Файл: Оперативно-розыскная деятельность (Понятие оперативно - розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие, сущность оперативно - розыскной деятельности, ее основные задачи
1.1 Понятие оперативно - розыскной деятельности
1.2 Сущность оперативно - розыскной деятельности
2 Задачи оперативно – розыскной деятельности и виды оперативно - розыскных мероприятий
2.1 Задачи оперативно – розыскной деятельности
2.2 Виды оперативно - розыскных мероприятий, их понятие, основания и условия проведения
В то же время в литературе звучат призывы признать оперативно-розыскные мероприятия специальными следственными действиями. Итак, Ах. Соколов считает, что в отечественном уголовном процессе следует учитывать специальные следственные действия оперативно - розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона об орде. Свою точку зрения он аргументирует тем, что в Латвии довольно успешно действует это нововведение [13] [14]. Кроме Латвии, Грузии, Украины, Казахстана находятся на пути "секретных следственных действий". Уголовно-процессуальные кодексы этих стран предусматривают наличие тайных следственных действий. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Грузии предусмотрены секретные следственные действия: визуальный и любой другой контроль-наблюдение, осуществляемое лицами, непосредственно уполномоченными на это или с использованием технических средств; контроль закупок; контролируемая доставка; тайное прослушивание и запись сообщений, осуществляемых техническими средствами; отправка секретного агента в банду. ГПК Украины, в свою очередь, также содержит негласных следственных действий: аудио -, видеоконтроль лица; арест корреспонденции, снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей; установление местонахождения радиоэлектронного средства и др[15]. В Уголовно-процессуальном кодексе Казахстана такие скрытые следственные действия предусмотрены в Уголовно-процессуальном кодексе Грузии и Украины.
В. Статкус считает, что Уголовно-процессуальный кодекс ограничивает деятельность полиции в использовании средств и методов, успешно зарекомендовавших себя в практике борьбы с преступностью в других странах. В связи с этим предлагается объединить деятельность следователя и процессуальные, и оперативно-розыскные мероприятия.
Приведенные выше доводы основаны на том, что некоторые следственные действия аналогичны следственным действиям, что дает основание для представления об их личности. Но главным фактором являются возрастающие трудности в раскрытии преступлений в условиях роста и консолидации преступности по ряду причин, которые стимулируют поиск новых средств повышения эффективности расследования. Многие ученые обосновывают свою точку зрения, ссылаясь на опыт западных стран, в которых результаты ОРД используются в качестве доказательств и использоваться в качестве доказательств. Однако, С. А. Шефер считает все эти аргументы неубедительными. Являясь эффективным средством выявления и раскрытия преступлений, оперативно-розыскные мероприятия имеют правовой основы-статья 6 Федерального закона Об ОРД. Но они осуществляются в порядке, установленном настоящим нормативным актом, зачастую негласно и не опираются на четко определенную законом процессуальную процедуру, которая обязательно должна содержать гарантии прав и законных интересов лиц, участвующих в проведении следственного действия. Это лишает непосредственные результаты ОРМ до придания им процессуальной формы собственности допустимости, особенно необходимой в досудебном производстве. ОРМ не соответствует когнитивным и процессуальным характеристикам следственных действий и [16] не являются таковыми. Точка зрения С.А. Шейфера, по мнению автора, является наиболее привлекательной и обоснованной.
В то же время следует отметить, что в отечественной практике наблюдается тенденция, согласно которой оперативно - розыскные мероприятия проникают в уголовный процесс, превращаясь в следственные действия. Таким образом, нет никаких сомнений секретный характер такого следственного действия, как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК); контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК); получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК РФ). Зуев С. В. считает, что вопрос законодательного признания секретных следственных действий в нашей стране является вопросом времени [17] [18].
Оперативно-розыскную деятельность следует рассматривать как комплексную систему. Ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены и работают на конечный результат-цель, ради которой эта система существует [19]. Цель это основополагающий, главный элемент системы.
