Файл: Практические задания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 569

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Дайте характеристику свистящих звуков во всех аспектах, нарисуйте их профили.

Звуки «С, С’» - согл, глух, щелевой, переднеязычный, мягк-твердый, ротовой.

Звуки «З, З’» - согл, звонк, щелевой, переднеязычный, мягк-твердый, ротовой

Звук Ц – согл, глух, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый, ротовой

При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Зубы сближены до расстояния в 1—2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос.

При произнесении мягкого с губы растягиваются больше, чем при с, и напрягаются. Переднесредняя часть спинки поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции з и з’ в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает.

Уклад органов артикуляции и при произнесении звука ц. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами — 1—2 мм. Кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная.

Основные виды сигматизма. Межзубный сигматизм наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц.

Губно-зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з. С боковой артикуляцией может произноситься и ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.


Призубный парасигматизм. Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного то или, при звонком, — д. При звуке ц артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как с или как то.

Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ.




2. Дайте характеристику шипящих звуков во всех аспектах, нарисуйте их профили.

Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их.

Ш – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый.

Ж – согл., рот., зв.. щел., переднеяз.. твер.

Ч – согл., рот., глух., смыч.-щелев., переднеяз., мягк.

Щ – согл., рот., глух., щел., переднеяз., мягк

Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые, за исключением ч, который является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель. Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса. Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу. Т.о. для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш. Правильная артикуляция звука ш:

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны. Язык: - кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель; - передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель; - средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика); - задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика); - боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.





3.Дайте характеристику звуков р,л во всех аспектах, нарисуйте их профили.

К ротацизмам относятся отсутствие звука р и его искажения (горловой или боковой звуки и др.). . Если фонема р заменяется другой фонемой, например д (рама — «дама»), такие нарушения называются параротацизмами. Р - Согл, ротов, сонор, дрож, переднеяз, тверд-мягк. Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости. Артикуляция: губы полураскрыты, зубы разомкнуты; язык широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;голосовые связки напряжены, вибрируют, давая голос; воздушная струя — при выдохе попадает напряженный кончик языка и колеблет его.Мягкий звук р' отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука л и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).Если фонема л заменяется другой фонемой, например р (лак — «рак») или л' (лук — «люк») и др., такие нарушения называются параламбдацизмами. Л-согл, ротов, сонор, смычно-проходн, переднеязыч, твердый ( мягк).Артикуляция: губы раскрыты, зубы разомкнуты; язык — кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены;мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос; воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук л и называют боковым. Мягкий звук л' отличается по артикуляции от парного твердого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.




4. Дайте характеристику заднеязычных звуков во всех аспектах, нарисуйте их профили.

Каппацизмы. Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к', г, г', х, х' объединяются общим названием — каппацизмы. (Иногда их подразделяют на три группы: каппацизмы — нарушения звуков к, к', гаммацизмы — нарушения звуков г, г', хитизмы — нарушения звуков х, х'.) Если фонемы к, к’, г, г', х, х' заменяются другими фонемами, например: к — г (ког — «тот»), г — д (гном — «дном»), х — г (хата — «тата»), такие нарушения называются паракаппацизмами. Характеристика звуков к, к’ г, г', х, х’ и их артикуляция К- по месту образования: задненебные. по способу образования - > смычные -> взрывные: взрывные ротовые. по уровню шума: шумные. по отсутствию или наличию голоса (тона): глухие согласные, твердый К’- по месту образования: средненебные. по способу образования - > смычные -> взрывные: взрывные ротовые. по уровню шума: шумные. по отсутствию или наличию голоса (тона): глухие согласные, мягкий Г- по месту образования: задненебные. по способу образования - > смычные -> взрывные: взрывные ротовые. по уровню шума: шумные. по отсутствию или наличию голоса (тона): звонкие согласные, твердый Г’- по месту образования: средненебные. по способу образования - > смычные -> взрывные: взрывные ротовые. по уровню шума: шумные. по отсутствию или наличию голоса (тона): звонкие согласные, мягкий. Х- по месту образования: задненебные. по способу образования - > щелевой. по уровню шума: шумные. по отсутствию или наличию голоса (тона): глухие согласные, твердый Х’- по месту образования: средненебные. по способу образования - > щелевой. по уровню шума: шумные. по отсутствию или наличию голоса (тона): глухие согласные, мягкий Артикуляция звуков к', г’ отличается от артикуляции звука к подъемом средней части спинки языка. Таким образом, в группе заднеязычных звуков основной является артикуляция звука к, и значит, он будет базовым в этой группе. Правильная артикуляция звука к: губы — раскрыты, занимают нейтральное положение; зубы — разомкнуты; язык — кончик языка лежит у нижних зубов и не касается их, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого нёба; мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки — не напряжены, раздвинуты, голос не образуется; воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Мягкий звук к' отличается от парного твердого тем, что: - губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы, - кончик языка продвигается ближе к нижним зубам, но обычно не касается их, - передняя часть спинки языка опущена, - средняя часть приближается к твердому нёбу и весь язык продвигается вперед, производя смычку с твердым нёбом, - боковые края языка касаются средне-задней части твердого нёба. Если звук к произносится правильно, то, добавив голос, можно получить звук г; добавив подъем средней части спинки языка,— получить правильное произношение звуков к', г'; если задняя часть спинки языка не будет полностью смыкаться с нёбом и между ними останется щель, идущая по средней линии языка,— получить звук х.






