Файл: Баланс и отчетность (Порядок составления и представления отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

Статьи бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, не приводятся в формах отчетности.

Показатели по отдельным активам, обязательствам, доходам, расходам и хозяйственным операциям должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели по отдельным видам активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении годовой отчетности за 2017 г. отчетной датой признается 31 декабря 2017 г.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Таким первым отчетным годом будет 2016 г. для организаций, зарегистрированных после 1 октября 2016 г.

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:

- наименование составляющей части - бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительная записка, аудиторское заключение и другие, в случае их самостоятельной разработки организацией;

- указание отчетной даты, на которую составлена отчетность (например, на 31 декабря 2017 г.), или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность (например, за 2017 г.);


- наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;

- формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности (тыс. руб. или млн руб.).

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации - в рублях.

Утверждение и опубликование бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральным законом. При этом у организаций, подлежащих обязательному аудиту, бухгалтерская отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением.

Новыми являются положения о промежуточной бухгалтерской отчетности, которая составляется за период менее отчетного года. Составление промежуточной бухгалтерской отчетности не является обязательным. Составлять ее экономические субъекты должны только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, включительно (п. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности должен быть установлен федеральными стандартами.

Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Следовательно, с 1 января 2015 г. подпись главного бухгалтера в бухгалтерской отчетности больше не требуется.

Из всех случаев представления пользователям бухгалтерской отчетности в Законе N 402-ФЗ говорится только об одном - представление одного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики (п. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Такой экземпляр бухгалтерской отчетности называется обязательным. Его следует представить в территориальный орган Росстата не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода для включения в государственный информационный ресурс. Каждое заинтересованное лицо может получить доступ к этому информационному ресурсу. Правила пользования этим информационным ресурсом и порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности должен установить Росстат (п. 4 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).[5]

Впервые в Законе «О бухгалтерском учете» появились две новые статьи, которые устанавливают особенности бухгалтерского учета при реорганизации или ликвидации юридического лица.


Статья 16 Закона N 402-ФЗ регламентирует формирование отчетности реорганизуемого юридического лица и возникшего в результате реорганизации юридического лица. Так, согласно п. 4 ст. 16 Закона N 402-ФЗ последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемой компании должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

На основании последней бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации и утвержденного передаточного акта составляется первая бухгалтерская отчетность возникшей организации.

Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами (п. 6 ст. 16 Закона N 402-ФЗ).

Что касается ликвидации организации, согласно п. 4 ст. 17 Закона N 402-ФЗ последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

1.3 Методы анализа бухгалтерской отчетности организации

Анализ финансовой отчетности - это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности нашей организации относительно будущих условий существования.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность является информационной базой финансового анализа, потому что в классическом понимании финансовый анализ — это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может: использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служить для оценки деятельности руководства организации; быть использован для выбора направлений инвестирования капитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом[6].


Анализ — это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на разборе целого на составные части и исследовании их во взаимосвязи и взаимозависимости.

Экономический анализ — это система специальных знаний, связанная с исследованием экономических процессов и явлений в их взаимосвязи, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов.

Финансовый анализ, как часть экономического анализа, представляет систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и ее финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой отчетности.

Содержание финансового анализа определяется его целями, объектами исследования и предметом и, по существу, дает ответ на вопросы: что исследуется, как и для чего проводится анализ.

Целью анализа финансовой отчетности является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач.

Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Объект анализа — это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчетности могут быть: финансовое состояние организации, или финансовые результаты, или деловая активность организации и т.д.

Субъектом анализа является человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические отчеты (записки) для руководства, то есть аналитик.

Финансовый анализ решает следующие задачи[7]:

1) оценивает структуру имущества организации и источников его формирования;

2) выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;

3) оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;

4) оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;

5) оценивает влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов организации;


6) осуществляет контроль за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

В сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного капитала и заемного; интересами производства и финансовой службы и т. д.

Анализ финансовой отчетности выступает как инструмент для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей.

Одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно-управленческих подразделений, руководителей предприятия и др.).

К числу основных, стратегических, задач развития любой организации в условиях рыночной экономики относятся:

- оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

- максимизация прибыли;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

- создание эффективного механизма управления предприятием;

- достижение прозрачности финансово-хозяйственного состояния предприятия для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов;

- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Оптимальность принимаемых управленческих решений зависит от разных направлений политики развития деятельности предприятия:

  • от качества экономического анализа;
  • от разработки учетной и налоговой политики;
  • от выработки направлений кредитной политики;
  • от качества управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • от анализа и управления затратами, включая выбор амортизационной политики.