С философской точки зрения, цель-это конечный результат деятельности человека (или группы людей), который определяет выбор соответствующих средств и системы специфических действий. Цель объединяет действия человека в определенной последовательности или системе и выступает в качестве прямого мотива, направляет и регулирует различные действия [20].
Нет никакой активности вне цели, так как исчезают ориентиры и мотивация поведения, как у всего персонала организма, так и у отдельных его сотрудников.
Законодатель в статье 1 Федерального закона" Об оперативно - розыскной деятельности " № 144ФЗ от 12.08.1995 г. устанавливает цели оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, целью ОГА является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Направляя орд на достижение социально полезных целей, законодатель выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. В соответствии со статьей 2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь реальным содержанием. В то же время права и свободы человека и гражданина, признанные и гарантированные в главе 2 Конституции, непосредственно защищены государством от преступных посягательств. В частности, такие защитные средства является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.
Большое внимание уделяется цели обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Безопасность-это состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Если принять во внимание субъекты, осуществляющие ОРД, с присущими им целями, задачами и функциями, то нетрудно, по крайней мере в первом приближении, представить содержание понятия безопасности. В целом национальная безопасность - это конституционный порядок, суверенитет, территориальная целостность, материальные и духовные ценности, экономическая безопасность и др.
Следует обратить внимание на то, что назначение СОД очевидно в ходе достижения цели уголовного процесса. С этих позиций следует рассмотреть предоставление оперативно-розыскным органам процессуальных функций органов дознания. В статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указано, что органы дознания-это, прежде всего, полиции и территориальной составляющих, в том числе линейные, управления (отделы), а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с Федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД. При таком подходе их оперативно-розыскный статус усиливается сочетанием процессуального статуса, что придает системный характер решению проблем борьбы с преступностью. В связи с этим многие авторы рассматривают основную цель ОРД как средство обеспечения предварительного следствия, акцентируя внимание на том, что данная деятельность служит уголовному процессу.
2 Задачи оперативно – розыскной деятельности и виды оперативно - розыскных мероприятий
2.1 Задачи оперативно – розыскной деятельности
Для достижения вышеуказанных целей оперативно-розыскная деятельность выполняет ряд конкретных задач.
К. К. Горяинов определяет задачи ОРД как требующие разрешения законодателя распоряжениями (волеизъявлением, наказанием), предусмотренными Федеральным законом об ОРД и иными законодательными актами, составляющими действующее законодательство, посредством реализации которых осуществляется цель ОРД (защита от преступных посягательств) [21] [22]. Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения.
Все задачи можно разделить по степени реализации угроз в отношении защищаемых объектов в следующих видах:
- непосредственное обнаружение, выявление, пресечение преступлений, а также розыск лиц (в связи с совершением преступления);
- косвенные-профилактика преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, и розыск без вести пропавших.
По функциональным задачам ориентация ОГА klassificeret на четыре группы:
1. Профилактическое значение. В эту группу входят задачи: предупреждение преступлений (общее и частное предупреждение) и получение информации о событиях или действиях, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации;
2. Обнаружения. Известны проблемы раскрытия преступлений и их раскрытия;
3. Подавления. К этой группе задач в первую очередь относятся те, которые прямо указаны в Федеральном законе об ОРД. К ним относятся изъятие предметов, материалов и сообщений во время ОРМ и прекращение предоставления услуг связи в соответствующих случаях;
4. Поиск. Известна проблема розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также пропавших без вести[23] [24].
Законодатель в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144 - ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", определяет задачи оперативно-розыскной деятельности, среди которых:
1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершает их;
2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска пропавших без вести;
3. получение информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
4. установление имущества, подлежащего конфискации
Указанные в законе задачи образуют единую систему, в которой все они взаимосвязаны и взаимозависимы и определяют, в свою очередь, внутреннюю организацию ОГА (субъекты ОГА, их права и обязанности, ОГА, правовое регулирование и др.) для их решения [25] [26].
