Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким органы образом, задач Минюст мнению России цели не может могут обязать могут субъект указе РФ открыть связи государственную основ нотариальную мере контору, друг а следовательно, точки не может лицо обеспечить суда доступность однако нотариальной одним помощи, быть в том россии числе кодекс в труднодоступных могут и малонаселенных основе районах; через назначение связи Минюстом взгляд России мерами лица собой на должность данную нотариуса органы в государственную быть нотариальную имеет контору — учреждение назад субъекта обязан РФ невозможно.

Вопросы закон организации правил и контроля помощь за нотариатом недели должны этой входить органа в исключительную воля компетенцию другой государственных меры органов, прав ибо основ они палат лежат свою в плоскости контор создания виды эффективной можно системы время правовой контор охраны основ прав других и свобод второй субъектов, только представляющей орган задачу высший государства[30]. Это свои не отрицает также необходимости органа учета москва интересов сборах нотариусов этот при одной решении почти соответствующей меры задачи, палаты но лишь виды в таких адрес формах ранее взаимодействия, статья которые, недели исключают таких возможность объект частным лицом интересам кодекс препятствовать вправе реализации месту интересов одних публичных. Этими власти формами может могут весьма быть общих участие объема представителей дате нотариальных всем палат судами в заседаниях когда коллегий тайны органов орган юстиции важным при можно обсуждении дела решений сложно в сфере судом нотариата, надзор внесение если обязательных назад для целей рассмотрения можно предложений пенсию и рекомендаций сфере по совершенствованию отмену нормативно-правовой однако базы только деятельности право нотариата дней и его данным управления, органы реализации -фкз государственной одного политики года и прочим ожегов вопросам палату уставной назад компетенции. Данный вопрос подход праве закладывает учета и принципиальные право направления стадия решения этом проблем один контроля органы и надзора данное нотариальной органы деятельности, может о которых лица речь единой пойдет были ниже.


Действующее целом законодательство право предусматривает тайны несколько жалоб форм этом контроля: самом контроль тексте в форме связи лицензирования данных нотариальной людей деятельности, суть контроль могут за исполнением также правил правил нотариального иных делопроизводства однако и контроль яркова за исполнением иначе нотариусами членов профессиональных можно обязанностей.

Лицензирование нотариальной деятельности входит в сферу исключительной компетенции органов юстиции. Порядок лицензирования нотариальной деятельности определяется Минюстом России и регулируется

Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности.

С точки зрения правовых последствий, Основы рассматривают выдачу лицензии в качестве юридического факта, порождающего у лицензиата право на осуществление нотариальной деятельности: нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Однако детальный анализ указанного закона позволяет сделать обратный вывод. Наличие лицензии отнюдь не означает, что ее обладатель вправе осуществлять нотариальную деятельность, ибо соответствующими полномочиями лицо наделяется только в силу назначения его на должность. Об этом свидетельствует, в частности, анализ правового статуса помощника нотариуса. В соответствии со ст. 19 Основ помощник нотариуса, помимо диплома о высшем юридическом образовании, должен иметь лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке. Тем не менее помощник нотариуса не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия. Он имеет право вести лишь консультационную работу, готовить проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство т. п.; подписывать же нотариальные документы имеет право только нотариус.

Следовательно, наличие лицензии не является единственным условием на право осуществления нотариальной деятельности; лицензия — необходимое, но не достаточное условие возникновения такого права. Не случайно Основы не определяют отмену лицензии в качестве основания прекращения права на осуществление нотариальной деятельности; последнее прекращается в силу освобождения от соответствующих полномочий. Лицо же наделяется полномочиями Минюстом России в силу назначения на должность. Таким образом, институты лицензирования с точки зрения формирующего воздействия на статусную динамику нотариальной деятельности является факультативным правообразующим фактором. Это само по себе уже порождает серьезные сомнения в целесообразности существования института лицензирования нотариальной деятельности (во всяком случае в существующем в настоящее время виде).


Анализ действующих нормативных актов, регулирующих лицензирование нотариальной деятельности, позволяет сделать вывод, что в процессе лицензирования лицензирующие органы оценивают прежде всего уровень профессиональной квалификации соискателя, поскольку в соответствии со ст. 3 Основ и Административного регламента исполнения Министерством юстиции государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности определяется то, что лицензия выдается лицам, имеющим высшее юридическое образование, прошедшим стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и успешно сдавшим квалификационный экзамен. Таким образом, лицензия является документом, не порождающим право осуществления нотариальной деятельности, а лишь подтверждающим соответствие лицензиата указанным выше условиям. Однако анализ Основ и Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса позволяет сделать вывод о том, что лицензия не выполняет и этой функции, ибо лицо, желающее участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию тот же набор документов, что для выдачи лицензии. Аналогичный набор документов (за исключением лицензии) требуется и для сдачи квалификационного экзамена, который регулируется приказом Минюста России от 14.04.2000 № 132 «Об утверждении положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности»1. Таким образом, оценка профессиональной пригодности осуществляется троекратно, при этом если значение институтов квалификационного экзамена и конкурса на замещение вакантной должности нотариуса очевидно, то роль, которую играет лицензирование нотариальной деятельности, понять, на наш взгляд, весьма сложно, по сути, речь идет о дублировании функций в рамках этих институтов, что приводит к выводу о излишнем существовании лицензирования.

