Файл: Оперативно-розыскная деятельность (Понятие оперативно - розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие, сущность оперативно - розыскной деятельности, ее основные задачи
1.1 Понятие оперативно - розыскной деятельности
1.2 Сущность оперативно - розыскной деятельности
2 Задачи оперативно – розыскной деятельности и виды оперативно - розыскных мероприятий
2.1 Задачи оперативно – розыскной деятельности
2.2 Виды оперативно - розыскных мероприятий, их понятие, основания и условия проведения
1. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска пропавших без вести. Розыск лиц, которые скрылись от органов дознания, следствия, суда и исполнения приговора является одним из приоритетных направлений работы правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, так как имеет прямое влияние на раскрываемость преступлений, сроки расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, гарантирует своевременную защиту прав жертв и неотвратимости наказания[29] [30].
- Задача обыска подозреваемых и обвиняемых перед органами, осуществляющими Орды, ставит следователь, как во время предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Статья 210 УПК РФ "розыск подозреваемого, обвиняемого", - следователь назначают в случае неопределенности местонахождения этих лиц, поручая им к выдаче органами дознания (со ссылкой на органы, осуществляющие ОРД).
- Организация розыска регулируется специальными ведомственными нормативными актами.
- По масштабу выполнения поисковой работы Маркушин выделяет следующие виды поиска:
- 1) местные. Производится на территории субъекта Российской Федерации после проведения первичной проверки и не позднее 10 дней с момента получения постановления. Включает в себя комплекс действий по обнаружению разыскиваемого лица с использованием локальных, локальных записей и информационно-поисковой системы.
- 2) Федерального. Она проводится на всей территории Российской Федерации с использованием специальной сигнальной системы оперативного и справочного учета, с использованием современных информационно-вычислительных систем. Он объявляется тогда, когда локальные поисковые мероприятия не принесли желаемых результатов, как правило, через полгода с даты его начала. Однако при необходимости этот вид поиска может быть введен сразу после принятия процессуального решения о производстве поиска.
- (3) Международный. Оно объявляется, когда федеральный розыск не дал результатов, или когда поступает информация о том, что разыскиваемый обвиняемый находится за пределами Российской Федерации. Используя систему международного поиска, поисковые подразделения России имеют возможность установить местонахождение лица, установить розыск, установить контроль за деятельностью и передвижением лица, скрывающегося от правоохранительных органов за пределами России, [31] задержать его с последующей экстрадицией в соответствии с установленной процедурой.
Говоря о задаче ОРД, которая заключается в розыске пропавших без вести лиц, следует отметить, что многочисленные факты исчезновений, в настоящее время, являются острой проблемой в России. Ежегодно в России исчезает более 80 тысяч человек. Хотел лишь около 9 тысяч человек. Поэтому данная задача является чрезвычайно актуальной и решается посредством активных оперативно - розыскных и других мероприятий. Правовой основой поиска является заявление заинтересованного в поиске лица: родственников, знакомых или организаций, например, специальных медицинских учреждений [32] [33].
- Организация и производство поиск осуществляется без уголовного дела в соответствии с законом Об ОРД и ведомственными инструкциями, например, Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с исчезновением неизвестных граждан, утв. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 70 г. МВД России от 27.02.2010 г. 122 г.
- 1. Получение информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
- Эта задача выполняется в первую очередь специализированными оперативно-розыскными органами-подразделениями ФСБ России и СВР России. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Государственная безопасность предполагает защиту конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, военная безопасность — защиту от военных угроз, экономическая — обеспечение экономического благополучия страны, информационная — состояние защиты информационной сферы, экологическая — состояние охраны окружающей среды. Под извлечением информации следует понимать упреждающий поиск этой информации через ОРМ. Органы безопасности в пределах своей компетенции информируют Президента Российской Федерации, Премьер-Министра Российской Федерации и по их поручению федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации, а также извлекают информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации и повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала.
- 2. Независимая и важная задача управления заключается в установлении имущества, подлежащего конфискации. Эта задача была введена сравнительно недавно. Это связано с принятием в конце декабря 2008 года ряда федеральных законов в рамках антикоррупционной политики. Эта задача призвана обеспечить одно из важнейших обстоятельств, подлежащих доказыванию-характер и размер имущественного ущерба, причиненного преступлением. В процессе работы необходимо установить оперативно-розыскные меры, не приобретается ли имущество проверяемого или обвиняемого преступным путем, или на средства, полученные от совершения преступления [34] [35].
Несмотря на наличие в Федеральном законе" Об оперативно-розыскной деятельности "отдельной статьи" задачи оперативно-розыскной деятельности " (Статья 2), перечень задач, выполняемых оперативно-розыскными органами, фактически шире. Другие задачи ОГА могут быть определены путем анализа и системного толкования положений ст. 2, 7 и 8.1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статей ряда других федеральных законов. Другие задачи включают в себя: идентификацию неопознанных трупов; обеспечение безопасности охраняемых лиц в порядке, предусмотренном федеральными законами от 20.04.1995 № 45-ФЗ" О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов "и от 20.08.2004 № 119-ФЗ"О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Кроме того, оперативно-розыскные органы, согласно части 2 статьи 7 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности", реализуют задачу по сбору сведений, позволяющих принимать управленческие и организационные решения: о доступе к сведениям, составляющим государственную тайну; допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды; в допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; создания или поддержания с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий; об обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; предоставлении или аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника; надежность предоставляемых государственного или муниципального служащего или гражданина, претендующего на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что следственные действия осуществляются не только для достижения целей в области преступности, но и задач, не связанных непосредственно с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Конечно, набор общих задач, возложенных на органы, осуществляющие ОРД, гораздо шире, чем задачи, возложенные на органы дознания и предварительного следствия в уголовном процессе. В частности, МОЗМ для получения информации об угрозах государственной, военной, экономической, информационной и экологической безопасности Российской Федерации может быть непосредственно не связана с преступными посягательствами, а следовательно, с целями уголовного производства, а также с осуществлением розыска пропавших без вести лиц.
