Файл: Практические задания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 587

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




18.У ребенка нарушено произношение звуков «с», «ш», «ц», «р», «л». Составьте план работы с данным ребенком, определите последовательность постановки звуков и видов упражнений.

1. С согласный, ротовой, твёрдый, глухой, щелевой, язычно-зубной звук . Подготов. упр: Дыхательные. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. упр для губ. Улыбка. Заборчик. Трубочка. Хоботок. Упр для языка.«Лопаточка» «Чашечка» «Иголочка», «Горка» «Трубочка» «Грибок» «Часики, «Качели» «Почистить зубы, «Лошадка «Вкусное варенье».Межзубный сигматизм. При нём кончик языка не упирается в нижние резцы, а просовывается между зубами.1. Ребёнку предлагают соединить зубы и , глядя в зеркало произнести звук С , иногда лучше давать ИС или ИСИ. 2.При помощи зонда с длинной петлёй логопед удерживает язык ребёнка в нужном положении, и просит сказать С . Губно-зубной сигматизм. При нём в образовании щели участвует, кроме языка нижняя губа, которая сближается с верхними резцами, при этом вместо звука С , слышится звук похожий на Ф. Предлагается ребёнку произнести звук С , а логопед или сам ребёнок оттягивает вниз нижнюю губу, либо нажимает на подбородок и оттягивает его вниз. Боковой сигматизм. При нём струя выдыхаемого воздуха идёт не по жёлобку, а выходит в боковую щель. Этапы: .Отрабатывается широкий, распластанный язык. Удержание широкого распластанного языка под счёт. Отрабатывается воздушная струя (при этом язык, может быть, просунут между зубами). Шепелявое межзубное С первично закрепляется в слогах и словах. Исправление межзубного сигматизма. Шипящий сигматизм.При этом виде сигматизма, кончик языка не упирается в нижние резцы, а оттянут в глубь рта. Спинка языка резко выгнута к твёрдому нёбу и жёлобок по ней не образуется, по этому воздушная струя не идёт направленным потоком, а как бы растекается по языку, и вместо свиста слышится шум. Похожий на мягкое Ш .Используют те же два этапа: 1. Отрабатывается межзубное положение (во многих случаях бывает нужно отработать его в слогах и словах). 2. Исправление межзубного сигматизма. Носовой сигматизм.Для этого нарушения характерно то, что язык оттянут вглубь рта. Корень языка поднят вверх и смыкается с мягким нёбом, которое в свою очередь опущено низко. Таким образом, открывается проход для воздушной струи в носовую полость. То же самое, что и при боковом сигматизме.

2. «Ц» – согласный, глухой, ротовой, твёрдый, смычно-щелевой, переднеязычный.Звук «Ц» ставится после звука «С». Ребёнку предлагают в быстром темпе произносить звуки «Т» и «С». Если нет «Т» и «С», то ставим механическим способом: просим произнести звук «Т» и быстрым движением зонда, опускаем язык за нижние резцы.3.«Ш» – согласный, ротовой, твёрдый, глухой, щелевой, язычно-передне-нёбный звук. 1)при ненарушенном произнесении «Р» можно поставить «Ш» и «Ж» от этого звука. Ребёнок произносит слог «ра» и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шёпотном произнесении «ра» слышится «ша», а при громком «жа». 2)Постановка от звука «С». Ребёнок несколько раз произносит слог «са» и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъёма языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормального «Ш», логопед фиксирует внимание ребёнка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук «А» (в результате слышится слог «ша»). Ребёнок произносит слог «Ра» при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.3) Механический способ. Ребёнок произносит несколько раз слог «Са», и логопед вводит под язык зонд. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъёма до появления нормально звучащего «Ш». Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребёнка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении «ша» с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребёнка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.4) По подражанию. Логопед отчётливо произносит звук «Ш», ребёнка просят внимательно вслушаться и повторить этот звук. 5) Постановка «Ш» от звука «Т». Ребёнка просят произносить звук «Т» с прерыванием, вытянуть губы вперёд (если необходимо, то можно помочь руками). 4. «Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук. 1)по подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает. 2)Постановка «Р» от звука «Ж». Ребёнку предлагается произносить «Ж» протяжно, при несколько открытом рте, не округляя губы, при этом язык постепенно перемещается вперёд к дёснам верхних резцов, так может получиться прекативное «Р» с недостаточной вибрацией. Для усиления вибрации рекомендуется подключить сочетание этого звука со звуком «Т». 3)Под упражнение «Грибок». Ребёнка просят сделать «Грибок», а затем сильно дунуть так, чтобы струя воздуха разорвала смычку между языком и передней частью нёба. Таким способом может получиться одноударный звук «Р». 4)Постановка от сочетания «ДЖ» либо от звука «Д». Ребёнка просят произносить сочетание звуков «ДЖ» или звук «Д», а логопед зондом делает движения вперёд – назад, вправо – влево под передней частью языка. Этот способ эффективен при мягком и расслабленном языке.5) Постановка «Р» от сочетания «ТД». Ребёнка просят по очереди произносить звуки «Т» и «Д» в сочетании «ТД» или «ТДД» в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков «Д» и «Т» ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.5. «Л» – согласный, твёрдый, звонкий, ротовой, смычно-проходной, язычно-зубной звук. 1)По подражанию 2)Использование близких по артикуляции гласных звуков «А», «Ы», «У». От звука «А». Ребёнок тянет звук «А», при этом ритмично и многократно прикасается к верхней десне. От звука «У». Ребёнок тянет звук «У», при этом совершает ритмичные движения языком вперёд назад, также прикасаясь к верхней десне. 3)С механической помощью. Ребёнка просят прижать язык к верхним зубам или губе и произносить протяжные звуки (гудеть), логопед в это время осторожно сдвигает шпателем кончик языка к верхней десне.4) В случаях, когда «Л» заменяется на «Н» или «N», у ребёнка не образуется боковых щелей, т.е. боковые края языка прижаты к коренным зубам. Ребёнку предлагают положить поперёк языка пластмассовую палочку или тесёмку. Логопед просит ребёнка погудеть, и в это время с помощью тесёмки или палочки отгибает боковые края языка.5) Если замена «Л» на «В», то необходимо наряду с вышеперечисленными способами, нужно приучить ребёнка опускать нижнюю губу вниз.





