Файл: Менеджмент как организационно целевое управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Целевой подход к принятию управленческих решений

1.1 Современный менеджмент и формирование целевого подхода в сфере управленческих решений

1.1.1 Факторы, оказавшие влияние на формирование современной модели менеджмента

1.1.2 Цели современного менеджмента - стратегическое управление

1.2. Целевое управление

1.3 Оценка организационно-целевой эффективности управленческих решений

1.3.1 Общие критерии оценки управленческих решений

1.3.2 Оценка уровня достижения пели управленческих решений при использовании рабочей силы

2. Анализ деятельности ООО ТК «Турист» и управленческих решений его руководства

2.1 Характеристика предприятия, его рыночная ситуация и маркетинговые стратеги

2.2. Материальные и финансовые ресурсы предприятия и эффективность их использования

2.3 Анализ управленческих решений в фирме

3. Обоснование целей совершенствования методов управления предприятием

3.1 Анализ рынка и факторы конкурентоспособности

3.2 Управленческие решения в области расширения ассортимента продуктов и услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. Производство — это не покупка по низким ценам и продажа по более высоким. Это процесс приобретения удовлетворительных материалов и сырья и, с минимально возможными дополнительными издержками, превращение этого материала в потребительскую продукцию и предоставление ее потребителю. Неоправданные риски, спекуляция, нечестные сделки только препятствуют этому процессу. [4, с. 79]

Форд по праву считается родоначальником эпохи массового производства. Его сборочный конвейер навсегда покончил с эпохой ручного труда, заменив его на машины. Усовершенствованный и высоко производительный сборочный конвейер Форда послужил началом бурного развития индустриальной эпохи, изменением социальных отношений в мире. Фордом была изобретена новая форма организации производственного процесса — поточная линия. Повысив заработную плату рабочим, Г. Форд предоставил им возможность приобрести ими же произведенную продукцию, создавая условия для роста спроса. В результате образовался класс так называемых «синих воротничков» — квалифицированных неплохо зарабатывающих рабочих, получившего развитие в XX в. и являющегося основой индустриального капиталистического общества. [4, с. 81]

Гуманистические направления менеджмента возникли как реакция на недостаточное внимание к человеческому фактору и психологии в классической школе менеджмента. Эти направления получили развитие в 1930-1950-х гг. Элтон Мейо (1880—1949) руководил исследованиями группы, которая уже в начале 1930-х гг. показала, что рационализм в менеджменте при всех его достоинствах является далеко не единственным и даже не всегда лучшим направлением повышения эффективности работы организаций. Проведенные под руководством Э. Мейо эксперименты доказали, что «людям нравится ощущать собственную значимость».

Новая доктрина рассматривала менеджмент, прежде всего как управление людьми, что требовало привлечения к проблемам менеджмента психологов и социологов. По мнению Мейо, все проблемы производства следует рассматривать сквозь призму человеческих отношений, с учетом социально-психологических факторов. Получается, что сама работа, производственный процесс и требования к рабочему имеют относительно меньшее значение, нежели его социально-психологическое положение на производстве. Таким образом, удовлетворение социально-психологических потребностей рабочих полностью совпадает с организационно-экономическими задачами на предприятиях. Доктрина «человеческих отношений» уделяет много внимания тому, чтобы создать нормальные отношения между предпринимателями и рабочими, обеспечить достижение общих целей организации.


В теории «человеческих отношений» социально-психологическое положение рабочего рассматривается как главный фактор в решении проблемы производительности труда. Человек всегда стремится к сосуществованию с другими людьми. Поэтому в коллективе важно обеспечить полное взаимодействие и взаимопонимание людей, социальную стабильность. Осознание работниками важности происходящего в процессе производства, своей роли и участия в конкретных мероприятиях, внимания к себе и т.п. — главные факторы, приводящие в организациях к росту производительности труда. Мейо назвал это проявление чувством социабельности — потребности человека ощущать себя относящимся к какой-то социальной группе, к участию в общем деле. Выявленный в ходе экспериментов эффект впоследствии был назван «хоторнским эффектом». Это выражение до сих пор широко употребляется менеджерами для обозначения всплеска интереса сотрудников к новому делу. [6, с. 19]

1.1.2 Цели современного менеджмента - стратегическое управление

Стратегический менеджмент является одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование — основа для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для всей организации.

