Файл: Практические задания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 586

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На 6—8-м занятии, а иногда и раньше вводится называние дней недели, месяцев, перечисление пальцев руки. Тем самым делается попытка растормаживания произнесения более сложных в звуковом отношении и нерифмованных слов. Позже можно использовать чтение хорошо знакомых больному стихотворений. В некоторых случаях растормаживание речи с помощью пения и автоматизированных речевых рядов протекает несколько быстрее.

Возникшие в процессе пения или произнесения других речевых рядов слова закреплялись с помощью сопряженно-отраженного повторения вслед за логопедом, с опорой на специально подобранные картинки и цифры. Уже на 8—12-м занятии обычно отпадает необходимость сопряженного повторения с логопедом того или иного речевого ряда, появляется возможность отраженного произнесения слов текста песни, чисел цифрового ряда и т. п.

В отдельных случаях не рекомендуется растормаживание речи с помощью пения и автоматизированных речевых рядов. Это касается тех больных, которые сразу начинают хорошо, свободно петь вместе с логопедом. Пение в данном случае нецелесообразно, более того — оно противопоказано, как противопоказано повторение стереотипных фраз, речевых эмболов и т. п. Не всегда возможно использование пения и автоматизированных речевых рядов при наличии у больного амузии, расстройства воспроизведения ритмов, грубой апраксии артикуляционного аппарата и стойкого речевого эмбола.

Важно, что вслед за возможностью повторения речевого ряда больному становится доступно повторение вместе с логопедом и других слов, произносимых в ритме этого ряда, но не входящих в его контекст. Эти слова постепенно начинают входить в активный словарь больного, однако наиболее быстрое накопление активного словаря протекает уже в процессе использования методики, стимулирующей элементарное устное высказывание больного.

В результате использования методики растормаживания экспрессивной стороны речи с помощью пения и автоматизированных речевых рядов, а также стимулирования понимания речи на слух у больных создаются предпосылки к восстановлению внутреннего интонирования, внутренней мелодики речи. Использование логопедом сопряженной речи, протекающей напевно, богатой плавностью интонационных переходов, гаммообразностью, является мостиком к появлению возможности повторения больным речевых периодов, состоящих из фраз, делимых на синтагмы.


Использование при афазии автоматизированных речевых рядов играет и более широкую пусковую роль. Оно, во-первых, восстанавливает ритм речевого высказывания с определенными интонационными подъемами и спадами, во-вторых, ведет восстановление речи не от слова к фразе, а от фразы к слову; в-третьих, само использование развернутого грамматического текста различных речевых автоматизированных рядов исключает насыщение речи больного словами номинативного характера и тем самым способствует предупреждению аграмматизма типа «телеграфного стиля».


Растормаживающий эффект данной методики безусловно связан с упрочненностью автоматизированной речи и эмоциональным воздействием пения (М. К. Шохор-Троцкая, 1966).



12. Приведите примеры дисграфических ошибок, объясните, с чем они связаны.

