Файл: Авторское право (Понятие авторского права и краткий путь его становления в России).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
В исключительное право входят такие права одного или нескольких лиц-правообладателей (физических и юридических лиц), как:
1) право пользования любым способом, не выходящим за рамки законности (ст. 1229 ГК РФ);
2) право распоряжения результатом интеллектуального труда, в том числе, право отчуждать, право передавать права использования, право разрешать или запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности (ст. 1229, 1233 ГК РФ);
3) право на защиту от незаконного, то есть без согласия автора, использования результата интеллектуальной деятельности.
В статье 1270 ГК РФ содержится перечень вариантов использования произведения, на каждый из которых должно быть получено разрешение автора, так как он обладает изначально исключительными правами на каждый из них.
Перечислим основные:
1. Право на воспроизведение. Воспроизведением считается изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения.
2. Право на распространение. Право на распространение произведения первоначально понималось как часть права на воспроизведение [[42], с. 37]. Однако из Гражданского кодекса РФ следует, автор обладает правом на распространение своего произведения, т.е. он может разрешать или запрещать распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности.
С правом распространения связан так называемый «принцип исчерпания авторских прав». Этот принцип применяется, когда экземпляры произведения правомерно введен в гражданский оборот. Тогда дальнейшее распространение экземпляров может производиться без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения. То есть этот принцип подразумевает прекращение контроля правообладателя за судьбой товара, с выраженным в нем объектом интеллектуальной собственности. В строго юридическом значении исчерпание – это ограничение исключительных прав [[43]]
Иными словами, согласие автора требуется лишь в отношении первой продажи экземпляра произведения, далее они могут циркулировать в гражданском обороте свободно, т.е. без согласия автора.
Этот принцип характерен исключительно для экземпляров произведений в материальной форме, не происходит исчерпания права на распространение в Интернет, т.е. если имеется разрешение на размещение произведения в сети Интернет, то использование этого произведения любым пользователем возможно только по разрешению правообладателя. Однако пользователи могут воспроизводить и использовать произведение исключительно в личных целях.
3. Право на публичное исполнение. Исполнением произведения признается его публичное представление и исполнение, осуществляемые любыми средствами и способами, например, посредством живого исполнения, либо с помощью технических средств. Отличительной чертой является именно наличие признака публичности, т.е. исполнение должно осуществляться для всеобщего сведения [[44], c. 151].
Помимо этих трех традиционных способов использования произведения, существуют другие: импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения и их прокат; сообщение в эфир; новелла, введенная Федеральным законом № 35-ФЗ – ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания; перевод или другая переработка произведения; практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения) [[45], c. 16]. И этот список не является исчерпывающим.
К иным авторским правам следует отнести право доступа и право следования.
Право доступа принадлежащего автору произведения изобразительного искусства состоит в том, что его автор вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения без права требовать доставку произведения к автору. Автор архитектурно произведения также может требовать возможность осуществлять фото- и видеосъемку произведения. Таким способом законодатель разрешил конфликт между собственником оригинала картины, имеющим на него вещное право собственности, и художником, которому принадлежат интеллектуальные права [[46], c. 399].
Что касается права следования, то оно заключается в праве художников получать процентные отчисления от цены перепродажи созданного ими произведения изобразительного искусства. Данное правило применимо и к авторам рукописей, (автографов), литературных и музыкальных произведений.
Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам в пределах срока действия исключительного права.
Особенностью авторского права без сомнения можно назвать, так называемые изъятия из исключительного права. Это некое ограничение имущественных прав автора произведения в виде положений, позволяющих использовать произведение автора с ограничениями.
Так, Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи, когда возможно свободное (без заключения соглашения) использовать произведение, предусмотренные ст. 1273–1279 ГК РФ. Это реализуется в двух вариантах: либо сохранением вознаграждения, либо без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования.
Возможные случаи ограничения авторских прав, содержащиеся в отечественном законодательстве, полностью соответствуют международным правовым актам.
К ограничению авторских прав (использование без согласия автора и без вознаграждения) относятся случаи:
1) цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам.
По окончании срока действия исключительного права, по правилам гражданского законодательства РФ, произведение становится общественным достоянием [[47]], независимо от того, является оно обнародованным или необнародованным. А далее они могут быть использованы любым лицом свободно, то есть без разрешения и выплаты денежного вознаграждения. В этом случае с личными неимущественными правами автора ничего не происходит: за ним по-прежнему сохраняется право на имя, авторство и неприкосновенность произведения.