5. Перечислите приемы постановки свистящих звуков.

1 ЭТАП. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКОВ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.

1. Лягушка (улыбочка). 2. «Трубочка». 4. «Наказать непослушный язычок». 5. «Блинчик».

6. «Язык перешагивает через зубы». 7. «Почистим зубы». 8. «Горка». 9. «Катушка». 10. «Заборчик». 11. Часики. 12. «Лодочка». 13. Качели.

+ Дыхательные упражнения.

2 ЭТАП. ПОСТАНОВКА

С,З

1. По подражанию через демонстрацию правильной позы губ и зубов. Предлагается несильно и долго подуть на нижние зубы.

2. Механически: Во время многократного повторение слога та логопед зондом (спичкой, зубочисткой, стержнем) нажимает на среднюю линию вдоль языка, опуская тем самым язык вниз, а кончик языка за нижние зубы.

3. Чаще используется двухэтапная постановка свистящих звуков: межзубное произнесение и зазубное произнесение. Ребенку предлагается высунуть язык между зубами и плавно выдохнуть – звук похож на английский the. При достижении нужного эффекта ребенку предлагается убрать язык за зубы и упереться кончиком языка в основание нижних резцов. Плавно выдохнуть. Для образования нужного желобка используется зонд как в предыдущем способе.

Сь, Зь

1. Ставится по подражанию после постановки твердых свистящих

2. По аналогии с постановкой твердых свистящих, только от слога тя.

Ц

1. Вызывается при произнесении Т при опущенном к нижним резцам кончике языка и прижатой передней части спинки к верхним резцам и сильном коротком выдохе.

2. Частое последовательное произнесение сочетания тстстстстс.

3. Для укорочения свистящего элемента используется произнесение цепочек атсатсатс





6. Перечислите приемы постановки шипящих звуков.

Постановка ШИПЯЩИХ звуков /Ш,Ж/, /Ч/ и /Щ/

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ

Ш, Ж
      1. Просим ребенка произнести сочетание тшш, при этом указываем на правильную           артикуляторную позицию зубов и губ и прижимаем щеки пальцами.
      2. Просим ребенка произнести несколько раз слог са и плавно поднять кончик языка           вверх по направлению к альвеолам (твердому небу).
      3. Пробуем произносить слог са при верхнем положении языка.
      4. Произносим слог са и зондом (черенком ложки) поднимаем язык вверх
      5. Просим произнести несколько раз слог ра или ррр и убираем вибрацию, прижимая           язык к небу зондом, шпателем и т.д.









7.Перечислите приемы постановки сонорных звуков.

Сонорные (звучные) - их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м', н, н', л, л', р, р', j.

J -Исправить звук можно, опираясь на гласный и: ребенок произносит несколько раз сочетание иа или аиа. Выдох несколько усиливается в момент произнесения и, и сразу без перерыва произносится а. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произнесение ц. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д. В результате у ребенка вырабатывается дифтонгоидное их произнесение


Другим примером постановки звука / (йот) является постановка его от мягкого з с механической помощью. Ребенок произносит слог за (зя), повторяя его несколько раз.

Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «ГОРКА» Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгибается вверх.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «ЧИСТЫЕ ЗУБКИ» Губы в улыбке, рот открыт, видны оба ряда зубов. Кончик языка совершает горизонтальные движения за нижними зубами, касаясь их – «чистит»

Р- По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д к т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом № 1 Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.