ДИСГРАФИЯ - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленное несформированностью у детей высших психических функций (ВПФ), обеспечивающих письмо в норме. В зависимости от причины, вызывающей появление таких специфических ошибок и характера этих ошибок, принято выделять следующие формы дисграфии:  1. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственных представлений, нарушением зрительного образа букв и графомоторных навыков. Проявления оптической дисграфии:  дети переворачивают буквы, пишут их зеркально, путают сходные по написанию буквы (пишут вместо печатной буквы [Р]  [В], вместо [Б]  [Г], вместо прописной буквы [Д] пишут прописную [Б] и т.д.). Так же сюда относят ошибки в количестве элементов буквы, дети не дописывают или пишут лишние элементы букв. Так же путают сходные по написанию буквы,  например дети вместо прописной [И] пишут [Ш], вместо [М] пишут [Л]. Так же дело обстоит и с цифрами:  вместо цифры [9] пишут [6], разворачивают цифры в другую сторону и т.п. 2. Артикуляторно-акустическая дисграфия отражает на письме неправильное произношение, так как письмо базируется на внутреннем проговаривании.Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах фонетически близких по звучанию звуков. Например, если ребенок заменяет в речи звук [Р]на [Й] (йама вместо рама), он так же и напишет. 3. Акустическая (фонологическая) дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации) звуков нашей речи. Ошибки при акустической дисграфии: дети путают, смешивают на письме такие буквы, как: [п - б], [с – з], [к – кь] [с-ш], [ч – щ], [с – з] (козочка – косочка, дуб – дуп, кит – кыт, щука – чука). 4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе этой формы дисграфии лежат нарушения таких форм фонематического анализа и синтеза, как деление слов на слоги, вычленение звуков, из которых состоит слово, деление предложений на слова и т.д. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется:в пропусках букв в словах (пока вместо полка), добавлении, перестановке  букв  (кошка – коша, стул – тсул, клали — калали), в пропусках, добавлении и перестановке слогов (комната – комта), написании слитно предлогов и отдельно приставок (наступила — на ступила), в слиянии двух слов в одно (контоминации), например: копит вместо кот спит 5. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявления аграмматической дисграфии: страдает словообразование, словоизменение, нарушается согласование, трудности в синтаксическом строе речи, что проявляется в ошибках при конструировании сложных предложений: пропусках членов предложений, нарушениях последовательности слов в предложениях. Например: теленки вместо телята, девочки бежит, около ней, синяя шарф, она гулял, моя солнышко. Дисорфография вызывает обилие орфографических ошибок, например при написании словарных слов малако, при написании безударных гласных лисная. Можно также встретить термин дискалькулия, которая связана с нарушением счетных операций. Ученики часто ошибаются в написании цифр, путая их, неправильно записывают условия задач, ошибаются в выполнении счетных операций, путая + и - и т.д. Итак, при устранении дисграфии первая задача  – провести логопедическое обследование школьника и выявить ошибки, которые чаще всего встречаются у ребенка, т.е. определить форму дисграфии.  Надо помнить, что в основном дисграфии бывают сложными или сочетанными. Затем задача логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные  упражнениями и игровыми заданиями по коррекции конкретных видов афазии, встречающихся у ребенка.





13. Составьте фрагмент конспекта занятия по теме: «Звук и буква С».

Цель: формировать знания о звуке и букве С.

Задачи:

Образовательные: упражнять в употреблении предлогов с; учить составлять предложения по заданному слову; учить проводить звуко-буквенный анализ слова «сок»; расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие: формировать фонематическое восприятие, развивать внимание, память мышление.

Воспитательные: воспитывать умение слушать; воспитывать доброжелательности, самостоятельности.

Этап автоматизации звука в словах со стечением согласных

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Превращение слов” - “Поставьте перед словом, звук С”: ТАЯ-СТАЯ, ТОЛ-СТОЛ, ТУЛ-СТУЛ, ЛАВА–СЛАВА, ТОК–СТОК, ЛОГ–СЛОГ, ТУК-СТУК.




14. Составьте перечень мероприятий, которые должны проводить родители заикающегося ребенка для организации необходимого общего и речевого режима ребенка в семье.

Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей и воспитателей, которые под руководством логопеда должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка, закаливающие и общеукрепляющие процедуры, а также выполнять все его советы и назначения. Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут организовать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон – 10 – 11 ч ночью и не менее 2 ч днем для заикающихся должен быть обязательным, так как он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях. Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо, чтобы в остальное время эти навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому воспитатели и родители должны следить за речью детей. Они должны стараться ограничивать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу. И наконец, поскольку дети на логопедических занятиях всегда говорят без запинок, а в процессе «режима молчания» речевой акт не совершается, у них вырабатывается стойкий рефлекс на нормальную речь. Молчание детей должно достигаться не запретом, а педагогическими уловками, находками, изобретательностью воспитателей и родителей. Нельзя допускать, чтобы при ребенке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект другим лицам. Своим личным примером воспитатели и родители должны приучать ребенка говорить не торопясь, негромко, выразительно. Дома для ребенка необходимо создать спокойную обстановку. На протяжении года не следует принимать в присутствии ребенка гостей и его водить в гости. Это возбуждает малыша, провоцирует его плохую речь. Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр. После устранения заикания хорошо увезти ребенка на несколько месяцев из города в какое-нибудь тихое место. Большую часть времени он должен проводить с кем-то одним из взрослых, наиболее спокойным, ласковым, выдержанным. Лучше, чтобы в это время ребенок дружил с одним товарищем, уравновешенным по характеру, желательно младшим по возрасту. Не следует перегревать ребенка на солнце, допускать перевозбуждения в играх.


Соблюдение этих условий закрепит полученные навыки нормальной речи и не даст возможности возникнуть рецидиву при каких-либо неблагоприятных условиях. Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной.



16. Приведите примеры приемов параллельной работы над звукопроизношением и над формированием лексико-грамматической стороны речи.

