Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Повторная проверка проводится не позже чем через год после проведения плановой проверки, в ходе которой выявлены существенные нарушения Правил. При повторной проверке проводится проверка исполнения Правил за период, прошедший после плановой проверки. По результатам повторной проверки составляется заключение, содержащее помимо сведений, указанных в пункте 198 Правил, информацию об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой проверки.

В случае выявления в ходе проверки соответствующего нотариуса фактов нарушений Правил нотариальной палатой должен быть решен вопрос о применении к нотариусу, допустившему нарушения, мер дисциплинарной ответственности.

При поступлении в территориальный орган или нотариальную палату обращений (заявлений, жалоб) граждан и писем организаций, в которых содержатся сведения о нарушении нотариусом Правил, по предложению нотариальной палаты или территориального органа может назначаться проведение внеплановой проверки исполнения данным нотариусом Правил.

Следует отметить, что сфера государственного контроля над нотариатом ограничена лишь контролем за соблюдением нотариусами правил делопроизводства, а за исполнением профессиональных обязанностей — лишь в отношении государственных нотариусов. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, почти полностью выведены из-под контроля Минюста России и его территориальных органов. Принципиально не меняет картину их полной бесконтрольности возможность контроля за исполнением ими правил нотариального делопроизводства, ибо действующее законодательство не предоставляет органам никаких полномочий в отношении нарушителей этих правил. Таким образом, мы имеем дело с полнейшим дисбалансом контрольных полномочий: государственного нотариуса эти органы могут лишить нотариальных полномочий за элементарный прогул, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, они могут только обратиться в суд с соответствующим требованием. Нотариусы, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, подконтрольны лишь нотариальным палатам. Для целей устранения этого положения, усиления контрольных функций Минюста России в литературе предлагается дополнить схему саморегуляции некими формами государственного контроля за деятельностью нотариальных палат[32].

Как известно, одним из последствий выявления нарушений должностных лиц, которые обнаружены в процессе контроля, может стать дисциплинарная ответственность.


Дисциплинарная ответственность государственного нотариуса наступает в случаях:

неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, правил нотариального делопроизводства, приказов и распоряжений управления юстиции, если оно не носит признаков преступления или административного правонарушения; совершения виновного действия, которое противоречит общепризнанным нормам морали и несовместимо со званием нотариуса, независимо от того, совершенно подобное деяние при совершении должностных обязанностей или нет.

Перечень дисциплинарных проступков нотариуса, занимающегося частной практикой, более широк; помимо общих, относящихся к проступкам государственных нотариусов, закон относит:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение решений общих собраний нотариусов — членов нотариальной палаты, а также правления нотариальной палаты, принятых в пределах их компетенции;
  • невыполнение решений, принятых правлением нотариальной палаты, по размеру платы, взимаемой при совершении нотариальных действий в целях недопущения недобросовестного завышения указанной платы и предотвращения недобросовестной конкуренции среди нотариусов:
  • нарушение сроков уплаты взносов и иных платежей в нотариальную палату, а также их размеров.

Закон предусматривает и перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на частнопрактикующего нотариуса: замечание, выговор, строгий выговор. Процедура применения взыскания несколько отличается от традиционного понимания привлечения к ответственности со стороны работодателя. Создавалась дисциплинарная комиссия на паритетных началах органом юстиции и нотариальной палатой. Дисциплинарная комиссия давала заключение, в котором подтверждается либо наличие факта правонарушения, либо его отсутствие, которое направляется в нотариальную палату и орган юстиции. Персональный состав комиссии утверждался начальником управления юстиции. Дисциплинарное производство возбуждалось начальником органа юстиции. От нотариуса требовалась объяснительная, если же он уклонялся от дачи объяснений, то это не являлось препятствием для продолжения производства. Наложение дисциплинарного взыскания оформлялось приказом начальником управления юстиции. Таким образом, основные функции переданы государственному органу. Орган юстиции вправе принимать решения, которые влияют на ход дела и порождают юридические последствия.

Второй вариант — это принятие на основании уставов нотариальных палат профессиональных кодексов, кодексов профессиональной этики или положений о дисциплинарной ответственности. Так, на собрании представителей нотариальных палат субъектов РФ в соответствии с постановлением от 18.04.2001 № 10 был принят Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации[33].


Данный кодекс содержит 18 составов дисциплинарных проступков, среди которых:

