Файл: Роль мотивации в поведении организации (Основные понятия трудовой мотивации и условия ее управления).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 366
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала на предприятии
1.1.Основные понятия трудовой мотивации и условия ее управления
1.2. Показатели оценки трудовой мотивации и ее управления
Глава 2. Анализ мотивации персонала ОАО «РЖД»
2.1. Краткая характеристика ОАО «РЖД»
2.2.Анализ системы мотивации в ОАО «РЖД»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации ОАО «РЖД»
Кадровый состав определен в документе «Штатное расписание», которое утверждается ежегодно. Согласно штатному расписанию численность сотрудников всех категорий в ЭВЧД - ПРММ ст. Черепаново составляет в 2016 году 89 человек. Для того чтобы оценить кадровый состав, необходимо выполнить анализ профессионально – квалификационного уровня, а также структуры кадрового состава, что позволит определить наличие кадров и дать их общую характеристику.
Рисунок 4. Организационная структура ЭВЧД - ПРММ
Анализ организационной структуры позволяет отнести ее к типу линейно – функциональных структур управления, руководство ПРММ осуществляет начальник, который имеет в подчинении главного инженера и начальника отдела экономики и финансов.
Основной производственный персонал – это работники цеха ремонта и технического обслуживания, которые относятся к категории зарабатывающего персонала. Работники, относимые к отделам планово – технического обслуживания, экономист, бухгалтер, юрист, специалист по автоматизации и секретарь относятся к категории специалистов.
Таблица 3
Показатели движения персонала
Показатели |
Среднесписочная численность, чел. |
Темп роста % |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2015 |
|
Руководство |
3 |
3 |
3 |
100,0 |
100,0 |
Начальник |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
100,0 |
Главный инженер |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
100,0 |
Начальники отдела экономики и финансов |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
100,0 |
Специалисты |
8 |
8 |
7 |
100,0 |
87,5 |
Экономист |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
100,0 |
Бухгалтер |
2 |
2 |
2 |
100,0 |
100,0 |
Секретарь |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
100,0 |
Специалист по автоматизации |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
100,0 |
сотрудники отдела ПТО |
3 |
3 |
2 |
100,0 |
66,7 |
Основной производственный персонал |
87 |
81 |
79 |
93,1 |
90,8 |
Работники цеха ремонта |
44 |
41 |
40 |
93,2 |
90,9 |
Работники отдела технического обслуживания |
25 |
22 |
24 |
88,0 |
96,0 |
Вспомогательный персонал |
12 |
12 |
10 |
100,0 |
83,3 |
Обслуживающий персонал |
6 |
6 |
5 |
100,0 |
83,3 |
Всего работников |
98 |
92 |
89 |
93,9 |
90,8 |
Данные таблицы 3 показывают, что общее уменьшение численности в целом за период составляет 9 чел, или 9,2%. Наибольшее количество работников уволено в период 2015-2016 г.г. – тогда снижение численности работников составило 6 чел. или 6,1%. Категории руководителей неизменны по численности – постоянно работает 3 чел. В категории специалистов наблюдается снижение общей численности за период на 1 чел. или 12,5%, в т.ч. за счет уменьшения численности работников ПТО на 1 чел. или на 33,3%. Наибольшему изменению подверглась категория основного производственного персонала, в ней общее снижение численности составило 8 чел. или 9,2%.
Во всех группах производственных рабочих наблюдается снижение, в частности: Численность работников цеха ремонта снижается на 4 чел. или на 9,1%, Численность работников цеха технического обслуживания уменьшается на 1 чел. или на 4%; в этой группе необходимо отметить колебания в численности работников – в 2014 году численность уменьшается на 3 чел. или на 12%, а в последующий период численность увеличивается на 2 чел. или на 9%., Численность вспомогательного персонала уменьшается на 2 чел. или на 16,7%; Численность обслуживающего персонала уменьшается на 1 чел. или на 16,7%.
На рисунке 5 отражена структура персонала в 2017 году.
