Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) (Понятие менеджмента во взглядах различных школ управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) социально-нравственные – усиление профессионально-нравственной направленности социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, помогающих студентам правильно определить свои профессиональные и нравственные позиции, понять и принять общечеловеческие ценности, идеалы и приоритеты профессиональной деятельности, постичь самих себя, мотивы своего поведения, свое отношение к принятию управленческих решений, а также спроектировать свою будущую профессиональную деятельность и реализовать свои творческие возможности;

3) информационно-методические – информированность преподавателей и сотрудников управленческого вуза обо всех сторонах жизнедеятельности студентов, о фактах, содействующих или препятствующих реализации поставленных задач;

4) мотивационные – развитие потребностно-мотивационной сферы студентов с учетом индивидуальных потребностей личности и в соответствии с социально-профессиональными приоритетами;

5) операциональные – развитие операциональной сферы будущего менеджера на основе изучения главных направлений профессиональной деятельности специалистов данной категории, требований, предъявляемых к ним в аспекте реализации профессиональных функций с учетом нравственной составляющей деятельности; наличие в управленческом вузе адекватной профессионально направленной среды[24].

2.2. Анализ основных требований к современному менеджеру

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было недостаточно: взаимодействие необходимо было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей. Выполняя эти функции, современный менеджер выступает в нескольких ролях[25]:

  • это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей;
  • это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;
  • это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;
  • это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло;
  • это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение;
  • это просто человек, обладающий знаниями и способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

Обобщенно требования к менеджеру представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Требования к менеджеру[26]

По сравнению с другими видами труда в любой организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

  • он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
  • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
  • предметом труда является информация;
  • средством труда – микропроцессорная и оргтехника;
  • результатом труда управленческое решение.

Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы:

  • знания и умения профессионального аспекта управленческой деятельности;
  • знания и умения психологического аспекта управленческой деятельности.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов. При этом не нужно опасаться потерять авторитет: в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью[27].

Немаловажной особенностью руководителя может быть харизматическая черта личности. Следующая составляющая — самопрезентация. Это умение подавать себя, знания и умения с наилучшей стороны. Для этого необходимо обладать такими способностями, как коммуникабельность, рефлексивность и самообладание.

Основные компетенции менеджера представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Основные компетенции менеджера[28]

Мы провели опрос 156 менеджеров с высшим образованием, которые работают в должности 1–2 года, с целью выявления тех проблем, с которыми они не могут справиться. Ниже перечислены те трудности, которые отметили более 70% респондентов: планирование личного времени; управление конфликтами; ведение переговорного процесса с трудным клиентом; создание личного имиджа; организация коллективной творческой работы; создание управленческой команды; оценка людей, понимание мотивов их поступков и поведения в целом[29].


Только 17% из числа опрошенных отметили некоторые затруднения в работе, связанные с недостаточностью экономических знаний. Очевидно, что в вузах будущие менеджеры получили фундаментальные теоретические знания в области менеджмента и экономики, но очень поверхностные знания и крайне недостаточные умения в психолого-педагогической области.

Выход из создавшейся ситуации автору видится в реализации компетентностного подхода к повышению квалификации менеджеров, иными словами, построение образовательной программы на основе требуемых менеджеру компетентностей. Выше мы отмечали задачи, которые стоят перед современными менеджерами и широкий спектр требуемых компетенций, формирование которых возможно лишь при корректировке образовательного процесса повышения квалификации специалистов.

Реализация компетентностного подхода предполагает, прежде всего, определение совокупности компетенций, которые необходимо развивать, а для этого необходимо[30]:

а) определить функциональные обязанности менеджера,

б) построить модель специалиста на основе описания совокупности компетенций, которые можно описывать в категориях «готовность», «способность» или «умения»;

Совокупность компетенций целесообразно разделить на две группы: ключевые компетенции и специальные компетенции. При этом печень ключевых компетенций может быть взят из ряда документов:

- материалы симпозиума Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы»;

- материалы доклада Европейского Совета «Конкретные задачи для систем профессионального образования и обучения будущего;

- «Декларация Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе»;

- списки ключевых компетенций Великобритании, Шотландии, Финляндии, Австрии и др. стран;

- опрос работодателей о необходимых персоналу умениях и навыках (для любых профессий);

- анализ государственных образовательных стандартов (квалификационных характеристик).

