ряд служб.

Во внутренние дела Казахстана Россия по условиям договора вмешиваться не могла, однако уже после смерти Абулхаира в 1748 году русские императоры присваивают право конфирмации официального утверждения ханов в их достоинстве.

В то же время, в документах о принятии протектората, по мнению ученых-юристов, есть ряд моментов, ставящих под сомнение их правовую состоятельность. Обе стороны по-разному трактовали сам смысл протектората.

Таким образом, с 30-х годов XVIII века часть территории Казахстана вступает в протекторатно-вассалитетные отношения с Россией. Казахское ханство продолжало оставаться самостоятельным государством, все сношения с ним велись через Коллегию (позднее Министерство) иностранных дел. Формальное признание казахами российского протектората дало России юридические основания для военно-политической экспансии в регионе.


Тема 8. Казахстан под российским протекторатом (сер.XVIII-нач.XIX в.)

1. Казахское ханство во второй половине XVIII-начале XIX веков.

2. Политика ограничения ханской власти в Северо-Западном Казахстане.

3. Бокеевское ханство.


1. Новое возрождение казахской государственности связано с именем султана, а позднее - хана Абылая. Фактически прави­телем Среднего и Старшего жузов становится султан Абылай. В 1771 году Абылай был официально избран ханом на съезде представителей всех трех жузов в городе Туркестане.


Правление Абылая ознаменовалось попытками изменить государственно-правовую систему ханства в сторону укрепления центральной власти. Тем не менее, Абылай хану не удалось в полной мере укрепить свою власть. Некоторые представители знати пытались выступить против центральной власти. Российская пограничная администрация активно поощряла отдельных казахских правителей к самостоятельным контактам, всячески поддерживала любые выступления против хана, пытаясь таким образом ослабить его власть. Однако до конца XVIII века зависимость казахского ханства от России была чисто номи­нальной..

В годы его правления хана Уали (сына Аблая) внутриполитический кризис обострился. Основным итогом правления хана Уали и его соперников стало общее ослабление Казахского ханства. Переход к удельной системе управления привел к росту влияния султанов, а слабость центральной власти в конце XVIII-начале XIX века к усилению центробежных тенденций и фактичес­кому распаду государства.

С середины XVIII века казахи Приаралья обособились и выбрали своих ханов, независимых от русской администрации. В апреле 1816 года ханом в Приаралье был избран сын Арынгазы, развивший бурную деятельность по укреплению центральной власти и претендовавший на звание общеказахского хана. Ему удалось прекратить междоусобную анархию и ввести ряд новшеств в управлении государством. Во-первых, ханом Арынгазы была ограничена власть правителей потестарных единиц, введен особый институт жасаулов. Кроме традиционного суда биев был введен суд казиев, основанный на нормах шариата. Арынгазы ввел в уголовное право понятие государственного преступления и применял к своим противникам смертную казнь. В-третьих, был упорядочен сбор налогов в подвластных Арынгазы землях. Широко применялся институт тарханства - освобождение от налогов за особые заслуги перед государством. Цель такой политики - объединение казахов и централизация власти, что было особенно необходимо в условиях непрекращающейся агрессии со стороны Хивы и России. Российские власти в 1821 году устранили Арынгазы. Избранный на его место Уали Губайдулла, также был арестован в 1824 году, после чего российская администрация начинает планомерную деятельность по колонизации Среднего казахского жуза.

2. Одним из основных способов ограничения ханской власти стало ее ослабление путем демонстративного обращения пограничной администрации к влиятельным старшинам и султанам в обход хана Младшего жуза. Таким образом, укрепились оппозиционные центральной власти силы. В то же время российская администрация узурпировала право конфир­мации ханов, посредством которой содействовала приходу к власти послуш­ных и зависимых от себя правителей. Еще одним методом ослабления ханской власти стало провоцирование выборов параллельных ханов и раскола, таким образом, политического единства казахов. И, наконец, действенным способом подчинения казахской степи российские власти считали поощрение борьбы различных политических группировок, в частности старшин и султанской группы за влияние. При этом колониальная администрация именно себя предлагала в качестве арбитра. Результатом такой политики стал почти непрекращающийся политический кризис в приграничных с Россией казахских землях и резкое падение авторитета ханской власти.


В 1785 году оренбургский генерал-губернатор барон фон Игельстром предложил на утверждение императрице проект управления Младшим жузом, утвержденный ею в следующем году. Согласно ему, жуз делился на три части: Алимулинскую, Байулинскую и Семиродскую. Каждая часть управлялась расправами в составе председателя, двух заместителей из влиятельных старшин, а также письмоводителя. Расправы подчинялись Пограничному суду, подчиненному генерал-губернатору и состоявшему из председателя - русского офицера, пяти русских чиновников и шести выборных казахских старшин. По проекту Игельстрома расправы и пограничный суд наделялись широкими полномочиями и должны были выполнять административные, судебные и полицейские функции. По рекомендации съезда представителей военно-потестарных объединений в каждом объединении были утверждены старшины, приведенные к присяге в Пограничном суде и получавшие жа­лованье. Ханская власть ликвидировалась.

Однако поставленных целей реформа Игельстрома не достигла. Итогом первой попытки ликвидации ханской власти стало ослаб­ление влияния пограничной администрации на казахскую степь, поэтому в 1789 году был разработан новый проект управления в Младшем жузе, предусматривающий восстановление института ханской власти.

В 1791 году ханом Младшего жуза был назначен Ералы, при котором должен был работать совет в составе двух султанов и трех старшин, ограничивающий власть хана. Тем не менее, борьба султанской и старшинской группировок продолжалась на фоне общего освободительного движения казахов.

Старшины Младшего жуза собрались летом 1803 года близ Оренбурга. Основной целью съезда было прекращение усобиц и взаимных грабежей, стабилизация внутриполитической жизни. На съезде было принято клятвен­ное соглашение - Обет, в которое под влиянием Айшуака были включены следующие пункты:

1. все спорные вопросы, возникающие между казахами и российской администрацией, должны быть переданы особому органу из двух русских чиновников, выбранных казахами;

2. укрепление власти хана и установление вассальных отношений между султанами и старшинами;

3. распределение многочисленных бедняков, занимавшихся грабежами богатых аулов и пограничной линии, между общинами и обеспечение их работой.

Съезд не выдвигал никаких претен­зий России и фактически отдавал себя под власть пограничной администра­ции. Старшины и султаны, не желавшие ставить себя в вассальное положение по отношению к хану, а значит и к русским властям, отказались подписать Обет.

Таким образом, делалась попытка сформировать из числа традиционной политической элиты казахов послушный чиновничий аппарат и установить контроль над приграничными районами Казахстана. И хотя эти попытки не имели особого успеха, они подготовили условия для военно-политической экспансии России, полного и окончательного подчинения Казахстана.