Файл: Оперативно-розыскная деятельность (Понятие оперативно - розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.цели оперативно-розыскной деятельности должны соответствовать требованиям морали и этики, быть направлены на обеспечение безопасности общества и государства, защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека, имущества от преступных посягательств.

Таким образом, отслеживание событий является неотъемлемой частью ОРД, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну. Она представляет собой совокупность действий специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, осуществляется с соблюдением оснований и условий, регулируемых законом, отвечает нормам морали и непосредственно направлена на решение задач и задач ОРД.

Более подробно, необходимо остановиться на основаниях и условиях проведения ОРМ. В соответствии со ст. 7 Федерального закона Об ОРД к ним относятся:

1.Наличие уголовного дела. Эта основа является общей для всех ОРМ, которая может осуществляться как в присутствии подозреваемых по делу, так и в отсутствие таковых в связи с тем, что одной из основных задач ОГА является выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, причастных к ним (Не имеет значения, кто (орган дознания, следователь или следователь) возбудил дело и в чьем производстве оно находится. По данным искусства. 144 УПК РФ на стадии возбуждения уголовного дела следователь, следователь вправе при сканировании сообщения о преступлении дать органу дознания обязательное для исполнения письменное указание о проведении оперативно - розыскных мероприятий. Результаты таких ОРМ в будущем могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела.

При наличии уголовного дела ОРМ, направленного на облегчение процесса доказывания, установить юридически значимые [44] обстоятельства: события преступления, вина лиц, характер и размер вреда, причиненного преступником, и другие обстоятельства, которые не могут быть установлены только процессуальными средствами или крайне затруднительны. Кроме того, следует иметь в виду, что факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает иных оснований для проведения ММТ.

2. Становятся известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информация о:

-признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;


- событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

- лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;

- пропавшие без вести, и обнаружение неопознанных трупов. Однако законодатель не уточняет, каким образом эта информация стала известна следственным органам. Законодатель не устанавливает никаких критериев или ограничений на появление таких данных. По своему происхождению, такие фактические данные могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, а также другими способами (не процессуальной, а не оперативно-розыскную стороны). На основе анализа действующего законодательства и практики оперативного поиска можно выделить следующие источники такой информации:

а) заявления и сообщения о преступлениях, которые в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом, являются основанием для возбуждения уголовного дела. При отсутствии достаточных данных принять обоснованное решение о возбуждении уголовного дела в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом

необходимо проводить проверочные мероприятия, в том числе посредством оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с частью 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе провести ряд следственных и иных процессуальных действий (получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, назначать судебную экспертизу, производить осмотр места происшествия, освидетельствование), в том числе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

б) публикации в средствах массовой информации. Основой послужит информация, содержащаяся в СМИ о тех или иных фактах, имеющих криминальные признаки и поэтому требующих проверки;

В) сообщения медицинских учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями (например, огнестрельными, осколочными, колотыми и др.);

ж) результаты аналитической работы следственных органов по анализу и оценке оперативной обстановки и оперативных подразделений службы, по которым могут быть выявлены признаки подготовки и совершения или совершения замаскированных экономических или иных преступлений;

д) информация, полученная от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющих ОРД, в том числе на конфиденциальной основе;


e) акты ревизии;

ж) Материалы проверки по административным правонарушениям и др. Следует согласиться с А.Г. Маркушиным в том, что ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения это не только ожидаемые оперативно - розыскными [45] органами сообщения, но и также результатом ежедневной профессиональной следственной деятельности является выявление признаков преступления и лиц, причастных к ним. Это заявление непосредственно вытекает из уставных целей ОРД.

3. Поскольку самостоятельным основанием для проведения ОРМ являются поручения следователя, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении которых находятся в их производстве. Ордер-это письменный документ, составленный в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса. Устное указание (указание) названных участников уголовного производства не является основанием для производства ОРМ. Письменные поручения следователя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа обязательны для исполнения органами, осуществляющими ОРД (пункт 2 статьи 14 Закона Об ОРД). Они направляются руководителю соответствующего следственного подразделения, который дает указания относительно деятельности подчиненных им сотрудников. В письменной инструкции четко изложены вопросы, требующие уточнения, и изложена информация, необходимая для ее выполнения. Отправленное распоряжение не должно содержать указания на вид и тактику ОРМ. Это определяет должностное лицо следственного органа. Указанные в инструкции лица имеют право ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения инструкций. По результатам ОРМ, проведенного по поручению следователя, следователя, прокурора или суда, выдается рапорт оперативного работника.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по основаниям, указанным в статье 7 Федерального закона Об ОРД.

Запрос представляет собой официальный оперативный документ, направленный в другой орган, уполномоченный осуществлять ОРД. Взаимные обязательства по выполнению поручений органов, осуществляющих ОРД, определяются межведомственными соглашениями и нормативными актами, утверждаемыми руководителями этих органов. Запросы других оперативно-розыскных органов о проведении ОРМ оформляются в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего уровня.


5. Приказ о применении мер безопасности в отношении охраняемых лиц органы, осуществляющие ОРД, могут быть привлечены к защите определенных лиц при наличии достаточных доказательств того, что им или их родственникам угрожают убийством, насилием, уничтожением или повреждением имущества или иными общественно опасными противоправными действиями.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Выполнение таких запросов зафиксировано в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "об ОРД" как ответственность органов, осуществляющих ОРД. Основанием для производства ОРМ будет являться информация, содержащаяся в запросах о конкретных уголовных фактах и лицах, причастных к ним. Помимо этих оснований, могут проводиться оперативно - розыскные мероприятия по сбору данных, необходимых для принятия тех или иных решений. Е. С. Дубоносов выделило базы данных в отдельную группу - "сбор информации для обеспечения административных и оперативных целей."К этой группе в соответствии со ст. 7 ФЗ Об ОРД, в частности, относится к сбору информации по ОРД для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, при поступлении на работу, связанную с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды, о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления и т. д.

Конечно, основа ОРМ тесно связана с целями и задачами ОРМ. В этой связи, является правильным, по мнению автора, является принятие Исиченко А. П. О. А. Вагина и учитывая, что оснований для проведения ОРМ в отношении целей и задач ОРД, можно сделать вывод, что для ОРМ необходимо лишь предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных признаков таких деяний или лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может быть версия, основанная на фактах. Это утверждение авторов вытекает из таких задач ОРД, как: выявление, предупреждение, пресечение преступлений; выявление и установление лиц, их подготовка; получение информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Соответственно, для решения этих проблем через ОРМ необходимо иметь достаточно обоснованное предположение о причастности лиц к совершению преступления, о признаках преступления, о событиях, представляющих гипнотическую угрозу. При этом результаты проведения одного ОРМ могут быть положены в основу проведения другого.


Исследуя оперативно-розыскные мероприятия, необходимо остановиться на их количестве и видах. По данным искусства. 6 Федерального закона "об ОДС" в Российской Федерации предоставляет пятнадцать оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочной закупки, исследования предметов и документов, наблюдение, идентификация, обследование помещений, зданий, сооружений, территории и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, [46] оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации. Статья 6 также предусматривает, что указанный выше перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным законом. Поэтому некоторые ученые считают, что только те меры, которые предусмотрены законом об ОРД, являются оперативно-розыскными, и любые изменения в этот перечень являются правовыми в случае внесения изменений в этот закон, а не в другой нормативно-правовой акт. Итак, А. Ю. Шумилов считает, что оперативно-розыскное применение психофизической экспертизы (использование полиграфа) не может быть признано самостоятельным оперативно - розыскным действием до внесения соответствующих указаний в закон Об ОРД.

Однако, на практике, органы, осуществляющие ОРД, давно уже совершенные действия, которые не входят в перечень оперативных мероприятий, но, по мнению автора, к ним принадлежат: засады, преследования противника (визуальный или не визуальный), захват, различные оперативные ловушки и т. д.Эти мероприятия родились задолго до принятия закона об ОРД, их эффективность проверена временем и от них не следует отказываться. Так, количество оперативно-розыскных мероприятий шире, чем зафиксировано в законе об орде.

Отсутствие упоминания в законе об ОРД некоторых актуальных видов деятельности ставит перед практиками вопрос об их легализации путем "привлечения" к предусмотренной деятельности. Так, засада может быть оформлена как оперативно-следственное действие "слежка". Кроме того, технологический прогресс приводит к постоянному обновлению специальных технических средств, расширению их возможностей, что объективно приводит к увеличению количества мероприятий и действий, осуществляемых органами, осуществляющими ОРД. [47]