Термин «стратегическое управление» был введен на рубеже 1960— 1970-х гг. для того, чтобы выделить различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде, в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. [7, с. 6]

Менеджмент в общем виде можно представить как науку о принципах, методах и средствах управления организацией. Заметим, что процесс управления организацией также называется менеджментом. Анализ его содержания позволяет сделать вывод, что управление организацией осуществляется на трех уровнях:

1) на тактическом, или повседневном, — это деятельность менеджеров нижнего звена—бригадиров, мастеров, начальников участков и других управленцев, которые обеспечивают повседневную работу организации и порой не имеют информации о замыслах вышестоящих менеджеров;


2) на среднесрочном, или оперативном, - управление реализацией проектов, рассчитанных на срок до 5 лет. Как правило, этим занимаются генеральный директор и лица, непосредственно подчиненные ему, — заместители и начальники наиболее значимых для организации отделов и служб;

3) на стратегическом, или перспективном, — управленческая деятельность, ориентированная на долгосрочную (10—15 лет) перспективу. Как правило, в этот временной отрезок укладывается 2—3 проекта, общее руководство которыми осуществляют собственники организаций (совет директоров) и функционирующие при них группы аналитиков. В последнее десятилетие именно эффективный стратегический менеджмент обеспечивает выживание и успешное функционирование организации на рынке. Повышение роли стратегического менеджмента в современных условиях обусловлено двумя причинами.

Первая причина носит глобальный характер и связана со спецификой современного этапа развития цивилизации. Дело в том, что те процессы, которые повлекли за собой возникновение стратегического менеджмента, получили новый импульс своего развития. В конце XX в. значительно увеличились темпы развития науки и техники, активизировались социально-политические процессы. Многое из того, что казалось вечным, потеряло актуальность или совсем прекратило существование. На смену одним проблемам пришли другие, обозначились совершенно новые, еще вчера неизвестные пути их решения. В этой ситуации возникла острая потребность отбросить прошлые стереотипы и сформировать новые подходы, отражающие необходимость приспосабливаться к условиям неопределенности и быть всегда готовым адекватно отреагировать на изменения окружающей среды. Нет смысла разрабатывать программы перспективного развития, осуществлять долгосрочное или стратегическое планирование, если в одночасье можно лишиться клиентуры из-за появления принципиально нового пионерного товара на рынке, узнать о прекращении поставок сырья контрагентами и т.д.

Вторая причина обусловлена спецификой развития экономики нашей страны. Более 70 лет в нашей стране господствовала административно-командная жестко централизованная экономика. Предприятия фактически не были самостоятельными, и их руководители в процессе повседневного и оперативного управления реализовывали стратегические установки вышестоящих структур. Центрами собственно стратегического управления были министерства, которые (в современной терминологии) фактически являлись гигантскими холдингами и, сконцентрировав всю полноту власти в материнской компании, диктовали свою волю дочерним. После распада СССР и крушения советской экономической системы предприятия получили самостоятельность и были вынуждены взять на себя функции управления, в том числе стратегического. [8, с. 12-13]


Каждая организация, начиная собственную деятельность, обязана четко представлять потребность на будущее в экономических, материальных, трудовых ресурсах, источники их получения, а также иметь навыки точно рассчитать эффективность использования имеющихся средств в процессе роботы своей компании. В рыночной экономике коммерсанты не смогут достичь стабильного успеха, если не будут конкретно и эффективно рассчитывать свою деятельность, собирать сведения как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о своих перспективах и возможностях.