Важным разделом коррекционной работы по преодолению несформированности звуковой стороны речи является дифференциация оппозиционных звуков (звонких — глухих, свистящих — шипящих и т.д.). Одним из специальных приемов, является прием шифровки. Суть его заключается в том, что диктуемые учителем слова, содержащие дифференцируемые звуки, ребенок записывает в тетради при помощи определенных значков (например, слова, содержащие звук с, обозначаются квадратиком □; слова, содержащие звук з— кружочком О). Правильность записи проверяется устно — индивидуально или коллективно. Затем ребенок, используя запись, самостоятельно подбирает слова. При этом особое значение следует придавать развитию у детей умения контролировать друг друга: правильно ли (соответственно графической записи) названо слово.

В целях подготовки детей с ОНР к усвоению морфемного состава слова (что будет основной задачей следующего этапа работы) упражнения по автоматизации и дифференциации поставленных звуков целесообразно проводить в специфической форме.При закреплении навыков дифференциации аффрикат ц—ч одновременно путем неосознанных наблюдений ребенок накапливает лексико-грамматические средства языка.Ученику предлагают вставить в слова пропущенные буквы (больни.., огуре.. и т.п.), а затем преобразовать данные слова так, чтобы них содержался звук ч(больница — больничный), произнести их, четко артикулируя изучаемые звуки, произвести анализ, составить с преобразованным словом словосочетание или предложение.Можно в процессе дифференциации звуков ч—щ предложить детям внимательно послушать слова: щепок, щетка, ящик, определить, одинаковый ли звук слышится во всех словах. Далее, по заданию логопеда, дети изменяют слова так, чтобы они обозначали маленький предмет (щеночек, щеточка, ящичек), и определяют, что изменилось в звуковом составе слова, а также местонахождение звуков ч—щв слове.

Такую же работу можно проводить при дифференциации других звуков, а также в процессе изучения отдельных звуков.

След. Прием при различении звуков ч—ш, с—щ можно предложить детям изменить слова так, чтобы они имели увеличительное значение: к-ч — рука — ручища, волк — волчище; с—щ — нос — носище, усы — усищи.


В процессе выполнения подобных заданий происходит уточнение и накопление лексического запаса, упорядочение грамматического строя речи и практическое освоение морфемных элементов слова. Эффективность работы учителя по преодолению нерезко выраженного общего недоразвития речи находится в прямой зависимости от того, как он сумеет связать формирование у детей полноценных звуковых обобщений с усвоением соответствующего программного материала. При этом следует помнить, что для данной группы детей недостаточно только установление связи между языковым явлением и соответствующим грамматическим термином. Они нуждаются в более прочном усвоении грамматических понятий и соответствующих им терминов. В процессе этой работы каждый грамматический термин должен быть введен в активную лексику ребенка.








17. Почему слуховое восприятие является важнейшим фактором развития речи и подготовки детей к овладению грамотой?

Указывая на большое значение слухового восприятия в жизнедеятельности и в развитии речи детей, исследователи отмечают, что слуховое восприятие у них формируется постепенно, и развивается в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух.

Исследователи, указывая на тесную связь формирования слухового восприятия с развитием речи, отмечают, что слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи. Для его нормального функционирования необходимо развивать у ребёнка слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух.

Большое влияние на развитие речи, как отмечает исследователь Р.В.Тонкова - Ямпольская, оказывает крик ребёнка, во время которого активизируются специфические зоны коры. При крике ребёнок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию. Здесь отчётливо видна роль слуха в развитии речи малыша.

Прислушиваясь к речи взрослого, ребёнок сам начинает воспроизводить звуки и слоги, овладевая всеми звуками языка.

Восприятие речи в дальнейшем приводит к умению понимать речь окружающих. Оно позволяет ребёнку слушать то, что ему говорят, понимать слова и фразы, выполнять указания и, самое главное, самому пользоваться речью. С другой стороны, восприятие речевых звуков способствует развитию активной речи ребёнка: благодаря подражанию звукам взрослых ребёнок первого года жизни сначала произносит отдельные звуки, затем у него появляется гуление, лепет, и, наконец, первые слова.

Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен первый год жизни, так как чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Слуховое восприятие, интенсивно развиваясь в период младенческого возраста, «становится одним из компонентов сложных межанализаторных связей, обеспечивающих в дальнейшем реализацию различных функций слухового восприятия: регулятивную, когнитивную, коммуникативную».