О. М. Олейник отмечает, что в форме лицензирования осуществляется контроль предварительный — при выдаче лицензий, и контроль последующий, осуществляемый лицензирующим органом в процессе исполнения лицензируемой деятельности. Именно последующий контроль придает лицензированию качество формы государственного управления, ибо дает возможность уполномоченным органам оперативно воздействовать на выявленные нарушения лицензионных условий и требований. Это предполагает наделение лицензирующего органа рядом полномочий по отношению к лицензиату по осуществлению проверок его деятельности, по приостановлению действия лицензии, по отмене лицензии.


Анализ действующего законодательства приводит к выводу о том, что лицензирование нотариальной деятельности ограничено лишь предварительным контролем, возможности же осуществления последующего контроля за законностью деятельности нотариусов со стороны органов юстиции действующее законодательство не предусматривает. В частности, Основы вообще вывели профессиональную деятельность нотариусов из под сферы контроля органов юстиции, а контроль же за деятельностью государственных нотариусов осуществляется органами юстиции не в качестве лицензионного, а в качестве контроля за исполнением трудовых обязанностей. Таким образом, стадия последующего контроля нотариальной деятельности попросту отсутствует, что непосредственно выхолащивает сущность лицензирования и придает ему исключительно фискальный характер.

С учетом вышеизложенного полагаем, что институт лицензирования нотариальной деятельности является излишним в механизме государственного руководства нотариатом. С одной стороны, он дублирует функционально институты назначения нотариуса на должность и квалификационного экзамена, с другой стороны, он не реализует свое сущностное предназначение — контроль. При этом хотелось бы отметить отказ от лицензирования не означает отказа от государственного контроля за нотариальной деятельностью вообще, речь идет о поиске иных, адекватных нотариальной деятельности форм контроля.

В зависимости от предмета, контроль за деятельностью нотариусов подразделяется на два вида:

- контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, в порядке, определяемом Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Важно помнить, что нотариус обязан соблюдать установленные Основами, иными федеральными законами и другими правовыми актами правила нотариального производства. Ранее порядок ведения нотариального делопроизводства в государственных нотариальных конторах РСФСР устанавливался инструкцией, утвержденной приказом министра юстиции РСФСР от 19.08.1976 № 32. В настоящее время Приказом Минюста РФ от 19.11.2009 N 403 утверждены Правила нотариального делопроизводства[31].


Настоящими Правилами установлен порядок контроля за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой. В частности, в главе XIII содержатся основные положения, в части организации и проведении проверок частнопрактикующих нотариусов.

Итак, согласно Правил проверки исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, могут быть плановыми, внеплановыми и повторными.

Проверки исполнения Правил осуществляются комиссией, в которую входят представители территориального органа и нотариальной палаты, в составе не менее двух человек.

О конкретной дате проверки члены комиссии информируются не позднее чем за семь дней до ее проведения.

О дате прибытия проверяющих нотариус, подлежащий проверке, извещается не позднее чем за пять рабочих дней до намеченной даты проверки.

Члены комиссии проверяют правильность ведения документации, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий, соблюдение форм нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей. Проверяющими проводится выборочная проверка документов за четырехгодичный период, предшествующий проверке.

По итогам проверки составляется справка, в которой указываются следующие сведения:

фамилия имя, отчество нотариуса;

данные лицензии на право нотариальной деятельности и приказа

территориального органа о назначении на должность нотариуса; место нахождения нотариальной конторы;

замечания, выявленные в ходе проверки, со ссылкой на конкретные

пункты Правил; предложения по результатам проверки.

Справка по итогам проверки составляется в трех экземплярах не позднее семи дней со дня ее проведения и подписывается лицами, осуществляющими проверку, и нотариусом, в отношении которого она проводилась. Справка должна быть рассмотрена нотариальной палатой в течение тридцати дней с момента поступления в нотариальную палату. Результаты проверки рассматриваются нотариальной палатой при участии представителя территориального органа. Справки по итогам проверки хранятся в территориальном органе, в нотариальной палате, у нотариусов, в отношении которых проводились проверки.

В случае если нотариус, в отношении которого проводилась проверка, не согласен с замечаниями проверяющих, он, подписывая справку, вправе представить свои письменные возражения.

В случае выявления в ходе проверки существенных нарушений Правил территориальный орган и нотариальная палата назначают повторную проверку нотариуса, допустившего их нарушения.