Стратегический менеджмент как практическая деятельность включает разнообразные составляющие, которые в своей совокупности и в различном сочетании образуют некий цикл, начинающийся с работы с информацией, целевой ориентации (миссия, стратегические цели, задачи) и заканчивающийся достижением определённых результатов.[7, с. 9-10]

Анализируя сущность стратегического менеджмента, необходимо учитывать следующие моменты:

  • выработка стратегии подразумевает определение общего направления развития организации, а не комплекса конкретных первоочередных мероприятий;
  • реализация стратегии предполагает концентрацию основных усилий организации на главном направлении при одновременном отказе или максимальном ограничении всего того, что находится за рамками избранной стратегии;
  • в процессе реализации избранной стратегии необходимо постоянно анализировать изменения окружающей среды и их влияние на перспективы развития организации;
  • стратегия считается реализованной, когда организация достигла стратегических целей своего развития и оказывается перед необходимостью формулирования очередных целей и выбора перспективных направлений развития.

Следует особо выделить в этом виде деятельности роль личности и индивидуальные особенности руководителя-стратега, которые накладывают стилевой отпечаток на её организацию, процесс и результаты. Именно руководитель-стратег на практике является тем звеном, которое соединяет в единое целое составляющие стратегического менеджмента.

Если мы попытаемся найти то общее, что свойственно «работе ума» стратегов всех времён и народов, то получим следующие шесть существенных характеристик:

1) анализ сложного и объёмного информационного материала, его систематизация и выделение наиболее существенного;

2) на основе анализа — выработка стратегии, плана или схемы действий;

3) простота и ясность мысли как своеобразные показатели понимания условий, ситуации, мер и действий;


4) превращение сложной, разнообразной и запутанной информации в простую и доступную;

5) видение целого «сейчас и в перспективе», а также деталей (мелочей), которые могут повлиять на последующий ход событий;

6) избирательность и целевая направленность памяти — помнить то, что требуется, без всякой игры в «мощную память».

Стратегические решения принимают единолично собственники организации или менеджеры высшего звена. В последнем случае, как правило, они обсуждаются на заседаниях советов директоров или других органов коллективного коллегиального управления. Процессу принятия решения предшествует большая подготовительная работа. В период становления и развития стратегического менеджмента для ее непосредственного выполнения на высших уровнях управленческой пирамиды стали формироваться и в дальнейшем расширяться штабные структуры, которые занимались прогнозированием процессов социально-экономического развития и разработкой планов стратегического развития организаций и корпораций. Однако представители этих структур (в большинстве случаев эксперты и аналитики) не участвовали в последующей реализации намеченной стратегии, так как эта задача возлагалась в основном на генеральных директоров организаций и членов их «команды». Со временем стала очевидной несостоятельность такого метода, и подходы к процессу подготовки стратегических решений постепенно изменились. К этой работе обязательно привлекают менеджеров высшего и частично среднего уровня управления, которым в дальнейшем в процессе повседневной деятельности предстоит реализовывать стратегические решения первых лиц. Именно этот шаг в 1980-е гг. позволил преодолеть разрыв между стратегическим планированием и последующей реализацией стратегических планов и соединить их в рамках единого процесса. В дальнейшем правильность такого подхода не подвергалась сомнению. [7, с. 14-15]

Отправной точкой становления собственно стратегического менеджмента считается проведение в 1973 г. в США международной конференции поданной проблеме. Активное участие в его последующем развитии приняли такие ученые, как И. Ансофф. П. Друкер, Г. Минцбсрг, М. Портер и др. Параллельно с научными исследованиями началось практическое применение теоретических положений стратегического менеджмента в практике управления гигантами мировой экономики, например General Electric, Coca Cola, IBM. Большой вклад в развитие науки и воплощение ее выводов на практике внесли известные консалтинговые фирмы Boston Consulting Group и McKinsey. В итоге к концу XX в. был накоплен большой опыт стратегического управления различными субъектами экономической деятельности, в результате осмысления которого сформировалось множество научных школ и направлений. [7, с. 11]