Файл: диссертация Б.Ш.Нурашевой готовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 3612

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впервые законодательное определение общественного объединения появилось в 1990 году. В соответствии с Законом СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г. №1708-1, общественными объединениями признавались политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан [171].

В конце 1989 г. в профсоюзах республики состояли свыше 7,1 млн. человек, что составляло 99,5% от числа работающих. Профсоюзы обладали значительным комплексом прав в связи с охраной и защитой трудовых прав и интересов рабочих и служащих. В этом отношении правовые инспекции труда профсоюзов систематически осуществляли надзор и контроль за соблюдением законода­тельства о труде, проводили действенную работу по восстановлению нарушенных трудовых прав трудящихся. В этот период во многих республиканских и областных комитетах профсоюзов были введены должности правовых инспекторов труда, почти во всех районах республики действовали внештатные юридические кон­сультации [163].

С подписанием Соглашения о создании Содружества независимых государств (8 декабря 1991 года) и протокола к Соглашению (21декабря 1991 года) СССР как государственное образование перестал существовать. К этому времени стратегия и тактика профсоюзного движения, деятельность профсоюзов Казахстана, как и всех профсоюзов бывшего Советского Союза, не отвечала вызовам времени. Профсоюзное движение продолжало развиваться под влиянием изживших себя догм и стереотипов, все больше отставая от глубинных проблем, острых и сложных процессов реальной жизни. Профсоюзы постепенно теряли доверие людей труда [163]. История профсоюзов СССР – яркий пример того, как мало может остаться от здравой в целом идеи [172, с.140].

В СССР профсоюзы в полном соответствии с политикой коммунистической партии постепенно превращались в придатки государственной власти и сами выполняли некоторые государственные функции. Они выполняли в основном производственную функцию, тогда как защитная функция была второстепенной. В настоящее время профсоюзы, обретя независимость, вернулись к осуществлению свойственной им защитной функции, а производственная функция, гипертрофированная в советское время, уменьшилась до права решать некоторые производственные вопросы в коллективных договорах. В настоящее время профсоюзы являются общественными организациями, не имеющими никаких государственных функций. Они не имеют также право «вето» на решение работодателя об увольнении работников. Такое положение представляется правильным, поскольку иначе профсоюзы вмешивались бы в частную деятельность работодателя как предпринимателя, нарушая тем самым основополагающие принципы гражданского права. Однако это не означает, что профсоюзы лишились контрольных функций. Профсоюзы имеют право контролировать выполнение работодателем требований трудового права, они создают специальные органы общественного контроля. Отличие этих органов от прежних, советских, в том, что они не имеют государственных функций. Эти функции взяла на себя государственная инспекция труда, которая призвана обеспечивать паритет интересов работодателей и профсоюзов [173, с.177].


10 декабря 1990 года была принята Декларация об образовании Федерации профес­сиональных союзов Казахской ССР - право­преемника Казсопрофа. [165, с.69,70].

Как отметил в интервью корреспонденту газеты «Казахстанская правда» председатель Федерации профсоюзов Казахстана (ФПК) Абельгази Кусаинов: «Сегодня профсоюзы Казахстана – это 26 отраслевых профсоюзов на республиканском уровне и 14 облсовпрофов в регионах, которые представляют интересы 2,2 миллиона человек. Порядка 1,7 человека из 5,8 миллиона официально работающих в нашей стране входят в состав нашей общественной организации. 30% – это высокий показатель. Для сравнения: к примеру, в Канаде, США он ниже в два раза. Остальные полмиллиона профсоюзных членов – молодежь и пенсионеры. Это, конечно, серьезная сила. Но дело ведь не в количественных показателях, не в том, чтобы каждый казахстанец стал членом профсоюзной организации. Нужно, чтобы у профсоюзов, наконец, появились мускулы и энергия для выполнения заявленных защитных функций участников профсоюзного движения» [174].

Тем самым можно резюмировать, что развитие профсоюзов в Казахстане началось в советский период, где профсоюзы в полном соответствии с политикой коммунистической партии постепенно превращались в придатки государственной власти и сами выполняли некоторые государственные функции.















3 ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

    1. Состояние развития и практика применения защиты, трудовых прав работников профсоюзами


Профессиональные союзы относится к числу важнейших субъектов современной политической жизни мира. Профессиональные союзы – действующие институты гражданского общества, с помощью которых индивиды осуществляют свою политическую активность. В отличие от политических партий, профсоюзы представляют и защищают интересы граждан в социально-трудовой сфере. В данной работе рассматриваются проблема взаимодействия с властью профсоюзов как важного субъекта политического процесса в обществе,  что представляется особенно актуальным в силу ряда обстоятельств:

Во-первых, профсоюзы среди других субъектов политического процесса (политические партии, общественные движения и т.д.) были и остаются наиболее массовыми организациями трудящихся.

Во-вторых, программные цели, политико-идеологическая база профсоюзов обуславливается, прежде всего, повседневными нуждами и интересами людей, совокупностью требований по обеспечению и улучшению условий труда, быта и отдыха работников, т. е. общностью таких социально-бытовых условий, которые определяют повседневную жизнь максимального большинства людей.