Вышеизложенное позволяет говорить о конфликте между целями, определенными в Федеральном законе об ОРД, и задачами, указанными в статье 2 ОРД. Эта проблема выражается в том, что задачи, перечисленные в статье 2 и части 2 статьи 7 Федерального закона "об ОРД", позволяют толковать ОРД в достаточно "широком" смысле этого слова, т. е. не только для непосредственной защиты от преступных посягательств, но и для обеспечения ряда административно-правовых режимов. Назначение ОРД (охрана тех, кто перечислен в ст. 1 объектов от преступных посягательств) свидетельствует о понимании законодателем цель ОРД исключительно в "узком" смысле слова, т. е. только для защиты от преступных посягательств [36] [37]. Автор считает необходимым урегулировать данный конфликт на законодательном уровне, четко и полно определив задачи ОРД, соответствующие цели ОРД.
Обозначив принципиальные отличия оперативно-розыскной и уголовно - процессуальной деятельности, следует отметить, что основной задачей оперативно - розыскной деятельности, определенными в статье 2 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности", является раскрытие преступлений. Задачи уголовного процесса является расследование уголовных дел. Следует согласиться с Ж. Л. Дэллоуэй, которая утверждает, что в раскрытии преступления совсем не значит ее изучить. Понятие "раскрытие" преступления характеризует отношение к факту преступления: факт известен-он раскрыт, не известен - не раскрыт. Понятие "расследование" описывает правовую деятельность, которая предусматривает предоставление доказательств в установленном порядке об обстоятельствах преступления для принятия соответствующего решения.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что оперативная деятельность, исходя из своего характера, должна способствовать осуществлению уголовного процесса, а не подменять его.
То есть разведывательный орган отличает оперативную деятельность системы от уголовно-процессуальной деятельности. И. А. Насонова считает, что уголовно-процессуальная и следственная деятельность, будучи объединена общей целью раскрытия преступлений, отличается рядом существенных признаков. Одно из отличий состоит в том, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий, несмотря на некоторую их созвучность следственным действиям, проводимым УПК РФ (обследование, контроль почты, прослушивание телефонных разговоров телеграфными и иными сообщениями, обследование помещений, зданий, сооружений, территорий и транспортных [38] средств и т.д.), доказательства не собираются. В то же время, согласно статье 11 Федерального закона "об уголовном процессе", результаты следственной деятельности могут быть использованы при доказывании уголовных дел в соответствии с положениями Уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регулирующего сбор, проверку и оценку доказательств. Однако, следует помнить, что только в результате уголовные дела были получены сведения, которые служат доказательствами по уголовному делу. Более того, к таким уголовно - процессуальным действиям относятся в основном следственные действия (допросы участников оперативно-розыскных мероприятий, осмотр представленной темы, назначение экспертиз фонограмм и видеозаписей и др.).
2.2 Виды оперативно - розыскных мероприятий, их понятие, основания и условия проведения
Оперативно-розыскные мероприятия являются важнейшим элементом структуры ОРД, осуществляются в соответствии с ее целями и задачами, регулируются соответствующим законодательством.
Концепция оперативно-розыскной деятельности является одной из ключевых в исследуемой теме. Нормативного определения оперативно-розыскных мероприятий не существует. Она разработана на основе оперативно-поисковой теории.
Вагин О. А. Под оперативно-розыскным действием понимаются действия, закрепленные в Федеральном законе "Об оперативно - розыскной деятельности", или совокупность действий, в рамках которых используются гласные и негласные средства и методы, направленные на решение проблем ОРД[39] [40].
Автор также отмечает, что по своей сути ОРМ направлен на извлечение информации, выявление скрытых (скрытых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск пропавших лиц. Лапин Е. С. указывает, что оперативно-розыскные мероприятия - это действия, закрепленные в оперативно-розыскном законе, в рамках которых используются гласные и тайные силы, средства и методы, направленные на получение и реализацию информации, служащей достижению целей и задач ОРД[41] [42].
А. Шумилов определяет норму как поведенческий акт субъекта, непосредственно осуществляющего и (оперативника, агента и др.).), суть которого заключается в получении необходимой информации для достижения целей и задач ОРД[43].
Основываясь на приведенных выше определениях, можно выделить признаки ОРМ:
1. Следственная мера непосредственно направлена на решение задач ОРД, что отличает ее от других видов деятельности органов, осуществляющих Орды (например, связанных с получением новых специальных технологий);
2. оперативно-розыскных действий осуществляется только при наличии специальных оснований и условий проведения, прямо указанных в ФЗ Об ОРД;
3. организация и тактика оперативно-розыскного мероприятия составляет государственную тайну; приемы, методы, способы его проведения, тактика изготовления, а также порядок, организация такого мероприятия не подлежат оглашению;