19. Приведите примеры графических ошибок, объясните, с чем они связаны.

Среди характерных графических ошибок учащихся первых классов чаще встречаются следующие: «Переворачивание» и «зеркальное изображение» элемента буквы объясняется особенностью восприятия детьми форм предметов или их изображений независимо от положения в пространстве, т.е. незрелым пространственным воображением. Проблема восприятия графического знака обостряется вследствие поверхностного усвоения первоклассниками тех или иных элементов и букв. «Деформация изображений письменных букв» происходит в связи с недостаточно сформированным умением детей координировать движения пальцев, рук и глаз, а также неумением анализировать собственные графические изображения, сравнивать их с образцом. Искаженные формы чаще наблюдаются в буквах х, л, м, т, ж, л. У них нарушаются пропорции по ширине и высоте, наклону элементов. Кроме того, неправильное графическое изображение буквы приводит иногда к написанию другой «Неправильное направление движения руки при написании букв» объясняется, в основном, произведенным еще до школы рефлексом руки, когда ученик выполнял любые графические упражнения без присмотра старших и проводил линии в них в свободном направлении. «Пропуски элементов в отдельных буквах» встречаются там, где есть подобные буквы (ш-и, м-л, т-п, е-с). Первоклассники часто пропускают буквы, особенно те, которые обозначают гласные звуки. Это объясняется тем, что в добукварный период учащиеся недостаточно прочно усвоили знания о слогообразующий роль гласного звука в слове. Пропуски буквы, обозначающей согласный звук в определенной степени можно объяснить близостью расположения звуков в слове в артикуляционном плане. Для устранения таких ошибок учитель должен уделять больше внимания звуковому анализу слов и обучению детей сложению букв с учетом количества гласных звуков в слове. «Смешивание и замена подобных букв» происходит из-за недостаточно сформированного умения сопоставлять буквы, находить в них общее и отличное. Учащиеся выделяют в слове звук, но не обозначают соответствующей буквой. Причиной такой ошибки могут быть пробелы в обучении письму подобных букв: отсутствие сопоставления и противопоставления графического строения букв, поэлементного их анализа, поверхностное усвоение первоклассниками тех или иных элементов и букв. «Недописывание отдельных элементов букв» приводит к искажению смысла слова. Выработанный стереотип неправильного воспроизведения графического образа буквы можно объяснить невнимательностью, но в большей степени - недостаточным усвоением особенностей и разнообразия написания строчных и больших, рукописных и печатных букв. При написании слова учащиеся должны соблюдать не только правильное изображение элементов и букв, но и внимательно следить за правильностью сочетания между собой. Кроме того, во время написания слов и предложений учащиеся должны соблюдать равномерное расстояние между словами, одинаковое размещение слов в строке, равномерное расположение слов и предложений на соответствующей сетке тетради, добиваться определенных нажатий и написания. Причиной нарушений в написании могут быть невнимательность и небрежность, а также отсутствие навыков самоконтроля. Учитель не должен довольствоваться только констатацией успехов или неудач детей, он должен осознавать причины графических ошибок учащихся, пытаться их предупреждать и методически грамотно исправлять.





20. При какой речевой патологии нарушения письма являются одним из симптомов в структуре дефекта? Докажите это положение. Приведите примеры.

При афазии.