В-третьих, профсоюзы в настоящее время являются таким общественным объединением, в котором отразились самые различные, порой противоречивые, интересы, настроения, ориентации переходного общества. В силу этой характеристики профсоюзы стали общественным инструментом, наиболее чувствительно реагирующим на частые и резкие повороты политического процесса. Изучение этих реакций может пролить свет на скрытые проблемы социально-политических изменений и финансово-экономического положения, тенденции общественного и общемирового развития.


В-четвертых, в деятельности современных профсоюзов обнаруживается серьезное противоречие между аполитичностью, заключающейся в реализации по преимуществу традиционной функции защиты экономических и социально-трудовых интересов работников, с одной стороны, и необходимостью активного политического участия в общественной жизни переходного общества в качестве непосредственных актеров, представляющих интересы всего общества в целом, с другой. В этом противоречии – корень многих проблем современной ситуации в мире [62].

Защита трудовых прав работников профсоюзами - комплексная проблема, успешное решение которой требует системного подхода по различным направлениям деятельности профсоюзов с учетом многообразия форм реализации их защитной функции, которые не остаются неизменными. Определение их особенностей в тот или иной период имеют важное значение для защиты трудовых прав работников [123, с.4].

Анализ всего периода, прошедшего с момента вступления в силу Трудового кодекса РК, позволяет сделать определенный вывод о закрепленных в нем возможностях объединения работников, которые, на наш взгляд, не реализованы в полной мере и о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования их деятельности.

Одной из задач, которую призван решать Трудовой кодекс РК, - создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений (п.2 ст.3) [49]. Выполнить эту задачу в полной мере не удалось. Одной из причин этого является отсутствие в Трудовом кодексе РК норм, содержащих порядок регулирования деятельности профсоюзов. До сегодняшнего дня деятельность профсоюзов регулировалась нормами устаревшего, можно сказать не соответствующего требованиям современности Закона РК «О профессиональных союзах» от 9 апреля 1993 года, что в свою очередь, свидетельствовало об объективной необходимости совершенствования законодательства о профсоюзах. Но 27 июня текущего года был принят новый Закон РК «О профессиональных союзах».

В программной статье Президента Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» предложена новая модель развития. Предусматривающая принципиально новые подходы к развитию социальной системы в зависимости от показателей макроэкономического развития, реформы социально-трудовых отношений с мотивацией к всеобщему труду. Анализируя аспекты социальной жизни общества, Глава государства поставил приоритетные задачи и перед профессиональными союзами, прежде всего в вопросах, касающихся трудовых отношений, внедрения системы социальных стандартов. При этом была дана жесткая оценка нарушений в системе оплаты труда, трудоустройства, трудового законодательства со стороны бизнеса. Президент подчеркнул недостатки и в деятельности профсоюзов. Речь, в частности, шла об устаревшем законе, о профсоюзах, о необходимости реформирования деятельности федерации профсоюзов, о том, что профсоюзы должны стать ведущей социальной защитной силой в нашем обществе. На острие оказалась очень серьезная проблема: как нам строить свою работу дальше, как стать настоящей силой в защите социально-трудовых прав членов профсоюза? [175]


Как отмечает председатель Федерации профсоюзов РК, Федерация прекрасно понимает, что для появления сильных профсоюзов нужен сильный закон в свете поручений Главы государства. Основная цель закона - разрешение существую­щих проблем в профсоюзном движении, достижение социальной стабильности и благополучия работников, расширение гарантий и государственной поддержки деятельности профсоюзов и их объединений. Главный же лейтмотив нового закона заключается в том, чтобы сделать наши объединения не только сильными, с большими правами, но и ответственными, со значительными обязаннос­тями. И это в интересах, на наш взгляд, как государства, так и работодателей [175].

Эти высказывания были поддержаны председателями профсоюзов различных отраслей. Так, по мнению председателя профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности А. Нуралина, институт профессиональных сою­зов нуждается в модернизации. Идею об этом Глава государства выдвинул в своем программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Данный факт убедительно подтверждает, что современные профсоюзы Казахстана находятся в состоянии стагнации и не способны в полной мере оказывать влияние как на совершенствование трудовых отношений, так и на поступательное социально-экономическое развитие страны. Авторитет и значимость профсоюзов в обществе на сегодня чрезвычайно низки [176].

При этом, учитывая неравноправный статус профсоюзов по сравнению с работодателями, реально сложившийся в настоящее время в системе социального партнерства, данная деятельность требует подробной регламентации. Другим примером может служить отсутствие на законодательном уровне положений, предусматривающих профилактику, регулирование и ответственность за трудовые конфликты, что отчасти являлось причиной возникновения стихийных протестных акций в ряде компаний. Не обошла эта волна и горно-металлургическую отрасль, где выдвигалось единственное требование - повышение заработной платы. При этом парадокс состоял в том, что наибольший уровень ее повышения произошел на предприятиях, где состоялись протестные акции с нарушением установленных законодательством правил, а наименьший – на предприятии, на котором спорные процедуры проходили в строгом соответствии с законодательством [176].

