Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (понятие «деловой конфликт» и его специфика).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Понятие и сущность конфликтов
1.1 Конфликт, как социальное явление
1.2 Понятие конфликта, его сущность
1.3. Признаки, особенности и структура конфликта
ГЛАВА 2 ТАКТИКИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ КОНФЛИКТА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
2.1 Общая употребительность тактик нейтрализации делового конфликта.
2.2.1 Тактики нейтрализации конфликта в вертикальной коммуникации
2.2.2. Тактики нейтрализации конфликта в горизонтальной коммуникации.
6% общего числа ответов опрошенных занимает обещание - уступка:
– Что если я предложу вам крупную денежную премию, при условии, что вы останетесь с нами в июле;
– Если проект будет завершен вовремя, вам будет выписана премия и предоставлен отпуск сразу по завершении необходимых работ;
– Уважаемая Анна! Ваше повышение никто не отменял. Я очень ценю приложенные вами усилия. Думаю, эти знания вы можете применить, работая в качестве помощника Т.Е. Это будет своего рода испытательный срок. Давайте обсудим подробности сегодня во время ланча.
Интересно, что такой вариант, как обещание не допускать ошибок в будущем, в данном типе не присутствует.
Предложение / просьба о помощи и предложение разобраться в ситуации представлены в 1 % случаев, причем практически всегда это, так называемые, побуждение к совместному действию, выраженное частицей «давайте» в сочетании с повелительным наклонением глагола:
– Давайте вместе разберемся, сколько на самом деле было рабочих часов. Если есть ошибка, пересчитаем;
– Давайте обсудим подробнее этот вопрос. Зайдите ко мне в конце рабочего дня;
– Давайте уточним почасовку;
– Хорошо, давайте с вами пересмотрим, за что и в каком размере вам были сделаны те или иные начисления.
- Второе место по употребительности занимает тактика самооправдания (20%), представленная тремя разновидностями. В вертикальном нисходящем общении преобладает такая ее разновидность, как самооправдание со ссылкой на смягчающие обстоятельства, в том числе и внешние факторы (11%).
– Е.П., понимаю Ваше негодование. Дело в том, что Т.Е. через полгода выходит на пенсию. А пенсионеры, к сожалению, попадают под сокращение, перед ее уходом мы решили ей сделать подарок, просто для того, чтобы отблагодарить ее за многолетний труд в нашей компании. Вы же молоды, полгода ничего не изменят в нашей договоренности;
– Я бы с радостью перевел Вас хоть сейчас! Дело в том, что места в соседнем отделе просто нет;
–Так сложились обстоятельства;
–Очевидно, ваши документы затерялись где-то в середине того огромного объема бумаг на подпись, которые мне передала вчера Инна Васильевна.
Самооправдание со ссылкой на третье лицо занимает 8% среди ответов опрошенных, в отличие от вертикальной восходящей коммуникации, где данная разновидность самооправдания представлена в 2,5% случаев:
– Сейчас узнаем у секретарши, и она получит за то, что не выполняет вовремя свою работу, сейчас же все подпишу;
– Секретарь мне ничего не передавала. Сейчас уточню у нее! Я думаю, что этот вопрос мы решим за пару минут;
– Это надо уточнять в бухгалтерии. Я думаю, они там что-то напутали;
– Я спрошу у моего секретаря. Зайдите ко мне в кабинет через полчаса;
– Не я одна принимала это решение. Я выдвигала вашу кандидатуру, но вышестоящее руководство посчитали нужным назначить Т.Е. поскольку у неё больший опыт работы;
– Я понимаю ваше недовольство. Все дело в том, что понесли большие убытки, в связи с проигранным тендером и потерей нескольких клиентов.
Самооправдание без ссылки на внешние факторы представлено 1 % случаев, что является естественным для вертикальной нисходящей коммуникации.
– Извините, пожалуйста, я совсем заработалась, сегодня же все сделаю.
- Тактика позитивной оценки партнера (8%), включающая комплимент, реализуется в следующих примерах.