Необходимо также:

  • составить перечень специальных компетенций на основе специфики должностных обязанностей менеджера соответствующей компании и отрасли;
  • провести «операционализацию» каждой компетенции, иными словами в каждой компетенции выделить набор умений, которые её образуют (возможно выделение дополнительно знаний и личностных качеств);
  • построить матрицу развития каждой компетенции внутри модуля, иными словами провести внутрипредметные параллели;
  • провести оценку степени внимания развитию составляющих каждой компетенции и, в случае необходимости, провести межпредметную корректировку.

Безусловно, предложенные инициативы могут вызвать некоторое удорожание образовательной программы (за счет уменьшения численности групп), а также увеличение аудиторного фонда, что часто затруднительно для вузов. Однако повышение качества подготовки специалистов для отечественных предприятий и организаций того стоит[31].

2.3. Особенности предпринимателя и его деятельности

Предприниматели – это особая группа людей, отождествляющих себя с делом, преобразовывающих идеи в успешные инновации. Им свойственны индивидуализм, готовность и умение рисковать в принятии решений, осуществлении хозяйственных и экономических действий, склонность к соперничеству, рациональность в мышлении и действиях. Предприниматели, удовлетворяя свои потребности и преследуя личные интересы, невольно служат интересам рынка и всего общества, делая экономическое развитие возможным, но непредсказуемым. Это делает предпринимателя подозрительным для массы, но всякая попытка обойтись без него заканчивается, как предсказывал Шумпетер, тяжелой стагнацией[32]. В нашей статье мы сосредоточили внимание на среднем и малом предпринимательстве, так как развитие именно этого сегмента бизнеса является важнейшим условием перехода российской экономики к развитому состоянию и формированию полноценных рыночных отношений.

Хотя историки экономической мысли пишут, что в результате теоретических поисков Тюнена-Найта экономическая наука основательно продвинулась в познании сущности предпринимательства, однако, на наш взгляд, в сущности образования прибыли вообще и экономической прибыли в частности, они не сумели достигнуть достаточно ясных, теоретически обоснованных объяснений. [33]

И основная причина этого то, что не только они в те времена, но и современные специалисты в области экономической теории не могут, вопервых, выйти за шоры равновесного восприятия экономики вообще и предпринимательства в частности; вовторых, никак не могут в необходимой мере осознать дифференцированный характер экономики вследствие той же неравновесной ситуации с ценами на рынке даже на один и тот же товар вследствие чего, и возникает основание для образования экономической прибыли. Только восприятие экономики как неравновесной системы с дифференцированными значениями стоимостных параметров, характеризующих экономические субъекты, в частности предпринимателей, может дать единственно правильный ответ на проблему образования экономической прибыли в экономике.


Английский экономист Адам Смит ввел доктрину свободного предпринимательства, ставшую на долгие годы основой экономической науки. Смит охарактеризовал предпринимателей с позиции так называемого экономического человека, т.е. человека рационального, эгоистичного, строящего свои планы из принципа получения максимальной выгоды. Он сам планирует, организует производство, распоряжается результатами производства.

Именно эти свойства, по мнению Смита, отличают предпринимателей от других людей – наемных рабочих и землевладельцев.[34]

Своеобразен подход к проблеме предпринимательства у немецкого экономиста и социолога Вернера Зомбарта, который понимал под предприятием (в самом широком смысле) «существование дальновидного плана, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, подчиненных единой воле». При этом область предприятия (предпринимательской деятельности) вовсе не ограничивается только хозяйственной областью, а включает самые различные функции.

Поэтому Зомбарт вводит такое понятие, как предпринимательский дух, под которым он понимает «совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия».

C точки зрения Зомбарта, «предприниматель должен быть, если хочет иметь успех, трояким: завоевателем – организатором – торговцем».[35]

Как завоеватель, предприниматель должен обладать решимостью и силой побороть все препятствия, возникающие на его пути. Завоевателем он должен быть также в смысле человека, который имеет силу на многое, отважиться, который жертвует всем, чтобы достичь великого для своего предприятия. Для всего этого, в частности, необходимы духовная эластичность, духовная энергия, постоянство воли.

Для того чтобы окружающие действовали совместно с ним, предприниматель должен быть также хорошим организатором. «Организовывать», по Зомбарту, это значит «соединять много людей в счастливой, успешной, совместной деятельности». Следовательно, предприниматель должен обладать способностью оценивать людей в отношении их продуктивности, иметь талант заставить их работать вместо себя с максимальной отдачей и т.д.

В качестве торговца предприниматель должен уметь также «хорошо вести переговоры, договариваться, сговариваться», т.е. уметь вести торг. Главная цель предпринимателя – стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненная цель – рост прибыли. Тот, кто стремится, прежде всего, к прибыли, по утверждению Зомбарта, никогда не станет настоящим предпринимателем.