Казахстанские профсоюзы в целом противостоят нарушениям работодателями трудового законодательства, прав и свобод работников, но Проведение модернизации казахстанского профсоюзного движения поможет решить этот и другие наболевшие вопросы.

Так, Председатель Алматинской городской организации профсоюза работников образования и науки РК «Парасат». Считает, что для повышения престижа и доверия со стороны трудящихся нам следует отстаивать свои права на свободную деятельность, освобож­даться от бытую­щей зависимости от управленческого аппарата предприятий. Предназначение профсоюзов в том, чтобы стремиться к свое­временному выявлению и решению проблем, а не к обострению конфликтных ситуаций на производстве. В настоящее время недостаточно используется предоставленное профсоюзам законодательное право общественного контроля за состоянием безопасности и охраны труда. Рейтинг в общественно-политической жизни остается невысоким, не объединяется в профессиональные союзы большинство наемных работников страны. Не совершенствуются структура, кадровая и финансовая работа. Медленно решаются проблемы координации и взаимодействия профсоюзов различных уровней, не обеспечено подлинное единство движения. Тогда как политика профсоюзов в сфере оплаты труда должна быть направлена на увеличение заработной платы во взаимосвязи с ростом производительности труда, устранение сложившейся высокой диспропорции в оплате труда на отраслевом и региональном уровнях, искоренение порочной практики выдачи «теневой» заработной платы. Для исправления ситуации необходимо посредством социального партнерства на всех уровнях достигнуть соблюдения подлинного равноправия, уважения интересов и ответственности сторон. Следует считать нетерпимым, когда многие важные решения социально-экономического характера принимаются госорганами в одностороннем порядке без предварительных консультаций с профсоюзами. Поэтому Президент РК и подчеркивает, что отраслевым профсоюзам необходимо налаживать взаимодействие с профильными министерствами и местными акиматами. Профсоюзы должны входить в консультативно-совещательные структуры, общественные советы. Министерствам и акиматам следует активизировать работу комиссий по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, наладить партнерское взаи­модействие областных территориальных профсоюзов с местными органами власти, союзом работодателей и предпринимателей, использовать большой потенциал взаимодействия профсоюзов с партией «Нур Отан», «Гражданским альянсом». Сегодня особое внимание уделяется обеспечению защиты прав работающих казахстанцев в иностранных фирмах. Компании, работающие на территории РК, должны уважать ее законы, а профсоюзам следует активно участвовать в решении вопросов продолжительности рабочего времени и равенства оплаты труда [177, с.3].


Министр труда и социальной защиты населения РК Т.Дуйсенова отметила: необходимость принятия нового закона продиктована тем, что в настоящее время профсоюзное движение раздроблено и на практике объединяет немногим более 2,5 млн. работников из 8,4 млн. занятого населения. Кроме того, изменились внутренние реалии и решаются принципиально новые задачи социально-экономического развития страны, которым, безусловно, не отвечает принятый еще в 1993 году Закон «О профессио­нальных союзах». Также разработчики приняли во внимание мировую практику проф­союзного движения. Анализ показывает, что модель его функционирования, как правило, соответствует уровню развития страны и роли социальных партнеров в перераспределении материальных и нематериальных благ в обществе. Целью законопроекта является определение организационных основ проф­союзного движения, повышение его роли в социальном партнерстве для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников и предупреждения социально-трудовых конфликтов. Для реализации данных задач законопроект предусматривает закрепление за профсоюзами приоритетного права на представительство интересов работников и ведение переговоров. В действующей практике представителями работников могли выступить сами профсоюзные органы, а также физические и/или юридические лица, получившие доверенность. К сожалению, доверенность может представить отдельная группа работников или половина коллектива. Поэтому, когда решаются вопросы социально-экономических прав работников, не всегда паритетно представляются соответствующие стороны. В связи с этим в Трудовой кодекс внесены соответствующие изменения, предусматривающие, что представлять работников могут органы и профсоюзы, их объединения, а при их отсутствии – выборные представители, уполномоченные работником на общем собрании работников большинством голосов участников [178].

Следующая норма – законодательное закрепление требований к Уставу проф­союза, конкретизация прав, закрепление обязанностей профсоюза, которых не было в действующем законодательстве. Расширение функций и предусмотренные права профсоюзов требуют также усиления ответственности за неисполнение коллективных договоров и соглашений. Кроме того, в рамках проекта нового Уголовного кодекса и нового Кодекса об административных правонарушениях установлена уголовная ответственность за действия, провоцирующие к продолжению участия в забастовке, признанной судом незаконной, усиление ответственности за нарушение трудового законодательства, принуждение к забастовке, несвоевременную выплату заработной платы, нарушение правил охраны труда и, конечно же, усиление административной ответственности за нарушение трудового законодательства, требований законодательства по заключению коллективного договора, соглашения [178].