Письмо - менее прочный навык, чем устная речь, поскольку осваивается ребенком позже, совпадает с более поздним появлением письменной речи в истории человечества. Поэтому больной скорее ошибется при письме, чем в устном высказывании. Практически любые расстройства устной речи, связанные с использованием средств языка (звуков, слов, фраз), при афазии проявляются и в письме. Если связь фонемы и графемы до заболевания была полной и прочной, то она сохраняется в той или иной мере даже при грубых нарушениях устной речи. В противном случае она распадается, и требуется «посредник» для того, чтобы фонема и графема вновь соединились. Главным посредником в этом является артикуляция. Ведь ребенок учится писать, усиленно проговаривая каждый звук, который должен превратиться в букву.

Как мы уже знаем, существуют формы афазии (сенсорная и моторная), при которых страдают преимущественно звуки речи. Одни больные не различают их на слух, другие - не знают, как произнести. Эти «неполноценные» звуки большинству больных трудно использовать в качестве посредников для того, чтобы перевести в буквы. Вследствие этого возникают специфические ошибки в письме. В письменной речи афазиков присутствуют также ошибки в употреблении слов, но это является отражением общего дефекта. Очень важно, на наш взгляд, остановиться на том, что состояние именно письменной речи часто отличает афазию от дизартрии. Внешне достаточно легко спутать нарушения устной речи при афазии с дизартриями, поскольку дизартрия является так же, как и афазия, следствием локального поражения (очага) в одной из речевых зон мозга. При афазии больной ошибается в звуках речи, словах и грамматике, потому что потерял должное представление об их роли в языке. При дизартрии же все эти «языковые» представления остаются сохранными, но больной не может говорить «по техническим причинам» - из-за паралича (пареза) речевой мускулатуры. У этой категории больных, в отличие от больных с афазией, нет «сбоев» во внутренней речи, поэтому в письменной форме они могут выразить свой замысел, а в устной - нет, так как у них отсутствуют нарушения письма как таковые.

Таким образом, при афазии нарушается и устная речь, и письменная (как правило, письменная речь страдает более грубо), при дизартрии - преимущественно устная.



21. Составьте фрагмент конспекта занятия по теме: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]».

Цели занятия: 

  1. Формировать умение дифференцировать звуки Р-Л в слогах и словах, соотносить их с буквами Р-Л.

  2. Развивать фонематический слух.

  3. Развивать внимание, память, логическое мышление.

  4. Воспитывать доброжелательности, самостоятельности



Отработка звуков в словах. Логопед: Вот картинки животных. Распределим их в два столбика: в первом столбике слова со звуком Л, а во втором, слова – со звуком Р:  жираф, тигр, слон, , волк, корова, лошадь.

Какие животные оказались у нас в 1 столбике? (слон, лошадь, белка). А во 2? (жираф, тигр, корова). С каким звуком слова у нас в 1 столбике? (Л). А во 2 (Р)?





22. Привести примеры схем ближайших связей слова для коррекции речи афазиков.

Когда у больного возникает возможность называния предмета, задачей восстановления является самостоятельное нахождение слова по косвенным вопросам. После проработки 50-60 слов-существительных разрабатывается несколько типовых схем ближайших смысловых связей, которые содействуют нахождению предметов по словесным обозначениям, т. е. глагольных предложений типа «стол - мебель», «вода - жидкость». Постепенно исключается наглядность и больной уже самостоятельно, без опоры на картинку, отвечает на вопросы. Завершающей является работа по составлению глагольного предложения.

Пример задание: придумайте для каждой строчки 4 слово , ткоторое должно быть связано с 3 по смыслу как 1 со 2: день-обед, вечер- ужин,

Лампа-свет, печка-…

Или задание: прочитайте слова и объясните почему эти слова ассоциируются со словом друг- хороший, добрый, верный, мой, приятель.



23. Представьте схему пространственных взаимоотношений предметов для коррекции речи афазиков.

На фоне сохранного восприятия отдельных предметов у больных обнаруживается нарушение восприятия тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Нарушается восприятие географической карты, узнавание времени по часам. В этом синдроме идут и своеобразные нарушения речи.

Нарушение пространственного фактора ведет к нарушению восприятия пространственных отношений. Нарушается понимание конструкций с предлогами (под и над, от, к, из-за, в, на, и т.д.). Нарушаются сравнительные конструкции (муха меньше слона и т.д.).

КОНСТРУКЦИИ С ПРЕДЛОГАМИ, ВЫРАЖАЮЩИМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ


1. ПОЛОЖИТЬ:


а) Ручку на книгу;

б) Ручку в книгу;

в) Ручку под книгу;


2. ПОКАЗАТЬ:


а) Бочку перед ящиком;

б) На бочке ящик;

в) В ящике бочка;

г) На ящике бочка;

д) Ящик за бочкой;

4. ПОКАЗАТЬ, КАКАЯ СХЕМА СООТВЕТСТВУЕТ КАКОЙ КАРТИНКЕ:


а) Птица в клетке;

б) Птица под клеткой;

в) Кошка на столе;

г) Кошка под столом;