–Ирочка, вы очень хороший специалист в своем деле;
–Вы незаменимый работник и вы нужны нам именно в июле;
–Да, мы вас ценим как специалиста, а ещё как человека с прекраснейшим высшим образованием, который никогда не пойдёт на поводу у сплетен;
– Конечно, мне не хочется терять такого работника, как Вы;
–Спасибо за все, что вы для нас делаете;
– Я очень ценю приложенные вами усилия. Думаю, эти знания вы можете применить, работая в качестве помощника Т.Е.;
–Принимая во внимание ваш несомненный профессионализм в области маркетинга, я даю вам еще один шанс.
Из примеров видно, что использование комплимента, в качестве реакции на конфликтоген, является «социальным поглаживанием» перед объяснением своей позиции.
- Апелляция к разуму (7%):
–– Ольга, в данный момент перевести в другой отдел не представляется возможным. Ты ведь знаешь, как говорят, если нельзя изменить ситуацию, можно изменить отношение к ней;
– Дорогой ИИ, вы, наверное, забыли о том, что в прошлом месяце вы подписали дополнительное соглашение к вашему контракту, согласно которому все работники (включая руководителя) лишаются премии в случае, если не выполнен план предприятия;
– Верно, но вам немного не хватает сдержанности и напористости, вам нужно немного поработать над собой;
– Давайте разберемся, я попрошу сотрудника отдела по заработной плате объяснить вам метод расчета вашего денежного вознаграждения;
– Елена Александровна, курсы повышения квалификации еще ни кому не гарантировали повышения по службе;
– К сожалению, ваши знания пока не дотягивают до повышения, работа с Т.Е позволит вам набраться опыта и новых знаний для дальнейшего карьерного роста;
– Как, вы уже забыли, что ваша команда допустила ошибку в прошлом проекте компании? Вследствие этого, из вашей зарплаты и из зарплаты ваших подчиненных было вычтено 5%.
- Апелляция к эмоциям (7%):
– На дворе безработица, перевести вас в другой отдел пока не позволяют обстоятельства, потерпите еще месяц;
– Я понимаю ваше недовольство;
– Не волнуйтесь! Документы на Ваш перевод уже готовятся;
– Будьте выше всех этих интриг, не поддавайтесь!;
– Не нервничайте, я пересмотрю все документы и уверен, мы найдем ошибку;
– Прошу Вас, потерпите ещё немного, как только освободиться подходящее место вы будете переведены в другой отдел, конечно, мне не хочется терять такого работника как Вы;
– Я прекрасно понимаю ваше состояние;
– Без Вас, Вы же понимаете, мы с этим никак не справимся;
– Е.М., не кипятитесь, я помню наш с Вами разговор.
- Выражение согласие / псевдосогласия / частичного согласия с партнёром по коммуникации (7%):
– Договаривались, но обстоятельства не позволяют осуществиться нашим договоренностям;
– Это действительно так, но..;
– Да, я очень хотел бы дать отпуск в июле, помню про нашу договоренность, но...;
– Да все верно, но вышла непредвиденная ситуация;
– Верно, но...;
– Да вы правы, у нас в июле остается действительно мало достаточно компетентных сотрудников, но...;
– Елена Александровна, я внимательно отнеслась к вашей просьбе. Да, у нас есть возможность перевести вас в другой отдел, однако....;
– Да, но...;
– Да все, верно, извините, но...;
– Так и есть, И.Г, я Вам обещал и до последнего момента был настроен подписать Ваше заявление на отпуск в июле. Но...;
– Действительно я лично обещал Вам повышение. Дело в том, что...
Отвечающий на реплику использует метод «Да, но», который позволяет изящно опровергнуть аргументацию партнера. Таким образом, оппонент демонстрирует скорее свое псевдосогласие, чем подлинное согласие с собеседником.
Тактика выражения согласия не употребляется автономно, а представляет собой инициирующую реакцию на конфликтоген со стороны подчиненного: как правило, в нашем материале это комбинация тактики псевдосогласия и тактики самооправдания:
– Да все верно, но вышла непредвиденная ситуация, летний период очень напряженный для компании, поэтому мы не можем отпустить вас в отпуск;
– Да вы правы, но у нас в июле остается мало достаточно компетентных сотрудников.
Необходимо отметить, что в отличие от вертикальной восходящей коммуникации такая реализация данной тактики, как признание своей вины, отсутствует в вертикальной нисходящей коммуникации.
- Указание на несерьезность конфликта (3%) в вертикальном нисходящем деловом общении является менее распространенной тактикой нейтрализации конфликта:
– Анна Ивановна, да не стоит переживать из - за таких мелочей;
– Честно говоря, мне кажется, что это такая мелочь, которая легко поправима.
- Тактика извинения оказалась менее употребительной и составляет всего 2 % среди ответов опрошенных. Данная тактика, как отмечалось выше, не употребляется изолировано от других.
Таким образом, в вертикальной нисходящей коммуникации доминируют:
- тактика обещания / предложения исправить ситуацию(44%),
- тактика самооправдания (20%),
- тактика позитивной оценки партнера (8%).
Необходимо ответить, что среди разновидностей тактики обещание / предложение исправить ситуацию превалирующей является нейтральное обещание / предложение исправить ситуацию (37%). Среди вариантов тактики самооправдания преобладающим является самооправдание со ссылкой на смягчающие обстоятельства, в том числе и внешние факторы (11%), а наиболее менее распространенным вариантом данной тактики является самооправдание без ссылки на внешние факторы (1 %).
Такое распределение тактик нейтрализации делового конфликта в вертикальном нисходящем общении можно объяснить тем, что начальник, находясь в доминирующем положении, имеет право дать оценку работе и профессиональным качествам подчиненного. По этой причине в деловом общении «сверху – вниз» преобладает тактика позитивной оценки партнера по коммуникации.
Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Таким образом, используя тактику обещания / предложение исправить ситуацию, начальник показывает то, что подчиненный ему не безразличен, что он заинтересован в разрешении сложившейся ситуации и, что у него достаточно полномочий, чтобы помочь своему сотруднику. Этот факт объясняет высокий процент тактики обещания / предложения исправить ситуацию среди ответов респондентов.
Самооправдание со ссылкой на смягчающие обстоятельства, в том числе и внешние факторы, является доминирующей разновидностью тактики самооправдания в вертикальном нисходящем общении. Это объясняется тем, что начальник в нашем материале с одной стороны принимает на себя ответственность за совершенные действия, тем самым показывая согласие, но с другой стороны он не разделяет отрицательную оценку этих действий со стороны подчиненного, ссылаясь на смягчающие обстоятельства, которые никак от него не зависят.
2.2.2. Тактики нейтрализации конфликта в горизонтальной коммуникации.
Интересные особенности наблюдаются и в горизонтальном деловом общении. Горизонтальная коммуникация предусматривает равный статус собеседников.
Распределение исследуемых тактик нейтрализации делового конфликта в горизонтальном общении представлено в таблице.
Таблица 4 –Употребительность тактик нейтрализации делового конфликта в горизонтальной коммуникации.
Тактика нейтрализации конфликта |
Употребительность (%) |
|
Обещание / предложение исправить ситуацию |
27% |
|
Самооправдание |
27% |
|
Извинение |
24% |
|
Тактика позитивной оценки партнера |
6% |
|
Указание на несерьезность конфликта |
4% |
|
Выражение согласия / псевдосогласия |
4% |
|
Апелляция к разуму |
3% |
|
Апелляция к эмоциям |
2% |
|
Использование юмора |
1% |
|
Игнорирование |
– |
- Как видно из таблицы, наиболее распространённой тактикой нейтрализации конфликта в горизонтальном общении является тактика обещания / предложения исправить ситуацию (27%). Среди ее разновидностей 9 % приходится на нейтральное обещание / предложение исправить ситуацию:
– Кстати, у меня возникла хорошая идея, как сделать удачным наш проект. Что, если сегодня за чашечкой чая мы это обсудим?;