Файл: Практические задания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 585

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р, нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

р'- При постановке мягкого р применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.

Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

«ЧАШЕЧКА»

Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ГРИБОК» Рот открыт, язык присосать к небу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «ЛОШАДКА»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА»Рот открыт, язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть и возвращать на место.

«МАЛЯР» Рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«БУКСОВКА» Рот открыт, язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посредине языка идет воздушная струя, подключается голос.

«МОЛОТОЧЕК»Рот открыт, язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Губы в растянуты улыбке, видны оба ряда зубов. Кончик языка ударяет по альвеолам (бугоркам) за верхними зубами. Произносим: ды-ды-ды…


Л- Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.


Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий л, попросите ребенка несколько раз повторить слог ля, затем введите зонд № 4 (рис. 8) так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз — вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого л. Основная трудность в постановке звука л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Звук л'- После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, воспитатель произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочета ниям л с е, я, ё, ю. Для закрепления л' подбирают слова, в которых этот звук стоит в начале слова: лебедь, ленивый, лебеда, леденец, лед, лайка, лезвие, лента, лепестки, леска, лепешка, лесенка, лещ, ливень, лимон, линейка, лиса, лицо; в середине: альбом, апельсин, билет, блин, блюдце, валенки, василек, вафли, галеты, гантели, земляника, калитка, клеенка, клюква, колесо, котлета, малина, мотылек, пальто, плита, полено; в конце: бинокль, кисель, метель, медаль, моль, ноль, стебель, соль, тополь, туннель, уголь, фасоль, цель, щель, щавель, шаль, шинель, пыль, постель, мебель, ковыль, китель.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«КАЧЕЛИ» Рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и к под-бородку, либо к верхним и нижним резцам.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «МАЛЯР» Рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНИЕ» Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

«МАССАЖ» Губы в улыбке, видны оба ряда зубов. Кончик языка зажат между зубами. «Жуем» язычок – делаем ему массаж.

«ИНДЮК» Рот приоткрыт, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе впереди назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл.

«ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть, язык "чашечкой" высунуть вперед и приподнять плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.


Постановка звуков «М», «Н».

Исправление не вызывает затруднений. Сомкнуть губы - зубы приоткрыть - на выдохе длительно произносить «А», добиваться вибрации в носу получается «М». Получив звук «М» - произносить его, зажав язык между зубами, получается «Н».




8. Перечислите приемы постановки заднеязычных звуков.

Звуки «К, К’» - согл, глух, смычно-взрывной, заднеязычный, мягк-тверд, ротовой

Звуки «Г,Г’» - согл, звонк, смычно-взрывной, заднеязычный, мягк-тверд, ротовой

Звуки «Х,Х’» - согл, глух, щелевой, заднеязычный, мягк-тверд, ротовой

При каппацизме и гаммацизме наблюдаются следующие нарушения: звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок. При произнесении звонкого — к глуму добавляется голос. При хитизме слышится слабый гортанный шум.

Встречаются случаи замены заднеязычных взрывных к и г переднеязычными взрывным m и д, которые носят название паракаппацизма и паратаммацизма. Изредка встречается разновидность паракаппацизма, когда звук к заменяется х. При гаммацизме замена фрикативным заднеязычным или фарингальным г обозначается в транскрипции греческой буквой (гамма).

Нарушения мягких г, к, х аналогичны нарушениям твердых г, к, х, но в некоторых случаях наблюдается боковое произношение к и г.

Приемы исправления этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые — от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.




9. Известно, что речевые запинки - основной симптом заикания. Расскажите, как зависит их частота и сила проявления от разных видов речевой деятельности ребенка и от условий его речевого общения (от речевых ситуаций).

Запинки несудорожного характера

Физиологические итерации повторения это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. У детей с задержками в речевом развитии нередко наблюдаются и речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук — все это может быть причиной: нарушения плавности и темпа речи ребенка; когда ребенку не помогают в накоплении и правильном использовании новых понятий, слов, когда родители не ставят перед собой цели постепенно знакомить его с окружающим миром, не указывают на внешние и внутренние особенности окружающих его предметов, событий, явлений. К тому же еще нередко родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и подражают им, культивируют их в семье, демонстрируют близким и знакомым, умиляются; родители сами говорят очень неорганизованно, быстро; неблагоприятный в речевом отношении детский коллектив. В этом случае имеет значение большая склонность маленьких детей к подражанию.


