Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Исторически появление нотариата связано с развитием и усложнением гражданского оборота, с объективной необходимостью содействовать его участникам в совершении сделок и юридическом закреплении их действий, охране их прав. Нотариат является непременной составной частью большинства правовых систем, ибо, с одной стороны, он позволяет государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции, а с другой — является важным правовым инструментом обеспечения стабильности имущественных отношений.

Нотариат как объект научного исследования представляет собой важнейший институт, требующий к себе пристального внимания в юридической науке. Это обусловлено необходимостью выяснения понятийной сути и правовой природы нотариата, а также содержания его функциональной составляющей и характера соотношения с институтами власти.

Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации контроля и надзора за их деятельностью со стороны различных органов, как государственных: судебных, налоговых, Министерства юстиции Российской Федерации, так и негосударственных, в частности нотариальных палат субъектов.

Для организации и проведения эффективного контроля и надзора принципиальное значение имеет изучение законодательства о нотариате, закрепление в действующих нормативных правовых актах полномочий указанных выше органов по контролю и надзору. В связи с этим повышается потребность в усилении контроля и надзора, осуществлении действенных мер по устранению нарушений в сфере нотариата.

Все это свидетельствует о необходимости научного исследования данных вопросов, что и определило актуальность темы настоящего исследования.

Цель исследования — на основе изучения существующего состояния контроля и надзора в сфере нотариата, анализа недостатков в регулировании нотариата, препятствующих проведению эффективного контроля и надзора, разработать теоретические предложения, касающиеся контрольно-надзорной деятельности, органов уполномоченных осуществлять контроль в сфере нотариата, и предложения по совершенствованию организации и правового регулирования этой деятельности.

Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • проанализировать вопросы правового регулирования деятельности нотариата в Российской Федерации:
  • провести анализ становления и развития контроля и надзора в сфере нотариата в России;
  • исследовать содержание понятий «контроль», выявить признаки и особенности;
  • охарактеризовать виды контроля над деятельностью нотариуса, раскрыть их содержание;

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией функций контроля в сфере нотариата.

Предметом исследования выступают теоретические положения, касающиеся понятия контроля, практики реализации функций контроля в сфере нотариата, а также правовое регулирование статуса и деятельности субъектов контроля в сфере нотариата.

Степень научной разработанности темы исследования. В процессе работы проанализированы труды таких ученых, как: М. Г. Авдюкова, В. Н. Аргунова, Н. И. Бондарева, А. Я. Бугрей, Р. И. Виноградовой, Ю. Н. Власова, С. П. Выменец, Е. Э. Денисова, С. А. Зацепина, В. В. Калинина, И.

Н. Кащурина, А. Ф. Клей нмана, Н. П. Лазарева, Л. Ф. Лесницкой, Н. П. Ляпидевского, Б. И. Лившица, В. С. Репина, Е. А. Суханова, Е. Б. Тарбагаевой, М. К. Треушникова, А. М. Фемелиди, И. Г. Черемных, В. В. Яркова и др.

Методологической основой исследования является система методов и логических приемов исследования изучаемых проблем. При написании работы были использованы такие специальные методы научного познания, как историко-правовой, нормативно-логический, сравнительного правоведения, конкретно-социологический, статистический и др.

Нормативную и теоретическую базу исследования составляют международные акты, Конституция РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, подзаконные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ, принятые по вопросам нотариата, а также научные труды и публикации различных ученых, материалы социологических исследований, периодической печати, личные исследования аспиранта.

1.Понятие и виды контроля над деятельностью нотариуса

1.1. Понятие и предмет контроля над деятельностью нотариуса

Определяя роль и место контроля над деятельностью нотариуса, необходимо выяснить суть понятий «контроль».

При обращении к толкованию термина «контроль» выясняется, что данный термин появился несколько столетий назад: от французского слова contrerole — «список, ведущийся в двух экземплярах», от него и произошло слово controle — «проверка чего-либо, например, выполнения законов, планов, решений»[1], а также «наблюдение с целью проверки; учреждение, контролирующее чью-либо деятельность»[2].


Учитывая этимологию данного термина, однозначно ответить на поставленные вопросы не представляется возможным.

Согласно В. И. Даля под термином «контроль» понимается «учеть, повьрка счетовъ, отчетности; присутственное место, занимающееся повъркою отчетовъ» [3]. С. И. Ожегов трактует контроль как проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора2.