  • совершение нотариальных действий, противоречащих требованиям законодательства;
  • занятие предпринимательской и иной деятельностью, кроме творческой, научной и преподавательской;
  • оказание посреднических услуг при совершении нотариальных действий;
  • осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности;
  • нарушение нотариусом тайны совершения нотариального действия;
  • совершение нотариусом нотариального действия на свое имя и от своего имени, на имя или от имени своего супруга или супруги, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);
  • - незаконный отказ в совершении нотариального действия;
  • совершение нотариальных действий вне установленных границ нотариального округа, кроме случаев, определенных законом;
  • свидетельствование подлинности подписей и совершение иных нотариальных действий в отсутствие соответствующих физических лиц или представителей юридических лиц;
  • произвольное изменение размера нотариального тарифа в сторону его завышения или занижения, в сравнении с размером тарифов, установленным законом или рекомендациями (решениями) нотариальной палаты;
  • задержка на срок более одного месяца уплаты членских взносов в нотариальную палату без уважительных причин, а также занижение размеров уплачиваемых взносов или иных обязательных платежей;
  • непредставление или несвоевременное представление достоверной статистической отчетности, необходимой информации или данных по запросам нотариальной палаты, налоговых, судебных, следственных и иных органов, действующих в пределах их компетенции;
  • отсутствие без уважительных причин постоянного места совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года;
  • отсутствие на рабочем месте более одной недели без извещения об этом нотариальной палаты;
  • виновная утрата либо незаконная передача другим лицам личной гербовой печати нотариуса, реестров совершения нотариальных действий, архива нотариуса, бланков и других служебных документов и материалов;
  • непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты или проводимых ею мероприятий по повышению профессиональной квалификации и другим вопросам, неявка по приглашению на заседания органов управления палаты;
  • грубое или неоднократное (два и более раз) нарушение правил ведения нотариального делопроизводства, установленного режима работы нотариальной конторы, необеспечение надлежащих условий для приема обратившихся за совершением нотариального действия лиц и для хранения документации;
  • нарушение морально-этических норм, предусмотренных Кодексом Мерами воздействия могут быть замечание, выговор, строгий выговор, подача в суд ходатайства о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью, денежное взыскание в качестве компенсации нанесенного нотариальной палате ущерба.

Основанием для рассмотрения вопроса о дисциплинарном проступке являются факты, изложенные в обращениях граждан, юридических лиц, нотариусов, в СМИ, в материалах проверок и представлениях судебных, прокурорских, уполномоченных должностных лиц и органов местного самоуправления.

Дисциплинарное взыскание налагается уполномоченным органом управления нотариальной палаты.

Рассмотрение вопроса о дисциплинарном проступке может быть возбуждено общим собранием, правлением, президентом нотариальной палаты.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после совершения дисциплинарного проступка, но не позднее двух месяцев со дня его обнаружения, не считая времени болезни, пребывания нотариуса в отпуске или его отсутствия по другой причине.

Меры дисциплинарного воздействия определяются уполномоченным органом, исходя из особенностей, характера тяжести допущенного нарушения и его последствий, причин и условий его совершения, с учетом эффективности выбранной меры воздействия для исправления ситуации и предупреждения нарушений.

В случае несогласия нотариуса с вынесенным ему дисциплинарным взысканием он вправе обжаловать его в высший орган управления нотариальной палаты или в суд. Высший орган управления нотариальной палаты вправе отменить наложенное взыскание.

Основами дисциплинарной ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой, требует все же своего законодательного разрешения по нескольким причинам. Во-первых, налицо неравенство государственных и частных нотариусов. Первые могут быть подвергнуты всему спектру дисциплинарных взысканий. К тому же механизм привлечения к ответственности достаточно четко урегулирован трудовым законодательством, что предполагает действенность мер к нарушителю, а также защиту прав от неоправданного преследования со стороны федерального органа исполнительной власти. Во-вторых, нотариус, занимающийся частной практикой, остается практически безответственным за такие нарушения, которые не влекут за собой конкретного причинения имущественного вреда. К тому же следует учитывать, что со дня совершения нотариального действия до подачи искового заявления о возмещении ущерба в порядке гражданского производства может пройти продолжительный промежуток времени. К этому времени нотариус может прекратить свои полномочия и быть вне досягаемости.

Соответственно, наличие действенного контроля, гарантированного дисциплинарным принуждением, свело бы к минимуму необходимость вмешательства судебных органов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам настоящей работы представляется возможным сделать следующие выводы и предложения:

Многие административные процедуры в сфере нотариата еще не разработаны и нормативно не установлены. Несмотря на то что в рамках проведенной административной реформы было издано большое количество правовых актов в сфере нотариата, многие из них еще предстоит доработать.

В настоящее время существуют пробелы как в самой сфере нотариата, так и в области контроля в этой сфере.

Нотариальная деятельность, как и любая другая, нуждается в контроле и надзоре. Необходимость контроля и надзора обусловлена тем, что в правоприменительной практике возникает ряд прикладных проблем, выявление которых возможно лишь с помощью проведения контрольных и надзорных действий. Законодательством о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов. Однако в вопросе классификации этих форм нет единого мнения.

Анализ развития контроля и надзора в сфере нотариата свидетельствует, что реформирование системы-контроля и надзора обусловлено происходящими в государстве общественными и политическими процессами. Становление российского нотариата и законодательства о нем происходило не одно столетие. Существование института нотариата в России исторически доказало эффективность своей деятельности для обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и свою необходимость для государства в вопросе поддержания законности на его территории. Исследование показало, что уже на ранних стадиях развития государственного управления сложилась необходимость осуществления контроля и надзора в сфере нотариата.

Обобщение исторического опыта развития контроля и надзора в сфере нотариата позволило сделать вывод о том, что на протяжении всего периода становления нотариальной системы в большей степени прослеживалась реализация контрольных полномочий государства за данными правоотношениями. Развитие нотариата на современном этапе требует изменения форм контрольно-надзорной деятельности и усиления контрольно-надзорных полномочий государства в этой сфере, что диктует необходимость сосредоточения соответствующих контрольно-надзорных полномочий в федеральном органе исполнительной власти, в ведении которого находится нотариат, и его территориальных органах.

Основы охватывают лишь специфическую сферу общественных отношений, связанных именно с осуществлением нотариальных действий. Таким образом, общественные отношения связаны с осуществлением контрольных и надзорных функций в области нотариата, нуждающихся в отдельной правовой актуализации, с учетом их субъектной и динамической составляющих.