Запинки судорожного характера

частота речевых судорог обычно зависит от целого ряда причин. Так, они могут возникать у заикающегося на отдельных звуках и сочетаниях б, д, тр и др. Они зависят также и от формы речи говорящего. Например, независимо от тяжести заикания почти всегда заикающиеся свободно говорят фразы вместе с кем-нибудь (сопряженно) или повторяют их (отраженно). Частота речевых судорог зависит от степени громкости речи, ритмичности, подготовленности. Но еще более разительно отличается частота речевых судорог у заикающихся в зависимости от условий, окружающей обстановки, где им приходится общаться. легче - в хорошо знакомой, спокойной обстановке или в одиночестве и значительно труднее — при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны. Речевые судороги возникают в результате расстройств высшей нервной деятельности. Причины нарушения высшей нервной деятельности у ребенка, приводящие к образованию запинок судорожного характера, многообразны. предрасполагающие и вызывающие. К первым относятся все те, что ослабляют нервную систему ребенка, подготавливают почву, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследственность, внутриутробные, при- и послеродовые травмы, детские болезни, педагогическая запущенность). Значение предрасполагающих причин в том, что незначительные на первый взгляд неблагоприятности или случаи (страшный сон, паровозный гудок, легкие нервные потрясения, болезнь и т.д.) могут оказаться «сверхсильным» раздражителем и вызвать «срыв» высшей нервной деятельности ребенка.К вызывающим причинам относятся резкие одномоментные психические травмы (являющиеся по сути сильными нервными потрясениями), неправильные приемы воспитания, неблагоприятное речевое окружение, задержки речевого развития ребенка.



10. Какие игры, задания можно использовать для развития у детей внимания к своей и чужой речи?

Эта работа будет строиться на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, считалок, стихов, рассказов по картинкам, бесед о прочи¬танном, рассказывание сказок, чтение слогов, слов.Игра «Не пропусти профессию». Учитель:Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий: лампа, водитель, ножницы; механик, липа, токарь; сталевар, яблоко, болтун; строитель, гроза, обруч; попугай, пекарь, шахтер; учитель, сено, терпение.Игра «Закончите предложение».Учитель: Я скажу предложение, а вы его закончите, скажите последнее слово. Хлеб кладут в (хлебницу).Масло кладут в (масленку). Рыбу ловит (рыбак). Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису). Хитрый след плести стараясь, по дороге прыгал (заяц). Игра. А теперь поиграем. Встаньте. Я буду называть определенные слова и предложения. Если слово, хлопните, предложение - присядьте. Карандаш. Волчок вертится. Стол. Барабан. Медведь рычит. Дети играют. Книга. Пенал. Рыбки плавают.Игра. Вы - учителя. Будьте готовы исправить ошибки, которые, возможно, я допущу. Цветы стоят на вазе. Правильно? Какие слова я перепутала? Маша с мамой идут на кино. Правильно? Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Оля с картинкой рисует папу. Маша несет сумку в капусте. Игра «Правильно услышим и покажем, что услышали». Который час? Двенадцать бьет. Кто вам сказал? Знакомый кот. А мышка где? В своем гнезде. Штанишки шьет. Кому? Супругу своему.






11. Привести примеры приемов, направленных на растормаживание речи у афазиков.

На сохранность при афазии музических функций и возможность использования пения и автоматизированных речевых рядов в целях восстановления речи указывали многие отечественные и зарубежные специалисты (С. Н. Давиденков, 1915; Ю. А. Флоренская, 1949; L. Granich, 1947; Е. М. Батурина, 1958, и др.). А. Р. Лурия (1962) отмечает, что сохранность автоматизированной речи является одним из необходимых условий для осуществления плавного развернутого высказывания. Однако венгерские афазиологи Vargha и Gereb (1959) дают подробное описание и обоснование этих видов работы в резидуальной стадии восстановления.

Как показал наш опыт, пение и автоматизированные речевые ряды могут быть использованы в целях растормаживания речи и на раннем этапе после инсульта при пассивном участии больного в восстановительном процессе. Мы широко применяли их в целях растормаживания экспрессивной стороны речи при моторной афазии.

Содержание методики. Как правило, растормаживание экспрессивной стороны речи следует начинать с выяснения круга хорошо знакомых и любимых больным песен. Это выяснение проводится в процессе беседы, когда логопед называет или напевает больному различные песни, а больной знаками показывает, насколько хорошо они ему известны. Если больной находится еще в относительно тяжелом состоянии и плохо понимает чужую речь, то об узнавании напеваемой мелодии можно судить по эмоционально-мимической реакции больного.

После выявления мелодий, на которые больной дает положительную эмоциональную реакцию, логопед отбирает одну из них и на каждом занятии 5—6 раз напевает ему эту мелодию (сначала без слов). При этом логопед побуждает больного мимикой и словесной инструкцией к совместному пению.

Как показал наш опыт, на первых двух занятиях по этой методике при сопряженном с логопедом напевании растормаживаются и выявляются контуры и ритм мелодии, паузы, делящие мелодию на синтагмы, интонационные ударения и т. п. На 3—4-м занятии восстанавливается относительно правильное продуцирование мелодии. В дальнейшем (5—7-е занятие) намечается и постепенно расширяется возможность произнесения больным в некоторых словах текста песни ударных гласных, губных согласных звуков и последних рифмующихся слогов. В процессе этих и последующих 2—3 занятий все более выявляется звуковой рисунок слов, который со временем становится все более полным, четким, развернутым.

Уже с 3—4-го занятия возникает необходимость использования других речевых рядов. Это вносит разнообразие в работу, помогает расширить словарь больного и позволяет избежать фиксирования его внимания на каких-то отдельных словах и закрепления каких-то определенных грамматических категорий (падеж, род и т. п.).

Наряду с пением в этой работе большое место занимает порядковый счет от 1 до 10, который также является устойчивым автоматизированным видом речевой деятельности. Он включает относительно короткие слова с повторяющимися слогами.