- Исходя из этого, необходимо различать вышеуказанные задачи и функции субъектов орд, которые закреплены в соответствующих законах с определением правового статуса этих субъектов.
- Таким образом, в число задач оперативно-розыскных органов полиции входят, прежде всего, задачи, закрепленные в статье 2 Закона О полиции. К ним относятся предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений; организация и осуществление розыска лиц, пропавших без вести от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести лиц и других лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также похищенного имущества.
- В то же время в Федеральном законе О полиции четко прописано, что органы, осуществляющие ОГА, решают задачи в пределах своих полномочий, а реализация ОГА не допускается для достижения целей и задач, не предусмотренных законом.
- Рассмотрим задачи, установленные статьей 2 Федерального закона " Об оперативно-розыскной деятельности:
- 1. Выявление преступлений и установление причастных к ним лиц осуществляется публично и тайно всем комплексом ОРМ, указанным в статье 6 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности. Без деятельности по "выявлению" и "установлению" невозможно продвижение по пути предотвращения, пресечения, раскрытия и т.д., законодатель ставит перед собой задачи, подчеркивая тем самым главную характеристику ОРД
- - ее разведывательный характер. Благодаря этому, это особое, уникальное занятие.
- Выявление преступных посягательств осуществляется с учетом специфики совершаемых деяний - общеуголовных, хозяйственных, в налоговой сфере и др. Если определенные виды преступлений очевидны с точки зрения факта (события) - кража, грабеж, разбой,
- - а необходимо установить лиц, их совершивших, другие виды, совершаемые, как правило, в экономической сфере, часто связанные с коррупцией, взяточничеством, требуют большой разведывательной работы для уточнения механизма его совершения, круга участников [27] [28].
Эта задача представляет собой особую, организационно-тактическую сторону Орды, которая характеризует уровень профессионализма сотрудников, эффективность их специфической, основанной на секретной, разведывательной и розыскной деятельности, а также перспективу раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников.
Предупреждение и пресечение преступлений-предполагает выявление и изучение фактов и обстоятельств, свидетельствующих о подготовке противоправных деяний, и принятие профилактических мер. В рамках этой задачи СРО получают оперативную информацию о преступных планах и берут на себя инициативу их разработки с целью недопущения их реализации, а также получают оперативную информацию об уже совершенных преступлениях с целью привлечения к уголовной ответственности виновных лиц и возмещения причиненного ими вреда. Оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и выявление лиц, которые их готовят, совершают или совершают, осуществляется в форме предварительной оперативной проверки или оперативной разработки и документируется в виде соответствующих оперативных протоколов. Получение в результате ОРД достоверной оперативной информации о лице, совершившем преступление, следует считать оперативно-розыскным раскрытием преступления. Раскрытие преступления в оперативно-розыскном смысле является необходимым условием дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию преступления, направленной на доказывание вины лица в совершении преступления.
Таким образом, деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в нашей стране осуществляется в непроцедурной (оперативно - розыскной) форме оперативно - розыскными органами и в процессуальной (следственной) форме органами предварительного следствия. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в оперативно-розыскной форме в зависимости от их категории осуществляется оперативно-розыскными подразделениями МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России, ФСО России, СВР России. Агентство внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации могут проводить оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения своей безопасности, если это не затрагивает полномочий других органов. Многофункциональным органом общей компетенции в сфере противодействия преступности является Министерство внутренних дел России. Компетенция Министерства внутренних дел и других оперативных следственных органов определена и ограничена законодательно установленных сферах их деятельности и компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением ФСО России и СВР России. Несмотря на формальное возложение полномочий ФСО и СВР на следственные органы в уголовном производстве (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ юрисдикцию их устанавливает. Отметим, что оперативные подразделения МВД России и других органов также выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, в которых обвиняется Следственный комитет РФ, не имеющий собственных оперативных подразделений, поскольку не относится к органам, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности.