Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) (Понятие менеджмента во взглядах различных школ управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В комплексе общие, конкретные и специфические функции определяют тот перечень действий, который необходимо осуществлять управляющей подсистемой для того, чтобы функционирование управляемой подсистемы привело к достижению социально-экономической эффективности деятельности предприятия.

1.3 Частные принципы менеджмента

Научный инструментарий менеджмента основывается на использовании совокупности определенных принципов, которые тесно связаны с законами, но объективно в природе не существуют, создаются в процессе систематизации знаний. Частные принципы должны соответствовать общему понятию управления и его составляющим элементам: целям, способам, средствам и воздействиям, а также правилам действия субъекта и объекта управления развитием персонала[11].

Принцип научности означает базирования управления развитием персонала на научном основе, использование мирового достояния исследователей по данному вопросу с тем, чтобы учесть накопленный опыт планирования, организации, мотивации, координации и контроля процесса развития.

Тесная связь между теорией и практической деятельностью позволяет обеспечить рациональность, комплексность и целостность управления развитием, учесть возможные просчеты и достижения специалистов компании, используя мировой научный опыт[12].

Принцип ответственности имеет двоякую трактовку: с одной стороны – это ответственность менеджеров за качество управления развитием персонала, его комплексность, непрерывность, с другой – ответственность наемных работников за возложенные на них функции и обязанности в рамках должностной инструкции, трудового договора и других нормативно правовых документов внутриорганизационного характера, которые реализуются в контексте норм действующего законодательства.

Принцип справедливости отвечает за возможность каждого работника иметь одинаковые возможности для развития с учетом личностных, интеллектуальных, профессиональных, психоэмоциональных характеристик, быть вознагражденным согласно результатам труда. Данный принцип действует в соответствии с системой социальной защиты в контексте социального партнерства как паритетное выражение интересов работника, представителя интересов группы работников – профсоюзы и предприятия[13].


Принцип инновационности предусматривает необходимость использования новейших технологий при управлении развитием персонала, обеспечивает конкурентоспособность как персонала, так и предприятия на основе применения, в основном, ноу-хау управленческих мероприятий.

Соблюдение данного принципа осуществляется в контексте знаниеориентованого управления в системе экономики знаний, предусматривающий всестороннее использование интеллектуально-креативного потенциала персонала с применением современных информационных систем[14].

Принцип двухвекторности как один из базовых принципов устойчивого развития общества можно использовать в соответствии с действием микроэкономических систем с позиции сочетания жесткого регулирования управления развитием персонала на основе применения правил, процедур, программ, проектов, с другой – предоставить возможность определенным процессам осуществляться самостоятельно, без осуществления любой либо управленческих воздействий.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

2.1. Определение менеджера и его отличительных особенностей

Менеджер в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно[15]:

1) к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

2) к руководителю предприятия в целом или его подразделения;

3) к руководителю по отношению к подчиненным;

4) к администратору любого уровня, организующему работу, руководствуясь современными методами.

Эффективность управленческой деятельности менеджера определяется: качеством принимаемых управленческих решений, которое обеспечивает запланированный результат при рациональном использовании умственных и физических сил, а также средств управления; эффективностью результата, т. е. его максимальным соответствием потребностям системы управления; эффективностью применения – возможностью использования полученного результата для формирования и дальнейшего развития системы.


Применительно к управленческой деятельности решение представляет собой принятое руководителем окончательное суждение о целях, способах действий организации и подчиненных ему субъектов; обоснованный выбор варианта действий, который в существующих условиях позволяет лучше других использовать возможности имеющихся средств и объективных обстоятельств для наиболее полного удовлетворения назревшей потребности.

При этом под принятием управленческого решения понимается процесс психологической подготовки руководителя к осуществлению сознательного выбора наилучшего варианта из множества с целью выработки оптимального суждения о целях и способах действий.

Именно процесс принятия решения порождает психологическую установку, волевую готовность и нравственную регуляцию деятельности, связывает мыслительные процессы психологическим напряжением, волевыми усилиями и нравственными приоритетами, переводит задуманное в реальность.

Вместе с четким осознанием варианта предстоящих действий к человеку приходит и чувство ответственности за сделанный выбор, его реализацию, результаты и последствия, которое усиливается осознанием того, что при выборе одного варианта из множества менеджер ставит себя и других людей в такое положение, которое имеет объективный характер и не подлежит изменению. В этой связи менеджер как организатор и ведущий субъект управленческой деятельности должен быть подготовленным (теоретически и практически) и обладать чувством ответственности, распространяющимся на управление в целом и принятие управленческих решений в частности[16].

Проблема ответственности, ответственного отношения к принятию управленческих решений приобрела в современных условиях исключительную значимость в силу изменения социокультурного пространства нашего общества, модификации социальных и личностных приоритетов во всех сферах жизнедеятельности, что ставит менеджеров в отношения ответственной зависимости от необходимости реализовать свой потенциал в новых для них условиях.

По мнению Н. А. Минкиной, «ответственность представляет собой аспект любых отношений, в которых реально находятся люди, реализующие как субъекты сознательных действий объективно возлагаемые на них обязанности». При этом ответственность предполагает наличие контроля за деятельностью субъекта на разных ее этапах, характеризуя ответственность либо с позиции общества (внешние санкции), либо с позиции самого субъекта (внутренняя ответственность)[17].


В первом случае ответственность выступает как средство внешнего контроля и внешней регуляции деятельности личности, которая выполняет должное вопреки своему желанию. Во втором случае речь идет об ответственности, которая отражает отношение к должному самого субъекта, его активность и готовность осуществлять должные действия (ответственность служит здесь средством внутреннего контроля и внутренней регуляции, или саморегуляции деятельности личности, которая выполняет должное сознательно и добровольно).

Управленческая деятельность по своим функциям, общественной значимости, интеллектуальным, психофизиологическим нагрузкам является одной из самых сложных и ответственных ввиду ее социальной обусловленности и вариативности принимаемых менеджером решений, основанных на профессиональном опыте и личностной компетентности в поле действия социально-нравственных норм, регулирующая роль которых становится сегодня важнейшим фактором повышения эффективности и авторитета управленческой деятельности. По мнению Г. В. Атаманчука, «без нравственной ответственности трудно надеяться на качественные сдвиги в отношении ответственности вообще». [18]

Отсюда следует, что стремление повысить профессионально-нравственный статус личности будущего специалиста, его нравственная ответственность за принимаемые решения и совершаемые действия должны быть связаны с нравственной позицией личности. В общем смысле (Е. В. Бондаревская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн) позиция личности может быть охарактеризована как системное отношение соответствующих психических компонентов, позволяющее личности определенным образом осуществлять свое взаимодействие с внешней, прежде всего социальной, и внутренней, субъектной средой[19].

Нравственная позиция, по нашему мнению, являясь составляющим элементом профессиональной позиции специалиста управленческого профиля, представляет собой систему его отношения к морально-нравственным нормам и правилам, характерным для сферы профессионального труда, устойчивость нравственной мотивации и осознание нравственной ответственности, принятой на субъективно значимом уровне.

В проведенном выше анализе при характеристике категории «ответственность» и сопряженных с ней понятий мы достаточно часто употребляли термины «отношение», «ответственное отношение». В психологической науке (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев и др.) отношение рассматривается как сложное психическое образование, структурный компонент личности, исследуемый во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслами жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями. [20]


Полагаем, что ответственное отношение личности к принятию управленческих решений представляет собой ее позицию, обеспечивающую нравственную регуляцию управленческой деятельности менеджера в сфере принятия управленческих решений и действий, направленных на его реализацию. При этом в структуре ответственного отношения к принятию управленческих решений мы выделяем мотивационно-ценностный, когнитивный, креативно-смысловой и конатативный компоненты, каждому из которых соответствуют определенные профессионально-личностные свойства специалиста управленческого профиля.

Мотивационно-ценностный компонент ответственного отношения включает в себя систему ценностей, которые проявляются у будущего менеджера в виде нравственных идеалов, интересов, убеждений, установок, мотивов и принципов выбора целесообразной линии профессионального поведения в соответствии с потребностями общества и профессиональной этикой. Когнитивный компонент характеризуется разной степенью осознания и понимания личностью своих профессиональных обязанностей.

Креативно-смысловой обозначает личностный смысл, который придается отношению. Конатативный компонент выражается в степени готовности (сформированности компетентности) личности к практической реализации профессиональных обязанностей по принятию управленческих решений. Степень развития данных компонентов может быть разной и отражать уровень ответственного отношения личности к принятию управленческих решений[21].

Формирование ответственного отношения личности будущего менеджера к принятию управленческих решений – сложный и длительный процесс, организация которого в управленческом вузе требует создания и обеспечения эффективных условий.

Как показывает анализ образовательного процесса, к таким условиям можно отнести[22]:

1) нормативно-правовые – постоянное и активное совершенствование обучения, повышение качества его информационно-методического обеспечения, налаживание нормативных горизонтальных управленческих связей как внутри образовательного учреждения, так и во внешней среде, использование в отношениях таких общественных институтов воздействия на сознание, поведение и деятельность людей, как нравственные нормы, традиции и обычаи, общественное мнение, нормативно закрепленные в политике вуза в области качества образования, развитие и реализация системы стимулирования как канала взаимосвязи нормативно-социального и психического, ориентированного на сознание, поведение и деятельность человека; [23]