К лицу, обнародовавшему ранее необнародованное произведение, которое перешло в общественное достояние, применяются правила о смежных правах [[48]]. Обнародование проводится любым лицом и только в случае, если это не нарушает волю автора.
Итак, дуализм или двойственность авторского права заключается в сочетании имущественных и неимущественных прав. Первые не связаны с личностью создателя произведения, и могут, по его воле, переходить к другим лицам, в том числе с целью извлечения имущественной выгоды. Вторые же, наоборот – неотделимы от автора и неотчуждаемы ни при каких обстоятельствах, даже после передачи исключительного права третьим лица.
Дабы не нарушать баланс между интересами автора произведения и публики, в ГК РФ введен ряд положений, несколько ограничивающих права автора. То есть использование произведения без его согласия возможно, в соответствии с законом.
2.2. Способы защиты авторских прав
Любое право может быть нарушено, а, следовательно – должно охраняться.
Основной Закон Российской Федерации гарантирует каждому право на защиту своих прав любыми средствами в рамках закона [[49]].
«…Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства правовой защиты этих прав и свобод» [[50], с. 89].
Способы или меры защиты авторских прав от посягательства извне могут быть совершенно разными. Так, к примеру, общие способы называются статьей 12 ГК РФ. Однако авторское право – это сложная конструкция с точки зрения дуализма, присущего ему. Оно предусматривает защиту не только исключительного (имущественного) права, но неимущественного. Поэтому объект защиты имеет не последнее значение в выборе способа его защиты правообладателем.
Следует особо подчеркнуть, что не всякий субъект может требовать защиты своего права. Так, если автор отчуждает имущественное право, то с этого момента он утрачивает и право на действия, предъявляемые к защите соответствующего имущественного права.
Для начала определим ситуацию, при которой имеет смысл говорить о нарушении авторских прав, а именно: наличие факта совершения какого-либо действия по использованию произведения, предусмотренного ст. 1270 ГК РФ без необходимого разрешения автора или договора с правообладателем).
Назовем виды ответственности за нарушенное право и разберем каждую из них. В зависимости от отрасли права, регулирующей защиту авторских прав, ответственность может быть:
1. Гражданско-правовая в соответствии со статьями 12, 1250-1254 и 1301 ГК РФ.
2. Административная – установлена ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [[51]] (далее – КоАП РФ) – «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав».
3. Уголовная – ст. 146 Уголовного кодекса РФ [[52]] (далее – УК РФ) «Нарушение авторских и смежных прав».
Постоянно растущий массив объектов авторского права и бесконечное пространство для реализации творческих произведений, в том числе, с помощью Интернет-технологий, открывает горизонты для их незаконного использования по всему миру.
Анализируя материалы судебной практики по этому вопросу, следует вывод о преобладании количества гражданских дел, касающихся защиты авторских прав над другими интеллектуальными правами.
Поэтому будет правильным уделить отдельное внимание именно гражданско-правовой защите авторских прав, особенно, личных неимущественных прав, в число которых входят: право на авторство, имя, на обнародование произведения, и т.д.
Итак, признание авторства может использоваться как самостоятельный путь защиты, либо наряду с другими. Иногда без доказывания права авторства невозможно предъявление и иных требований.
Для доказывания авторства можно прибегнуть к следующим мерам: представить документы либо информацию, которые подтверждают создание произведения творческим трудом именно этого конкретного лица.
Это могут быть черновики, переписка, договоры, исходные материалы, свидетельские показания, либо в зависимости от объекта назначить экспертизу – искусствоведческую, лингвистическую, и др.
Мы выяснили, что гражданское законодательство РФ не содержит нормы о регистрации созданных произведений, что иногда осложняет их защиту. Прямым подтверждением принадлежности автору данных прав могло бы служить только свидетельство о государственной регистрации авторских прав [[53]]. Однако, нормы ГК РФ не содержат условий, которые были бы необходимы для признания любого произведения, объектом авторских прав для предоставления ему соответствующей охраны.
На сегодняшний день также не решен вопрос, как доказать авторство на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, на аудиовизуальные произведения, сайт в Интернете, грим (макияж), и прочее.
Наверняка мы не ошибемся, сказав, что самым распространенным нарушением в среде авторского права является «плагиат».