Рисунок 5. Удельный вес по категориям персонала в 2016 году
Анализ данных по трудовому стажу необходимо дополнить данным, касающимися стажа именно в ПРММ ст. Черепаново, которые представлены в таблице 4 на основании расчетов с использованием методов статистического анализа.
Таблица 4
Стаж работы сотрудников в ПРММ ст. Черепаново в 2016 году
Трудовой стаж в ПРММ |
Количество человек (f) |
Удельный вес, % |
Х |
Xf |
менее 5 года |
18 |
20,2 |
2,5 |
45 |
5-10 лет |
22 |
24,7 |
7,5 |
165 |
10-15 лет |
16 |
18,0 |
12,5 |
200 |
15-20 лет |
25 |
28,1 |
17,5 |
437,5 |
более 20 лет |
8 |
9 |
22,5 |
180 |
итого: |
89 |
100 |
62,5 |
1027,5 |
Данные таблицы 4 показывают, что структура по стажу работы в ПРММ отличается от общего трудового стажа. 28,1% или 25 чел. работают в ПРММ 15-20 лет, то есть достаточно длительное время. Также достаточно 53 велика доля работников, которые работают 5-10 лет, их 24,7%. Менее 5 лет, то есть не так давно трудоустроены в ПРММ, проработало 20,2%, незначительное количество работников 9% или 8 чел. работают более 20 лет. Распределение по группам позволяет увидеть, что работники достаточно профессиональны. Средний стаж работы в ПРММ Х ср = ∑ Xf/∑f=1027,5/89=11,5 лет. В силу специфики работы в организации работают преимущественно мужчины – их 79,8%.
2.2.Анализ системы мотивации в ОАО «РЖД»
ОАО «РЖД» строит отношения с работниками на основе взаимного уважения и исполнения взаимных обязательств. Как ПАО «РЖД», так и его работники разделяют общие ценности, осознанно и добросовестно выполняют свои обязательства по отношению друг к другу.
ОАО «РЖД» несет ответственность перед работниками в:
– соблюдение требований законодательства Российской Федерации, в том числе трудового законодательства и законодательства о противодействии коррупции, коллективного договора ОАО «РЖД» на соответствующий период, трудовых договоров с работниками, нормативных документов ОАО "РЖД" и принятых им целевых программ;
– обеспечение стабильной и достойной заработной платы, условий охраны труда, сохранение здоровья и производственной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД»;
– предоставление социального обеспечения, медицинской помощи и других элементов корпоративной социальной защиты в рамках программ, реализуемых ОАО «РЖД», оказании материальной и социальной поддержки при увольнении работников и по созданию эффективной пенсионной программы для работников компании;
– развитие и совершенствование системы обучения, мотивации и оценки потенциала работников ОАО «РЖД»;
– поддержание инициатив и стремлений работников к саморазвитию, повышению и развитию корпоративных компетенций, выполнению сложных задач; – обеспечение равных прав и возможностей всем лицам при приеме на работу и при построении карьеры, независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных и политических убеждений. ОАО «РЖД» проявляет терпимое отношение к идеологическим, личностным и физиологическим различиям работников; – соблюдение конфиденциальности и обеспечении защиты персональных данных работников, уважении их личной свободы, личного времени и права человека, недопущении какого-либо вмешательства в частную жизнь работников;
– обеспечение надлежащего качества корпоративной информации, распространяемой как внутри ОАО «РЖД», так и вне организации (ясность, точность, актуальность и др.).
Взаимодействие между работниками в ОАО «РЖД» выстраивается на основе уважения личности и нацеленности на результат, с тем, чтобы успешно решать профессиональные задачи, обеспечивать условия для профессионального и личностного развития и поддерживать конструктивные отношения в коллективе. ОАО «РЖД» развивает культуру эффективных корпоративных коммуникаций, в основе которых – доверие и командный дух; поощряет конструктивные инициативы сотрудников и обеспечивает возможности их реализации.
В ОАО «РЖД» не допускается дискриминация по национальным, половым, возрастным, культурным или иным признакам.
В ОАО «РЖД» было проведено исследование степени удовлетворенности работой персонала и оценки мотивов трудовой деятельности работников.