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона государственный контроль определяется в общем смысле как наблюдение за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производством расходов. Здесь же дано пояснение, что «государственный контроль представляет собой самостоятельное государственное установление, во всем равное с другими министерствами»3. Особый интерес представляет то, что свою контрольную деятельность учреждение, по мнению авторов словаря, осуществляет в форме надзора. Следует отметить, что для указанного выше словаря характерны следующие употребляемые по тексту выражения: «надзор государственного контроля выражается», «на обязанности государственного контроля лежит надзор за тем, чтобы, независимо от законности и правильности расходов, все хозяйственные операции казны производились с возможно большей для нее выгодой». Таким образом, энциклопедический словарь рассматривает контроль как специальное учреждение, осуществляющее свою деятельность в форме надзора (установление в терминологии того времени), т. е. как организационно-правовую форму надзора.

Обращение к словарям позволяет установить смысловое совпадение понятий «контроль» и «надзор», которые широко используются как в теории, так и в законодательной деятельности, однако до сих пор не стали терминами, полностью отражающими их терминологическую сущность. Конституция уделяет незначительное внимание вопросам терминов «контроль» и «надзор». Термин «контроль» встречается лишь в двух статьях Конституции.

Так, согласно п. «а» ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации относится контроль за соблюдением Конституции и федеральных законов. С целью реализации указанного положения Конституция и федеральные законы наделяют соответствующими властными полномочиями по контролю и надзору различные государственные институты. К ним относятся Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека и другие институты государственной власти.


Действующее законодательство РФ, регламентирующее организацию и деятельность исполнительной власти, также не содержит четких критериев разграничения контроля и надзора. Например, в Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по контролю и надзору также не разграничиваются. Под функциями по контролю и надзору понимаются «осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и другими нормативно-правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов».

Определение, приведенное в данном указе, по сути, отожествляет данные термины, что разумеется не допускает их функционального дефилирования и может оказаться крайне неэффективным в сфере реализации управленческих полномочий.

В настоящее время существует и другое законодательно закрепленное понятие контроля и надзора. Понятие некоторых видов контроля закреплено в ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

В соответствии с рассматриваемым Федеральным законом государственный контроль (надзор) включает в себя:

федеральный государственный контроль (надзор), устанавливаемый Президентом Российской Федерации или Правительством Российской

Федерации (если он не установлен федеральным законом); региональный государственный контроль (надзор), устанавливаемый высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований "в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской

Федерации"; муниципальный контроль представляет собой "деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации[4]".


Представляется также интересным рассмотреть некоторые точки зрения, касающиеся определения понятия контроль, и на основе их анализа уточнить выделенные ранее общие элементы, характеризующие контроль.

В. М. Манохин определяет контроль как метод, включающий три элемента:

  • проверка фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального предписания, распоряжения, задания, норматива, т. е. всей деятельности подконтрольных органов и организаций;
  • проверка путей и средств выполнения закона, иного правового предписания, задания, поручения, позволяющая оценить работу конкретных лиц со стороны действительно деловой направленности, результаты, в том числе определить, соблюдена ли законность;
  • принятие мер в процессе контроля для оценки, исправления положения, устранения недостатков, поощрения или, наоборот, наказания[5].

Ряд авторов рассматривает контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. По мнению Ю. М. Козлова, при таком подходе к пониманию контроля в него включаются: наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушениям; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины[6] .

Контроль может рассматриваться (применительно к отдельному

решению) и как одна из стадий управленческого цикла. В самом управленческом цикле выделяются следующие стадии: выявление проблем, нуждающихся в разрешении; выработка и принятие решения, организация его исполнения, проверка его исполнения; подведение итогов[7].

Сущность контроля как самостоятельного явления определяется проверкой соответствия деятельности всех элементов государственного механизма и каждого из них в отдельности, тем принципам и задачам, которые стоят перед государством, а также складывающихся общественных отношений правилам и нормам, установленных государством.

Е. А. Кочерин считает, что контроль — это одна из основных функций управления (сюда еще относятся планирование, организация, координация и стимулирование), это форма проявления- целенаправленного воздействия на коллективы людей, предусматривающая систематическое позитивное выявление отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации поставленных задач[8].