В анкетировании приняли участие 20 сотрудников. Из них 2 человека вполне удовлетворены своей нынешней работой, 2 человека выбрали ответ «Скорее удовлетворен(а), чем нет», 4 затрудняются ответить, 12 опрошенных скорее не удовлетворены, чем да. (рис. 6).
Рисунок 6. Удовлетворенность работой
Причинами не удовлетворенности являются: размер заработка- 11 человек, режим дня не устраивает 2 респондентов, отсутствие самостоятельности в работе также 4 человек, отсутствие возможности карьерного роста отметили 3 сотрудника.(рис.7).
Рисунок 7. Причины неудовлетворенности
Все работники из числа опрошенных считают, что мотивация способствует повышению эффективности работы. Большинство сотрудников ответили, что поощрять надо премиями и доплатами. Половина опрошенных считают, что организация должна страховать работника. О видах моральных поощрений знают половина сотрудников из числа опрашиваемых. Из 20 сотрудников, участвующих в опросе, 13 человек не удовлетворены существующей системой мотивации, 6 человек - не совсем, 1 человек удовлетворен.(рис. 8).
Рисунок 8. Удовлетворенность мотивацией
Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования существующей в ОАО «РЖД» системы стимулирования и предложить рекомендации по совершенствованию управления мотивацией и стимулированием труда.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации ОАО «РЖД»
Результаты проведенного анализа показали, что наибольший мотивационный эффект возникает за счет материального стимулирования, поэтому:
1. Необходимо внести изменения в систему материального стимулирования;
2. Необходимо придерживаться ряда правил в ходе соблюдения, которых процесс мотивации персонала улучшится, тем самым, обеспечивая хороший микроклимат в коллективе, взаимопонимание руководителя и сотрудников, а также эффективную и продуктивную деятельность компании:
- в системе управления должны присутствовать четкие установки по процессу выполнения работы и её оценке;
- должна существовать система мер за нарушения дисциплины.
В соответствии с выявленными проблемами исследования был разработан проект по повышению эффективности мотивации трудовой деятельности отдела снабжения, отдела продаж и тендерного отдела. Но не уделять внимание системам нематериального стимулирования нельзя, так как его значение со временем только возрастает, и как показало анкетирование сотрудников – они нуждаются и в нематериальных методах стимулирования.
В качестве нематериального стимулирования предлагаем проводить конкурсы по номинациям:
• Сделка года;
• Самая прибыльная сделка;
• Самая объемная сделка.
Лучше всего объявить в начале года, а результаты подводить в конце года. Награждение необходимо провести публично, победителей поздравить в присутствии всего коллектива. Разместить сведения на информационных стендах и вручить победителям фотографии с церемонии награждения. Необходимо усилить внимание к профессиональным праздникам, юбилейным и праздничным датам как самого предприятия, так и его работников. Как показывают результаты исследования, корпоративные праздники в ОАО «РЖД» отсутствуют. Но, не проводить праздники – нельзя. Так как можно упустить возможность для сплочения коллектива. Залог успеха – грамотный подход к организации и проведению данных мероприятий.
Проведение корпоративных праздников в ОАО «РЖД» систему мотивации персонала можно вывести на новый уровень.
Выгода для организации:
•повышение эффективности работы за счет объединенных усилий всего коллектива;
•к решению общих задач и проблем сотрудники будут подходить более качественно; работа в команде уменьшает риск возникновения конфликтов;
•приверженность сотрудников к своей организации увеличится;
•сплоченность персонала.
Так как в компании существует система электронных пропусков, то можно поминутно определить опоздание каждого работника, предлагаю ввести такую систему наказания: с шестнадцатой минуты за каждую минуту опоздания депремировать сотрудника на 500 рублей. За прогул – 3000 рублей. Тем самым повысится уровень дисциплины.
Основной целью наказания является недопущение деяний, которые могут нанести вред компании. То есть наказание ценно не как «месть» за неправильные поступки подчиненного, а как барьер, не дающий человеку вновь повторить эти действия в будущем и послужит примером всему персоналу.